КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция Виноградова о языке и стиле
Основные черты обществ.языковой практики в 20 в.
Последние годы – появление новые виды текстов (тексты массовой коммуникации), что изменило хар-тер общественного бытования языка: развивает его межнац.кач-ва (отдельные языки так просто переходят в категорию межнац). Исследования языка масс информации, определили его отличит-е признаки. Наравне со старой классификации языков по территориальному принципу развивается финкциональная классиф-я (советск школа противопоставляет как древник, так и западным структуральным школам). По ходу – вопрос о разном качестве устн и письм языков, о семантих св-вах этих фактур речи. Функциональный подход + новейшая текстология худ.лит: в ней начинаются широко исп-ся лингвистич методы (литведу без лингвистики уже никуда) à Новые принципы прочтения, классиф, критики худ. текстов (Эхенбаум, Томашевский,?Пинеат??) Отличия отечественной лигвистич школы: - Необходимость рассм язык не только как нац достояние Нац достояние , но также с т.зр. его истории, его культ и обществ ф-ций - Видеть в языке воплощение мысли. - Вопрос формирования и решулирования языка.
Разделял положения см. выше (функциональный подход к языку) + с историч позиций. Как исследовать констурктивную деят-ть чел-ка относит-но языка. Классич филология изучала стиль, а стиль ↔ опр.момент времени, совмещает синхронию и диахронию, что выводит вопрос о стиле за пределы лингвистики в пределы общей филологии. Стиль –фактор языковой динамики. Что есть стиль? Объединение мысли со словом à исследов-е отн-й языка и мысли. Стиль – в тексте, имеет четкую пространственно-временную локализацию (чем отличается от понятий грамматики, поэтики, логики). Высказывание индивида, след творческой мысли, а не просто речевого автомата (антипод Хоиского). Читатель/слушатель – объект приложения стиля, поэтому стиль – категория общественная, определены конкретными общественными потребностями, значит, язык – система систем, функциональная система, состоит из подсистем ↔ общественная функция. Стратификация языка – социальный фактор, производная зарт-тика, т.к. зависит от того, к какой соц группе принадлежит тот, кто порождает выск-е, и с какой целью осущ-ся коммуникация. Так, сам язык – продукт стиля. Реализация стиля (соединение мысли со словом) – не обязат-но однократное действие, часто сложное многократное действие (автор повторяется, переформулируя); автор пользуется своими языковыми знанями. Обучения языку порождает особое обучающее выск-е, у них свой стиль. К числу обущающих стилей относится грамматика: от нее завист, насколько успешно учащийся будет владеть стилем. Назвал свой подход функционально-имманентным методом (исследование стиля проиведение). Он должен дополняться ретроспективно-проекционным методом (должны быть исследованы произведения, созданные раньше). Рассм-ся динамика индивидуального стиля конкр автора, потом сравниваются индивид стили разных авторов, взаимные соотн-я à выстраивается история стилей: историко-стилистиеческая интерпретация историия языка. Понятия Соссюра: язык (система) + речь (акты ее исп-я) = языковая деят-ть. У Соссюра язык – плоское изобр-е [речь - шахм доска: парадигма и синтагма, фигуры и правила]. Язык как коллективная система ассоциаций (едина для членов языкового коллектива). vs Виноградов: сферическая модель языка. В центре – сфера нац общелит языка + примыкают другие языковые сферы: просторечия, диалекты, терминология, и т.д. Языковое сознание в принципе не едино, зависит от соц-языковых контекстов, в кот нах-ся отдельные индивиды. Сторонник системного языка. Видит в нем историч-ки развивающуюся сложную структуру. ??Язык и в чел, и в об-ве Обществ фц-рование языка ↔ сферы применения и их историч развитие Видит в сущ-и языка сложный процесс: создание текстов всеми носителями языка + развитие языковых нормативов (филологи согласуют новое и старое, фиксируют норму, что способствует совершенствованию языка, мышления и в конечном итоге народа). Филология как методологически цельная система знаний. Предмет – слово во всем его применения. Цель – построение научной картины культуры сквозь призму слова. Филолог: способен прогнозировать развитие культуры и необх решения проблем. Филолог как эксперт культуры и вообще всех сфер культурной и социальной жизни.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |