Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационные стратегии.




Это комплекс действий, предпринимаемых организацией для достижения долгосрочного конкурентного преимущества. В соответствии с распространенной классификацией выделяются следующие стратегии: технологическое и рыночное лидерство, стратегия «следования за лидером, стратегия имитации, стратегия зависимости, стратегия «ниши». При этом фирма может одновременно применять различные стратегии в различных сегментах рынка.

 


 


 

 


При этом нет никаких гарантий того, что сделанный новый продукт будет превосходить уже существующие на рынке. Следовательно, эта стратегия связана с огромным риском. Во-первых, уникальный продукт может быть оценен потребителем недостаточно высоко, т. е. более высокие цены, назначаемые фирмой для покрытия издержек, связанных с разработкой такого продукта, окажутся неоправданными. Во-вторых, не исключена возможность, что конкуренты смогут быстро наладить копирование таких новинок с уникальными особенностями.

Обычно стратегии лидерства целесообразны, когда организация конкурирует в сфере быстрорастущего производства, в производственной сфере, переживающей быстрые технологические преобразования, или компания производит продукт, пользующийся спросом, новыпуск которого находится на начальной стадии жизненного цикла и спрос на него хотя и увеличивается, но еще не устоялся.

Несмотря на вы­держки и риски, связанные с инновациями, эта стратегия продолжает оставаться привлекательной для достижения таких целей, как обеспечение быстрого роста продаж и доли на рынке, получение высокой прибыли на инвестированный капитал и завоевание устойчивой базы потребителей.

Стратегия «следования за лидером» фокусируется на быстром расширении рыночной базы. Смысл следования за лидером состоит в том, что фирма сосредотачивается на продуктах, уже получивших признание рынка. В этих целях фирма постоянно отслеживает направления НИОКР технологического лидера и стремится создавать минимальный научный задел в данных областях, чтобы сократить время научно-технической (предпромышленной) подготовки продукта доего выхода на рынок, следуя за лидером.

Стратегия имитации базируется на использовании известных технологий и их развитии в соответствии с требованиями специфического рынка. Характерный пример подобной стратегии дает фармацевтическая промышленность в развивающихся странах, где производятся лицензированные лекарства или популярные лекарства с истекшими патентами. Фирма, проводящая стратегию имитации, не несет расходов на исследования (за исключением затрат на приобретение лиценции, поэтому может добиться значительного снижения удельных издержек, а следовательно, высокой рентабельности продаж. Как и в стратегии «следования за лидером» основное внимание уделяется быстрому освоению технологии и запуску товара в производство.

Стратегия зависимости — предельный случай стратегии имитации. Фирма сосредотачивает усилия лишь на производстве и маркетинге. Такие стратегии характерны для совместных производств или подразделений крупных международных компаний, проникающих на новые рынки.

Стратегия «ниши» заключается в поиске ниши на рынке, не привлекательной по масштабу продаж для крупной фирмы, но достаточной, чтобы обеспечивать существование и развитие небольшой фирмы. Основное требование к данной стратегии - достаточное внимание к опытно-конструкторским разработкам и освоению модифицированной продукции, чтобы удовлетворить требования специфических заказчиков.

В сущности, вышеописанные инновационные стратегии в той или инд связаны с инновационным риском, а степень этого риска может быть упрощенно (схематично) определена следующим образом. В общем виде любая инновационная стратегия распадается на три типа нововведений:

1) по продукту - существующий/новый;

2) по рынку - существующий/новый;

3) по технологии - существующая/новая.

Соответственно, возможны шесть вариантов сочетания данных переменных (рис. 5). Перемещение из левого верхнего угла рисунка в правый нижний характеризует нарастание риска инновационной стратегии. Следует отметить, что в современных российских условиях наименее контролируемым

 

и, следовательно потенциально наиболее рисковым фактором выступает выход на новые рынки.

 

Существующий продукт Существующий рынок Существующая технология Существующий продукт Новый рынок Существующая технология Существующий продукт Новый рынок Новая технология
Новый продукт Существующий рынок Существующая технология Новый продукт Новый рынок Существующая технология Новый продукт Новый рынок Новая технология

Рис. 5. Варианты типов нововведений

Исследователи выделяют три основных стратегии предприятий по отношению к инновациям: 1) Оборонительная стратегия— органи­зации, придерживающиеся данной стратегии, не стремятся или не име­ют возможности проводить инновационные разработки. Они в боль­шей мере ориентированы на то, чтобы перенять опыт и достижения других; 2) Активно-наступательная стратегия означает постановку це­ли стать первым, ведущим предприятием в этой отрасли или на опре­деленном участке; 3) Умеренно-наступательная стратегия — это пози­ция второго самого лучшего производителя. Основной целью этой стратегии является обезопасить себя от риска, которому подвергают­ся первые, ставшие на путь нововведений, но в то же время не опаз­дывать и стремиться не отставать от тех, кто уже ввел новшества.

Многие руководители компаний, добившихся преходящего успеха, полагают, что завтра будет более или менее походить на сегодня, что крупные перемены маловероятны, непредсказуемы и во всяком случае будут происходить медленно. В результате концентрируют свое внимание на снижении издержек, связанных с деятельностью компании. Они полагают, что нововведения сопряжены с большим риском, нежели защита занимаемых компанией позиций на рынке.

Однако компании, подобные Хитати, ИБМ, Дженерал электрик, Хьюлетт-Паккард и ряд других, руководствуются иными соображениями. Их руководители исходят из того, что послезавтра не будет похожим на сегодня. Они полагают, что перемены, когда они наступают, происходят быстро и подчиняются определенным закономерностям, которые поддаются предсказанию и анализу. Они сосредотачивают усилия на том, чтобы обеспечить требуемую технологию в нужное время, тем самым сумев защитить свои позиции и заполучить самых квалифицированных работников, а не на том, чтобы все больше улучшать текущие операции. По их мнению, нововведения неизбежны и управляемы, что управление нововведениями — это ключ к поддержанию высокого уровня эффективности, которого ждут акционеры компании. Они знают, что столкнутся с проблемами и что их ждут нелегкие испытания, но они готовы к ним. Руководители исходят из того, что нововведения сопряжены с риском, но отказ от них еще более рискован. При этом поведение успешно функционирующих компаний базируется на понимании влияния конкуренции на корпоративную научно-техническую политику. Чтобы осознать это влияние, необходимо иметь представление о понятии жизненного цикла изделия, технологии и понятии технологического разрыва.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.