КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и методы истории языкознания. Систематизация научных знаний о языке
Навчальне видання
ЯрошеваОлександра Іванівна, доц., канд. фіз-мат.наук Федоркіна Ірина Анатоліївна, ст. викладач
екологІЯ Курс лекцій
(украънською мовою)
Технічний редактор О.І.Шелудько
Зведений план 2009 р., поз. № Підписано до друку __ 2009 р. Формат 60×84/16. Папір офсетний. Гарнітура Times New Roman. Друк - ризографія. Ум. друк.арк. Обл. – вид.арк. Тираж прим. Зам. Номер № Донецький національний університет економіки і торгівлі ім. МихайлаТуган-Барановського, 83050, м. Донецьк, вул. Щорса, 31. Редакційно – видавничий відділ ННІЦ 83023, м. Донецьк, вул. Харитонова, 10. Тел.: (0622) 97-60-50
Свідоцтво про внесення до Державного реєстру видавців, виготівників і росповсюдувачив видавничої продукції № 1106 від 5.11.2002р.
История языкознания – история проблемных ситуаций, сменяющих одна другую в ходе развития. Каждый этап разрабатывает определённый круг вопросов, отчасти унаследованных от предыдущих поколений исследователей, отчасти поднимающихся заново. История науки должна составляться каждым научным поколением: -меняются запасы нашего знания о прошлом, открываются доселе неизвестные документы, возн. новые методы изучения прошлого; -происходит переоценка ценностей (каждое поколение исследователей ищет и находит в истории науки отражение научных течений своего времени); Для понимания текущего состояния науки и видеть её перспективы, необходимо знать её историю. История и теория языкознания вырастают на основе социально-исторического развития языка. История языкознания изучает процессы теории языка в динамическом аспекте; большее внимание уделяется не объективной, а субъективной стороне дела (преемственности традиций, вкладу отдельных учёных и тп.) История яз-я – драматизированная и персонифицированная теория языка. Она решает задачи положительной разработки новых взглядов. Становление науки о языке в Древней Греции. Древнегреческие мыслители 5 века до н.э. Уже у древних египтян были представления о языковых явлениях. Существовала также вавилонская филология. Зачатки исследования языка были и у хеттов (13 в. до н.э.) Язык относительно поздно становится предметом научного изучения (грамматика сформировалась только эллинистическую эпоху: 336г до н.э. – 30 г. до н.э.), однако интерес к явлениям сферы языка появился у греков значительно раньше: -письменность. Великое достижение греков – создание алфавита. А. – не единственный и не древнейший способ фиксации языка, но из всех видов гр. письма именно алфавит имел решающее значение для Греции и всей европейской цивилизации 12 в. До н.э. – падение Микенской культуры; греки заимствуют финикийское письмо, усовершенствуют его, создают алфавит. Самые ранние алфавитные греч надписи восходят к 8 в. до н.э. (создан он в 10-9 в.)
В греческом алфавите изначально присутствовали знаки для обозначения гласных. (в финикийском – согл + диакритики) - попытки осмыслить значения имён у Гомера, Гесиода (имя Одиссея ставится в связь с причастием от греческого глагола сердиться; у Гесиода имя Афродита возводится к слову афрос - пена). Имя осмысливается путём выявления его связи с др. словами, и это было средством раскрытия природы предмета, обозначенного этим словом. Этимология новейшего времени – наука о происх. и истории слов; древние ставили др. задачи: через анализ слов к познанию реального мира. Вера в существование естественной связи между словом и обозначаемым предметом. Имя как магический заместитель вещи. В Одиссее зачастую встречаются предметы с двумя названиями: одно принадлежит языку богов, другое – языку смертных. Такое разграничение встречается и в памятниках на других языках (культурологическая универсалия) Новый взгляд: связь между предметом и именем условна, конвенциональна. Философский анализ этой связи дал толчок формированию новой античной лингвистической теории. 5 в до н.э. – зарождение риторики как науки. Разработка теории красноречия приводила к пристальному изучению других языковых явлений. В основе гимназического обучения в те времена лежало чтение поэтических текстов, уже ставших классическими. Эти тексты были написаны устаревшим к тому времени языком, и учащиеся понимали далеко не всё = > необх-ть комментирования. Работа по сбору глосс (толкования диалектных и старинных слов). В это же время появляются начальные основания научной фонетики. Греки исследовали поэтическую сторону языка в тесной связи с теорией музыки (Пифагор). Пифагорейцы установили, что в струнных инструментах высота тона зависит от длины струны – в основе гармонии – точное математическое соотношение. Но эти изыскания носили разрозненный хар-р, они не были систематизированы в рамках единой научной концепции и производились н материале только греческого языка: интерес к чужеземным языкам отсутствовал. Греческая к-ра развивалас без каких бы то ни было чужеземных влияний, она была сильна сама по себе – необходимости в переводе не возникало. Научная мысль античности не доросла до того, что «варварские» языки тоже необходимо изучать и исследовать с науч. точки зрения. Греки считали, то языки тождественны по внутреннему строению (т.к. точно воспроизводят строение человеческого мышления и реального мира, одинаковое для всех людей) и отличаются только фонетикой. Характер связей слова и обозначаемого им предмета. Фюсей (по природе). Тесей (по установлению). 6-5 вв. до н.э.: Гераклит из Эфеса, Парменид. В их трактатах содержатся суждения о характере взаимосвязи предмета и его названия. Парменид: между явлением и сущностью лежит непреодолимая пропасть, мир явлений и мир истинно сущего никак не связаны друг с другом; противопоставление истины и мнения. Истина – достояние немногочисленных мудрецов, избранных. Мнение возникает у простых людей на основе их непосредственного чувственного восприятия. Гераклит: учение о единстве противоположностей. Если противоположность образует единство, между истиной и мнением не может быть чёткого разграничения; они являются противоположностями, поэтому образуют единство. -ни в одном явлении мира не может заключаться абсолютная ложь. При правильном подходе можно обнаружить ядро истины во всём, ничто не может быть полностью отвергнуто. Парменид; человеческая речь как нечто сопоставимое с чувственным восприятием (она целиком относится к лживому миру явлений). Названия вещей не имеют ничего общего с природой вещей, они основаны на субъективном произволе – или, в лучшем случае, на договоре между людьми. Гераклит: Между вещью и её названием существует внутренняя органическая связь, поэтому изучение слов неизбежно ведёт к пониманию сущности того предмета, который назван этим словом. Для Парменида все речи ложны в своей основе, как и всё, что относится к миру явлений Демокрит (0 последняя треть 5в. до н.э.). Философия атомизма, из которой родилось античное учение о языке – атомистическая языковая теория. Язык – модель, иллюстрирующая концепцию атомизма. Атомы и пустота; всякая вещь – сплетение атомов. Атомы отличаются друг от друга только формой, и все явления мира сводятся к свойствам этих атомов – но это не означает их мнимость. Всякое имя точно так же складывается из букв. Даже незначительное изменения в составе и расположении атомов может поменять суть и св-ва вещи. Так же и в языке (изменение буквы превращает одно имя в другое.) Как из одних и тех же атомов могут создаваться различные миры, так и из тех же букв могут складываться произведения различных жанров.
16.09.11 (2)
Демокрит. Весь вещный мир составлен из атомов. Так же имена складываются из букв. 3 причины отличия вещей: -из-за неодинаковой формы атомов -из-за разнообразного их положения -из-за способа сочетания A N I H AN – NA Из атомов образуются простые тела, а из простых тел сложные – 3 ступени. Точно так же представляет язык грамматическая теория: 3 ступени: 1. Буква 2. Слог 3. Имя После имени вводится понятие предложение – логос. Это механическое сплетение имен. Между именем и предложением – речение ( рема). В окончательном виде 2 уровня 1. Буква-слог-имя 2. Имя-речение-предложение Демокрит размышлял по поводу происхождения речи и языка: «Античные теории языка и стиля», любое издание. По Д., потребность в общении привела к установлению «символов» для изъяснения вещей друг другу. Проблема – установить связь между звуком и восприятием вещей. Установить возможность того, чтобы звук обрел значение, стал семантическим. Устанавливается, что звук – это жест речевых органов. Звук семантичен, т.к. положение и движение речевых органов воспроизводит особенности предмета, который обозначен этим звуком. Например, звук «р» образуется сильным сотрясением языка, т.е. подражает сотрясению, которое человек наблюдает природе. Различал 2 рода познания:
