Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые ключевые понятия и положения психологии профобразования




Предмет и основные категории психологии профессионального образования

Предметом психологии профессионального образования являются психологические осо­бенности, закономерности, механизмы освоения профессий и специальностей, повышения квалифи­кации и профессионального самообразования.

К числу основных категорий (понятий) психологии профес­сионального образования следует отнести профессиональное становление; профессию; квалифика­цию; профессиональное обучение, воспитание и развитие; технологии профессионального развития; мониторинг профессионального становления; повышение квалификации и профессиональный рост; психологию личности обучаемых и педагогов про­фессионального образования; деструктивные изме­нения специалистов и др.

Ведущие, базовые понятия раскрывают основные концептуальные положения. Ключевые понятия, которые характеризуют психологию профессионального образования, приведены в табл. 2.

 

Таблица 2

Ведущие понятия Концептуальные положения
   
Квалификация Степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности
Профессиональное образование Научно-обоснованный организованный процесс и результат профессионального становления и развития личности человека и овладение им определенными видами профессиональной деятельности
Психологическое сопровождение профессионального становления личности   Составная часть профессионального образования, заключающаяся в психологической помощи в преодолении трудностей профессиональной жизни, коррекции диструктивных тенденций развития (кризисов, стагнации, конфликтов, деформаций), повышении адаптированности работника к социально-экономическим и технологическим изменениям, развитии у него позитивной профессиональной перспективы
Профессиональная ориентация Система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, помогающих человеку, находящемуся в ситуации реализации своих профессиональных намерений (оптации), обоснованно избирать профессию (специальность) с учетом своих интересов и способностей, а также потребностей общества
Профессиональное становление Развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования, подготовки и выполнения профессиональной деятельности. Целостный процесс профессионального становления имеет стадии, переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами. Темп и траектория профессионального становления вариативны и определяются тремя группами факторов: возрастными, индивидуально-психологическими и технологическими
Профессиональный рост Постоянное совершенствование технологической деятельности, обогащение направленности, компетентности и профессионально важных качеств, повышение эффективности трудового функционирования
Технологическая контектность Обусловленность динамики, уровня профессионального развития образовательными и профессиональными технологиями, применяемыми в конкретной социально-экономической ситуации
Профессиональная самоактуализация Ускорение профессионального роста путем активизации потенциала личности, проявления сверхнормативной профессиональной активности, а также использование инновационных технологий
Профессиональная социализация Нахождение своего места в профессиональной стратификации, выработка профессионального менталитета, формирование ролевого поведения, профессиональная идентификация
Профессия Определенный вид профессиональной деятельности, требующий для своего выполнения специальных знаний, умений, навыков и качеств личности

Приведенные базисные понятия определяют пси­хологическое поле профобразования и являются предпосылками выделения психологии профессио­нального образования.

Таким образом, профессиональное становление личности порождает огромный комплекс психологи­чески обусловленных образовательных проблем. Очевидно, давно назрела необходимость объедине­ния этих проблем одной отраслью прикладной пси­хологии — психологией профессионального образо­вания.

 

Выводы:

1. Всовременной психологии отчетливо прослежи­ваются две тенденции: интеграция и дифференциа­ция отраслей психологических наук. Необходимость изучения закономерностей, механизмов, принципов организации профессионального становления личности способствовала выделению из педагогической психологии, психологии труда, общей психологии, акмеологии и других наук специфических знаний, которые объединились в новую отрасль прикладной психологии – психологию профессионального образования.

2. В образовании ППО представлена как наука и как учебная дисциплина. Они различаются по предмету, объекту, целям, методам и задачам. ППО как учебная дисциплина строится в соответствии с достижениями ППО как учебного предмета и определяет области профессиональной деятельности педагога профессионального образования:

3. Система непрерывного образования строится на основе представлений об этапах профессионального становления личности. Процесс профессионального становления и профессионального образования сопровождается рядом проблем психологического характера. Представление о сущности этих проблем, их развитии и способах разрешения должен иметь педагог профессионального образования.

4. Предметом психологии профессионального образования являются психологические осо­бенности, закономерности, механизмы освоения профессий и специальностей, повышения квалифи­кации и профессионального самообразования. Для изучения выделенного предмета необходимо владение основными категориями и понятиями ППО.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.