Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Бердяева. Философия свободы




Бердяев (1826-1948) – экзестеаналист. Эволюция взгядов от Марксизма к идеализму, далее к православию «Философия свободы», «Смысл творчества», «Духи русской революции», «Смысл истории», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея». Наиболее плодотворный период – «Смысл творчества (основная работа, 1916 г.) – философский манифест с основными проблемами.

Особенности философии.

Основная проблема философии – не проблема бытия, а проблема свободы. Содержание «свободы» менялось, не оставалось неизменным. Но не менялось противопоставление свободы как основы жизни единичной личности началу родовому коллектив, общество, государство (враг и поработитель личности).

Другая проблема – противопоставление творчества и рождения. Таким образом, главная центральная проблема → свободы.

Водораздел между Платоном и Кантом → один из вопросов русской философской мысли. Флоренций считал Платона родоначальником русской философской идеи. Понимание и предназначение русской философии. Мир идей (родовое): патриотизм.

«Смысл творчества».

Оказало влияние творчество Соловьева → в основу «Смысл творчества». Царственное чувство человека (вечного – антропоз). Мир лежит во зле. Из зла нужно выйти. Выход из антиномии и величия и ничтожества человека видит в обожествлении человека и очеловечивании Бога → человеческое творчество → продолжение мирового творчества (от Бога-творца) → преодолеть антиномии. Традиционное богословие унижало человека. Христианство рассматривает человека как раба Божья. Спасение человека от греха есть только предварительная цель. Конечная цель – творчество. Творчеством оправдывают человека, его жизнь. Вступает в новый период сознания, связанный с творчеством. Культ святости должен быть дополнен культом творчества. Бердяева волновала антроподиция (Оправдание человека в творчестве и через творчество. Третье антропологическое откровение, возвещающее о новой творческой религиозной эпохе.), а не трагедия человека. Это третье откровение нельзя ждать, его должен совершить сам человек. Бердяев верит, что человек сотворен для свободы – долг, признание. Но изначально свобода вступает в противоречие с фактом природной детерминации, обществом, божеством.

1. Иррациональная свобода → в основе произвол.

2. Рациональная (ответственность).

3. Сверхиррациональная (субтерминированная).

Свобода соединяется с божеством, т.е. свобода в Боге. Главная проблема → иррациональная свобода, которая коренится в ничто. Т.о., свобода не вывод из бытия. Свобода существовала до бытия. Человек есть дитя божье и в то же время несотворенной свободы. Свобода предшествует бытию Бога. Бог всесилен над человеком, но не над несотворенной свободой. Бездна иррациональной свободы – источник зла. Бердяев разграничивает Боги и зло → первооснова свобода, которой предшествует Богу. Боготворение = грехопадение, т.к. творение – форма объективации (субъект творит объект). Бог подчинен свободе. В объективации заключается слабость Бога (т.к. сотворил зло, иррациональную свободу). Вторичный мир – искупление зла.

Объективации

1. Сотворение мира

2. Богоявление (искупление и жертвоприношение)

Зло не подчинено Божеству. Бог жертвует сына. Бердяев отделял свободу от бога и человека → анталогизирует свободу и зло. Т.е. в акте творчества → зло. Вопрос зла и творчества – сущность новой религиозной эпохи (третьего откровения).

Философия современного кризиса.

«Смысл истории», «Новое средневековье». Суть современного кризиса – отход человечества от христианства, гуманизма. Под христианством понимает церковь, вступившую в компромисс с миром, обуржуазилась. Вместо органической культуры человечество создает механическую цивилизацию. Вместо образа и подобия божества человек становится образом и подобием бездушной машины, которая властвует над человеком → человек раб.

Коммунизм – протест против буржуазной культуры, зараженной материализмом м безбожным духом. Современная капиталистическая цивилизация убила бога → процессы гниения. Биржа стала господствующей и регулирующей силой → переход к варварству, новому средневековью. Но прежнее средневековье предохраняло от разложения. Буржуазная культура сама создала почву для своего падения, т.к. низвергла понимание сути человеческой истории (земная + небесная).

 

Экзистенциализм (философия существования).

- иррационалистическое направление, возникшее (в России в начале 20-ого века, в Германии после I Мировой войны, во Франции в период II Мировой войны, после и в других странах) как выражение кризиса буржуазного общества.

Идейные истоки – учение Кьеркегора (1813-1858), философия жизни, феноменология.

Экзистенциализм:

1. Религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер).

2. Атеистический (Хайдеггер, Сатр, Камю).

Центральное понятие: экзистенция – человеческое существование (как нерасчлененная целостность объекта и субъекта). Основные проявления человеческого существования: страх, забота, решимость, совесть, которая определяется через смерть. Человек прозревает экзистенция как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за всё происходящее в мире.

Характерные черты экзистенциализма:

1. пессимизм

2. субъективное толкование свободы

3. отрицание рационального познания

4. утверждение интуитивного (непосредственного)

5. постижения реальности.

 

Неопозитивизм.

Одно из основных направлений буржуазной философии 20-ого века; современная форма позитивизма. Основные идеи восходят к субъективно-идеалистическому эмпиризму и феноменализму (Беркли, Юм). Неопозитивизм отвергает возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии.

Задача: разработка метода логического или лингвистического анализа знания (или языка – научного, философского, обыденного). Идеи неопозитивизма получили выражение в деятельности Венского кружка, на основании которого сложился логический позитивизм. К неопозитивизму примыкал ряд представителей философии, науки (Моррис, Бриджмен), львовско-варшавской школы в логике (Тарский, Айдукевич).

В 1950-е годы большой вес приобретает лингвистическая философия. Претендуя на разработку методологических проблем науки, неопозитивизм не смог дать их действительного решения. Представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современной формальной логики, семиотики и логики науки.

 

Проблема бытия.

Сущность и содержание.

Исходя из основного вопроса философии («отношение мышления к бытию») необходимо выделить аспекты бытия:

1. Противоречивое единство бытия природы (как целого → непреходящее) и бытия вещей (приходящее). Характерно для прошлого, настоящего и будущего. Предмет здесь (пространство) и теперь (время).

2. Вопрос о единстве мира и бытия. Бытие = существовать. Что предпос.: материальное или духовное? В зависимости от аспекта бытия решается единство мира. Мир есть действительность, имеет свою логику развития и предназначение для сознания, как объект познания.

А) бытие вещей в природе, бытие вещей, созданных человеком.

Б) человека в мире вещей.

В) духовное

Г) социальное бытие (индивидуальное и общества).

Проблема единства мира порождает проблему субстанции, которая является внутренней основой. Материальные, духовные или дуалистический позиции. Это определяет развитие философии в решении этой проблемы.

 

Эволюция понятия материи.

1. Наука развивалась параллельно с развитием материи в философии. Истоки определения материи в античной философии (реизм – реалистический взгляд – универсальный стиль теоретического мышления, согласно которому исходным способом предметной реализации является вещь или конкретная стихия) → материя как субстанция отождествляется со стихией.

2. 17-18 в. Механика земных и небесных тел → атрибутивный подход (исходным способом предметной реализации является неизменное свойство. Например, масса, инерция, проницаемость). Спиноза, Лейбниц. Материя как субстанция. Как первоначало всего существующего.

3. Марксистская философия. Диалектическое понимание материи. Понятие материи, распространялось на социальную жизнь.

19-20 в. Кризис физики. Материя – философский анализ открытий физики; – возрастание роли субъекта познания.

Ленин разработал реляционный подход: материю сравнивал с сознанием. Главный аспект в определении материи – гносеологический. Он сврдит признание материи с единым абсолютным свойством – быть объектом реальности вне нашего сознания.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, отображается, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Три подхода:

1. Онтологический. Материя – философская категория, которая существует независимо от сознания.

2. Гноссиологический. Материя копируется, отображается → познается.

3. Логический. Философская категория – продукт исторического развития. Смысл изменяется со временем.

 

Диалектически-материальное понимание материи.

1. Материя вечна, несотворима и неразрушима, т.к. является единой существующей субстанцией.

2. Единственное свойство → связь с наукой – быть объективной реальностью, вне сознания.

3. Материя неотделима от форм существования (движение, пространство, время).

4. Характеризуется внутренней противоречивостью и неисчерпаемостью, как у всех материальных явлений.

5. Тесно связана (в движении) с развитием, т.е. возможностью существования в трех формах:

-неживая природа (фундамент)

-биологическая (организованная)

-социально организованная (материальные отношения в обществе).

Проблема бытия влияет на картину мира.

 

Философская картина мира и медицины.

Картина мира является этапами развития природы мира и человека (единство природы мира и человека). Соответственно

Соответственно выделяют исторические фазы:

1. Мифологический манизм (одна субстанция в основании). Мир – персонифицированние космических сил. Человек – игрушка в руках космических сил.

2. Дуализм человека и мира (противопоставляется).

3. Диалектическо-материальный манизм. Единство космического, гуманистического духа в науке.

На основании фаз → четыре модели болезни:

1. Магико-анимистическая. Болезнь в результате внедрения чуждых сил. Задача врача – изгнать результат злого духа.

2. Мистико-религиозная (ко 2-ой фазе). Болезнь проявляется персонифицированием сил, властвующих над человеком.

3. Натуралистическая (ко 2-ой фазе). Из аналогии к болезням животных, растений.

4. Естественно-научная (к 3-ей фазе). Преодолеть дуализм в понимании болезни.

По Фрейду ­­­→ болезнь – телесное выражение душевного расстройства или следствие переживаний и конфликтов, вытесненное в сферу подсознания. Для естественно-научной модели системный подход к пониманию болезни. Не только естественно-научное знание, но и гуманистическое знание. Связано с ростом психических заболевания и психологического фактора. Современный этап развития медицинской теории носит синтетический характер. Он проявляется двояко:

1. базируется не только на естественно-научном, но и гуманистическом знании.

2. Теория мышления становиться синтетической, т.е. предполагает единство причинного (казуальный) системно-структурного и эволюционно-генетического подходов.

 

Строение материи в современном мире, науке. Свойство материи.

Относительный характер всякой естественно-научной картины мира при абсолютной истинности объективного существования материи (с точки зрения науки). Дальнейшее развитие науки доказывает это положение.

 

Четыре естественно-научных картины мира о строении материи:

1. механистическая

2. электромагнитная

3. кванто-механистическая

4. кванто-релятивистская

С точки зрения субстрата, материя – строго иерархическая организованная структура. Из внутренних противоречий → неисчерпаемость. Неисчерпаемость свойств, связей, взаимодействий. И также неисчерпаемость структуры.

 

Материя как неживая природа. (вещество «поле).

Корпускулярно-волновая теория. Поле характеризуется непрерывностью действия, хотя их сила убывает с расстоянием. Поле тоже дискретно (наличие фотонов). Внутреннее противоречие лежит в основе движения.

Принцип сохранения материи:

Какие бы процессы превращений не происходили в мире, общий субстанционный баланс остается неизменным. Цепочка не может превратиться в ничто. Материя не возникает из ничего и не превращается в ничто. Принцип сохранения материи и принцип материального мира → принцип всеобщей связи и развитии. Любой объект появляется и развивается в связи с другим объектом. Изменение материи связано с сохранением материи, а оно связано с изменением. Материя не утрачивает способности к превращениям, кроме двух. Материя реализуется через время, пространство, движение (атрибуты).

Движение как способ существования материи. В онтологическом плане материя раскрывается через коренные неотъемлемые свойства (атрибуты). Материя через движение реализует себя как субстанцию.

(В античности – много противоречивых мнений). 17-18 вв. Движение отождествлялось с перемещением тел в пространстве → классическая механика земных и небесных тел. Движение возникает из-за воздействия внешней силы на объект → мысль о божественном первотолчке по отношению к материальному миру → позиция деизма.

Ньютон → другая точка зрения: идеи об активности материи, т.е. материя обладает движением по своей природе.

Дж. Толонд, Гольбах. Но они не могли научно обосновать, в чем причина (источник) движения.

Вторая половина 19-ого века. Естественно-научные открытия (закон сохранения энергии). Движение не сводится к перемещению, а понимается как любые изменения. Движение – изменение материи и изменение вообще. Причины движения связываются (рассматриваются) не с внешней силой, а с самой материей → взаимосвязь, взаимообусловленность (универсальная) явлений (рассматриваются) благодаря чему тела и испытывают изменения. Т.е. есть внутренняя активность материи → самодвижение (т.е. отвергается наличие внешней силы; источник движения внутри материи). Движение имеет всеобщий универсальный характер – это закон мира. Изменения могут приобретать определенную направленность, которая перерастает в тенденции., т.е. в развитие.

 

В античности: роль движения велика. «Если хочешь быть сильным – бегай, красивым – бегай, умным – бегай». Движение по своему действию может заменить любое лекарство в принципе (т.к. движение – это атрибут). Лекарство не подменит движение, а лишь дополнит.

 

Покой.

Куратил (изменчивость) (учение Гераклита) – «И однажды нельзя войти в одну реку» ­– т.е. предмет постоянно изменяется («каждую микросекунду уже не тот»). Противоположная точка зрения: метафизик Зенон (устойчивость) – отсутствие изменения, отрицал движение как существующий атрибут.

Философия свидетельствует о сложном и противоречивом характере познания любого явления. Движение – единство изменчивости и устойчивости. Без устойчивости не было бы живых систем и т.д., фиксирует. Устойчивость изменчива, а изменчивость устойчива. Покой носит относительный характер, т.к. наполнен движением, который имеет абсолютный характер. Движение существует в конкретной форме; формы взаимосвязаны, т.е. движение переходит из одной формы в другую (E=mc2).

 

Классификация форм движения материи.

Кант, Энгельс (5 основных форм): механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

А) В основе структурно-генетический принцип: высшие на основе низших (т.е. биологическая на основе химической)

Б) низшие не исчезают, а становятся подструктурными элементами высших → два методологических принципа:

1. отрицание качественного своеобразия высших форм материи.

2. против абсолютизации их специфики (сто характерно для витализма → абсолютизировал биоматерию).

Основные характеристики движения:

1. Объективность (не зависит от сознания). Изменение конкретной формы материи. Без движения материи нет и наоборот.

2. Абсолютность (всеобщий характер). Движения неуничтожимы, несотворимы.

3. Относительность. Абсолютное движение проявляется через конкретные формы движения с относительным характером.

4. Противоречивость. Единство устойчивости и изменчивости. Благодаря противоречивости предмет сохраняет своё бытиё.

Пространство и время – атрибуты движущейся материи; – формы существования материи; – коренные условия существования материи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.