Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные факторы эффективности законодательства

 

Эффективность действия законодательства определяется взаимодействием трёх следующих факторов, характеризующих правовую, социально-экономическую, политическую, нравственную и т.п. ситуацию в стране. К основным правовым слагаемым эффективности законодательства относят:

1. Социально-правовое качество самого закона.

2. Уровень правовой культуры и правосознания правоприменителей и населения.

3. Эффективность правоприменительной деятельности.

 

Очевидно, что хороший закон – это такой закон, который действует, достигая поставленных в нём целей правового регулирования. Если же закон не действует, то это плохой закон, и важно понять, почему он плох.

Как правило, при оценке качества закона учитываются как характеристики юридической формы закона, так и его социальное содержание.

К характеристикам юридической формы закона относят:

- адекватность выбора способа правового воздействия;

- правильность определения субъектов правового регулирования;

- обеспечение должной координации прав и обязанностей;

- значимость предусмотренного нормой поощрения или санкции;

- наличие и действенность необходимых юридических гарантий реализации закона;

- «вписанность» данной нормы в систему законодательства (сейчас нередки ситуации, когда вырвавшиеся вперёд так называемые прогрессивные законы «зависают» без должной опоры, входят в противоречие с системой действующего законодательства).

 

Социальное содержание закона характеризуется:

- его адекватностью потребностям регулируемых общественных отношений;

- его способностью быть инструментом согласования различных социальных интересов в рамках общезначимой нормы;

- средством разрешения социальных конфликтов.

 

Сводить причины низкого качества законов и их необеспеченности юридическими механизмами – значит упрощать проблему. Вопрос о причинах бездействия «хороших» законов касается, прежде всего, проблем и трудностей перехода от административно-командной к правовой государственности, о субъективных просчётах и неизбежных объективных преградах, о борьбе различных социально-политических сил за законодательное закрепление своих интересов, об отсутствие должной легитимации новых властных структур, об отчуждении власти и населения (между государством и обществом), о нерешённости проблем федерализма и слабости внутреннего суверенитета (последствия так называемого «парада суверенитетов») и т.п.

Таким образом, причины слабой эффективности российского законодательства – это низкое качество социального содержания законов, их неспособность быть инструментом справедливого согласия интересов различных субъектов на базе правообразующего интереса.

В этих условиях задача социологического исследования эффективности законодательства – найти причины рассогласования социальных интересов, которые блокируют действие того или иного закона, и попытаться выявить формы и механизмы согласования интересов всех основных субъектов, попадающих под регулятивное воздействие данной правовой нормы. При этом всегда надо иметь в виду, что правовое решение конкретной проблемы может быть эффективным, если оно является частью общей правовой модели общественного согласия. Пока такого согласия в российском обществе нет. Это существенно сказывается на процессе подготовки закона и его принятия. Всё это неизбежно порождает эклектичность, внутреннюю противоречивость принимаемого законодательства. Поэтому эффективность действия законодательства – это не только юридическая, но и обще-социальная проблема.

Вторым важным фактором эффективности закона выступает общий уровень правовой культуры граждан и их правосознание. Любая правовая норма более эффективна в том обществе, где подавляющее большинство населения привыкло уважать закон, руководствоваться им в жизни, знает и правильно понимает свои собственные права и обязанности. С этой точки зрения серьёзным препятствием для эффективности закона является феномен правового нигилизма. Именно правовой нигилизм определяет российскую действительность, где традиционное сознание и правовая культура не являются «правовыми» в строгом смысле слова, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение населения зачастую нельзя признать «законопослушным». Это обусловлено рядом причин:

- низкой правовой компетенцией граждан, их общей неинформированностью о своих правах и обязанностях;

- неполнотой юридического корпуса и недостаточно высоким профессионализмом работающих юристов;

- противоречиями законодательного процесса в переходный период;

- административным правовым нигилизмом («война законов», правовое лоббирование, игнорирование «неудобных» конституционных норм);

- слабостью правоохранительной и судебной систем.

 

Наиболее негативными в плане формирования демократической правовой культуры, правосознания и нормативно-правового поведения являются два фактора. Во-первых, это глубокая политическая и экономическая нестабильность, которая делает всякие формальные установления «временными» по своей сути и позволяет большинству социальных субъектов воспринимать их в необязательном режиме. Во-вторых, это следствие нестабильности – социальная напряжённость. Во многом на эффективности законов сказывается присущий российскому обществу тип правовой культуры. Как известно, для россиян всегда было характерно признание приоритета совести, нравственности перед позитивным правом. С этим связана определённая недооценка права, закона как средства решения возникающих проблем.

Третья составляющая социальной эффективности законодательств а определяется качеством деятельности правоохранительных и правоприменительных органов. От компетенции работников этих органов, их неподкупности и честности, добросовестности и внимательного отношения к людям зависит, в частности, обратное отношение граждан к этим органам, уважение к ним, желание сотрудничать и помогать им, или наоборот, воспринимать их как потенциального врага и нарушителя собственных личных прав. Недостатки и злоупотребления в работе правоохранительных органов способствуют росту негативного отношения к ним, недоверия, враждебности и, следовательно, искать помощи в случае необходимости в «теневых» структурах, не опираясь на право.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные вопросы. Эффективность законодательства | Методы определения эффективности закона
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.