КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационные стратегии.
Это комплекс действий, предпринимаемых организацией для достижения долгосрочного конкурентного преимущества. В соответствии с распространенной классификацией выделяются следующие стратегии: технологическое и рыночное лидерство, стратегия «следования за лидером, стратегия имитации, стратегия зависимости, стратегия «ниши». При этом фирма может одновременно применять различные стратегии в различных сегментах рынка.
При этом нет никаких гарантий того, что сделанный новый продукт будет превосходить уже существующие на рынке. Следовательно, эта стратегия связана с огромным риском. Во-первых, уникальный продукт может быть оценен потребителем недостаточно высоко, т. е. более высокие цены, назначаемые фирмой для покрытия издержек, связанных с разработкой такого продукта, окажутся неоправданными. Во-вторых, не исключена возможность, что конкуренты смогут быстро наладить копирование таких новинок с уникальными особенностями. Обычно стратегии лидерства целесообразны, когда организация конкурирует в сфере быстрорастущего производства, в производственной сфере, переживающей быстрые технологические преобразования, или компания производит продукт, пользующийся спросом, новыпуск которого находится на начальной стадии жизненного цикла и спрос на него хотя и увеличивается, но еще не устоялся. Несмотря на выдержки и риски, связанные с инновациями, эта стратегия продолжает оставаться привлекательной для достижения таких целей, как обеспечение быстрого роста продаж и доли на рынке, получение высокой прибыли на инвестированный капитал и завоевание устойчивой базы потребителей. Стратегия «следования за лидером» фокусируется на быстром расширении рыночной базы. Смысл следования за лидером состоит в том, что фирма сосредотачивается на продуктах, уже получивших признание рынка. В этих целях фирма постоянно отслеживает направления НИОКР технологического лидера и стремится создавать минимальный научный задел в данных областях, чтобы сократить время научно-технической (предпромышленной) подготовки продукта доего выхода на рынок, следуя за лидером. Стратегия имитации базируется на использовании известных технологий и их развитии в соответствии с требованиями специфического рынка. Характерный пример подобной стратегии дает фармацевтическая промышленность в развивающихся странах, где производятся лицензированные лекарства или популярные лекарства с истекшими патентами. Фирма, проводящая стратегию имитации, не несет расходов на исследования (за исключением затрат на приобретение лиценции, поэтому может добиться значительного снижения удельных издержек, а следовательно, высокой рентабельности продаж. Как и в стратегии «следования за лидером» основное внимание уделяется быстрому освоению технологии и запуску товара в производство. Стратегия зависимости — предельный случай стратегии имитации. Фирма сосредотачивает усилия лишь на производстве и маркетинге. Такие стратегии характерны для совместных производств или подразделений крупных международных компаний, проникающих на новые рынки. Стратегия «ниши» заключается в поиске ниши на рынке, не привлекательной по масштабу продаж для крупной фирмы, но достаточной, чтобы обеспечивать существование и развитие небольшой фирмы. Основное требование к данной стратегии - достаточное внимание к опытно-конструкторским разработкам и освоению модифицированной продукции, чтобы удовлетворить требования специфических заказчиков. В сущности, вышеописанные инновационные стратегии в той или инд связаны с инновационным риском, а степень этого риска может быть упрощенно (схематично) определена следующим образом. В общем виде любая инновационная стратегия распадается на три типа нововведений: 1) по продукту - существующий/новый; 2) по рынку - существующий/новый; 3) по технологии - существующая/новая. Соответственно, возможны шесть вариантов сочетания данных переменных (рис. 5). Перемещение из левого верхнего угла рисунка в правый нижний характеризует нарастание риска инновационной стратегии. Следует отметить, что в современных российских условиях наименее контролируемым
и, следовательно потенциально наиболее рисковым фактором выступает выход на новые рынки.
Рис. 5. Варианты типов нововведений Исследователи выделяют три основных стратегии предприятий по отношению к инновациям: 1) Оборонительная стратегия— организации, придерживающиеся данной стратегии, не стремятся или не имеют возможности проводить инновационные разработки. Они в большей мере ориентированы на то, чтобы перенять опыт и достижения других; 2) Активно-наступательная стратегия означает постановку цели стать первым, ведущим предприятием в этой отрасли или на определенном участке; 3) Умеренно-наступательная стратегия — это позиция второго самого лучшего производителя. Основной целью этой стратегии является обезопасить себя от риска, которому подвергаются первые, ставшие на путь нововведений, но в то же время не опаздывать и стремиться не отставать от тех, кто уже ввел новшества. Многие руководители компаний, добившихся преходящего успеха, полагают, что завтра будет более или менее походить на сегодня, что крупные перемены маловероятны, непредсказуемы и во всяком случае будут происходить медленно. В результате концентрируют свое внимание на снижении издержек, связанных с деятельностью компании. Они полагают, что нововведения сопряжены с большим риском, нежели защита занимаемых компанией позиций на рынке. Однако компании, подобные Хитати, ИБМ, Дженерал электрик, Хьюлетт-Паккард и ряд других, руководствуются иными соображениями. Их руководители исходят из того, что послезавтра не будет похожим на сегодня. Они полагают, что перемены, когда они наступают, происходят быстро и подчиняются определенным закономерностям, которые поддаются предсказанию и анализу. Они сосредотачивают усилия на том, чтобы обеспечить требуемую технологию в нужное время, тем самым сумев защитить свои позиции и заполучить самых квалифицированных работников, а не на том, чтобы все больше улучшать текущие операции. По их мнению, нововведения неизбежны и управляемы, что управление нововведениями — это ключ к поддержанию высокого уровня эффективности, которого ждут акционеры компании. Они знают, что столкнутся с проблемами и что их ждут нелегкие испытания, но они готовы к ним. Руководители исходят из того, что нововведения сопряжены с риском, но отказ от них еще более рискован. При этом поведение успешно функционирующих компаний базируется на понимании влияния конкуренции на корпоративную научно-техническую политику. Чтобы осознать это влияние, необходимо иметь представление о понятии жизненного цикла изделия, технологии и понятии технологического разрыва.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |