Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность философского понимания познания




Сущность диалектико-материалистического учения о сознании.

Человек – это существо биологическое, психическое и социальное. Для нормального развития сознания необходимы биологические предпосылки – здоровое тело, здоровый мозг. Но человек становится самим собой только в обществе и под влиянием социальной среды. Общественно-историческая сущность сознания состоит в том, что сознание – это продукт развития общества и не возникает вне общения людей. Сознание формируется под влиянием условий, в которых живёт человек, людей, которые его окружают, событий, которые с ним происходят. Т.е. сознание формируется как отражение мозгом окружающей действительности. Сознание – это высшая форма отражения действительности, свойство высокоорганизованной материи – коры головного мозга человека – отражать окружающий мир в форме идеальных образов.

Таким образом, сущность диалектико-материалистического учения о сознании состоит в следующем: 1) сознание вторично по отношению к материи; 2) сознание есть высшая форма отражения действительности; 3) сознание есть функция высокоорганизованной материи – коры головного мозга человека; 4) сознание имеет социальную природу.

Вторичность сознания по отношению к материи заключается в следующем: 1) материя существует вечно, а сознание возникает на определённом этапе её развития; 2) сознание вторично по отношению к своему материальному носителю, нарушение работы мозга ведёт к нарушению сознания, со смертью мозга сознание исчезает; 3) сознание как отражение, как образ окружающего мира, вторично по отношению к нему.

 

Объектом человеческого познания могут стать различные явления. Но сам процесс познания тоже является предметом изучения. Его изучают психология, логика, физиология высшей нервной деятельности. Философская теория познания (гносеология) изучает общие закономерности познавательной деятельности человека, отвечает на вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир?

Различные философские направления по-разному объясняют сущность познания. С религиозной точки зрения цель познания – это раскрытие божественных истин. Объективные идеалисты считают, что человек должен познать духовную силу, правящую миром – Абсолютную идею (Гегель), мировую волю (Шопенгауэр) и т.д. Субъективные идеалисты считают, что человек может знать только собственное сознание (Юм, Кант, Мах, Авенариус). Сторонники агностицизма отрицают возможность познания человеком мира.

C точки зрения диалектико-материалистической философии задачей человека является познание материального мира, его объективных законов, а также самопознание.

Сторонники метафизического мышления рассматривают познание как пассивное отражение. Диалектический материализм также представляет познание как отражение, но активное. Т.е. в этом процессе человек целенаправленно ищет знания, преобразуя окружающий мир. Познание - это активно-творческое, преобразующее отражение человеком действительности.

Человек познаёт мир, прежде всего, с помощью ощущений, которые представляют собой субъективные образы объективного мира. Ощущения объективны по своему источнику, т.к. они отражают объективный мир. Они объективны по содержанию, т.к. отражают мир в целом правильно. Субъективность ощущений заключается в том, что они возникают в сознании субъекта, и поэтому могут различаться у разных людей.

Процесс познания бесконечен, т.к. материя неисчерпаема. В тоже время, в мире нет ничего в принципе непознаваемого. То, что остаётся необъяснимым сегодня, может быть познано в будущем.

Основой познания выступает общественно-историческая практика – это материально-предметная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества. Отличие практики от теории: главной целью и результатом теоретической деятельности является создание и изменение нематериальных объектов (идей, замыслов, знаний). Практическая деятельность направлена на изменение материальных объектов и процессов. Виды практики: производственная практика, общественно-политическая, научно-экспериментальная, бытовая и др. По отношению к познанию практика выполняет четыре функции:

как основа познания практика даёт исходную информацию

как движущая сила практика порождает потребность в новых знаниях

как критерий истины практика позволяет отличить истинное знание от заблуждения.

как цель практика является окончательной сферой применения наших знаний.

Теория и практика - это две стороны единого познавательного процесса. Определяющая роль принадлежит практике. Именно реальные потребности практической жизни определяют появление новых теорий. Но теория также активна. Применяясь на практике, она преобразует природу и общество.

 

26. Ступени и формы в познании человеком мира. Познание – это сложный диалектический процесс. От описания поверхностных явлений человек переходит к объяснению сущности. Соответственно, этот процесс проходит две основных ступени – чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание – это исходная ступень процесса познания, получение информации с помощью органов чувств. Оно происходит в трёх основных формах: в форме ощущений, восприятий и представлений. Ощущение – элементарная форма чувственного познания, отражение в сознании отдельных признаков объекта. Восприятие – это отражение в сознании целостного образа объекта. Представление – это повторное воспроизведение наглядного образа объекта, без его непосредственного восприятия.

Значение чувственного познания: 1)органы чувств – единственный канал информации, поступающей непосредственно из внешнего мира; 2)чувственное познание является основой для следующей ступени – рационального познания. Недостатки: чувственное познание даёт поверхностную, разрозненную, противоречивую информацию, отражает явления, но не раскрывает сущность.

Рациональное познание – это получение информации с помощью разума, в процессе логических рассуждений. Оно происходит в трёх основных формах: в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие – элементарная форма мысли, в которой отражаются общие и существенные признаки объектов (слова и словосочетания). Суждение – форма мысли, в которой с помощью двух или нескольких понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо (предложение). Умозаключение – форма мысли, в которой из двух или нескольких суждений логически выводится новое суждение.

Способность к логическому, абстрактному мышлению – это уникальное эволюционное достижение, свойственное только человеку. Рациональное познание позволяет проникать в сущность предметов, раскрывать объективные законы.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, их нельзя отрывать и противопоставлять, как это делали рационалисты и сенсуалисты. При чувственном познании уже присутствует работа разума, а рациональное познание вообще невозможно без чувственного.

Существует и третья, не основная ступень познания. Интуиция – это способность постижения истины путём её прямого усмотрения, без обоснования доказательствами. Условием интуиции является богатый опыт. Но сам механизм интуитивного решения случаен, иррационален, т.к. связан с бессознательной частью психики. Интуиция играет важную роль в решении нестандартных задач, в научных открытиях.

 

27. Проблема истины в теории познания. Главной целью научного познания является постижение истины. Существуют различные подходы к определению истины. Сторонники прагматизма (американская философия) считают истиной знания, которые приносят пользу. Сторонники конвенционализма считают истиной общепризнанные знания, ставшие результатом соглашения. Классическое определение истины было дано Аристотелем: Истина – это знания, которые соответствуют действительности.

Истина всегда смешана с заблуждением, т.е. непреднамеренным принятием за истину знаний, не соответствующих действительности. Критерии истины, позволяющие отличить её от заблуждения: 1) чувственная очевидность (но чувства могут обманывать, а факты неправильно толковаться); 2) рациональная очевидность, т.е. опора на аксиомы (но аксиомы справедливы только в определённых условиях); 3) логическая непротиворечивость (но логика подтверждает только правильность формы мысли, а не содержания). Эти критерии могут применяться, но они ограничены. Настоящий критерий должен сопоставлять субъективное знание с объективной реальностью. Таким критерием является практика – проверка знания в практической деятельности человека.

Истина подразделяется на относительную и абсолютную. Относительная истина – это неполное, ограниченное знание о предмете. Абсолютная истина – это всестороннее, исчерпывающее знание. Относительная истина – частичка абсолютной.

Истину характеризуют два принципа: 1)Принцип объективности. Любая истина объективна по содержанию, т.к. соответствует объекту, но субъективна по форме, т.к. содержится в сознании человека, и может быть выражена в различных формах (языках). 2) Принцип конкретности. Истина зависит от конкретных условий. То, что является истиной в одних условиях, может быть заблуждением в других (законы классической, релятивистской и квантовой механики).

Диалектико-материалистическое понимание истины противостоит взглядам релятивизма, и догматизма. Сторонники релятивизма преувеличивают относительность истины (у каждого человека в каждом отдельном случае своя истина). Сторонники догматизма преувеличивают абсолютность истины (всякая истина вечна, неизменна, справедлива в любых обстоятельствах).

 

28. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм – это учение о всеобщих закономерных взаимосвязях и взаимообусловленности предметов, процессов и явлений. Сторонники детерминизма считают, что мир упорядочен, что в нём всё взаимосвязано, и взаимосвязи носят закономерный характер. Сторонники противоположного учения – индетерминизма – считают, что мир представляет собой хаос, в нём преобладает случайность и может произойти любое событие. В основе современной науки лежит принцип детерминизма.

Виды связей: причинные (связь причины и следствия), структурные (связь между элементами системы), функциональные (связь между свойствами предмета, выражаемая функцией), целевые (телеономные) – это связи, при которых развитие системы подчинено определённой цели.

По характеру действия связи могут быть необходимые и случайные, существенные и несущественные, общие и единичные, временные и устойчивые и др. Среди всего многообразия связей есть такие, которые являются законами. Закон – это связь необходимая, существенная, общая, устойчивая.

Классификация законов:

1) По формам движения выделяются физические, химические, биологические, социальные законы. 2) По характеру действия разделяют законы динамические и вероятностные (статистические). Динамические законы описывают поведение отдельных объектов и устанавливают однозначную связь их состояний (законы динамики). Вероятностные (статистические) законы описывают поведение больших совокупностей, но в отношении отдельных объектов делают лишь вероятностные предсказания. Таковы все законы микромира (закон Максвелла о распределении молекул по скоростям, соотношение неопределённостей Гейзенберга). 3) По широте действия законы бывают частные, общие и всеобщие. Частные законы действуют в узкой области (закон Ома). Общие законы действуют или во всей природе (закон сохранения энергии), или в обществе (социальные законы), или в мышлении (законы логики). Всеобщие законы действуют и природе, и в обществе и в мышлении.

Всеобщими являются три основных закона диалектики. Они не напрямую управляют объектами, как частные или общие законы. Они проявляются как общие тенденции множества частных связей и законов. Законы диалектики фиксируют сходство в развитии любых объектов. Вместе они образуют общую теорию развития. Знание законов диалектики позволяет глубже понимать развитие объекта, чтобы управлять им.

 

29. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики, потому что раскрывает источник, движущую силу развития любой системы. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие?

Уже в древности люди заметили, что среди многообразных явлений выделяются такие, которые составляют пары, носят полярный характер, занимают предельные положения на некоторой шкале. Философы древности говорили о противоположности добра и зла, света и тьмы.

Противоположности – это стороны того или иного предмета, процесса или явления, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Противоположными могут быть свойства предмета, процессы, протекающие в нём, силы, действующие на него. Противоположными являются арифметические действия. В физике противоположны электрические заряды, полюса магнитного поля, действие и противодействие, порядок и хаос; в химии – анализ и синтез, ассоциация и диссоциация; в биологии – наследственность и изменчивость, здоровье и болезнь.

Противоречие – это взаимодействие противоположностей, их единство и борьба. Они вытесняют, подавляют друг друга, но в тоже время не могут существовать друг без друга. Каждая из них является самой собой, относительно своей противоположности.

В мире существует множество различных противоположностей, но среди них выделяются такие, взаимодействие которых становится причиной изменения, развития системы. В любой развивающейся системе есть противоречия, т.е. единство и борьба противоположных свойств, сил, процессов. Противоречия могут привести к разрушению системы. Но если противоречия разрешаются, то это приводит к развитию системы. Отсутствие противоречий означает устойчивость, равновесное состояние системы. Таким образом, данный закон утверждает, что причиной, источником любого развития являются противоречия.

Примеры. Противоречие между действием гравитации и возрастанием внутреннего давления определяет эволюцию звёзд. Эволюция живой природы определяется противоречием между наследственностью и изменчивостью, движется внутривидовой и межвидовой борьбой. Противоречие между негативным влиянием среды и возможностями организма заставляет организм адаптироваться. Противоречие между социальными силами приводит к изменению общества. Конкуренция движет экономику и политику. Противостояние научных теорий заставляет их совершенствоваться, и в споре рождается истина. Противоречие между растущими потребностями и отстающими возможностями стимулирует развитие человека.

 

30. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос: как происходит развитие? Знание этого закона позволяет раскрыть механизм развития, выделить его этапы.

Количество – это определённость предмета, которая характеризует степень развития или интенсивность его свойств (размеров, массы, температуры, скорости движения и др.), и которая выражается в величинах и числах.

Качество – это определённость предмета, которая характеризует его важнейшие признаки и отличает от предметов с другим качеством.

Свойство – это одно из проявлений качества предмета, которое обнаруживается во взаимодействии с другими предметами.

Мера – интервал количественных изменений, в рамках которого сохраняется данное качество.

Любой предмет испытывает постоянные количественные изменения, т.к. материя не существует без движения. Меняются его отдельные характеристики и состояние в целом. Но если эти изменения остаются в пределах меры, то предмет продолжает оставаться самим собой, в данном качестве. Со временем количественные изменения накапливаются, нарушают меру и приводят к качественным изменениям. Предмет переходит в новое качество, становится чем-то иным. Например, облако водорода в космосе сжимается, вспыхивает и становится звездой, семена прорастают и становятся растениями, научные факты накапливаются и обобщаются в новую теорию.

Переход количественных и качественных изменений является взаимным, т.к. с рождением нового качества рождается и новая мера, т.е. открывается дорога новым количественным изменениям.

Переход к новому качеству называется скачком. Скачки могут быть как мгновенными, занимая доли секунды, так и длительными, продолжаясь миллионы лет. Наиболее крупные скачки в развитии нашего мира: рождение Вселенной в Большом взрыве, возникновение жизни на Земле, появление человека.

Проблема диалектики количественных и качественных изменений актуальна для всех наук, изучающих развитие. Например, в биологии и геологии противостоят теории градуализма и катастрофизма. Применительно к общественному развитию употребляются понятия эволюция и революция. Эволюция, в данном случае, означает постепенные, количественные изменения в обществе, революция – коренные, качественные.

 

31.Закон отрицания отрицания Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: в каком направлении происходит развитие? Знание этого закона позволяет определять траекторию развития.

В процессе развития утверждение нового всегда связано с отрицанием старого. Каждый новый этап развития приходит на смену прежнему, отрицает его. Но отрицания могут быть разными. Метафизическое отрицание – это полное уничтожение старого. Такие отрицания существуют, но они являются моментами разрушения, а не развития.

Диалектическое отрицание – это отрицание старого, предшествующего в развитии, но с сохранением всего положительного, полезного для дальнейшего развития.

Понятие отрицания взято из логики. В логике развитие мысли может идти циклически: 1) суждение, 2) отрицание суждения, 3) отрицание отрицания, т.е. возвращение к суждению. По аналогии закон отрицания отрицания описывает циклическое развитие разных объектов природы и общества. В результате двойного отрицания развитие совершает цикл, в котором последний этап воспроизводит некоторые черты исходного этапа, но на более высоком уровне. Потому что в реальных процессах полная обратимость невозможна. Для этого потребовалась бы обратимость времени. Возможно лишь воспроизведение некоторых характеристик объекта.

Схематично цикл развития включает три этапа. Но цикл развития реальных объектов может состоять не из трех, а из большего числа этапов.

Таким образом, данный закон описывает процессы, в которых повторяемость сочетается с поступательностью и направленностью, в которых развитие идёт не по кругу, и не по прямой, а по спирали. Каждый виток спирали является повторением предыдущего, но на более высокой основе.

Закон отрицания отрицания является всеобщим, т.е. проявляется в развитии природы, общества, мышления. Но он более узок, чем другие законы диалектики, потому что проявляется не в любом развитии, а только в таком, в котором смена нескольких этапов обнаруживает повторяемость, цикличность.

В мире происходят различные циклические процессы. В неживой природе распространены колебания и волны, но они не являются примерами развития. Спиралеобразное развитие свойственно живой природе, обществу и человеческому сознанию. Живая природа развивается циклически, подчиняясь космическим циклам смены дня и ночи, времен года. Циклически меняются этапы в развитии экономики, политические формы, эпохи в истории культуры, научные теории, этапы в жизни человека.

 

33.Причина и следствие. В основе всех видов связей лежит причинно-следственная связь. Причиной называют явление, которое при определённых условиях закономерно порождает другое явление, называемое следствием. Принцип причинности: любое явление имеет причину.

Признаки причинной связи: 1) Причинная связь – это связь порождающая. Причина порождает следствие, передавая ему материю, энергию, информацию; 2) пространственная и временная смежность - если причина и следствие разделены в пространстве и времени, то между ними всё равно должна быть цепочка, передающая материальное воздействие; 3) временная асимметрия - причина необратимо предшествует следствию, и они не могут сосуществовать одновременно, иначе будут нарушены законы сохранения; 4) Закономерность - в одних и тех же условиях закономерно наступают одни и те же причинные связи. Закон причинности: равные причины всегда порождают равные следствия. Учёные спорят, действует ли закон причинности в микромире.

Причину нельзя путать с условиями и поводом. Условия – это совокупность факторов, влияющих на появление следствия, но непосредственно не порождающих его. Повод также не порождает следствие, но определяет момент его возникновения.

Причинные связи существуют объективно и возникают в ходе материальных взаимодействий. Причина и следствие переходят друг в друга: следствие становится причиной новых изменений. Так рождаются причинные цепи (принцип домино и эффект бабочки). Человек должен раскрывать причины, через познание следствий, и предсказывать следствия, зная причины.

 

36.Необходимость и случайность. Необходимость – это событие, которое в данных условиях происходит неизбежно, т.к. вытекает из внутренних, существенных факторов. Случайным является событие, которое может произойти или не произойти, т.к. вытекает из внешних, несущественных факторов. Например, старение и смерть организма неизбежны, заложены в его природе. Но когда именно и как наступит смерть – это зависит от бесконечного множества внешних условий и может быть случайным.

Данные категории нельзя рассматривать абстрактно, в отрыве от конкретных условий, т.к. одно и тоже событие по отношению к одним условиям может быть случайным, а к другим – необходимым. Не существует абсолютной случайности или необходимости. Чем больше учитывается условий, тем меньше остаётся случайностей. Но учесть все условия невозможно в принципе. Для этого пришлось бы полностью познать бесконечный, меняющийся мир. Всегда может повлиять неучтённый фактор и произойти случайное событие.

Необходимыми связями являются законы, но и они зависят от условий. В реальности условия могут измениться, могут повлиять неучтённые условия, и тогда закон не реализуется.

Необходимость и случайность объективны. Они зависят от условий, но не зависят от наших знаний об условиях. Т.е. объективно, независимо от наших знаний, в данных условиях какие-то события происходят неизбежно, а какие-то случайно.

Для описания степени случайности или необходимости события применяется категория «вероятность». Строго говоря, необходимостью является событие, вероятность которого в данных условиях равна 1. С уменьшением вероятности событие становится всё более случайным.

Необходимость и случайность переходят друг в друга. Случайное на одном этапе развития может стать необходимым на следующем этапе, и наоборот. Например, случайные признаки, появившиеся у животных в результате мутации, могут закрепиться в эволюции и станут появляться с неизбежностью.

Случайность может выступать формой проявления необходимости, потому что необходимость реализуется через массу случайностей. Например, вероятностно-статистические законы описывают такие закономерные связи, которые реализуются посредством огромного числа событий, каждое из которых в отдельности является случайностью.

Важнейшей задачей человека является познание необходимости, только так можно открывать законы, ибо законы – это связи необходимые. Но в тоже время надо уметь предсказывать и случайности.

 

37.Возможность и действительность. Возможность – это то, что при наличии соответствующих условий может стать действительностью. Это объективное состояние становления предмета, которое заключается в наличии условий для его появления. Действительность – это реализованная возможность, реально существующий предмет, процесс или явление. Возможность и действительность объективны. Т.е. независимо от наших знаний в данных условиях могут быть возможны несколько событий. Какое из них реализуется – будет зависеть от дополнительных условий.

Возможность и действительность переходят друг в друга. Возможность становится действительностью, а новая действительность создаёт новые возможности.

Количественной мерой возможности является вероятность. Вероятность характеризует пределы, в которых существует возможность, по шкале от «0» до «1». «0» – точка превращения возможности в невозможность, «1» – неизбежное превращение возможности в действительность. Вероятность – это мера необходимого в возможном.

Виды возможностей: 1) Абстрактными называют возможности, для которых условия реализации могут сложиться в будущем. Конкретными называют возможности, для которых условия реализации уже сложились. 2) Реальными называют возможности с высокой вероятностью реализации. Формальными – возможности с низкой вероятностью.

Чем больше возможностей открывает человек, тем больший выбор получает и становится более свободным. Человек должен учитывать и реализовывать прежде всего реальные, конкретные возможности. Но в тоже время не упускать и более отдалённые, абстрактные и формальные возможности.

34.Содержание и форма. Каждый предмет имеет содержание и форму. Содержание – это совокупность всех элементов, процессов, признаков предмета. А форма – это организация, упорядоченность содержания. Содержание не может существовать без какой-либо формы, как не может существовать и пустая форма без содержания. Форма может быть внутренней и внешней. Содержание книги – это мысли, которые в ней изложены, внутренняя форма – язык, стиль, структура, внешняя – это иллюстрации, обложка. Существует философский закон об определяющей роли содержания по отношению к форме и о соответствии формы содержанию. Содержание определяет форму - это значит, что главной причиной развития формы является развитие содержания. В тоже время форма оказывает обратное влияние на развитие содержания. Если форма соответствует содержанию, то объект успешно функционирует или развивается. Но содержание меняется постоянно, а форма более устойчива. Может наступить момент, когда устаревшая форма начинает тормозить развитие содержания.

Например, юридические нормы регулируют общественные отношения, упорядочивают их, т.е. являются их формой. Любой закон, как форма, должен соответствовать реальным условиям общественной жизни, которые постоянно меняются. Поэтому законы необходимо время от времени менять, приводя их в соответствие с изменившимися общественными отношениями. Формалистами называют людей, которые жертвуют содержанием ради сохранения формы.

Проблема соотношения формы и содержания остро стоит в искусстве. Эстетика – это прежде всего наука о красоте форм. Спор о жанрах и стилях в искусстве – это спор о наилучших формах для выражения определённого содержания. Например, одно и тоже литературное произведение в разных театрах может быть поставлено в совершенно разной форме. В кинематографе работа сценариста относится к определению содержания, а работа режиссёра, оператора, актёров – к выбору формы для данного содержания.

 

35.Сущность и явление. Каждый предмет имеет сущность. Если содержание – это совокупность всех признаков предмета, то сущность – это главные, внутренние, устойчивые признаки, которые характеризуют природу предмета. Явление – это форма обнаружения сущности. Например, сущность болезни – это основной процесс, её вызывающий, а явления – многообразные симптомы.

Сущность и явление взаимосвязаны. Любая сущность обнаруживает себя в каких-либо явлениях, а любое явление выступает проявлением какой-то сущности.

В разных условиях, взаимодействуя с разными объектами, одна и та же сущность обнаруживается в разных явлениях. Например, электрический ток, сущностью которого является упорядоченное движение электрически заряженных частиц, в разных условиях обнаруживает себя в различных явлениях – в тепловых, магнитных, химических.

Задача человека – познание сущности предметов, процессов и явлений. Познание сущности ведёт к познанию законов, т.к. закон – это связь существенная. Знать сущность необходимо, чтобы эффективно управлять объектами. Бесполезно лечить симптомы болезни, если неизвестна её сущность. Но сущность всегда скрыта, а явления могут вводить в заблуждение. Например, головная боль может быть проявлением разных болезней, и диагноз может оказаться неправильным. Сущность может иметь несколько уровней. Процесс познания идёт от описания поверхностных явлений к познанию всё более глубоких уровней сущности.

 

32.Единичное и общее. Единичное – это отдельный объект, со всеми индивидуальными признаками, составляющими его качественную и количественную определённость, отличающими его от любых других объектов. Общее – это объективно существующая общность конкретных предметов и их признаков. Единичное является частным случаем, примером общего. Железо, медь – единичное, металл – общее. Понятия «единичное и общее» нельзя путать с понятиями «часть и целое». Например, электрон и атом – это часть и целое, а электрон и элементарная частица – это единичное и общее.

Для связи единичного и общего используется категория особенное. Особенное для единичного выступает как общее, а для общего как единичное. Например, если медь – единичное, а химический элемент – общее, то металл – особенное.

Единичное, особенное, и общее существуют объективно, независимо от сознания людей. Каждый реальный предмет обладает единичными чертами, благодаря которым он становится неповторимым. Но, в тоже время, он обладает чертами, делающими его похожим на другие предметы. В некоторых предметах преобладает единичное, и они уникальны. В других предметах преобладает общее, и они являются типовыми, стандартными.

Единичное и общее взаимосвязаны и переходят друг в друга. Единичные признаки у растений и животных в процессе эволюции могут стать особенными, а в дальнейшем – общими. Возможен и обратный процесс. Эту диалектику необходимо учитывать при рассмотрении общественного развития. Надо диалектически сочетать общие законы развития общества и индивидуальные особенности той или иной страны.

Процесс познания может идти как от единичного к общему (абстрагирование), так и от общего к единичному (конкретизация). Важнейшей задачей науки является познание общего. Только так можно открыть законы природы и общества, потому что законы – это связи общие. Отличие философии от частных наук состоит в том, что она изучает наиболее общие принципы и законы, по которым устроен мир.

 

39. Сущность материалистического понимания истории. Формационный и цивилизационный подходы. Сущность диалектико-материалистического понимания истории состоит в том, что основой и главной причиной развития общества признается развитие материального производства. Этот подход был разработан Марксом и Энгельсом, а позднее дополнен Лениным. В сер. XIX в. рост мировой экономики и формирование мирового рынка помогли осознать определяющую роль материального производства в развитии общества.

Человек, как и любое живое существо, испытывает множество потребностей, т.е. для поддержания жизни ему необходимы конкретные внешние условия. Такими условиями для животного являются, например, наличие корма, благоприятный климат. В ходе эволюции человека его потребности становятся больше и разнообразнее. Потребность во власти удовлетворяется в политической деятельности, потребность в знаниях – в научной, потребность в красоте – в искусстве. Но несмотря на то, что человек возвысился над природой, он остаётся частью материального мира. Поэтому удовлетворение материальных потребностей является для него главным условием поддержания жизни. И поэтому из всех видов деятельности определяющим является материальное производство.

В споре с идеализмом, Маркс и Энгельс подчёркнули очевидный факт: прежде чем заниматься политикой, наукой или искусством, людям необходимо питаться, шить одежду, строить жильё. Социальные отношения, политические процессы, духовные явления - основой всего этого является материальная жизнь, если не прямо, то косвенно и опосредованно. Совокупность экономических, производственных отношений - это базис общества. Надстройка - это совокупность различных идей (политических, правовых, нравственных, религиозных, художественных) а также соответствующих организаций и отношений. Базис определяет надстройку.

Развитие материального производства и история общества в целом подчиняются определённым законам. Поэтому история это не хаос событий, а направленный и закономерный процесс, в котором сменяют друг друга различные способы материального производства, в котором человечество последовательно проходит различные этапы - общественно-экономические формации. Общественно-экономическая формация – это общество, на определённом этапе его исторического развития, которое характеризуется соответствующим способом производства, экономическим базисом и надстройкой.

Источником развития выступают многочисленные противоречия, главное среди которых – противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Эти противоречия с необходимостью приводят к социальным революциям. А главной движущей силой развития выступают народные массы. Роль личности в истории велика, но не абсолютна. Заслуга великих исторических личностей состоит не в том, что они поворачивают историю в любом направлении. Их величие в том, что они сумели понять, или почувствовать запросы истории и реализовать их, организуя народные массы.

Формационный подход предполагает, что разные народы проходят сходные этапы развития. Противоположный подход – цивилизационный – утверждает, что история – это смена цивилизаций, каждая из которых уникальна. Его создатели – А. Тойнби и Н.Я. Данилевский – автор теории культурно-исторических типов («Россия и Европа»).

 

40.Единство и различие природы и общества. Под природой в самом широком смысле слова понимается вся материя, Вселенная. В более узком смысле – это часть материи, за исключением общества, т.е. всё, что является объектом изучения естественных наук. В самом узком смысле под природой понимается географическая среда. Географическая среда – это среда обитания человека, часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном этапе развития и которая вовлечена в его деятельность.

Под обществом понимаются люди и те взаимоотношения, которые существуют между ними.

Природа и общество взаимосвязаны, между ними существуют единство и различия. Единство заключается в следующем: 1) общество есть продукт саморазвития природы; 2) общество является частью природы в широком смысле, и как часть оно подчиняется целому, подчиняется законам природы; 3) природа и общества взаимодействуют, влияют друг на друга.

Между природой и обществом существуют и очевидные различия. Общество является относительно обособленной частью природы. В обществе действуют люди, обладающие сознанием и способные трудиться. Общество характеризуется социальной формой движения, которая качественно отличается от низших форм движения материи. Законы природы действуют в обществе, но они не объясняют качественную специфику социальных процессов. Социальное движение подчиняется собственным законам: экономическим, политическим, социально-психологическим и др. Если законы природы складываются из действия слепых сил, то законы общества складываются из действия людей, обладающих сознанием и волей. Люди не могут отменить социальные законы, как и законы природы, но они могут на них активно влиять (ускорить или затормозить действие закона, усилить или ослабить его). Таким образом, в отличие от законов природы, законы общества – это законы деятельности людей и результаты этой деятельности. Специфика общественных законов, их отличие от природы состоит в том, что по времени действия они значительно более кратковременны. С заменой одного общества на другое нередко отмирают те или иные законы, и возникают новые.

Взаимодействие человека и общества со средой обитания изучает социальная экология. В 20 веке это взаимодействие поднялось на новый уровень, для описания которого появилось понятие «ноосфера» (В.И. Вернадский). Ноосфера (сфера разума) – это оболочка Земли, в пределах которой определяющей геологической силой выступает разумная человеческая деятельность. Но могущество разума противопоставило человека природе. Стихийный рост производства привёл к нарастанию экологического кризиса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.