Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Географический и демографический факторы в развитии общества




Географическая среда оказывает существенное влияние на развитие общества: 1) она влияет на разделение труда, на размещение отраслей производства; 2) она влияет на темпы развития общества, может быть более или менее благоприятной; 3) географическая среда опосредованно влияет на политическую систему; 4) географическая среда отражается в культуре, накладывает отпечаток на формирование психологического облика общества.

В тоже время необходимо помнить, что географическая среда не является определяющим фактором развития общества. Как именно скажется её влияние на общество, будет зависеть от самого общества. Благоприятная географическая среда создаёт объективную возможность ускоренного развития общества. Но этой возможностью ещё надо уметь воспользоваться.

Важную роль в развитии общества играет также демографический фактор. Главные показатели: численность населения, половозрастная структура, плотность расселения, миграционная подвижность, здоровье. Демографические показатели с одной стороны влияют на характер и темпы развития общества, а с другой стороны сами становятся результатом этого развития.

Эволюционная теория Дарвина объясняет внутривидовую борьбу тем, что живых существ всегда рождается больше, чем может прокормить среда. Задолго до Дарвина английский экономист и священник Т. Мальтус сформулировал т.н. «закон роста народонаселения». Он утверждал, что рост численности населения неизбежно будет опережать темпы развития экономики. Отсюда неизбежен голод и борьба за существование между людьми. Мальтус совершил типичную ошибку, свёл социальные процессы к биологическим. Рост народонаселения не является чисто биологическим процессом, он контролируется и зависит от социально-экономических условий, от государственной политики, традиций. В некоторых государствах экономика растёт, а население сокращается.

В 20 веке теория Мальтуса снова понадобилась определённым силам, для оправдания бесчеловечных идей. Некоторые представители неомальтузианства предлагали такие средства сокращения «лишнего» населения как войны, управляемые эпидемии, стерилизация населения слаборазвитых стран.

 

43.Этническая структура общества. Народности, нации и национальные отношения. Социальная сфера – это область общественной жизни, содержанием которой является деятельность и отношения различных социальных групп, общностей, объединений, взаимосвязи между которыми образуют социальную структуру общества. В неё входят: племена, народности, нации, социальные страты, классы, половозрастные общности, профессиональные группы.

Важной частью социальной структуры является этническая структура общества. Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая общность людей, с единой культурой, самосознанием, языком общения. На этапе формирования этноса главную роль играет наличие общей территории. В дальнейшем общая территория может быть утрачена, но этнос сохраняется благодаря другим признакам, например, благодаря сохранению самосознания. Этническое самосознание включает в себя чувство национального достоинства, уважение к истории, к традициям и культуре, к языку своего народа.

Выделяют три основных исторических типа этносов: племя, народность и нация. Древнейшими общностями являются род и племя. Они существовали уже в первобытном обществе. Род – объединение кровных родственников, имеющих общего предка и одно родовое имя. Племя – союз родов.

Народность – это тип этноса, который возникает из объединения родственных племён, и в основе которого лежат территориальные связи. Народности возникали в рабовладельческом и феодальном обществе.

Нация – это тип этноса, который может объединять представителей разных народностей, рас, и в котором решающую роль играет система экономических связей. Например, российская нация объединяет множество народностей, а американская нация объединила даже представителей всех основных рас.

Нация – это самый поздний тип этноса, возникающий в эпоху капитализма. Условием для возникновения нации является формирование единой национальной экономики. Различные народности, сосуществуя долгое время в границах одного государства, формируют единое языковое пространство, приобретают общую культуру. Но это единство достигает высшей степени только тогда, когда между ними формируются устойчивые хозяйственные связи, под влиянием экономической интеграции.

Межэтнические отношения могут принимать различные формы – от дружественных до враждебных и агрессивных. В стабильном обществе национальные отношения не являются основными, отходят на второй план. Но в условиях экономического кризиса, когда обостряются все виды противоречий, национальные отношения могут выйти на первый план. Национальные конфликты, как правило, выступают проявлением более глубоких социально-экономических противоречий. Часто они являются только предлогом для предъявления экономических требований (претензий на землю, ресурсы, финансовую независимость).

В тоже время, национальные противоречия труднее разрешать, чем чисто экономические. Это вызвано влиянием эмоционально-психологических факторов. Национальное самосознание формируется по принципу «мы» и «они» и очень болезненно реагирует на обиды, нанесённые другим народом. Историческая память сохраняет обиды, передавая из поколения в поколение образ врага. Даже если устранены экономические корни конфликта, взаимная вражда ещё долгое время может сохраняться.

 

42. Понятие материальной жизни общества. Способ производства и его структура. В жизни общества можно выделить четыре основных сферы: материальная (или экономическая), социальная, политическая и духовная. Определяющую роль играет материальная сфера, развитие которой является главной причиной развития всех остальных сфер общественной жизни. В тоже время, влияние материальной жизни проявляется опосредованно, в конечном счёте, в виде тенденции. В свою очередь, социальная, политическая и духовная жизнь общества оказывают обратное влияние на материальную жизнь.

Основой материальной сферы жизни общества является материальное производство – это процесс непосредственного производства, а также распределения, обмена и потребления материальных благ. Основное понятие, которое характеризует материальную жизнь общества – это способ производства. Способ производства – это единство и взаимодействие производительных сил, характеризующих отношение человека к природе, и производственных отношений, складывающихся между людьми по поводу производства. Способ производства – это экономический каркас общества. Маркс писал: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Так проявляется общий закон об определяющей роли материального производства в развитии общества.На каждом этапе истории определённый способ производства лежит в основе определённой общественно-экономической формации: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.

Материальные производительные силы – это система личных и вещественных факторов, задействованных в производстве и характеризующих взаимодействие человека и природы. Главной производительной силой общества являются сами люди, участвующие в производстве, обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Для того чтобы производить материальные блага, людям необходимы средства производства – это второй элемент производительных сил, который включает в себя средства труда и предмет труда.

Предмет труда – это всё, на что направлен труд человека (сырьё, материалы). По мере развития производства предмет труда расширяется, как количественно, так и качественно. Человек всё более втягивает природу в свою деятельность.

Средства труда – это всё, что человек помещает между собой и природой для воздействия на неё. Главный элемент средств труда – орудия труда. Кроме них необходимыми средствами труда являются транспорт, связь, недвижимость и др. Прогресс человечества наиболее ярко заметен именно в развитии средств труда, техники, технологий. Развитие техники – основной критерий прогресса общества.

Особую роль в системе производительных сил выполняет наука. С сер. ХХ в. началась НТР. Сущность НТР: 1) резкое ускорение темпов развития науки и техники; 2) слияние научной и технической мысли; 3) слияние науки и производства. Влияние науки на процесс производства настолько выросло, что она превратилась в непосредственную производительную силу общества.

Второй стороной способа производства являются производственные отношения – это экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Они возникают объективно и составляют экономический базис общества, над которым возвышается общественная надстройка.

Классификация производственных отношений: 1) По типу производственные отношения разделяются в соответствие с общественно-экономическими формациями – первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, коммунистические. Существуют также переходные производственные отношения. 2) По форме отношения разделяются в соответствие с формой собственности на средства производства (крайние варианты - частная и общественная собственность).Производительные силы являются содержанием способа производства, а производственные отношения – его формой. Философский закон утверждает определяющую роль содержания по отношению к форме и соответствие формы содержанию. Этот закон конкретизируется применительно к обществу как закон определяющей роли производительных сил по отношению к производственным отношениям. Таким образом, развитие производительных сил является главной причиной развития производственных отношений (главной, но не единственной). В свою очередь, производственные отношения (далее – ПО) оказывают обратное влияние на развитие производительных сил (далее – ПС): 1) если ПО соответствуют уровню ПС, то они стимулируют развитие производства и общества в целом, 2) если ПО отстают или опережают уровень ПС, то они тормозят развитие. Между ПС и ПО всегда существует диалектическое противоречие. Производительные силы развиваются постоянно, прогрессирует научная и техническая мысль, растёт производительность труда. Но производственные отношения более устойчивы, т.к. связаны с вопросами собственности. Наступает момент, когда они начинают отставать от уровня развития производительных сил. Развитие останавливается, обостряются противоречия, нарастает кризис, усиливается классовая борьба. Наступает эпоха социальной революции – коренной ломки устаревших производственных отношений, а вместе с ними и всех остальных общественных отношений, и замена их новыми – более прогрессивными. При этом старый способ производства сменяется новым, а, следовательно, сменяется и вся общественно-экономическая формация.

 

38.. Основные подходы к изучению общества. Существуют различные подходы к изучению общества: идеалистический, натуралистический, вульгарно-экономический, техницистский, диалектико-материалистический. Эти подходы различаются пониманием того, что является основой и главной причиной развития общества. Т.е. они по-разному отвечают на основной вопрос философии применительно к обществу.

Идеалистический подход. Сторонники этого подхода считают основой и главной причиной развития общества какие-либо нематериальные факторы. Представители объективного идеализма считают, что история управляется нематериальной силой, действующей независимо от людей. У Гегеля – это Абсолютная Идея, у Шопенгауэра – мировая воля. Разновидностью объективного идеализма является религиозный подход, который существует в двух вариантах: 1)представители деизма считают, что бог создал мир, но в дальнейшем не вмешивается в его развитие, 2)представители теизма считают, что бог не только создал мир, но и постоянно управляет им, и всё в истории происходит по воле бога. Сторонники субъективного идеализма считают, что основой и главной причиной развития общества являются духовные факторы в деятельности людей: человеческое сознание, чувства, воля великих исторических личностей, различные идеи (политические, научные и т.д.) (Фрейд, Тард, Лавров, Михайловский).

Натуралистический подход. Его сущность состоит в том, что главным фактором развития общества называется природа. Основные варианты этого подхода: 1) Механический подход. Общество понимается как большой механизм, функционирующий по законам механики (фр. Просветители). 2)биологический – общество понимается как организм, и социальные процессы объясняются биологическими законами (Спенсер). Социал-дарвинизм: социальные противоречия объясняются борьбой за существование, а исторический прогресс – естественным отбором (Гумплович, Смолл). 3) Географический подход. Главным фактором развития общества признаётся географическая среда (Монтескье, Мечников).

Вульгарно-экономический подход. Его представители преувеличивают роль экономики в развитии общества, напрямую выводят из экономики все остальные социальные явления, недооценивают относительную самостоятельность и активность внеэкономических факторов (легальные марксисты – Струве, Туган-Барановский).

Техницистский подход. Его сущность в том, что главным фактором развития общества считается технический прогресс (Арон, Ростоу).

 

44. Классовая структура общества. Важнейшее место в социальной жизни общества занимает классовая структура. Понятие классов появилось в учениях экономистов и историков 18-19 веков. Учение о классах было положено в основу марксистской социальной философии.

Сами классы существовали не всегда. В первобытном обществе их не было. Общество производило столько продукта, сколько потребляло. Но по мере развития общество стало производить больше продукта. Излишки ценностей стали постепенно концентрироваться в руках отдельных людей. Так сформировалась частная собственность на средства производства, а общество разделилось на противоположные классы: богатых и бедных, рабовладельцев и рабов, феодалов и зависимых крестьян. Основная причина возникновения классов – это развитие материального производства. Существовала и друга причина – это войны, в результате которых побеждённые обращались в рабство.

Развёрнутое определение классов ввёл Ленин: «Классами называют большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». В этом определении выделяются четыре признака, характеризующие классы:

Классы разделяются по их месту в системе общественного производства. Это значит, что одни классы занимают господствующее положение, другие – угнетённое.

По отношению к средствам производства: одни владеют средствами производства (заводы, земля), а другие лишены их.

По роли в общественной организации труда: одни классы выступают как организаторы производства, а другие как исполнители.

По размерам дохода, который они получают в результате производства.

