КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология межличностных коммуникаций
Романова Наталья Рудольфовна Основные понятия теории межличностных коммуникаций: Общение – взаимодействие субъектов в ходе которого идет обмен информацией, личностными смыслами, эмоциями, отношениями и способами деятельности. Включает 3 аспекта: · Перцептивный – аспект межличностного восприятия · Коммуникативный – (информационный) · Интерактивный – аспект воздействия, взаимодействия, влияния. Отношение – Взаиморасположение объектов и их свойств. Межличностные отношения – система установок и ожиданий партнеров относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение. Межличностные взаимоотношения – взаимозависимый обмен отношениями. Понимание – интерпретация поведения и других внешних поведений личности в своей концептуальной схеме мира. Перцептивный аспект общения Восприятие другого человека имеет символическую основу (Знаковую природу). Воспринимается и анализируется практически все: · Одежда · Мимика · Жесты · Взаиморасположение · Дистанция · Фактор времени · Ситуация общения Дистанции общения: · Интимная o Близкая (0-15 см). o Далекая (15-45 см). · Личная (45 -120 см). · Социальная (Деловое общение) (120-360 см). · Публичная (360+ см). Мимика: 1. Мимика глаз: a. Зрачок: · Расширенный признак интереса и волнения. · Суженный признак агрессии. b. Степень раскрытия глаз: · Открытые признак открытости и доверия. · Прикрытые признак высокомерия, скуки или тупости. · Прищуренные признак концентрации или недоброжелательности. · Прищуренный один глаз – кокетство или обман. · Вытаращенные глаза – признак удивления, испуга или беспомощности.
c. Направление взгляда: · Снизу вверх – агрессия (с напряжением), покорность (без напряжения). · Прямой фиксированный суженный – тайные намеренья и агрессивность вплоть до садизма. 2. Мимика носогубной складки: a. Кислое – агрессия. b. Горькое – отступление от борьбы. c. Сладкое – сентиментальность. 3. Мимика рта: a. Плотно сжатый рот – решимость, холодность чувств, отказ от переговоров и тенденция быть в оппозиции. b. Открытый рот – пассивность. c. Смех – признак агрессии. d. Американская улыбка – я успешен 4. Мимика лба: a. Вертикальные складки – признак воли. b. Горизонтальные – признак беспомощности. c. Беспорядочные – страдание и умственная слабость. 5. “Кривая рожа” – признак лжи, обмана. Взаимоположение партнеров:
Жесты: 1. Ритуальные a. Рукопожатие b. Вручение ордена… 2. Экспрессивные – выражающие отношение. a. Прикосновение к носу – выражает ложь. b. Прикрываение рта рукой – ложь. c. Почесывание – ложь. d. Нетипичные жесты – ложь. e. Время реакции f. Протянутая распахнутая ладонь – открытость. g. Сжатые кулаки – агрессия. h. Указующий перст – агрессия. i. Засунутые пальцы за жилетку – агрессия. j. Руки в боки – агрессия. k. Скрещенные руки или скрещенные ноги – закрытость. l. Потирание ладоней – положительные ожидания. m. Ручка во рту – поиск защиты. Фактор времени: 1. Наиболее важны первые 20 минут – производится впечатление о человеке. 2. Опоздание – подсознательное нежелание контакта. 3. Точность – вежливость короля. Временные фазы общения: 1. Фаза ориентировочного замирания 2. Повышенной интенсивности общения (определение позиции) a. Вежливая b. Дискуссионная 3. Ролевая дифференциация (стабилизация ролей) 4. Выгорание общения Опоздание – подсознательное нежелание контакта. (Точность вежливость королей) Информационный аспект общения: Информационная модель общения по Лассуеллу (компоненты информационного общения): 1. Коммуникатор 2. Сообщение 3. Кому адресовано сообщение (адресант) 4. Канал передачи сообщения 5. Результат Виды информации в межличностных коммуникациях: 1. По форме: a. Ритуальная (Привет! Как дела?) (Средняя цепочка 6 фраз) b. Побудительная (Просьба, совет) c. Констатирующая (Курс доллара, и прочая инфа) 2. По характеру адресата: a. Аксиальная (адресная) b. Ретиальная (без адресата) Коммуникативные барьеры: 1. Языковой барьер 2. Мировоззренческий 3. Интеллектуальный 4. Несовпадение ролевых ожиданий 5. Барьер личностных особенностей (комплексы) 6. Барьер отношений 7. Барьер стереотипов (устойчиво сложившийся образ человека) 8. Нетерпимости (2 точки зрения: моя и неправильная) Интерактивный аспект общения: 4 основных интерактивных процесса: 1. Заражение – бессознательная непроизвольная подверженность субъекта эмоциональным состояниям. Механизмы заражения: a. Симпатия к заражающему. b. Передача через ритуальные действия. c. Заражение в группе 2. Подражание – принятие норм, воспроизведение способов поведения, следование образцу примеров. Наименее энергоемкий способ реагирования. 3. Внушение (Суггестия, внушение, гипноз) – эмоционально волевое воздействие на партнера при сниженной критичности и при пониженной аргументированности субъекта внушения. (Суггессор – тот кто оказывает воздействие, суггерент – тот на кого оказывают воздействие) Качества Суггерента: a. Возраст (дети и старшее поколение) b. Пол (женщины) c. Тревожность d. Доверчивость e. Низкая самооценка f. Эмпатия – способность сопереживать и ощущать мир оппонента. Суггессор a. Число членов составляющих Суггессор b. Авторитет c. Отношение Суггессора к Суггеренту Виды внушения: 1. Прямое 2. Скрытое 4. Убеждение - преимущественно, воздействие на сферу сознания осуществляемое при повышенной критичности и повышенной аргументированности убеждаемого. Факторы определяющие эффект убеждения: 1. Подростковый негативизм (В частности ригидность (недостаточная гибкость) мышления). 2. Коммуникативная ситуация: i. Субъект ii. Субъект2 iii. Предмет убеждения и отношения между ними. a. Сбалансированная b. Несбалансированная (Можно переубедить и только в отношении объекта менее значимого) 3. Аттракция (Симпатия к убеждающему) 4. Феномен аффиляции (Про Ельцина и Зюганова) Теории межличностного взаимодействия (коммуникаций) Психоаналитические концепции межличностного взаимодействия: Теория предметных связей (З. Фрейда): Стиль взаимодействия взрослого человека выстраивается по образу взаимоотношений со значимыми взрослыми в детстве (наибольшую роль имеют взаимоотношения с матерью). Основные периоды: 1. 0-2 – оральная стадия. Формируется зависимость или независимость личности взрослого. 2. 2-4 – организованность и неорганизованность личности. (Чрезмерный контроль выделений формирует сильный контроль…) 3. 4-7 – Принятие и отвержение социальных ролей.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |