Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Организация статистических работ

Преобразования в российской экономике, связанные с рыночными реформами, в значительной степени увеличивают потребности управляющих структур в своевременной и достоверной информации по различным аспектам жизнедеятельности общества. Необходимость наблюдения и анализа происходящих изменений экономической и социальной ситуации для принятия своевременных управленческих решений требует создания развитой современной инфраструктуры. Важная роль в этом управлении отводится федеральной системе государственной статистики, главными для которой являются следующие принципы: централизованное руководство статистикой, единое организационное строение и методология, неразрывная связь с органами государственного управления.

В настоящее время роль государственной статистики трудно переоценить. Согласно статьи 71 Конституции РФ официальный статистический учет находится в ведении Российской Федерации. Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики.

Госкомстат России в соответствии с законодательством Российской Федерации издает постановления, указы, распоряжения, инструкции и иные нормативные акты, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

На Госкомстат России возложено как методологическое, так и практическое руководство по сбору, обработке и анализу статистических данных на государственном уровне. Методология статистических показателей, формы и методы сбора и обработки статистических данных, установленные Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.

Статус Госкомстата России, осуществляющего межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, позволяет формировать официальную статистическую информацию на основе данных, получаемых как от хозяйствующих субъектов и граждан, так и от федеральных и территориальных органов государственной власти и местного самоуправления, и обеспечивать эффективное общение с ними как потребителями статистики.

В своей деятельности Госкомстат России руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, а также осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Госкомстат России ежегодно разрабатывает и вносит в Правительство РФ программу статистических работ, которая формируется на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и других пользователей статистической информации. Работы, предусмотренные федеральной программой статистических работ и выполняемые дополнительно по поручениям Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ, финансируются за счет средств федерального бюджета. Работы, не входящие в федеральную программу статистических работ, выполняются территориальными органами Комитета и находящимися в его ведении организациями за счет средств заказчика.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане, осуществляющие прёдпрш [имательскую деятельность без образования юридического лица, Ответственные за выполнение федеральной программы статистических работ, обязаны представлять документированную информацию в Госкомстат России и другие федеральные органы исполнительной власти.

Госкомстат России в соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по статистике осуществляет возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через свои территориальные органы, созданные в каждом субъекте РФ.

В соответствии с этим Положением основными задачами Госкомстата России являются:

- реализация государственной политики в области государственной статистики;

- разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;

- разработка научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам, учитывающей особенности деятельности различных министерств и ведомств, отражающей новые явления, процессы и технологии в экономике, а также предназначенной для проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики;

- разработка информационной системы государственной статистики, которая обеспечивала бы ее совместимость и взаимодействие с другими государственными информационными системами в едином информационном пространстве РФ;

- обеспечение хранения и защиты статистической информации;

- реализация обязательств России, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах;

- осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Госкомстат России в целях выполнения возложенных на него задач и в соответствии с предоставленным правом реализует следующие основные функции:

- утверждает формы государственных статистических наблюдений (государственной статистической отчетности), порядок их заполнения и представления;

- согласовывает формы ведомственных статистических наблюдений, проводимых федеральными органами исполнительной власти;

- запрашивает в установленном порядке информацию по формам государственной статистической и бухгалтерской отчетности у всех юридических лиц, их филиалов и представительств и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

- запрашивает у физических лиц информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений;

- запрашивает копии учредительных документов и различные сведения о юридических лицах и гражданах, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, необходимые для ведения Единого государственного регистра предприятий и организаций, у органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и указанных граждан, органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности, иных органов исполнительной власти, атакже государственных внебюджетных фондов;

- принимает нормативные правовые акты по вопросам государственной статистики, обязательные для выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими лицами, их филиалами и представительствами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

- осуществляет контроль за выполнением законодательства РФ в области государственной статистики всеми юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- применяет в соответствии с законодательством РФ меры административного взыскания за нарушение порядка представления статистической информации;

- создает территориальные органы комитета, штат численности работников и размер бюджетных ассоциаций на их содержание в порядке, установленном законодательством РФ и Правительством России;

- подготавливает и вносит предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении комитета в порядке, установленном РФ;

- заключает в установленном порядке со статистическими ведомствами других государств и международными статистическими и иными организациями соглашения о сотрудничестве по вопросам статистической деятельности;

- осуществляет приоритетные направления научных исследований в области статистики, привлекает в установленном порядке для этих целей научные учреждения Российской академии наук, другие российские и иностранные организации, а также ученых и специалистов;

- созывает совещания по вопросам, входящим в его компетенцию, с участием представителей органов государственной власти РФ, российских, иностранных и международных организаций.

Госкомстат России осуществляет возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через свои территориальные органы и находящиеся в ведении комитета организации. Комитет, его территориальные органы и находящиеся в ведении комитета организации составляют федеральную систему государственной статистики.

Во главе Государственного комитета РФ по статистике (Госкомстат России) стоит председатель, назначенный на должность Правительством РФ. Председатель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет задач и осуществление им своих функций. Председатель комитета имеет заместителей, которые также назначаются Правительством РФ.

В целях обеспечения эффективной работы системы органов государственной статистики в Госкомстате России образована коллегия в составе председателя, заместителей и руководящих сотрудников комитета. Состав коллегии утверждается Правительством РФ, а секретарь коллегии назначается председателем комитета. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы организации и методологии статистических работ, итоги основных статистических работ, а также вопросы, связанные с выполнением поручений Президента РФ, Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, задач федеральных программ по развитию и реформированию системы государственной статистики РФ, кадровые и другие вопросы, требующие коллегиального решения.

На заседаниях коллегии присутствуют руководители структурных подразделений центрального аппарата комитета, подведомственных ему предприятий и организаций, руководитель юридической службы, а также приглашаются ответственные работники министерств и ведомств, представители СМИ.

Расширенные заседания коллегии проводятся с участием представителей территориальных органов Госкомстата России, заинтересованных министерств, ведомств, организаций, СМИ и международных организаций.

Для разработки и обсуждения методологических вопросов статистики, проблем межотраслевой координации деятельности в области статистики, учета потребностей пользователей в официальной статистике при Госкомстате работает Статистический совет, который является коллегиальным совещательным органом, утверждается Правительством РФ и состоит из числа ученых и высококвалифицированных специалистов системы Госкомстата России, представителей федеральных органов исполнительной власти, деловых кругов, научной общественности, средств массовой информации.

Статистический совет осуществляет свою работу по утвержденному коллегией Госкомстата России годовому плану, который разрабатывается с учетом предложений структурных подразделений Госкомстата России, членов Статистического совета.

В своей деятельности Статистический совет руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства РФ.

Для содействия в выработке решений по совершенствованию деятельности территориальных органов государственной статистики при председателе Госкомстата России создан Совет руководителей территориальных органов государственной статистики, который является совещательным органом и состоит из председателей комитетов и председателей ассоциаций территориальных органов государственной статистики. Решения Совета руководителей носят рекомендательный характер.

Совет руководителей в своей работе руководствуется законодательством РФ, Положением о Госкомстате России, приказами, постановлениями, распоряжениями Госкомстата России, решениями его коллегии, указаниями председателя Госкомстата России.

Задачи и функции Госкомстата России реализуются функционально-отраслевыми подразделениями, управлениями статистического планирования и организации статистического наблюдения; национальных счетов; статистики предприятий и структурных обследований; статистики основных средств и строительства; статистики окружающей среды и сельского хозяйства; статистики цен и финансов; статистики населения и ряда других статистик по основным отраслям экономики и социальной среды.

В ведении Госкомстата России находится и действует Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации, который обладает необходимыми мощными вычислительными ресурсами для обработки поступающих из регионов статистических данных.

При Госкомстате России работают Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики, Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики, Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информации, Информационно-издательский центр «Статистика России», Межведомственный центр социально-экономических измерений РАН и Госкомстата России, а также действует Управление по эксплуатации зданий.

Система органов государственной статистики представляет собой сеть иерархически и функционально зависимых организаций, которые занимаются сбором, разработкой и распространением статистических данных, характеризующих темпы и пропорции социально-экономического развития страны, обеспечивающих сравнение с другими странами и оценивающих положение в современном мире.

Система сформирована в соответствии с административно-территориальным делением страны в целях обеспечения органов государственной власти и управления всех уровней, средств массовой информации, научной общественности, коммерческих структур, населения и международных организаций полной и объективной статистической информацией по вопросам социально-экономического развития РФ, ее регионов, отраслей и секторов экономики,

Система включает два уровня организаций: федеральный уровень, который представляет федеральные органы государственной статистики, и территориальный уровень, представленный органами государственной статистики субъектов Российской Федерации и статистическими органами районного звена.

Федеральный уровень органов государственной статистики представляет Государственный комитет РФ по статистике, его центральный аппарат и его подведомственные организации.

Территориальный уровень органон государственной статистики представляют комитеты государственной статистики в субъектах РФ и районные (городские) отделы статистики, а также специалисты в районах (городах) области (края) без образования отдельного структурного подразделения.

Комитет государственной статистики в субъектах РФ обеспечивает сбор, предварительную обработку статистической информации на подведомственной территории, представление информации для республиканских, краевых и областных администраций и других потребителей, ведение регистров и классификаторов по соответствующему региону в пределах своей компетенции.

Территориальные органы Госкомстата России, расположенные в центре федеральных округов, обеспечивают в настоящее время статистической информацией полномочных представителен Президента РФ в федеральных округах и их аппараты. Статистическая информация, разрабатываемая в соответствии с Федеральной программой статистических работ, отражает социально-экономическое положение субъектов РФ и представляется в пределах федеральных округов и федеральных округов в цепом, в порядке, установленном Госкомстатом России. Территориальные органы также организуют сбор и разработку статистической информации по запросам полномочных представителей Президента РФ в соответствующих федеральных округах сверх информации, разрабатываемой в рамках Федеральной программы статистических работ.

Сбор, обработка и анализ данных по экономическим районам России в настоящее время не регламентируется отдельным положением, поэтому данную работу выполняют отдельные подразделения Госкомстата России и ряд территориальных комитетов по статистике. На базе этой работы регулярно в стране издается один из наиболее объемных статистических сборников «Регионы России».

Органы государственной статистики районного звена осуществляют первичный сбор, контроль и обработку данных, передачу их по принадлежности в вышестоящие звенья, а также проводят информационную поддержку местным органам управления по обеспечению статистической информацией.

В некоторых субъектах РФ созданы межрайонные (кустовые) отделы (узлы) статистики, которые занимаются сводной и предварительной обработкой информации, а также и подготовкой отчетов по заказам потребителей, в то время как районные отделы статистики ограничиваются выполнением функций сбора и контроля первичной информации. Районные отделы статистики, как правило, входят в состав комитетов государственной статистики соответствующих субъектов РФ по принадлежности. Районные отделы (узлы) статистики, созданные на правах самостоятельных образований в отдельных субъектах РФ, не входят в состав соответствующих территориальных комитетов по статистике, а функционируют с ними наравне, подчиняясь напрямую Госкомстату России.

В муниципальных образованиях для органов местного самоуправления разработку статистической информации осуществляют соответствующие подразделения территориальных органов Госкомстата России.

Следовательно, главным содержанием статистики является исчисление статистических показателей и их анализ, благодаря чему управляющие органы получают всестороннюю характеристику управляемого объекта, будь то вся национальная экономика или отдельные ее отрасли, предприятия, организации и их подразделения. Управлять сложными социальными и экономическими системами нельзя, не располагая оперативной, достоверной и полной статистической информацией, которую дает система органов государственной статистики России.

Распространение статистической информации. Основной формой распространения статистической информации Госкомстата России являются печатные издания: периодика и статистические сборники.

К основным периодическим изданиям относятся: ежемесячный Доклад «Социально-экономическое положение России»; ежемесячный Журнал «Вопросы статистики»; ежеквартальный журнал «Статистическое обозрение».

Статистические сборники представляют «Российский статистический ежегодник», а также справочники «Регионы России», «Россия в цифрах», «Малое предпринимательство в России», «Женщины и мужчины России», «Демографический ежегодник России» и ряд других изданий.

Для оперативного обеспечения статистической информацией федеральных и региональных органов власти на базе современных информационных технологий ведется Банк готовых документов (БГД). «Статистика России». БГД является электронной версией официальных публикаций Госкомстата России и его территориальных органов.


Тема 6. Статистические методы классификации и группировки

6.1. Группировка статистической информации

6.2. Ряд распределения

6.3. Вторичные группировки

6.4. Графическое представление ряда распределения

6.1. В результате проведения статистического наблюдения формируется совокупность данных об изучаемом социально-экономическом явлении. Статистическая совокупность − это множество элементов изучаемого явления, объединенных в соответствии с целью исследования единой качественной основой, существование которых ограничено во времени и пространстве. Совокупность может быть стабильной, т.е. относительно постоянной во времени, и нестабильной или динамичной. Элементы статистической совокупности называются единицами статистической совокупности. Они являются носителями основных свойств статистической совокупности. Статистическая совокупность является однородной, если существенные свойства характерны для большинства единиц совокупности, и неоднородной, если в совокупность объединяются разные типы явлений.

Для изучения статистической совокупности, проведения аналитических расчетов и выявления закономерностей необходимо обобщить и систематизировать статистические данные. Этот этап статистического исследования называется сводкой и группировкой статистической информации.

Сводка − это процесс объединения отдельных единиц статистической совокупности для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.

Группировкой называется процесс объединение отдельных единиц статистической совокупности в группы элементов, однородных по какому-либо признаку. В результате группировки получается упорядоченная статистическая информация, позволяющая осуществлять статистический анализ.

В зависимости от цели и задач статистического исследования различают следующие виды группировок: типологическая; структурная; аналитическая.

Типологическая группировка − это разделение качественно неоднородной совокупности на однородные группы, характеризующие особенности и различия между явлениями. За основания такой группировки выбираются наиболее важные признаки, определяющие сущность изучаемых явлений.

Структурная группировка позволяет разделить однородную совокупность на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо варьирующему признаку. Примерами могут служить группировки предприятий по проценту выполнения плана, численности рабочих, стоимости основных средств и т.д.

Аналитическая группировка применяется для исследования взаимосвязи между явлениями. Для этого в аналитической группировке выделяются факторные и результативные признаки. Взаимосвязь между явлениями существует в том случае, если с изменением значения факторного признака среднее значение результативного признака возрастает или убывает.

В зависимости от количества признаков, используемых для объединения единиц статистической совокупности, различают простые и комбинированные группировки. Простыми называются группировки, которые построены по одному признаку. Комбинированные группировки построены по двум и более признакам. Для этого сначала образуются группы по одному признаку, а затем по каждой группе выделяются подгруппы по другому признаку и т.д.

6.2. Одним из способов группировки статистической информации является построение ряда распределения.

Ряд распределения − это группировка, в которой каждому значению признака или выделенной группе соответствует единственный количественный показатель (удельный вес).

В зависимости от способа представления группировочного признака различают качественные (атрибутивные) и количественные (вариационные) ряды распределения.

Любой ряд распределения, как правило, состоит из трех элементов:

- варианты (атрибута) − числовое (качественное) значение изучаемого признака;

- частоты − количество того или иного значения признака, встречающегося в изучаемой совокупности;

- частости − количество того или иного значения признака, встречающегося в изучаемой совокупности, представленное в долях или процентах к общему числу элементов в совокупности.

Вариационные ряды распределения бывают дискретными и интервальными. В дискретных рядах группировочный признак представлен конкретным числом, а в интервальных − интервалом.

Для построения интервального ряда распределения необходимо определить число выделяемых групп, а затем рассчитать длину интервала по формуле:

,

где - соответственно максимальное и минимальное значения группировочного признака;

- число выделяемых групп.

В том случае, если вопрос о числе групп приходится решать самостоятельно, можно использовать формулу Стерджесса для определения оптимального количества групп:

,

где N - число единиц в совокупности.

Пример 6.1. Имеются данные о работе 24 предприятий отрасли промышленности. Необходимо по среднегодовой стоимости основных средств сформировать 5 групп в совокупности, рассчитать длину интервала и построить ряд распределения с равными интервалами, а также дискретный ряд распределения.

№ п/п Среднегодовая стоимость основных средств, млрд.руб. № п/п Среднегодовая стоимость основных средств, млрд.руб. № п/п Среднегодовая стоимость основных средств, млрд.руб.
  2,7 7,0 2,0 3,5 3,3 2,7 5,6 6,5   2,0 4,5 3,3 2,7 2,7 3,1 3,1 3,5   3,1 5,6 3,5 6,5 1,0 7,0 4,5 5,6
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Правила построения индексов | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.