Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единоличное владение




Классификация фирм

Чтобы избежать возможных недоразумений, начнем рассмотрение с терминологии. В частности, необходимо провести различие между предприятием (заводом), фирмой и отраслью.

I. Предприятие (завод) — это учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, небольшого или крупного магазина, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг.

2. Фирма, с другой стороны, — это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие, можно выделить фирмы, которые владеют и управляют несколькими предприятиями. Фирмы, включающие много предприятий, могут быть объединениями "горизонтального", "вертикального типа”, или "конгломератами". Например, все без исключения крупные сталелитейные фирмы США - Юнайтед Стэйтс Стил, Бетлехем Стил, Рипаблик Стил и другие - представляют собой вертикальное комбинирование предприятий, то есть каждая компания владеет предприятиями на различных стадиях производственного процесса. Каждый производитель стали владеет рудниками и угольными шахтами, известняковыми карьерами, коксовыми печами, домнами, прокатными станами, кузницами, литейными цехами и в некоторых случаях - цехами по изготовлению металлоконструкций. Фирмы, владеющие широкой сетью магазинов в сфере розничной торговли - например, Эй-энд-Пи, Крогер, Сэйфуэй, Джей.Си.Пенни, - образцы горизонтального комбинирования, при котором все предприятия находятся на одной стадии производства. Другие фирмы являются конгломератами; они охватывают предприятия, которые оперируют во многих различных отраслях и рынках. Например, Интернэшнл телефоун энд телеграф кроме выполнения функций, которые отражаются в названии этой фирмы, действует через посредство своих дочерних предприятий на широкомасштабной основе в таких разнообразных областях, как эксплуатация отелей, производство хлебобулочных изделий, а также учебных материалов, предоставляет страховые услуги.

3. Отрасль — это группа фирм, производящих одинаковую или, в крайнем случае, подобную продукцию. Несмотря на очевидно несложную структуру, отрасли обычно трудно идентифицировать на практике. Например, как нам определить автомобильную отрасль промышленности? Простейший ответ таков: "Все фирмы, производящие автомобили". Но общепризнанно, что большинство предприятий - это фирмы с многообразным ассортиментом выпускаемой продукции. Американские производители автомобилей выпускают также разнообразную продукцию: дизельные локомотивы, автобусы, рефрижераторы, управляемые ракеты, кондиционеры воздуха.

Мы будем рассматривать фирмы как субъекты предпринимательской деятельности.

По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций различают фирмы: промышленные, торговые, специализирующиеся в области транспорта и связи, страховые, инжиниринговые, банковские и финансово-инвестиционные, проводящие операции с недвижимым имуществом и ценными бумагами, научно-исследовательские, инновационные, оказывающие самые разнообразные услуги и т.д.

Торгово-промышленные предприятия крайне разнообразны — от корпораций-гигантов, таких, как Дженерал моторс с продажами в 102 млрд. долл. и 813 тыс. занятых, до специализированных магазинов и мелких бакалейных лавок с одним-двумя служащими и ежедневными продажами в 100 - 150 дол.

Одна из самых многочисленных и самая крупная по объему суммарных продаж группа — промышленные фирмы. К их числу относят обычно те, у которых не менее 50% продаж составляет продукция собственных предприятий. Только в США, например, функционирует более 1 млн. таких фирм.

Особенно велико количество фирм, занятых торговлей (внутренней и внешней). Это могут быть фирмы оптовой и розничной торговли, торгово-посреднические, экспортные, импортные и др.

В частности, в СШАих насчитывается более 3.5 млн. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо существовать независимо от других фирм — и юридически, и в хозяйственном отношении. Прибыль таких фирм образуется разницей между ценами покупаемых и продаваемых товаров, а также как вознаграждение за услуги по продвижению товаров на рынки. Занимаются торговые фирмы в основном коммерческой деятельностью, хотя наиболее крупные из них выполняют и операции по обработке, перевозке, страхованию закупаемых и реализуемых товаров.

Транспортные фирмы осуществляют перевозку грузов и пассажиров. Обычно они специализируются на отдельных видах перевозок, в связи с чем выделяются судоходные, автомобильные, авиационные и железнодорожные фирмы. Железнодорожные компании по своим размерам значительно уступают судоходным и авиационным, в большинстве стран малорентабельны или убыточны. Поэтому, как правило, их берет в свои руки государство, управляя ими через специальные находящиеся в его ведении организации и компании.

Важная роль в странах с рыночной экономикой принадлежит многочисленным фирмам, занятым банковскими, страховыми, финансово-инвестиционными операциями, связанными с ценными бумагами и недвижимостью, арендными отношениями (в частности лизинговым фирмам, специализирующимся на сдаче в аренду основных средств производства — машин, оборудования, заводов, транспортных средств и средств связи, складских помещений и т.п., а также хайринговым, чья сфера — аренда товаров длительного пользования). Подобного рода фирм в США насчитывается более 2 млн.

Во всех странах действует много (в США около 6 млн.) научно-исследовательских и инновационных («венчурных», или «рисковых») фирм, а также фирм сферы информационных, консультативных и других видов услуг. Среди них значительная доля инжиниринговых фирм, предоставляющих различные виды инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом различных объектов в эксплуатацию, разработкой новых технологий, усовершенствованием производственных процессов.

Другим классифицирующим признаком фирм является отраслевая сфера их деятельности (или, шире, степень охвата видов и форм хозяйственной деятельности). Прежде всего, здесь отграничиваются друг от друга фирмы моноотраслевые и диверсифицированные. Последние - многоотраслевые. Они, помимо производства (нередко технологически не взаимосвязанного) и реализации разнообразных товаров, занимаются и финансовыми операциями. Различаются два типа диверсифицированных фирм. Относящиеся к первому типу при всем многообразии сфер деятельности сохраняют достаточно выраженное профилирующее производство (основную специализацию). Например, фирма Жилетт, помимо изготовления лезвий и безопасных бритв (ее основная специализация), ведет также производство туалетных принадлежностей, париков, ручек, кожгалантереи, писчебумажных товаров, солнцезащитных очков, зажигалок. Финансовая компания Америкэн экспресс осуществляет банковские и валютные операции, страхование, брокерские операции, но в то же время предоставляет услуги в области туризма и занимается издательской деятельностью. По своей организационной структуре такие фирмы, как правило, представляют собой концерны.

В последующих материалах учебного пособия будет показана роль диверсифицированных фирм в повышении эффективности работы рыночного механизма. Здесь отметим лишь, что диверсифицированные фирмы типа концерна обладают значительной экономической устойчивостью и конкурентоспособностью. Они особо пригодны для быстрого перемещения капитала из менее перспективных отраслей в более прогрессивные. Например, крупные табачные концерны в последнее время активно приобретали гостиницы, химические предприятия и т.п. На базе диверсифицированных концернов достигается выравнивание определенных отраслевых сезонных колебаний и рисков, например, предприятие, специализирующееся на производстве лыж, приобретает предприятие, выпускающее товары для летних видов спорта.

Второй тип диверсифицированных фирм так называемые конгломеративные фирмы (конгломераты). В отличие от фирм первого типа у них обычно отсутствует доминирующее отраслевое ядро, т.е. профилирующее производство. Под «одной крышей» сосредоточиваются виды хозяйственной деятельности, не имеющие между собой никаких производственных или иных функциональных связей. Основная цель подобных объединений - не повышение эффективности производства, а чисто спекулятивная: получение дополнительной прибыли посредством игры на курсах акций. Очевидно, например, что при таком распылении своей деятельности конгломератам с течением времени все труднее приспосабливаться к требованиям НТР, и они начинают проигрывать в конкурентной борьбе специализированным фирмам. Поэтому большая часть конгломератов быстро распадается. Некоторые из них радикально пересматривают свою рыночную стратегию, ликвидируют многие филиалы и отделения, концентрируют усилия на производстве товаров, которые исторически формировали производственный профиль компании; иначе говоря, превращаются в диверсифицированные фирмы первого типа.

С точки зрения территориально-национальных масштабов деятельности все фирмы могут быть классифицированы как национальные и транснациональные. Транснациональные корпорации (ТНК) представляют собой крупные концерны, для которых характерна международная диверсификация деятельности. Позже мы рассмотрим особенности современной рыночной стратегии фирм данного типа.

Во всех странах с рыночной экономикой существует большое разнообразие предпринимательских фирм, которые различаются между собой по качественным и количественным параметрам. Основным качественным параметром является при таком разграничении тип собственности, на котором базируется фирма. Обычно выделяются:

- частные фирмы;

- коллективные предприятия с неограниченной ответственностью;

- товарищества с ограниченной ответственностью;

- государственные и муниципальные предприятия (на Западе к их числу обычно относят также предприятия со смешанным капиталом, которые базируются на государственно-коллективной или государственно-частной собственности);

- объединения предприятий;

- филиалы и представительства фирм.

Основным количественным параметром разграничения предпринимательских фирм выступаютчисленность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности работников выделяются (в США):

- наимельчайшие предприятия (численность не более 10 человек);

- мельчайшие предприятия (не более 20 человек);

- мелкие предприятия (не более 99 человек);

- средние предприятия (не более 500 человек);

- крупные предприятия (свыше 500 человек).

В других странах применяются сходные параметры определения типа предпринимательской фирмы.

По критерию годового оборота капитала выделяются (например, в Германии) предприятия:

мелкие (годовой оборот не более 25 тыс. марок);

средние и крупные (с оборотом свыше 25 тыс. марок.).

Как правило, количественные параметры разграничения типов предпринимательских фирм обусловлены качественными параметрами, прежде всего, типом собственности. Так, например, мелкие и мельчайшие предприятия - это обычно частные фирмы или коллективные предприятия с неограниченной ответственностью (партнерства, кооперативы). Средние и крупные фирмы ─ это чаще всего акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Так, например, в США порядка 80% мелких фирм находятся либо в единоличной собственности, либо в собственности партнеров. Вместе с тем к категории мелких предприятий относятся около 4 млн. акционерных обществ (корпораций).

Классифицируя фирмы с точки зрения форм собственности, надо иметь в виду, что в западных странах принято все, не относящееся к государственной собственности именовать частной сферой. Но последняя далеко не однородна. В ее рамках различаются индивидуальные и групповые формы собственности, соответственно и три основных типа фирм: а) фирмы единоличного владения, б) партнерства – предприятия, которыми на паях владеют два лица или более; в) корпорации, или акционерные общества.

Вне зависимости от вида, масштабов или сфер хозяйственной деятельности все фирмы функционируют в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством соответствующих стран. Указанные формы определяют порядок учреждения фирмы, ответственность и правомочия ее членов, порядок отчетности и налогообложения получаемой прибыли, структуру органов управления и порядок преобразования или ликвидации фирмы.

Единоличное предприятие является собственностью одного лица или семейства, которое несет ответственность по его обязательствам всем капиталом предприятия и всем личным имуществом (если оно не обособлено от капитала предприятия). Такое предприятие может быть зарегистрировано в торговом реестре как самостоятельное предприятие или как филиал другого предприятия того же предпринимателя. Понятно, что дела предприятия ведет его собственник или специально уполномоченные на это менеджеры. Ныне подобную форму единоличных предприятий имеют, как правило, мелкие и средние фирмы (реже - компании-гиганты семейного типа). Практика показывает, что ряд крупных семейных компаний были преобразованы в акционерные общества (западногерманская компания Круппа, банк Ротшильда и итальянская Оливетти, американская автомобильная компания Форд мотор, впервые реализовавшая свои акции в 1968 г).

Единоличное владение ─ в буквальном смысле самостоятельное ведение дел в своих интересах. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия. Единоличное владение находит свое выражение в виде частных фирм. Компания с одним владельцем ─ это фирма, принадлежащая одному владельцу, который единолично управляет ею, получает всю прибыль, но и лично отвечает по всем ее обязательствам. Такие компании распространены очень широко. Они невелики и наиболее характерны для строительной индустрии и розничной торговли. Например, промышленные компании с одним владельцем в США составляют более 70% всех фирм, дающих федеральному правительству налоговую прибыль. Но эта прибыль скромна, только 7% от общих поступлений. Отметим, что огромное число сельскохозяйственных ферм организованы аналогичным образом.

Среди более чем 18 млн. фирм, зарегистрированных в США в 1989 г., примерно 70% составляли предприятия единоличного владения, 10% — партнерства и 20% ─ корпорации. Таким образом, количественно преобладают фирмы единоличных собственников. Однако большинство из них (81% от общего числа) — мелкие и мельчайшие. К малому бизнесу относится также и большая часть партнерств (62%). Средние и крупные предприятия, как правило, функционируют на основе акционерной формы собственности.

Индивидуальными предпринимателями во всех правовых системах признаются физические лица, осуществляющие хозяйственные операции в тех или иных сферах деятельности (производственной, торговой, банковской и т.д.) и заключающие коммерческие сделки от своего имени. Для организации фирмы индивидуального владения не требуется оформление каких-либо учредительных документов. Нужно только получить разрешение (патент) на ведение деятельности, допускаемой законом, и занести фирму в торговый реестр.

В соответствии, с законодательством фирма обязана вести торговые книги, отражающие результаты хозяйствования. Однако содержание этих книг является коммерческой тайной фирмы. В своей деятельности она обязана выступать под определенным фирменным наименованием, содержащим имя и фамилию владельца (правовая форма в наименовании таких фирм не указывается). Индивидуальный предприниматель несет полную ответственность всем своим имуществом по делам фирмы, в которую могут входить и одно, и несколько предприятий (производственных, торговых и т.п.).

Преимущества. Этот чрезвычайно простой тип организации производственной деятельности имеет определенные преимущества:

1. Единоличное владение легко учредить, так как практическинетбюрократической волокиты и расходов на юридические услуги.

2. Владелец сам себе начальник и располагает значительной свободой действий. Поскольку получаемый владельцем доход зависит от успешной деятельности предприятия, здесь присутствует сильный непосредственный стимул вести дела эффективно.

Недостатки. Однако недостатки организационной формы весьма значительны:

1. За редким исключением, финансовые ресурсы единоличного предприятия недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупномасштабное предприятие. В частности, финансовые средства обычно ограничены той суммой, которую предприниматель имеет на своих банковских счетах, и суммой, которую он может занять. Так как среди единоличных владений процент банкротств относительно высок, коммерческие банки не очень охотно предоставляют им большие кредиты.

2. Осуществляя полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнятьвсе основные функции по управлению. Он должен принимать все основные решения, например, относительно покупки, продажи, привлечения и содержания персонала; не упускать из внимания технические аспекты, которые могут возникнуть в производстве, в рекламе и в распределении продукции. Короче, потенциальные выгоды от специализации в управлении производством предпринимательству небольшого масштаба обычно недоступны.

3. Наиболее важный недостаток заключается в том, что единоличный владелец является субъектом неограниченной ответственности. Это означает, что самостоятельные предприниматели рискует не только активами фирмы, но и своими личными активами. Если активы бесприбыльного предприятия недостаточны для удовлетворения притязаний кредиторов, то последние могут подать иск против личной собственности владельца предприятия.

Количество фирм единоличного владения во всех странах чрезвычайно велико. Только в США их насчитывается свыше 11 млн. Однако, основные объекты их деятельности - магазины, ремонтные мастерские, предприятия бытового обслуживания и т.п. В подавляющей своей массе индивидуальное предпринимательство - удел мелкого бизнеса, финансовые возможности которого, естественно, ограничены. Поэтому раньше или позже перед собственником встает проблема: как изыскать средства для расширения производства?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.