Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория научения, бихеовиризм: Торндайк, Уотсон, И.П. Павлов, Скиннер




Психоаналитическая концепция личности: З. Фрейд, К Юнг, Д. Фромм.

Психоанализ основан на двух базовых гипотезах:

- каждое психическое явление имеет определенную причину, то есть детерминировано (например, сны);

- бессознательные процессы играют более значимую роль, чем сознательные.

Таким образом, исходя из этих утверждений можно сделать вывод, что если подсознание – это источник первичных стимулов человеческого поведения, то психоанализ – это теория механизмов человеческого подсознания.

Бессознательное – это множество системных образований в психике, которые не являются предметом контроля со стороны ясного сознания.

Но при этом многие из этих образований могут быть «вызваны» в зону ясного сознания. Однако, это удается не всегда, то есть сам процесс не осознается человеком.

Некоторые неприятные переживания вытесняются из сознания, но продолжают регулировать поведение. Поэтому в психоанализе выдвинуты защитные механизмы, которые проявляются в случае угрозы психическому состоянию человека.

Защитные механизмы, которые проявляются в случае угрозы:

- вытеснение: запретное чувство (страх, гнев) вытесняется из сознания в область бессознательного, так как сознательное переживание противоречит пониманиям о добре и зле и порождает неприятные и тягостные ощущения, мешающие нормальной жизни.

- перенесение – это перенос чувств и ощущений на других людей.

- рационализация – это смягчение неприятных чувств (например, дизайном, музыкой).

- замещение: осознание неприятных желаний подавляется и заменяется противоположным.

Таким образом, психоаналитическая теория построена на признании сопротивления, которое оказывает человек при попытке сделать бессознательное сознательным, но при этом мысли остаются необъяснимыми.

 

Теория научения – это важнейшее направление в теории и практике организационного поведения (конец 19 века – середина 20 века).

Родоначальником этой теории является Торндайк (специалист по проблемам обучения). Он сформулировал закон «проб и ошибок».

В конце 19 века это направление требовало причинных объяснений.

Уотсон: «Объяснить действия человека – это значит найти внешние воздействия, которые вызывают поведение».Эту причину он назвал стимулом и предложил формулу: S (стимул) – R (реакция).

Уотсон основал теория бихеовиризма, а S – R объявил единицей поведения. Он поставил перед исследователями задачи:

- выявить и описать типы реакций;

- исследовать процессы их образования;

- изучить законы из комбинаций, то есть исследовать сложное поведение.

Если это удастся, то уже можно и предсказывать поведение.

Рассуждения Уотсона строятся на вере. Он говорит, что можно объяснить поведение не только отдельных людей, но и группы. Сложное поведение он объяснял с помощью образования комплекса безусловных реакций. Он утверждает, что все человеческие действия – это комплексы реакций.

Скоро обнаружилось ограниченность схемы S – R, так как и стимул, и реакция находятся в сложных отношениях и проследить между ними связь невозможно.

Э. Толмен ввел промежуточное звено:

S – V – R, где

V – это внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула, то есть влияют на внешнее поведение (цели, намерения и т.д.).

Продолжатели бихеовиризма исследовали инструментальные (оперантные) рефлексы. Отсюда бихеовиристы делали вывод, что с помощью стимулов и подкреплений можно лепить любое человеческое поведение, можно манипулировать этим поведением. Человек – это раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.

Бихеовиризм объясняет закономерности рыночного поведения. Но степень типичности распространенности различна.

Бихеовиристы выделяют понятие «подкрепление», например, уважение, одобрение, внимание других людей.

Скиннер дополнил учение бихеовиристов характеристикой оперантных реакций, то есть самопроизвольно вырабатываемых организмом на наказание или поощрение.

Использование теории бихеовиризма в работе менеджеров: бихеовиризм в воспитательной и образовательной работе есть ничто иное как научение.

Научение – это формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма со средой.

Научение в менеджменте – это результат взаимодействия человека и организации, это достаточно устойчивый процесс.

Процесс осознанного научения поведения:

1. у человека должен быть имеющийся определенный уровень научения поведения, который он получает в семье;

2. необходимость осуществления действий;

3. выбор способа осуществления действий исходя их достигнутого уровня научения;

4. осуществление действий в соответствии с выбранными способами;

5. Получение определенных последствий осуществленных действий (расплата за действия);

6. Восприятие и оценка последствий осуществленных действий;

7. Изменение или закрепления представления о способе действий;

8. Изменение уровня научения поведения.

Таким образом, изменение поведения человека можно рассматривать как следствие научения, а само научение поведения – это функция последствий для человека произведенных действий.

Виды научения:

1. Привыкание: когда организм научается не учить или не обращать внимание на повторяющиеся события;

2. Классическое обусловливание: когда организм научается связывать одно событие с другим;

3. Оперантное обусловливание: организм вырабатывает новые способы осуществления своих целей.

Скиннер: «Если человек видит, что его поведение приводит к благоприятным последствиям, то он стремится повторить это поведение и наоборот».

4. комплексное научение: предполагает возникновение новых связей (то есть ассоциаций) между событиями и новыми фирмами поведения.

Формирование поведения – это систематическое подкрепление каждого удачного шага. Метода формирования могут быть и положительными, и отрицательными.

Правила подкрепления:

- подкрепление должно быть определенного типа;

- в организациях одни типы наград бывают более эффективны, чем другие;

- скорость обучения необходимому поведению зависит от временного графика подкреплений.

Главенствующее место в научении принадлежит убеждению. Также используется метод внушения, то есть формируется некритическая податливость, характеризуемая отсутствием логики.

Используя эти методы менеджер изменяет поведение.

Результат научения – это обратная связь с подчиненными и поведение менеджера.

Применять теорию научения – это означает изучать структуры поощрения и наказания, понимание их механизма влияния.

Процесс взаимодействия сотрудника и организации также характеризуется научением, в основе которого заключено усвоение идеи и ценностей организации.

В зависимости от этих норм и ценностей возможны 4 вида адаптации:

- отрицание, то есть неприятие нор и ценностей;

- конформизм, то есть субъективная оценка, которая складывается под влиянием большинства;

- мимикрия, то есть основные нормы и ценности не приняты, но соблюдаются необязательные, которые маскируют неприятие основных;

- адаптивный индивидуализм, то есть обязательные нормы и ценности приняты, необязательные принимаются частично либо вообще не принимаются.

Отрицание и мимикрия приводят к конфликту с организацией.

Плюсы бихеовиризма:

- провозглашены идеи приспособления человека к социальной среде;

- провозглашены идеи о связи стимулов и человеческих действий как непосредственных реакций на них;

- провозглашены идеи о влиянии врожденных рефлексов на формирование стереотипов поведения.

Вывод: Поведение человека интегрирует в себе осознание, действия, внешние и внутренние побуждение, разум, волю, свободу, ответственность, что несвойственно животному. Вместе с тем человек – это высшее существо, которое наделено сознанием, а не просто совокупность реакций.

Подражателей бихеовиристов называют авторами концепции модификации поведения.

Авторы этих концепций выдвигают идеи о том, как можно достичь желаемого поведения, его видоизменения и модификации. Их идеи могут служить основой для создания заранее «запрограммированной» культуры поведения. Для этого нужно подкреплять нужные реакции путем одобрения, поощрения, вознаграждений, а, следовательно, внутреннее подкрепление самого организма.

Скиннер стал инициатором программированного обучения. С помощью видоизменений невозможно построить морально здоровое общество.

Теория модернизации – это теория изменений, обновлений и совершенствования.

Сюда также относятся концепции мотивации.

Один из основателей когнитивной концепции – Толмен. Он считал, что когнитивное научение заключается в установлении связи между когнитивными сигналами внешней среды и ожиданием. Главный метод изучения – эксперимент. Подход Толмена описывается следующей схемой: S (стимул) – S (стимул), то есть научение, основанное на связи между сигналом и ожиданием (выполняя задание жди вознаграждение).

Чтобы эти ожидания оправдались надо быть компетентным, то есть не только приобретать и передавать знания, но и тренировать память и способы обработки информации.

Именно на этом требовании основаны теории мотивации. Теория ожидания, теория Локка целеполагание, теория контроля – все это когнитивные концепции, характеризующие направленность организационного поведения. Знания, которыми располагает человек, предопределяют его поведение. В этом и есть суть когнитивной теории.

Загадка Лапьера: отсутствие соответствия между вербальными проявлениями и поведением (то есть тем, что говорят).

В середине 20-го века стали доминировать теории когнитивного соответствия, что можно рассматривать как попытку создать целостную познавательную систему (верования, мнение, социальные установки, ценности), которая характеризует личность.

Фестингер начал создание теории о когнитивном диссонансе.

Диссонанс – это негативное побудительное состояние, которое имеет место всегда, когда индивид обладает одновременно двумя знаниями, которые психологически противоречивы. Это состояние неприятно, люди стараются ослабить его с помощью введения нового знания. Поэтому диссонанс выступает условием ведущим к деятельности, направленной на ослабление диссонанса, подобно тому, как голод побуждает человека действовать, чтобы ослабить чувство голода.

Фестингер выделяет 4 типа диссонансных отношений:

- логическая несогласованность;

- несогласованность с культурными нормами;

- несогласованность между знаниями различной степени обобщенности;

- несогласованность с прошлым опытом.

Таким образом, рассматривая теорию когнитивного диссонанса, можно говорить о то, что между когнитивными элементами могут существовать диссонансные отношения и т.д.

Два типа ситуаций, в которых неизбежно возникновение диссонанса:

- принятие решений;

- устойчивость.

В ситуациях, где человек выбрал между двумя или более альтернативами, значимые решению являются 3 когнитивные элемента:

- знание о выборе;

- положительные свойства выбранной альтернативы и отрицание отвергнутой;

- отрицательные свойства выбранной альтернативы и положительные отвергнутой.

Последствия устойчивости: индивид включается в деятельность, противоречащую его ценностям. Обычно это сопровождается давлением.

Давление может быть двух видов:

- угроза наказания;

- предложение награды.

Здесь важными являются знания о фактическом поведении, личное отношение, величина ожидаемой награды или избегаемого наказания.

Результат давления:

- человек ведет себя согласно личным отношениям, подвергается наказанию и лишается награды;

- наоборот.

При неустойчивости величина диссонанса тем выше, чем больше упущенная награда или ожидаемое наказание. Обычно ситуация заставляет вести себя соответствующим образом.

 

4. Гуманистическая теория (теория роста): А. Маслоу, К. Роджерс.

 

Основатели теории роста – А. Маслоу, К. Роджерс, Олперт.

Маслоу основал даосскую науку. Он утверждал, что все знания, касающиеся жизни, являются продуктом непосредственного личного опыта, сто это знание нельзя ничем заменит любое абстрактное познание полезно, если есть знания о личном опыте.

В основе теории роста гуманистическая психология. В центре этой концепции личность «Я».

Личность «Я» - это право человека быть самим собой, сохранять свою целостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить жизнь и нести за нее ответственность. Все это принципы саморазвития и саморегуляции.

Роджерс предложил идеи объяснения поведения путем нацеленности личности на самосохранение организма и самоусиление «Я» - личности. Прием складывается из самооценок и отношения к окружающему миру.

Роджерс использовал метод психотерапии, который позволяет создать глубокий личностный контакт человеком с окружающим миром. Его заслуга, что он создал интерсубъектное знание. Помог ему в этом опыт психиатра.

Кроме эмпатии и атмосферы доверия должна быть предпринята попытка понять и принять внутренний мир человека в надежде, что этот путь приведет к изменению личности, что способствует подлинному и приносящему удовлетворение процессу становления пациента.

Этот вид учения и есть процесс самопознания, то есть открытия самого себя. Этому процессу научить нельзя, его можно только пережить.

Роджерс предложил гуманистическую психологию.

Стремление к хорошей жизни – это стремление к самореализации. Таким образом, Роджерс открывает путь к творческой деятельности – самореализации. Для реальности этого пути он выделяет внутренние условия:

- открытость опыту;

- внутренне оценивание;

- способность к неординарности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.