КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 5. Методы психологической практики
Биографический метод Беседа Изучение продуктов деятельности Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментирования, чтобы понять закономерности психологического развития человека, опираясь на закономерности его общественно-исторического развития. Метод широко и очень плодотворно используется в детской психологии – изучаются продукты детского творчества для психологического изучения ребенка. Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа всегда должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление качественного своеобразия изучаемых процессов. Но при этом такие задания должны быть максимально естественны и нестандартны. Будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда должна быть максимально идеализированной и сочетаться с другими объективными методами. Разновидностью метода изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники (в том числе типа «дневников матери»), биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д. Во многих случаях с целью психологического исследования используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности. Психологическая практика по своим задачам, методам, формам представляет собой многообразные виды практик. Основными среди них являются психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и др. Психологическая практика включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или проблемы, с педагогически запущенными школьниками; она ориентирована на работу с представителями коммуникативных профессий, людьми различных возрастов. Невозможно описать все методы и методики, использующиеся в психологической практике; их арсенал непрерывно пополняется. Освоение методов практической психологии предполагает особые формы обучения и подготовки. Основной формой психологической практики является психотерапия, воспринимаемая нередко как вся эта практика. Различают клиническую и личностно ориентированную психотерапию. Клиническая психотерапия – это комплексное лечебное психологическое воздействие на человека при психических, нервных, психосоматических, наркологических заболеваниях. Личностно ориентированная психотерапия ставит задачу содействия пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Жесткого разделения методов клинической и личностно ориентированной психотерапии не существует; одни и те же методы могут с успехом использоваться и здесь, и там. Основой многих форм психотерапии, а также самой психологической практики стал психоанализ, разработанный З.Фрейдом. Психоанализ как способ работы с психологической реальностью у З.Фрейда применялся в форме психологического анализа свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, невротических симптомов. Однако наиболее старым методом психотерапии, с которого З.Фрейд начинал свою психотерапевтическую практику, является гипноз, или внушение. Гипноз – это временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и направленностью на содержание внушения. Гипноз позволяет воздействовать на сознание индивида с целью достижения психотерапевтического эффекта. Как метод работы с пациентами гипноз используется в различных по своей ориентации школах психотерапии. Наибольшую популярность в современной психотерапии завоевали групповые формы терапии и коррекции. Существует различное наименование таких групп: «групповая терапия», «психо-коррекционные группы», «группы встреч», «тренинг-группы» и др. Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения людей, обычно имеющие руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения и рост Потенциальное преимущество групповой терапии перед индивидуальной состоит в возможности получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретными участниками группы. В процессе группового взаимодействия происходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции членов группы друг на друга облегчают разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку личностью своих установок и поведения, на формирование представления о себе. Группа может облегчить процесс самосознания и самооценки. Осознание самого себя начинается, как только человек узнает свои сильные и слабые стороны, которые лучше проявляются при групповой работе. Т-группы (группы тренинга) основаны К.Левиным. Он исходил из убеждения, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит под воздействием других. Чтобы выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Эти группы ориентированы на: а) развитие умений для более эффективной организационной (управленческой) деятельности; б) обучение участников межличностному поведению и изучение процессов, происходящих в малых группах, сознанию вклада каждого участника в групповой процесс; в) выявление жизненных ценностей и развитие личности (группа сензитивности). В Т-группах выражена ориентация на применение научно-психологических знаний и объективных методов. Группы встреч ориентированы на личностный рост участников, на их самовыражение и самораскрытие. Один из лидеров движения групп встреч У.Шутц так определяет ключевое понятие: «Встреча есть способ установления отношений между людьми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического «Я», ответственности, внимания к чувствам, ориентации на принцип «здесь и теперь». Группы встреч реализуют на практике основные положения гуманистической психологии. Выдающимся теоретиком и практиком движения групп встреч является К.Роджерс. Он разработал «клиент-центрированную психотерапию», или недирективную терапию. Терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуативными конфликтами в группе. Терапевт рассматривается не столько как специалист, лечащий клиента, сколько в качестве равного партнера. Методики и упражнения, используемые терапевтом, приводят участников встречи, к эмоциональному познанию собственной жизни, к самоосознанию, способствуют их психологическому развитию. Гештальттерапия была создана Ф.Перлзом. В отличие от Т-групп и групп встреч, которые вовлекают в работу всех членов групп и поощряют взаимодействие между ними, гештальттерапия по способу работы представляет собой договорное общение группового лидера и отдельного участника. Один из участников группы добровольно соглашается стать пациентом и работать с терапевтом. Остальные члены группы без комментариев наблюдают за терапевтическим процессом, взаимодействием терапевта и клиента. Каждый член группы, наблюдая за поведением работающего пациента, начинает лучше понимать себя и собственные проблемы. Предполагается, что наблюдение само по себе способствует изменению личности. Психодрама – это терапевтический групповой процесс, в котором используется метод драматической импровизации для изучения внутреннего мира. Психодрама отражает актуальные проблемы клиента, которые становятся содержанием разыгрываемых сцен. Психодрамаосновывается на предположении, что изучение чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению со словесным обсуждением проблем. Основателем психодрамы является Я.Морено. В качестве основного метода в психодраме используется ролевая игра. Исполняя роли в психодраме, индивид творчески работает "над личностными проблемами и конфликтами. В отличие от театра в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми для него ролями, которые он играет в реальной жизни. Группы телесной терапии ориентируют на знакомство участников с собственным телом, на расширение сферы сознания индивидуума глубинными телесными ощущениями, на исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, на обучение разрешению конфликтов в этой области. Ключевым понятием телесной терапии является понятие энергии: тело здесь воспринимается через протекающие в нем энергетические процессы. Для участников группы оптимальное отношение к телу означает развитие спонтанного течения энергии, охватывающего весь организм. Энергетический запас у людей различен: некоторые люди, особенно депрессивные и замкнутые, обладают небольшим уровнем энергии. Телесная терапия направлена на повышение их энергетического уровня. Невротики расходуют большую часть своей энергии на включение механизмов психологической защиты, направленных на то, чтобы избавиться от травмирующих мыслей, чувств, внешних событий. Определенные дыхательные упражнения для поощрения течения энергии могут помочь снизить повышенную эмоциональную возбудимость. Телесные терапевты утверждают, что свободно текущая естественная жизненная энергия является основой функционирования здоровой личности. В группах танцевальной терапии танец служит коммуникацией посредством движения. Назначение танцевальной терапии многопланово: использование возможностей тела для повышения физического и эмоционального здоровья, повышение самооценки путем развития более положительного образа тела, совершенствование посредством группового опыта социальных умений, в первую очередь коммуникативных, терапевтическое освобождение сдерживаемых чувств, приобретение опыта групповой работы. Танцевальный терапевт создает в группе благоприятную эмоциональную среду для исследования себя и других и работает над отражением спонтанных движений членов группы и расширением репертуара движений. Терапевт применяет специальные упражнения на расслабление, дыхание, размещение, управление и движение в пространстве. Фундаментальным для танцевальной терапии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность. Терапия искусством как метод основывается на предположении, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусстве: рисовании, лепке, аппликации и т.п. Терапия искусством незаменима для пациентов, у которых затруднено словесное выражение мыслей и чувств в общении с терапевтом, она может служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности. Группы тренинга умений основываются на поведенческой терапии и направлены на обучение приспособительным умениям, полезным при столкновениях со сложными жизненными ситуациями. Терапевты имеют дело непосредственно с поведенческими проблемами и не касаются внутренних, психологических причин неуспешного поведения. Целью групп тренинга умений является развитие такого поведения, которое рассматривается как желательное либо членом группы, либо обществом в целом. Группы стараются помочь участникам выработать и развить важнейшие эмоциональные и межличностные умения. Квидам умений, которым обучают в группах, относятся: управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения и тренинг уверености в себе. Особое место в психотерапии занимает логотерапия, созданная австрийским психологом и терапевтом В.Франклом. Его терапия основана на убеждении, что фундаментальной потребностью человека является потребность в смысле жизни. Поиск смысла жизни, реализация смысла жизни является признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие смысла жизни порождает у человека состояние, которое В.Франкл называет экзистенциальным вакуумом. В таком состоянии человек ощущает бесцельность своего существования, скуку, испытывает тяжелые переживания. Логотерапия есть терапия смыслом жизни. Логотерапевт не может сообщить человеку его смысл жизни. Каждый человек должен сам найти, отыскать его. Логотерапия ставит целью расширение возможностей клиентов видеть спектр смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Основной метод, которым пользуется логотерапевт, – метод диалога. С его помощью он побуждает пациента коткрытию уникального личного смысла жизни.
Выводы по лекции. Психология, как и всякая наука, пользуется целой системой различных методов. В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов:организационные методы, э мпирические методы, методы обработки данных, методы практической психологии. По традиции, существующей и поныне, основными методами научной психологии признаются эксперимент и наблюдение. Все прочие имеют статус дополнительных.
[1] Клочко В.Е. Методологические принципы теории психологических систем // Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000.- С.8-16.
[2] Клочко В.Е. Методологические принципы теории психологических систем // Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000.- С.8-16. [3] Там же
[4] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-15 с.
[5] Психология: учеб./ отв. ред.: А. А. Крылов. - Изд. 2-е, перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008. - 12 с. [6] Там же [7] Никандров, В.В. Психология: Учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 112 с.
[8] Никандров, В.В. Психология: Учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 124 с. [9] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-111 с.
[10] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-88 с.
[11] Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. – М.:ФОРУМ, 2011. – 104 с.
[12] Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. – М.:ФОРУМ, 2011. – 105 с.
[13] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-167 с.
[14] Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. – М.:ФОРУМ, 2011. – 102 с.
[15] Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. – М.:ФОРУМ, 2011. – 154 с.
[16] Никандров В.В. Психология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 321с [17] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-234 с. [18] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-294 с. [19] Никандров В.В. Психология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 327с [20] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-320 с. [21] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-322 с. [22] Там же [23] Там же [24] Копылова Г.К., Психология в деятельности органов внутренних дел: курс лекций / Копылова Г.К., Прозоров А.В.; МВД РФ, Департамент кадрового обеспечения.-М.: ЦОКР МВД России, 2006.-98 с. [25] Никандров В.В. Психология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 356с [26] Копылова Г.К., Психология в деятельности органов внутренних дел: курс лекций / Копылова Г.К., Прозоров А.В.; МВД РФ, Департамент кадрового обеспечения.-М.: ЦОКР МВД России, 2006.-136 с.
[27] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-345 с. [28] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-367с. [29] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-412 с. [30] Столяренко А.М., Психология и педагогика: учебное пособие / Столяренко А.М. –Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-227 с. [31] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.-492 с. [32] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012.-394 с.
[33] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012.-395 с.
[34] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012.-398 с.
[35] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012.-374 с.
[36] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012.-386с. [37] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-470 с. [38] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-553 с. [39] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-512 с. [40] Там же [41] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-513 с. [42] Там же [43] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-516 с.
[44] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-517 с.
[45] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-535 с.
[46] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-537с.
[47] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-537 с.
[48]Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-540 с.
[49] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-543 с.
[50] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-553 с.
[51] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-554 с.
[52] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-565 с. [53] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-567 с.
[54] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-568 с.
[55] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.-569 с.
[56]Радугин А.А.Социальная психология: учебное пособие / Радугин А.А., Радугина О.А.-М.: Библионика, 2006.-13 с.
[57] Радугин А.А.Социальная психология: учебное пособие / Радугин А.А., Радугина О.А.-М.: Библионика, 2006.-96 с.
[58] Никандров В.В. Психология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 817с.
[59] Радугин А.А.Социальная психология: учебное пособие / Радугин А.А., Радугина О.А.-М.: Библионика, 2006.-179 с.
[60] Радугин А.А.Социальная психология: учебное пособие / Радугин А.А., Радугина О.А.-М.: Библионика, 2006.-198 с.
[61] Радугин А.А.Социальная психология: учебное пособие / Радугин А.А., Радугина О.А.-М.: Библионика, 2006.-278 с.
[62] Никандров В.В. Психология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 879с. [63] Лукацкий М.А. Психология: учебник /М.А.Лукацкий, М.Е.Остренкова. – М.: Эксмо, 2007.-384с. - (Образовательный стандарт 21).
[64] Радугин А.А.Социальная психология: учебное пособие / Радугин А.А., Радугина О.А.-М.: Библионика, 2006.-66 с.
[65] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.-394 с.
[66] Основы общей психологии: учебник / Н.С.Ефимова. – М.: ФОРУМ, ИНФРА – М., 2007. -184с.
[67] Копылова Г.К. Психология в деятельности органов внутренних дел: курс лекций / Копылова Г.К., Прозоров А.В.; МВД РФ, Департамент кадрового обеспечения.-М.: ЦОКР МВД России, 2006.-166 с.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |