Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология межличностных коммуникаций




Романова Наталья Рудольфовна

Основные понятия теории межличностных коммуникаций:

Общение – взаимодействие субъектов в ходе которого идет обмен информацией, личностными смыслами, эмоциями, отношениями и способами деятельности. Включает 3 аспекта:

· Перцептивный – аспект межличностного восприятия

· Коммуникативный – (информационный)

· Интерактивный – аспект воздействия, взаимодействия, влияния.

Отношение – Взаиморасположение объектов и их свойств.

Межличностные отношения – система установок и ожиданий партнеров относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение.

Межличностные взаимоотношения – взаимозависимый обмен отношениями.

Понимание – интерпретация поведения и других внешних поведений личности в своей концептуальной схеме мира.

Перцептивный аспект общения

Восприятие другого человека имеет символическую основу (Знаковую природу).

Воспринимается и анализируется практически все:

· Одежда

· Мимика

· Жесты

· Взаиморасположение

· Дистанция

· Фактор времени

· Ситуация общения

Дистанции общения:

· Интимная

o Близкая (0-15 см).

o Далекая (15-45 см).

· Личная (45 -120 см).

· Социальная (Деловое общение) (120-360 см).

· Публичная (360+ см).

Мимика:

1. Мимика глаз:

a. Зрачок:

· Расширенный признак интереса и волнения.

· Суженный признак агрессии.

b. Степень раскрытия глаз:

· Открытые признак открытости и доверия.

· Прикрытые признак высокомерия, скуки или тупости.

· Прищуренные признак концентрации или недоброжелательности.

· Прищуренный один глаз – кокетство или обман.

· Вытаращенные глаза – признак удивления, испуга или беспомощности.

 

c. Направление взгляда:

· Снизу вверх – агрессия (с напряжением), покорность (без напряжения).

· Прямой фиксированный суженный – тайные намеренья и агрессивность вплоть до садизма.

2. Мимика носогубной складки:

a. Кислое – агрессия.

b. Горькое – отступление от борьбы.

c. Сладкое – сентиментальность.

3. Мимика рта:

a. Плотно сжатый рот – решимость, холодность чувств, отказ от переговоров и тенденция быть в оппозиции.

b. Открытый рот – пассивность.

c. Смех – признак агрессии.

d. Американская улыбка – я успешен

4. Мимика лба:

a. Вертикальные складки – признак воли.

b. Горизонтальные – признак беспомощности.

c. Беспорядочные – страдание и умственная слабость.

5. “Кривая рожа” – признак лжи, обмана.

Взаимоположение партнеров:

 

Жесты:

1. Ритуальные

a. Рукопожатие

b. Вручение ордена…

2. Экспрессивные – выражающие отношение.

a. Прикосновение к носу – выражает ложь.

b. Прикрываение рта рукой – ложь.

c. Почесывание – ложь.

d. Нетипичные жесты – ложь.

e. Время реакции

f. Протянутая распахнутая ладонь – открытость.

g. Сжатые кулаки – агрессия.

h. Указующий перст – агрессия.

i. Засунутые пальцы за жилетку – агрессия.

j. Руки в боки – агрессия.

k. Скрещенные руки или скрещенные ноги – закрытость.

l. Потирание ладоней – положительные ожидания.

m. Ручка во рту – поиск защиты.

Фактор времени:

1. Наиболее важны первые 20 минут – производится впечатление о человеке.

2. Опоздание – подсознательное нежелание контакта.

3. Точность – вежливость короля.

Временные фазы общения:

1. Фаза ориентировочного замирания

2. Повышенной интенсивности общения (определение позиции)

a. Вежливая

b. Дискуссионная

3. Ролевая дифференциация (стабилизация ролей)

4. Выгорание общения

Опоздание – подсознательное нежелание контакта. (Точность вежливость королей)

Информационный аспект общения:

Информационная модель общения по Лассуеллу (компоненты информационного общения):

1. Коммуникатор

2. Сообщение

3. Кому адресовано сообщение (адресант)

4. Канал передачи сообщения

5. Результат

Виды информации в межличностных коммуникациях:

1. По форме:

a. Ритуальная (Привет! Как дела?) (Средняя цепочка 6 фраз)

b. Побудительная (Просьба, совет)

c. Констатирующая (Курс доллара, и прочая инфа)

2. По характеру адресата:

a. Аксиальная (адресная)

b. Ретиальная (без адресата)

Коммуникативные барьеры:

1. Языковой барьер

2. Мировоззренческий

3. Интеллектуальный

4. Несовпадение ролевых ожиданий

5. Барьер личностных особенностей (комплексы)

6. Барьер отношений

7. Барьер стереотипов (устойчиво сложившийся образ человека)

8. Нетерпимости (2 точки зрения: моя и неправильная)

Интерактивный аспект общения:

4 основных интерактивных процесса:

1. Заражение – бессознательная непроизвольная подверженность субъекта эмоциональным состояниям.

Механизмы заражения:

a. Симпатия к заражающему.

b. Передача через ритуальные действия.

c. Заражение в группе

2. Подражание – принятие норм, воспроизведение способов поведения, следование образцу примеров. Наименее энергоемкий способ реагирования.

3. Внушение (Суггестия, внушение, гипноз) – эмоционально волевое воздействие на партнера при сниженной критичности и при пониженной аргументированности субъекта внушения. (Суггессор – тот кто оказывает воздействие, суггерент – тот на кого оказывают воздействие)

Качества Суггерента:

a. Возраст (дети и старшее поколение)

b. Пол (женщины)

c. Тревожность

d. Доверчивость

e. Низкая самооценка

f. Эмпатия – способность сопереживать и ощущать мир оппонента.

Суггессор

a. Число членов составляющих Суггессор

b. Авторитет

c. Отношение Суггессора к Суггеренту

Виды внушения:

1. Прямое

2. Скрытое

4. Убеждение - преимущественно, воздействие на сферу сознания осуществляемое при повышенной критичности и повышенной аргументированности убеждаемого.

Факторы определяющие эффект убеждения:

1. Подростковый негативизм (В частности ригидность (недостаточная гибкость) мышления).

2. Коммуникативная ситуация:

i. Субъект

ii. Субъект2

iii. Предмет убеждения и отношения между ними.

a. Сбалансированная

b. Несбалансированная (Можно переубедить и только в отношении объекта менее значимого)

3. Аттракция (Симпатия к убеждающему)

4. Феномен аффиляции (Про Ельцина и Зюганова)

Теории межличностного взаимодействия (коммуникаций)

Психоаналитические концепции межличностного взаимодействия:

Теория предметных связей (З. Фрейда):

Стиль взаимодействия взрослого человека выстраивается по образу взаимоотношений со значимыми взрослыми в детстве (наибольшую роль имеют взаимоотношения с матерью). Основные периоды:

1. 0-2 – оральная стадия. Формируется зависимость или независимость личности взрослого.

2. 2-4 – организованность и неорганизованность личности. (Чрезмерный контроль выделений формирует сильный контроль…)

3. 4-7 – Принятие и отвержение социальных ролей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.