Основной признак, различающий классы, это собственность на средства производства. Отсюда – противоречие интересов классов: стремление одного класса увеличить свою прибыль за счёт уменьшения издержек ведёт к ухудшению материального положения другого класса. Данное противоречие ведёт к классовой борьбе, которую Маркс считал движущей силой развития антагонистических формаций. Он писал: «Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым».

Классовая борьба происходит в трёх основных формах – экономической, идеологической и политической. Высшим проявлением классовой борьбы выступают социальные революции. Основной вопрос революции – это завоевание политической власти. Объективной основой социальной революции является конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

История показывает, что классы не всегда находятся в состоянии прямого столкновения. В настоящее время состояние относительного сотрудничества стало результатом всей предшествующей борьбы классов. Владельцы средств производства пошли на уступки. В 20 веке в наиболее развитых странах формируется система социальных законов, защищающих права работников, усиливаются позиции профсоюзов. Тем не менее, даже в развитых странах классовые отношения время от времени обостряются, конфликты работников и работодателей приводят к различным акциям протеста. И даже в рамках развитой демократии различные классы имеют неравные возможности в доступе к политической власти.

 

45. Происхождение и сущность государства. Ядром политической системы общества является государство. Государство – это центральный институт политической власти, регулирующий общественные отношения. С позиции религиозных теорий государство – это творение бога. С позиции объективного идеализма Гегеля государство – это продукт развития Абсолютной идеи. Патриархальная теория рассматривает государство как семью, а государственную власть как опекунскую власть родителей над детьми. Теория общественного договора считает государство результатом соглашения, которое заключается между правителями и подданными с целью упорядочения общественной жизни. Субъективно-идеалистические теории выводят возникновение государства из идей великих личностей.

Согласно марксистской теории государство возникает как орудие, с помощью которого экономически господствующий класс закрепляет своё политическое господство. Маркс считал сущностью любого эксплуататорского государства то, что оно является инструментом насилия.

Признаки государства:

Власть, обособленная от общества и организованная в виде разветвленного государственного аппарата.

Территория с установленной государственной границей.

Суверенитет, т.е. полнота верховной власти на собственной территории.

Система права.

Система налогообложения.

Монопольное право на применение физического принуждения.

Классификация государств. 1) Типы государств характеризуются способом производства. Выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. 2) Формы государства подразделяются на формы правления и формы территориально-государственного устройства. Форма правления – это внешнее выражение сущности государства, обусловленное его структурой и правовым положением органов власти. Выделяют две основных формы правления – монархия (наследуемая власть одного человека) и республика (власть выборная). Монархия может быть абсолютной и ограниченной (конституционной). Республики могут быть аристократическими (власть меньшинства) и демократическими (власть народа), а также президентскими, парламентскими и смешанными.

3) Основные формы территориально-государственного устройства – унитарное и федеративное государство. Для унитарного государства характерно отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных единиц (Англия, Франция, Испания, Китай). Федерация – это союз государственных образований, обладающих определённой самостоятельностью (США, Германия, Индия, Бразилия). Существует ещё конфедерация – форма объединения суверенных государств (некоторые считают СНГ, ЕС, но это спорно).

4) Любое государство характеризуется определённым политическим режимом, т.е. системой методов и приёмов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Выделяют демократический режим, авторитарный и тоталитарный.

 

46. Функции государства. Государство и гражданское общество. Функции государства разделяются на внутренние и внешние. Важная внутренняя функция – это защита существующих общественных отношений. Применительно к современным государствам эта функция заключается в поддержании конституционного порядка и законности. Деятельность государства направлена на то, чтобы любые социальные изменения носили законный характер. Государство пресекает любые попытки незаконно изменить существующие отношения, для чего содержатся силовые органы. В эксплуататорских государствах эта функция выражается в подавлении большинства населения правящим меньшинством.

Важной внутренней функцией государства является управление экономикой. Экономисты спорят о том, в какой степени государство может вмешиваться в развитие экономики. Выделяются две крайних модели. Первая модель: средства производства находятся в собственности государства, экономика полностью управляется государством, отсутствуют свободные рыночные отношения. Вторая модель: средства производства находятся в частной собственности, рынок развивается свободно и самостоятельно, вмешательство государства сводится к минимуму. Целью реформ 90-х годов в России стал переход от первой модели ко второй, но с сохранением многих важных функций государства в экономике: управление государственной собственностью, распределение ресурсов, контроль уровня занятости и инфляции, налоговая и антимонопольная политика и др.

К внутренним функциям государства относятся также социальная функция (удовлетворение потребностей людей в жилье, в защите здоровья, поддержка незащищённых слоёв населения), функция управления наукой, образованием, культурой. Не следует также принижать значение идеологической функции государства, формирования национально-государственной идеологии. Государство призвано поддерживать единение общества, воспитывать патриотизм. История свидетельствует, что наличие национальной идеи помогало народам выйти победителями из самых тяжёлых испытаний. Но существует и обратная сторона идеологии, которая позволяет критиковать эту функцию государства. Идеология как эффективный инструмент манипулирования общественным сознанием может использоваться конкретными людьми для поддержания своей власти в корыстных интересах.

Внешней функцией государства является регулирование отношений с другими государствами. Задачами внешней политики являются сохранение государством своего суверенитета и территориальной целостности, обеспечение национальной безопасности, расширение торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей с иностранными государствами. Результатом реализации этих целей должны стать благоприятные условия для внутриполитического развития страны. Поэтому внешняя политика считается продолжением внутренней политики, но другими средствами.

Роль государства в регулировании общественных отношений очень велика, но не абсолютна. Государственная власть не должна регламентировать все стороны жизни общества. Такое происходит в тоталитарных государствах. Современной ценностью является гражданское общество – сфера негосударственных отношений, сфера самостоятельной активности граждан, свободная от государственного вмешательства.

Гражданское общество создаёт наиболее благоприятные условия для многостороннего развития личности, для реализации интересов и творческих способностей личности, в условиях свободы воспитывает ответственность и активную гражданскую позицию. Отсутствие зрелого гражданского общества делает человека «винтиком» в государственной машине, способствует распространению иждивенческих настроений, общей пассивности и конформизму (приспособленчеству) граждан.

 

47.Понятие духовной жизни общества. Общественное бытие и общественное сознание. Духовная сфера – это сфера общественной жизни, в которой формируется и воспроизводится общественное сознание.

Общественное бытие – это материальная жизнь общества, материальные производительные силы и производственные отношения. Общественное сознание – это духовная жизнь общества, совокупность идей, знаний, чувств и настроений отдельных людей, социальных групп и общества в целом, отражение их общественного бытия.

Идеалисты считают, что общественное сознание играет определяющую роль по отношению к общественному бытию. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Как сознание отдельного человека формируется под влиянием условий, в которых он живёт, так и общественное сознание является отражением материальных условий жизни общества. Согласно вульгарно-экономическому подходу все идеи можно напрямую вывести из достигнутого уровня в развитии материального производства. Согласно диалектико-материалистическому подходу общественное бытие лишь в конечном счёте определяет общественное сознание. А общественное сознание обладает относительной самостоятельностью в своём развитии, которая заключается в следующем:

1) Общественное сознание имеет собственную логику развития, которая в общих чертах отражает логику развития общественного бытия, но не копирует её полностью. Общественное сознание имеет собственные, внутренние причины развития. Например, внешними причинами развития науки являются потребности практики, но есть и внутренние причины – борьба идей, разрешение противоречий, преемственность идей. Преемственность означает, что на каждом этапе развития общественное сознание зависит не только от общественного бытия, но и от предшествующих этапов собственного развития, включает в себя идеи, выдвинутые ранее.

2) Общественное сознание может отставать от развития общественного бытия, когда долгое время сохраняются устаревшие взгляды. И наоборот, общественное сознание в тот или иной период может опережать развитие общественного бытия, когда возникают идеи, опережающие своё время.

3) В различные периоды истории общества на первый план могут выходить разные формы общественного сознания (в Средние века – религия, в эпоху Возрождения – искусство, в настоящее время – наука).

4) Общественное сознание оказывает активное обратное влияние на развитие общественного бытия. Устаревшие идеи тормозят развитие общественного бытия и общества в целом, а передовые идеи ускоряют развитие. При этом прогрессивные идеи становятся могучей силой тогда, когда ими овладевают массы.

 

48.Структура общественного сознания. Общественное сознание имеет сложную структуру. Оно включает в себя сознание общества в целом, индивидуальное сознание, сознание различных групп людей. Между общественным сознанием и индивидуальным сознанием существуют единство и различия. Единство состоит в следующем: 1) человек застаёт в обществе уже сложившиеся идеи, нормы и усваивает их. 2) Человек может повлиять на общественное сознание, привнося в него свои идеи. Различие между индивидуальным и общественным сознанием состоит в следующем: 1) индивидуальное сознание богаче общественного сознания в том смысле, что включает в себя неповторимые индивидуальные особенности данного человека. 2) А общественное сознание богаче индивидуального в том смысле, что отдельный человек не может овладеть всеми знаниями, накопленными обществом.

В структуре общественного сознания выделяют два основных уровня – обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который формируется стихийно в повседневной бытовой практике. На этом уровне знания являются поверхностными, разрозненными, неупорядоченными. Разновидностью обыденного сознания выступает общественная психология – совокупность настроений и чувств отдельных людей, групп и общества в целом. На психологическом уровне общество эмоционально реагирует на те или иные события. Отдельными группами или обществом в целом могут овладевать страх, возмущение, сочувствие. Наиболее устойчивые психологические черты принято называть менталитетом данного общества.

Теоретическое сознание – это высший уровень общественного сознания. Он формируется специалистами целенаправленно. Разновидностью теоретического сознания является общественная идеология – совокупность идей, выражающих интересы определённых социальных групп, классов. Если критерием науки является соответствие знаний действительности, то критерием идеологии является соответствие идей интересам определённых социальных сил. Наука и общественная идеология – это две стороны общественного процесса познания. Поэтому общественная идеология существует столько же, сколько и общество.

В структуре общественного сознания выделяются различные формы. В первобытном обществе сознание было более или менее однородным, не разделялось на отдельные формы, религиозные идеи были переплетены с художественными и моральными. Но с развитием общества выделились первые самостоятельные формы общественного сознания: мораль, искусство и религия. С разделением общества на классы появляются политическое и правовое сознание. Последней возникает наука.

Формы общественного сознания имеют общее и различное. Общее у всех форм общественного сознания: 1) все они возникли в результате развития способа производства и общества в целом; 2) все они обслуживают определённые потребности общества или отдельных классов; 3) будучи однажды вызваны к жизни развитием способа производства, все они получают относительную самостоятельность, определяются собственной логикой развития, которая не является точной копией логики развития материального производства.

Различия форм общественного сознания:

1) Каждая форма общественного сознания отражает свой предмет. Политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, наука отражает объективные законы развития природы и общества.

2) Они отличаются формой отражения. Наука отражает действительность в форме понятий и законов, религия в форме догматов, искусство в форме художественных образов.

3) Они имеют разную социальную основу своего появления, разные причины. Политическое сознание возникает на основе появления частной собственности на средства производства для закрепления отношений господства и подчинения. Наука возникает в ответ на потребность в знаниях, необходимых для практической деятельности людей.

4) Они выполняют разные функции: Мораль регулирует отношения, наука удовлетворяет потребность в знаниях, искусство служит эстетическому воспитанию людей, удовлетворяет потребность в красоте.

 

49.филосовские проблемы бытия человека.Ценность – это явление, обладающее положительной значимостью для человека. Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Существует множество видов ценностей. Разделяют материальные и духовные ценности. К духовным относят нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие виды ценностей.

Важное место в жизни человека занимают эстетические ценности. Художественное сознание – это форма общественного сознания, в которой действительность отражается и оценивается с позиции прекрасного. Искусство отражает жизнь в форме художественных образов.

Эстетика – наука о прекрасном – опирается на систему категорий, среди которых главные – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое.

Большое значение для человека имеют моральные ценности. Мораль представляет собой систему норм, регулирующих общественные отношения. Регулятором общественных отношений является также и право. Право возникает позже морали и на основе её, регулирует более узкий круг отношений, подкрепляется государством. Нормы морали в отличие от норм права не закреплены в законах и подкрепляются не государством, а общественным мнением.

Наука, изучающая мораль, называется этикой. Важнейшими категориями этики являются добро и зло, смысл жизни, счастье, справедливость, стыд. Добром называют то, что соответствует человеческим потребностям в целом, и нравственным нормам в частности. Зло - это отрицание добра. В узком смысле – моральное зло, в широком смысле – природное и социальное зло, всё, что направлено против интересов человека.

Счастье – это состояние наивысшего душевного подъёма, связанное с удовлетворением важнейших потребностей человека. Чем более важные потребности удовлетворены, чем больше их удовлетворено, тем сильнее ощущение счастья. Но возникают новые потребности, человек снова включается в гонку по их удовлетворению, поэтому ощущение счастья неустойчиво. Люди различаются своими потребностями, ценностями, поэтому так сильно различается и понимание счастья. Один счастлив малым, другой, имея всё, чувствует себя несчастным. Т.о. счастье определяется двумя группами условий: 1) внешние, объективные условия; 2) субъективные особенности личности.

Мораль напрямую связана с человеческой свободой. Свобода человека заключается в способности выбирать. Для того чтобы человек мог выбирать, необходимо, во-первых, чтобы объективно существовали несколько разных возможностей, альтернатив, и, во-вторых, чтобы человек знал об их существовании. В мире существует необходимость, объективные законы природы и общества, которые человек не в силах отменить. Но любой закон действует в определённых условиях, зная которые, человек может обходить закон, использовать его в своих интересах. Чем глубже человек познаёт мир, тем больше открывает в нём возможностей, тем больший выбор он получает и, следовательно, становится всё более свободным. Человек не отменяет необходимость, но, познавая её, обретает в её рамках свободу. Свобода есть познанная необходимость. К такой трактовке свободы приближались Спиноза, Гегель, особое развитие она получила в марксистской диалектико-материалистической философии. Свобода – это возможность делать выбор в соответствии со своими интересами, опираясь на знание необходимости.

Моральные ценности различаются у разных народов, в разные эпохи. И даже у разных социальных групп, классов своё представление о морали. В тоже время, наряду с единичным, в морали выделяется и общее, общечеловеческие ценности. Такой ценностью, например, признаётся человеческая жизнь. Но даже это правило имеет исключения. Общество пытается морально оправдать смертную казнь, эвтаназию, аборты, убийство в пределах самообороны. Убийство врага в бою признаётся подвигом. Самоубийца боится продолжения жизни больше, чем самой смерти. Но все эти исключения не опровергают правило – человеческая жизнь бесценна. Высокогуманное общество характеризуется тем, что в иерархии целей и средств человек воспринимается как высшая цель, а не как средство.

Важную роль в системе ценностей играет отношение к смерти. Человек во многом свободен – в выборе жизненного пути, друзей, ценностей. Но у него нет выбора между смертью и бессмертием. Трудно смириться с неизбежностью собственной смерти, с потерей близких.

Отношение к смерти может принимать различные формы, и оно далеко не всегда является страхом. Оно определяется не только инстинктами и эмоциями, но зависит от системы ценностей человека, которая, в свою очередь, формируется под влиянием социальных условий. Поэтому страх смерти усиливается у людей, потерявших понимание смысла и ценности жизни, выпавших из системы социальных связей, живущих в нестабильном обществе в моменты кризиса общественных идеалов.

Страх перед смертью может обесценить жизнь, если эта жизнь пуста, бессодержательна. Слабый человек, ожидая смерти, перестаёт ценить жизнь. Сильный человек, понимая скоротечность своего бытия и бесконечность небытия, ещё больше ценит каждое мгновение жизни, стремится максимально наполнить его. Если человек обладает устойчивой системой ценностей, живёт полной жизнью, то в его сердце не остаётся места для страха смерти. Восточная мудрость гласит: «То, что сделало прекрасной мою жизнь, сделает прекрасной и мою смерть». Т.е. отношение к смерти зависит от того, чем была наполнена жизнь человека.

Два подхода сталкиваются в споре: что важнее – продолжительность жизни или её наполненность? Одни люди, боясь смерти, превыше всего ценят свою жизнь. Пусть она будет пустая и скучная, но длинная, пусть придётся лгать и предавать, чтобы продлить её. Другие люди готовы отдать жизнь за единственное мгновение, ради великой цели, ради других людей.

 

 


50.Будущее человечества Глобальные проблемы современности.Социальное предвидение – важная задача социальной философии. Особенно обострился интерес к будущему в современную эпоху в связи с ускорением «ритма истории», с появлением глобальных проблем современности. Глобальными называются проблемы, которые носят общечеловеческий характер. Они затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека. Их решение предполагает объединение усилий большинства государств и международных организаций.

Все глобальные проблемы современности взаимосвязаны. Они вызревали не по отдельности, а стали единым результатом стихийности и неравномерности развития человечества. Во второй половине 20-го столетия под влиянием научно-технического прогресса и ускорения темпов развития обостряются всевозможные противоречия, усиливается диспропорция в социально-экономическом, политическом, культурном развитии, в демографической и экологической ситуации. Многие считают, что кризис современной цивилизации, в конечном счёте, вызван именно научно-техническим развитием.

Экономическое взаимодействие и возросшие технические возможности способствуют объединению человечества. Расстояния больше не разделяют народы. Планета становится «прозрачной» для общения народов. Человечество объединяется в глобальную цивилизацию, но и проблемы в его развитии становятся глобальными.

1). Проблемы взаимодействия природы и общества. Рост темпов производства приводит к углублению экологического кризиса, ставит человека перед проблемой исчерпаемости невозобновимых природных ресурсов.

2). Неравномерность социально-экономического развития регионов и стран мира. Растёт разрыв между богатейшими и беднейшими народами, одной из причин которого стала колониальная система.

3). Демографическая проблема. Рост народонаселения в отсталых странах ведёт к нехватке продовольствия, ресурсов. Одновременно, некоторым развитым странам угрожает депопуляция.

4). Проблемы здравоохранения. Бедность и перенаселённость отсталых стран приводит к распространению эпидемических заболеваний. В развитых странах увеличивается число сердечно-сосудистых и психических заболеваний, ставшее результатом возрастающего темпа жизни. И угрозой всему человечеству стало распространение таких до сих пор неизлечимых болезней, как рак и СПИД.

5). Обострение противоречий в международной политике, международный терроризм и угроза ядерной войны. После падения социалистического блока США стремятся стать единственным полюсом международной политики. Неизбежно, их интересы сталкиваются с интересами многих стран. Поддержка Израиля сталкивает США с могущественным мусульманским миром. Положение усугубляет возрастающая миграция населения из отсталых стран, в том числе мусульманских, в развитые страны Запада. Ответной реакцией Запада стало распространение националистических идей. Противоречия приняли характер столкновения цивилизаций. Человечество столкнулось ещё с одной глобальной проблемой современности – с международным терроризмом, что представляет серьёзную угрозу, учитывая неконтролируемое распространение оружия массового поражения.

Каждая из глобальных проблем современности сама по себе угрожает человечеству. А, переплетаясь воедино, они ставят под вопрос саму возможность продолжения человеческой истории. Предчувствие конца истории появлялось в размышлениях многих философов. Оно особенно обострялось в эпохи жестоких социальных потрясений. Последние два столетия человечество чувствует ускорение темпов истории, как будто уплотняется социальное время.

Много раз лжепророки предрекали «конец света». Возможно, и на этот раз общество разрешит накопившиеся противоречия и вступит в новую эпоху своей истории. Какой она будет, это во многом зависит от нас.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.