-чувственное восприятие -постижение разумом Согласно Демокриту, подлинное познание доступно только разуму. Считал, что наши чувства не дают нам адекватного представления о вещах. Но доставляют разуму необходимый материал. Учит, что слово не является абсолютным двойником той вещи, которую оно обозначает. Док-во: наличие многих разных слов для обозначения одной и той же вещи. И наоборот. Но это не значит, что между ними отсутствует связь. Что есть слово? Слово – это изображение вещи, ее тень. Однако эти изображения могут быть разными. Могут различаться по величине, по степени похожести на свой оригинал, Таким образом, слова дают нам лишь приблизительное представление о вещах. Тем не менее, определенно соответствие между словом и вещью имеется. Таким образом, проясняется позиция Демокрита в споре между физикалистами и номиналистами. Демокрит в основном разделяет мнение номиналистов – условной теории. Аргументация Д. направлена лишь против радикальных видов природной теории. На самом деле, органично сочетает обе эти точки зрения. Но верх берут номиналисты. 2ая половина 5го века до н.э. В это время в Греции приобрел большое влияние новый тип деятеля – странствующий учитель. Они путешествовали и обучали юношей. В этих уроках преподавались элементы разных позитивных наук: натурфилософия, поэзия, правила грамматики, метафизика. Центр – подготовка к общественной жизни. Впоследствии они получили название – софисты. Они занимались просветительской и преподавательской работой по преимуществу. Центр интересов – в общественных, гуманитарных науках. По их мнению, задача человека – не выявить истину, а добиться влияния и власти. Главным способом было красиво и убедительно говорить. Разработка теории и практики ораторского искусства закономерно стимулировала интерес к языковым явлениям. Протогор удостоился дружбы с Периклом и Еврипидом. «Человек есть мераи всех вещей». Это значит, что у человека нет средств для постижения объективного мира. Ни чувства, ни разум не дают нам возможность узнать истину. Что есть истина? То, что называем реальным миром, есть на самом деле только представление. Протагор отрицает объективную истинность, а на ее место выдвигает формальную правильность речей. Когда он говорит о правильности имен – орфоэпия. Имеет в виду только практические задачи риторики. У него впервые возникает проблема языковой нормы, проблема выработки правил. Сделать человека искусным в употреблении слов – это и есть главная задача воспитания. Наш язык должен быть в соответствии с требованиями разума. Если такого соответствия нет, надо изменять языковой узус, т.е. практику пользования языком. Это значит, что язык подлежит усовершенствованию так же, как и все прочие человеческие установления. Критикует язык самого Гомера. Аристотель сообщает нам, что первую строчку «Илиады» Итак, в последнее десятилетие 5ого вкеа в Греции велась дискуссия. Из физикалистов известно имя Кратил. К исходу 5го века, были сделаны важные наблюдения в области звукового строя языка, грамматики, лексики. Все это подготавливало к деятельности Платона. Диалог «Кратил», собрание сочинений, т.1, перевод Васильевой, но можно в любом, смотреть комментарии Лосева. Строит весь ход рассуждения, опираясь на анализ данных языка. Вопрос о характере отношения между вещью и ее наименованием. 2 персонажа – Кратил и Гермоген. Примечание Лосева номер 6. Мнения разошлись. Третий персонаж – Сократ, привлекают в качестве арбитра. Устами Сократа размышления Платона. Сначала становится на сторону Кратила, вроде бы защищает точку зрения о соответствии имени его сущности. Законодатель – ономатотет: дающий имя. Основной довод номиналистов в том, что одно значение может обозначаться разными словами – синонимы. Сократ парирует: слово, помимо значения и формы, обладает еще одним свойством: эйдос – образ слова, его идея. Кратил первоначально обращается к именам собственным. Рассуждает о сыне Гектора и Андромахи. «Астио» - город и «анекс» - царь. Гектор и Астианос – общий эйдос, общая внутренняя форма. Обнаруживает связь между звучанием и предметом. Платон хорошо понимал, что этимологизирование оставляет простор для произвольного толкования, для пустых домыслов и фантазий. На чьей же стороне Сократ? Что поддерживает, а что высмеивает? Сократ пытается мотивировать значения. Важнейшее разграничение: первичные слова и производные слова. Какова связь первичные имен с явлениями? Сократ высказывает мысль, что эти первые имена возникают в результате подражания. С некоторыми звуками ассоциируются представления об определенных качествах или свойствах. Эти ассоциации и могли послужить исходным пунктом для образования слов. Современная проблема звукового символизма.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |