Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пространство, время




Существуют различные подходы:

1) Субстанционный – атомы двигаются в пустоте. Нет связи. Пространство = пустота, которая не связана с субстанцией.

Ньютон. Абсолютное пространство – пустое вместилище материальных тел, везде одинаково и неизменно. Опиралось на Евклидову геометрию. Время – поток (равномерный) длительности. Пространство и время не зависят друг от друга.

2) Реляционный (Аристотель). Отказ от пустого пространства и длительности времени. Пространство = сумма мест, занимаемых материальными телами. Время связывал с движением тел.

Перевес на стороне субстанциальной теории. Однако создание неевклидовой геометрии подорвало субстанциальную теорию, т.к. абсолютное пространство и время не имели физического смысла.

3) Субъективистская точка зрения (Мах). Критика абсолютного пространства и времени Ньютона. Пространство и время зависят от субъективного взгляда. Пространство – рядоположенность наших ощущений. Время – последовательность ощущений.

Основные положения о пространстве и времени:

Пространство – форма бытия движущейся материи, выражающая протяженность (размерность), порядок расположения одновременно сосуществующих предметов.

Время – длительность протекающих в материальных объектах процессов и их последовательность.

Пространство и время имеют определенные метрические и топологические свойства. Пространство: трехмерно, изотропно (равноценность направлений), однородно (все точки равны), симметрично. Время: одномерно, однонаправлено, необратимо.

Имеют как абсолютный, так и относительный характер. Относительность = специфика пространства и времени в микро-, макро- и мегамире.

Геометрия – наука о пространстве. Противоречивость геометрии существует, т.к. существуют разные свойства пространства. Например, разная кривизна:

Евклидова –I = двум прямым.

Лобачевский → (меньше двух прямых.

Риман →) больше двух прямых.

Свойства пространства зависят от скопления и распределения тяготеющих масс. Чем больше масс, тем больше кривизна. Явления одновременные к одной системе отсчета, неодновременные к другой.

Характеристики пространства и времени:

1) Объективность

2) Абсолютность

3) Относительность

4) Противоречивость

Специфика пространства и времени в живых системах.

Реально существуют качественно различные формы (относительность) → изучение биологического пространства и времени → физическая теория.

Три момента, характеризующие пространство-временные свойства биосистем (Анохин):

1) Пространственно-временная организация живых биосистем вписана в пространство-временной континуум неживой природы (физическое пространство и время) → т.е. является отражением ритма неживой природы. Физическое пространство и время внешне по отношению к биологическому.

2) Биологическое пространство и время сложнее физического по способу, т.к. в нее включается пространство и время. Поэтому развитие живых систем в пространстве и времени зависит с изменением живых систем.

3) Методологически важно изучать биологическое пространство и время, исходя из их внешней и внутренней детерминацией → хронобиология, хрономедицина. Биологическому времени характерна неравномерность. Зависит от метаболической активности живых систем (напр., замедление при спячке).

Свойства биовремени: относительная обратимость (учение о доминанте – Ухтомский) → память; Анохин – теория «Опережающее отражение действительности» → будущее.

 

 

Диалектика как учение о всеобщей связи и всеобщем развитии.

Философию интересует развитие мира → диалектика. Каждое поколение вносило вклад в развитие понятия диалектики. Диалектика – самая глубокая философская концепция развития материального и духовного мира. Это душа философии. Диалектика везде и всюду (в природе и в человеческом сознании).

Материалистический подход:

1. Объективная. Диалектика природы. Не зависит от человеческого сознания.

2. Субъективная.

Диалектика сознания, мышления – процессы духовного освоения мира. Т.е. диалектика – способ освоения мира.

Реплексивная диалектика – объект сознания человека – внутренний мир.

 

Диалектика использует в качестве логики мышления, методологии практической и теоретической деятельности.

 

Характеристика диалектики:

1. Учение о всеобщей связи, движении и взаимодействии.

2. Учение о наиболее общих законах всякого движения, т.е. природы, общества, мышления.

3. Глубокое, свободное от односторонности учение о развитии и его законах.

→ т.е. диалектика – система законов, категорий, принципов.

Законы диалектики:

1. Единства и борьбы противоположностей. Вскрывает источник, причину развития.

2. Переход количества и в качество. Вскрывает механизм развития.

3. Отрицание отрицания. Вскрывает направленность развития.

Система категорий: бытие, качество, мера, причина, следствие

Классификация категорий:

1. Категории субстанции и ее атрибутов: движение, время, пространство.

2. Категории детерминизма. Причина – следствие, случайность – …, возможность – ….

3. Категории структуры. Общее, особенное, единичное, целое, часть, содержание, явление.

4. Категории основного закона диалектики. Отрицание, мера, противоречие.

 

Принципы: объективности, детерминизма, связи, развития, структурности.. Главные: принцип всеобщей связи, отражения, развития.

1. Принцип всеобщей связи – отношения, в которых изменения одного явления вызывает изменение другого. Связи: непосредственные и опосредованные.

2. Принцип отражения – сторона процесса взаимодействия, в результате которой особенности воздействующего тела воспроизводятся в особенностях воспринимающегося. Момент подобия – характерная черта отражения (гомоморфизм, диаморфизм).

3. Принцип развития – основной объект изучения диалектики. Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие – критерий диалектики. Знание законов развития.

Движение → изменение → развитие.

Отличия развития от изменений:

1. Качественный характер изменений.

2. Необратимость изменений.

3. Направленность.

 

Источники (причины) развития, благодаря которым развитие поднимается на более высокий уровень. Вот почему диалектику надо доводить до исследования противоречий, как источника развития.

Выводы:

1. Диалектика – неотъемлемый элемент философии.

2. Диалектика – учение о наиболее общих законах, категориях, принципах.

3. Диалектика: объективная, субъективная.

4. Единство диалектики, логики и теории познания.

5. Диалектика выступает как методология научного познания и практической деятельности.

6. Диалектика вскрывает природу теоретического познания и ее логическую форму выражения.

 

Исторический процесс.

Диалог – спор – дискуссия → возникают различные точки зрения:

1. мир постоянно развивается

2. не существует развития.

Диалектика уравновешивает различные точки зрения.

Исторические типы:

1. Стихийная диалектика древних греков.

2. Немецкая классическая философия. Гегель. Философские категории – гибкие, подвижные. Априорные принципы, категории, которые разрабатывались применительно к логике мышления, а не к объективному миру.

3. Марксистская. Материалистический взгляд на мир.

Диалектика имеет альтернативу в объяснении мира и мышления:

1. Метафизика

2. Софистика

3. Эклектика

 

Метафизика – процесс округления неизбежен → она исторически оправдана. Как понимать развитие? Что есть источник развития? Метафизика – внешняя сила. Диалектика 0 борьба противоположностей.

Механизм развития. Диалектика скачкообразно. Количество → качество. Метафизика – непрерывное постепенное увеличение или уменьшение.

Направленность. Диалектика – спираль, восхождение на более высокий уровень с сохранением преемственности. Метафизика – по замкнутому кругу.

 

Эклектика – тип мышления, метод познания, когда соединяются в мысли несовместимые процессы, не имеющие место в объективном мире. Непоследовательность мысли, не позволяющая отобразить объект в развитии, связи.

 

Софистика. Хитрость ума в изощренной форме. Использует диалектику как основу. Но в основе изощренной логики лежат ложные факты, т.е. субъективная диалектика. Диалектика – средство мыслительной деятельности.

Субъективная диалектика (мысли) – отражение и способ постижения объективной (т.е. судить о предмете).

 

Закон единства и борьбы противоположностей. (источник развития).

Тождество – философская категория, характеризующая отношение вещи к себе, к другим вещам, сторонами которых являются свойства, тенденции, сила, совпадающие друг с другом.

Различие – философская категория, характеризующая отношение вещи к себе, к другим вещам, сторонами которых являются силы и тенденции, свойства, не совпадающие друг с другом.

Противоположность – крайняя степень развития, сторонами которых являются силы и тенденции, взаимоисключающие друг друга.

Противоречие – отношение, сторонами которого являются различные силы и тенденции в состоянии борьбы, исключают друг друга – разрешение противоречия.

Генезис становления и развития противоречий:

1. Тождество преобладает над развитием.

2. Различия преобладают над тождеством.

3. Борьба противоположностей → противоречие → развитие.

Т.е. любое явление – борьба единства и противоположностей.

 

Проблемы связаны с тем, что борьба имеет абсолютный характер, т.к.:

1. новое – результат борьбы противоположностей.

2. борьба – внутренний источник.

3. борьба преодолевает единство и взаимоисключение, берет верх над взаимопроникновениями.

 

Единство носит относительный характер.

1. Момент совпадения, устойчивости.

2. Единство – возможность перехода от одной противоположности в другую.

3. Единство характеризует целостность материальных систем, связей, отношений.

 

Классификация противоречий.

1. По характеру возникновения: необходимые, случайные.

2. По месту в система: внутренние, внешние.

3. По роли в развитии: основные (связаны с обменом веществ), неосновные.

4. От этапа хар-я: главные, неглавные.

5. По характеру разрешения: антагонистические (войны, восстания), неантагонистические (мирный путь).

6. Критерии по причнинной обусловленности: необходимости, свободы.

7. По отношению к противоположностям: формально логические (не терпит противоречий), диалектика.

 

 

Лечение.

Врачебная деятельность должна сводиться не только к внешним факторам (лекарствам), но и к защитным факторам среды.

Закон противоречий имеет значение для внутренней противоречивости болезни.

 

Норма, болезнь, здоровье (категории)

→ особое место в медико-биологических науках. Своеобразная триада, поодиночке не рассматриваются.

Здоровье – нормальная жизнедеятельность организма.

Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности (снижение адаптации, снижение выполнения функций).

 

Аспекты подхода к здоровью и болезням:

1. Этиологический.

2. Патологический.

3. Социальный аспект.

 

Этиологический.

Боткин. Причина заболевания связана с внешней средой, которая действует непосредственно на организм или через посредников.

 

Патологический.

Павлов → патологическое явление – «поломка» органа → нарушение норм деятельности → включаются защитные механизмы → деятельность компенсаторная (в зависимости от органа).

В общебиологическом плане → с сущности жизни и обмена веществ → специфические формы обмена.

Здоровье – гармонический обмен процессов.

Болезнь – нарушение обмена, дисгармония.

Снижение адаптации, защитных свойств, нарушение функциональных и других процессов.

Общее – нарушение обменных процессов.

Специфическое для человека – психоэмоциональный, психоинтеллектуальный (напр., йоги) наряд на обменные процессы.

 

Социально-трудовой аспект.

Т.е. насколько эффективно человек выполняет общественно-трудовые функции. Маркс: «Болезнь – стесненная в своей свободе жизнь», т.е. болезнь имеет не только биологический характер, но и социально-трудовой.

Болезнь «здоровье. Если предпосылкой к выполнению функций является хорошее здоровье, то само здоровье определяется обществом, условиями труда, качеством труда, условиями жизни.

 

Механизм развития. Закон перехода количества в качество.

Если в результате борьбы противоположностей не происходит количественных изменения, то развития нет.

Главная идея: противоречие как источник движения.

Этот закон раскрывает новые стороны развития.

Категории: качество, количество, мера, свойство, скачок.

Качество идет раньше, чем количество (исторически и логически). Качество беднее количества.

 

Гегель. Качество – философская категория, характеризующая тождественность с бытием, непосредственная определенность, утрата которого ведет к превращению объекта в нечто иное, т.е. происходит изменение структуры. Всегда связано со структурой.

Количество – непосредственная определенность, не связанная с бытием предмета, характеризующая степень наличия и изменения его свойств, элементов, характеризуется числом.

Объективное основание для качественного сравнения → качественная однородность. Чисто количественное различие вещей – их качественная однородность. Количество и качество – друг без друга не существуют → сложная взаимосвязь.

 

Диалектика качества и количества.

1. Противоположности единого процесса – развития.

2. Взаимообсуславают и взаимодополняют друг друга, взаимозависимы.

3. Качество характеризует устойчивость предмета. Количество – изменчивость.

4. Количественные изменения непрерывны (т.к. движение абсолютно). Качественные изменения прерывные, непостоянные.

 

Свойство.

Свойства вещи не возникают, а обнаруживаются в определенных отношениях между предметами.

Свойство характеризует иной способ взаимоотношений, чем качество и количество → характеристика взаимоотношения между предметами.

Закон перехода количества в качество – формула связи количества и качесвта.

Мера – количественный интервал существования данного качества.

Гегель → качественное количество и количественное качество.

Существуют интервалы количественных накоплений, между которыми не существует четких границ количественных изменений (софизмы «куча» и «лысый»)

Мера имеет свою структуру. Безмерность – та же мера, но деформированная в конечном отношении. Система обременена излишним количеством и развитие становиться однобоким. Для аритмичной системы безмерность является мерой.

В медицине: «Все есть яд»

1. Мера лекарства – фармакология

2. Передозировка – токсикология.

3. Правильно подобранное лекарство – ключ к выздоровлению.

4. Лекарство – оружие, смотря в чьих руках находится.

 

Диалектика меры:

1. Мера – единство качества и количества.

2. Взаимозависимость и взаимообусловленность определяют качества и количества

3. Мера, в сущности, противоречие между качеством и количеством.

4. Мера есть образование нового качества.

 

Скачок – прерыв постепенности, очевидно для тех случаев, когда структура веры прерывна. Переход количества в качество через скачок (прерыв количественных изменений).

Скачок зависит:

1. от формы движения материи (5 форм: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная).

2. условия движения материи.

 

Методологическое значение закона перехода количества «качества.

1. Переход в новое качество – результат разрешения противоречий.

2. Количественные и качественные изменения могут приводить к обострении. Противоречий.

3. Переход – результат предотвращения противоречий.

 

Мера связана с нормой (качественно-количественные определенности). Но мера – философская категория, норма – медицинская. Мера – объективный статус. Норма – субъективный фактор (т.к. изменяются нормативы, стандарты). Мера не всегда специфично выражает состояние организма. Норма – специфическое состояние живой системы организма, в которой сохраняется согласованность всех функций.

 

Признаки нормы:

1. Среднестатистические показатели (частота пульса, давление).

2. Интервал, в пределах которого изменения не ведут к новому качеству (патологии)

3. В организме не нарушается гармония. Существует закон подчинения (зависимость функционирования органа от другого органа).

4. Способность организма к адаптации и саморегуляции.

 

 

Детерминизм причины и следствия.

Монокаузоализм (первый внешний патологический фактор).

Кондиционализм.

Полиотеологизм.

 

Принцип детерминации – учение о всеобщей взаимозависимости всех явлений, которые являются проявлением материального единства мира, а также следствием и предпосылкой.

Исходные категории: связь, взаимодействие.

Основание детерминизма: учение о причинной обусловленности явлений.

Причинная связь – такая связь (отношения), в результате которой если одно явление (событие) выступает как причина, то другое – как следствие.

Если причина движения тела – действие внешней силы, то конечная причина – взаимодействие. Анализ взаимодействия – выделения видов взаимодействия.

 

Признаки причинной связи:

1. Наличие генетического производства. Причина порождает следствие, обуславливает возникновение явления.

Причинная связь – субстанциональная связь – происходит перенос вещества, энергии и информации (палочка Коха → туберкулез)

2. Однонаправленность и необратимость (временная асимметрия). Формирование причины предшествует возникновению следствия. Последовательность во времени необходима, но и недостаточна (ночь предшествует дню, но ночь не причина дня).

3. Необходимость. Если причина в строго определенных условиях, то она с необходимостью порождает именно определенное следствие, независящее от степени локализации.

4. Пространственная и временная непрерывность (смежность). Пространственно-временной интервал между причиной и следствием заполнен причинно-следственной цепочкой (без которой невозможен перенос информации, т.к. был бы нарушен и субстанциальный характер).

5. Всеобщность. Нет ни одного явления существующего без причины, что бы противоречило принципу материального единства мира и принципу развития.

6. Объективность. Объективный характер → отрицание приводит к отрицанию объективного существования материального мира.

Принцип причинности – основа, фундамент детерминизма.

Причинная связь – малая частичка всемирной связи.

Непричинные виды связи – отношения, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимообусловленность, но отсутствует непосредственное отношение генетической производительности и временной асимметрии.

Например:

1. Функциональная связь. Закон Бойля-Мориота установил связь между характеристиками газа → t˚, V, p, которые не являются причиной друг друга, а взаимозависимы – функционально связаны.

2. Теория относительности E=mc2 – устанавливает количественную зависимость «m» и «c2», но не являются причиной друг друга. Нет временной последовательности.

3. Содержание и форма.

Таким образом, будучи частичкой всемирной связи причинность является и базовым (субстанциональным) элементом; является краеугольным камнем детерминизма.

 

Понятийный аппарат → причина, следствие, условие, повод.

Причина – сущность в действии; сущность, рождающая действие.

Следствие – определенность причины; явление, обусловленное причиной.

Условие – явление, которое так или иначе оказывает воздействие, образует ту среду, в которой осуществляется данная причинно-следственная связь, но условия не порождают следствие.

Повод – внешний фактор, способствующий проявлению причинно-следственной связи (т.е. является катализатором, ускорителем).

Знание причины → важнейшее знание медицины (Павлов) → профилактика (удаление причин).

В медицине:

Причина – то, что придает специфичность и качественное своеобразие патологического процесса. Без причины заболевание не может возникнуть.

Состояния причины:

1. В необходимости генетической связи.

2. Придает качественную специфику следствию (патологическому процессу).

Состояния условия:

1. Условие не находится в необходимой связи с патологическим процессом.

2. Не определяет своеобразие реакций организма.

 

Механизм причинной связи.

→ различные теории и представлении, монокаузоализм и кондиционализм.

 

Монокауздализм.

Метафизическое, механистическое мышление → однопричинность. Развитие бактериологии, иммунологии → попытка свести заболевания к воздействию микроорганизмов на макроорганизмы.

Монокаузоализм направлял врачей на поиски возбудителя заболевания. Но в дальнейшем появлялись факты, противоречащие тому, что микроб – единственная причина:

1. Не все патологические процессы вызываются микробами.

2. Наличие микробов еще не достаточно для возникновения заболевания. Патогенность – непатогенность, вирулентность.

3. Разные организмы по-разному воспринимают микробов, переносят заболевания.

→ ограниченность монокаузализма:

1. Преувеличение роли микроба в возникновении болезни.

2. Реактивность макроорганизма (ее изучение).

3. Заболевание сводилось только к агрессивности, т.е. патологическому действию микроба, исключая роль макроорганизма.

4. Не учитывали роль условий.

 

Кондиционализм

– реакция на одностороннюю причину монокаузализма → абсолютизируют условия.

М.Фердворн, Ганзиман. Болезнь нельзя свести только к микробам, надо учитывать условия (способствовали возникновению империокрититизма с позиций субъективного идеализма). Т.е. анализ всех условий → причина болезни.

 

Причинность современной медицины – специфическое преломление внешнего воздействия через внутреннюю активную основу организма. Взаимодействие реактивной системы организма с факторами природы, социальной среды при определенных условиях. Если врач не знает болезни, следовательно, он не знает причины → не знает причинной терапии.

 

Полителогизм – многопричинность, т.е. не раскрыты этиология и патеногенез. Связан с хронической патологией. Диалектика причинно-следственных отношений в решении проблем полителогизма:

1. Появление заболевания не может быть результатом односторонним действием одних явлений на другие, а только их взаимодействие.

2. Познание должно сосредоточиться в нахождении внутренних причин (внутреннего источника).

3. После того, как учтены все причины, познание должно восходить к главной причине (ведущей).

В гомеопатии не существует проблема причинности (этиологии). Патеногенез лекарства соответствует патеногенезу заболевания (учитывается всё) → но в основе принцип взаимодействия.

Причинно-следственная связь – тоже закон диалектики.

 

Содержание-форма.

Для понимания структурности материи, которую конкретизируют эти категории.

Содержание живых организмов – обмен веществ, физиологические функции.

Связана с категорией сущности. Сущность – общее, необходимое, закономерное.

Содержание включает в себя и второстепенное, случайное неглавное: напр., содержание теории шире, чем сущности теории.

Форма – внутреннее присущее содержанию структура, ее внешнее выражение. Форма бывает внешней и внутренней.

Существование элементов, образующих отдельные явления порождают внутреннюю структуру; их связи – внутреннюю форму.

Окружающий мир ведет к возникновению внешней формы (напр., жидкость, принимающая форму сосуда приобретает внешнюю форму; внутренняя форма обусловлена жидко-капельным строением).

Содержание и форма находятся в диалектическом единстве.

Диалектика:

1. Их неразрывность.

2. Неоднозначность связи (сложная, многозначная)

3. Противоречивость единства.

4. Оптимальность развития (когда форма и содержание соответствуют друг другу).

Содержание оформлено, форма содержательна.

Единство содержания и формы имеет и узкий смысл – соответствие формы содержанию. Если соответствующее нарушение → возникает противоречие.

Ведущее → содержание, которое определяет форму. Содержание подвижно, изменчиво. Форма ограничивает содержание, пассивна, инертна.

Противоречие нарушает рамки взаимодействия. Нарушается граница меры → сбрасывание формы, переделка содержания → приобретает новую соответствующую форму.

Иногда новое содержание использует временно старую форму, т.к. содержание предшествует во времени форме.

Учитывается относительная самостоятельность формы, которая проявляется в том, что форма может влиять на содержание:

1. Идти в ногу с содержанием.

2. Тормозить содержание.

3. Давать простор для развития содержания.

Формализм – нет содержания → нет формы. Если идеи не оформлены, то они не доходят до слушателя (т.е. мысль не сформирована).

 

Движущая сила изменения (развития) – взаимодействие содержания и формы, т.к. это противоположности, а их взаимодействие, противоречие → источник развития.

 

Методологическое значение:

1. Необходимо учитывать диалектику содержания и формы, отводя главное место содержанию, выводя форму из содержания (а не наоборот), т.к. форма вторична в любой деятельности.

2. Использование до конца формы, пока она служит развитию содержания.

3. Обнаружений противоречия.

Заменять устаревшую форму, обеспечивать соответствию развития содержанию.

 

В медицине: структура и функция. Морфологически и функциональные изменения в организме.

Структура – важнейшая характеристика внутренней формы, характеризующее относительную устойчивость системы. Функция – важнейший компонент содержания Функционирование – деятельность системы (подсистемы). Функциональная связь – взаимодействие между существующими элементами целого.

Функция – динамическое свойство, назначение части в целостной системе, отношения части к целостной системе.

Характер связи обусловлен функционированием.

Качественная характеристика структуры обусловлена функцией.

Необходимо использовать в науке структурный и функциональный подходы.

Форма органов связана с их функцией. Изменение функции → изменение морфологии, структуры. Деформация органа → изменение функции.

В живых организмах: изменение деятельности органов тела с изменением их происходит под влиянием изменения внешней среды.

Изменения не происходят сразу, а только тогда, когда приобретают постоянный характер → изменение функции → изменение формы → новый вид.

 

Проблема сознания.

Внутренний мир – психика, сознание. Глубинные основы сущности. Вопрос о сущности психического.

Проблема имеет яркую мировоззренческую направленность – овладеть сознанием. Категория метрии давалась через сопоставление с сознанием. Всей метерии сознание не пресуще. Сознание – единственное свойство, которое может противостоять материи и порождать коллизии по отношению к окружающему миру. Проблема очень сложна, но вытекает из основного вопроса философии (об отношении сознания к материи).

Природа сознания → много противоречивых подходов, точек зрения:

1. Религиозная теория. О божественном творении человека и сознания.

2. От предков (животные, растения, в настоящее время – аборигены). Катемизм.

3. В античности – мысль о естественном происхождении человека. Анаксимандр.

4. Сходство человека и обезьяны.

5. НЛО.

6. Эволюционная теория Дарвина – научно-обоснованная, генетически подтвержденная теория происхождения человека и сознания.

 

Сходства и различия между человеком и животными.

Сходства определяются вещественным составом строением и поведением.

1. Те же белки, функции, системы органов.

2. Человеческий зародыш повторяет филогенез.

3. Рудименты.

 

Отличия:

1. Наличие разума.

2. Нет понятийного мышления (абстрактного), у животных только конкретное. Человек может составлять план, проект.

3. Речь. Слово – единство звучания и значения. Слово – видовой признак человека, который позволяет человеку выйти во внешний мир, познавать его.

Мюллер → гипотеза о происхождении речи – речь совершенствовалась. Сначала появились корни глаголов.

4. Трудовая деятельность. Сознательное изготовление орудий труда. Животные приспосабливаются к среде, человек преобразует ее.

5. Прямохождение → освободились руки → развитие кисти (захват)

большого пальца.

6. На этапе развития культуры. Использование огня.

7. Захоронение трупов.

 

Дополнительные факторы становления (формирования) человека.

1. Природно-климатические → обезьяны спускались с деревьев.

2. Биологические. Стадный образ жизни, Прямохождение.

3. Естественно-исторические.

 

Глубинная сторона вопроса о сознании.

Человек обладает психикой, сознанием. Психика – продукт живой природы.

Витализм – представления о том, что между живой и неживой природой существуют качественные различия → вселение души.

Гелазоизм. 17-18 вв. материалисты (Дидро). Одушевлялась вся природа (живая и неживая). Дидро рассматривал чувствительность у всей материи, но отрицал мыслительную способность, например, у камня → догадка, что материя обладает свойством отражения. Либо ощущение возникает внезапно, либо оно присуще всей природе. Как связана ощущающая и неощущающая материя, состоящая из тех же атомов → отражением.

В фундаменте материи лежит свойство сходное с ощущением → отражение.

Отражение – физическое свойство со сложной структурой, и находящееся в динамическом равновесии с окружающей средой. Перенос структуры.

 

Особенности:

1. Объективность.

2. Подобие (изоморфизм [однозначное соответствие], гомоморфизм [неоднозначное соответствие]).

3. Вторичность по отношению к отражаемому, его зависимость по характеру и качеству.

4. Зависимость от материальной природы и строения обоих взаимодействующих тел.

 

Для выполнения специфики отражения в человеческом познании необходим исторический подход.

Прогресс в развитии форм отражения неотделим от прогресса самой материи (ее структуры).

 

Формы отражения:

1. В неживой природе (механическая, химическая, физическая).

2. В живой

- таксисы, раздражимость, тропизмы.

- чувствительность (условные рефлексы, безусловные рефлексы).

- психика высших животных: ощущения, восприятия, представления.

- сознание – высшая форма отражения у человека: суждение, умозаключение, воображение.

 

Особенности неживых систем – отвечать одним и тем же образом не разные воздействия.

Для живых систем – многообразные ответы, способы поведения → запас информации в долговременной памяти.

 

Особенности отражения в живых системах:

1. Активный характер. Вытекает из способности живых систем. Наличие обратной связи → гомеостазис (у неживой природы – пассивный характер [напр., ржавение железа]).

2. Опережающий характер отражения. Анохин.

3. Живые системы обладают огромным количеством информации → разнообразие поведений. Информация позволяет строго сформулировать количественные и качественные принципы отражения.

4. Отражение связано с реактивностью. Н/с – ответ на действие внешней среды, продукт как биологический, так и социальный.

 

Сознание – высшая форма отражения; – функция человеческого мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, способности мысленного построения действительности, предвидения результатов в регулировании и самоконтроле.

 

Качественные отличия от животного мира.

У животных адаптация связана со структурными изменениями.

У человека труд регулирует отношения с окружающей средой и в обществе. Влияет на физическое и духовное состояние человека. Сознание творит и преобразует окружающий мир.

Труб – процесс между человеком и природой, благодаря которому человек регулирует и контролирует обмен веществ, взаимоотношения между человеком и природой. Трудовая деятельность – особый обмен веществ.

 

Характерные особенности труда:

1. создание орудий труда.

2. Целенаправленный, осознанный характер.

3. Коллективный, общественный характер (стадный образ жизни).

 

Сознание выступает:

1. Как продолжение материи.

2. Как высшая форма отражения.

3. Функция высокоорганизованной материи (мозга, коры).

4. Как результат общественно-трудовой деятельности, языкового общения.

5. Продукт общественных отношений.

 

Значение языка в развитии сознания.

Единство языка и речи.

Люди были вынуждены влиять друг на друга. Коллективный труд нуждается в речи → возникновение и развитие языка.

С самого начала мышление, речь и язык являлись продуктом общественного развития. Язык также древен, как и сознание. Т.о., возникли особенные отношения между людьми.

Речь (психология) – деятельность сообщения.

Язык (лингвистика) – система средств сообщения.

Язык – общественно явление, развивался объективно, независимо от отдельных людей. Факт наличия языка и речи изменяют психические процессы, отношения между человеком и природой, друг с другом.

Человеческая мысль, сознание в языке облекается в форму, материализуется. Люди понимают действительность, т.к. понимают друг друга.

Язык – важное средство общения, орудие мышления.

 

Сложное взаимоотношение языка и окружающей средой.

Слово – единство звучания (обозначает предмет, но не отображает его, т.к. между звучанием и предметом нет сходства) и значения (отображает предмет).

Разные народы говорят на разных языках, но значение слов одинаковое.

Слово – продукт естественного договорного развития и естественноисторической и социальной обусловленности.

Язык – средство воздействия на других людей. Логотерапия.

Платон → диапазон воздействия и применения слова: влияет на физиологические и химические процессы. Всякое заболевание взывает озабоченность, тревогу, отображение в психике. Слово врача – важнейший лечебный фактор (терапия или же негативное действие). Ятрогенные заболевания – заболевания, вызванные самим врачом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.318 сек.