Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аристотель

 

4 вднэ. Нет сочинений, прямо направленных на изучение языка. Высказывания есть, стройной системы взглядов – нет.

В то время – спор о естественной (физикалисты) / условной (номиналисты) связи м. предметом и его названием. Аристотель – твердый сторонник номиналистов. Трактат «Об Истолковании» (т.2 собрания сочинений): имя есть звукосочетание с условным значением, знак, на основе условного соглашения. Звукосочетания – портрет души нации (у всех они разные). В именах нет ничего от природы. Слово не может соответствовать предмету.

Для физикалистов важный прием – разложение слова на части: каждая часть слова тоже должна обладать значением. Аристотель отрезал пути для такого анализа.

Ненавидел софистов, т.к. те стремились не к поиску истины, а к победе над оппонентом.

У слова – функция сообщения мысли. Более того, оно ее передает вполне адекватно.

Расхождение между словом и мыслью могут возникнуть, но они не неизбежны. Источник ошибок – многозначность слов и речи.

Изучал полисемию. Разграничивает 2 типа словесной многозначности: 1) значение слова не связаны между собой (омонимия, случайный хар-тер), 2) значения слова связаны (полисемия). Идеи могут быть разнородны, но иметь общую природу.

Многозначность слов для обозначения однородных слов (синонимов) и для неоднородных, но связанных между собой объектов (здоровый зуб, ребенок и т.д.: все имеют отношение к здоровью) [??]. Это – полисемия в современном понимании слова.

Слово многозначно, если имеет несколько разных антонимов.

Считал, что внутренняя семантическая структура у всех языков одинакова и точно соответствует объективной действительности и нашему о ней представлению. Предмет не обуславливает имя, поэтому одни и те же предметы в разных языках называются по-разному. Но различаются только по звучанию, а семантическая сторона слова везде одинакова (в совокупности всех значений; такие совокупности универсальны для всех языков, отражает сущностные связи и явления).

+наблюдения над фонетикой и грамматикой греческого. Древнейшая систематизация фонетики (класс-я ↔ звучание + артикуляция) и грамматики

 

 

30.09.11 (4)

 

Звук речи – осмысленный неделимый звук (т.е. такой, из которого может возникнуть разумное слово).

2 разряда слов языка (части речи): не/значащие (знаменательные и служебные. Сущ – без признака времени; глагол – со временем; выск-е (логос) – значащее со значимыми частями).

О лингвистической стилистике. Худ.речь разрабатывают уже в 5 днэ – софисты. У некоторых даже проза похожа на поэзию. Аристотель их осуждает. Скрепя сердце допускает использование поэтических средств в прозе, но только ради повышения познавательной значимости текста. Следует употр-ть неологизмы, метафоры, архаизмы, заимст-я: такая речь более торжественна, отклоняется от общеупотребительной, низкой речи. Поэзия может исп-ть украшательства, но в умеренном кол-ве.

Попытки выделить акцеденции (грамматические категории), разработка проблем лексической и грамм-кой многозначности

Одним словом, многое сделал для филологии.

 

Фс школы в период эллинизм (3-1 днэ) и проблемы языка

 

Три великие школы: скептическая, эпикурейская, стоическая. Из них только стоическая интересовалась языком. Зинон, Хресип, Диоген Вавилонский. Именно стоики стали истинными основателями науки о языке.

Фс = логика (Аристотель называл ее аналитикой [2й т собрания соч]) + физика (натурфс) + этика

 

Логика должна изучать не только понятия, суждения, умозаключения, но также словесные способы их выр-я. Так что логика – также учение о речи, изучает словесные знаки (единицы) и то, что они означают.

 

логика
диалектика риторика
учение об означающем (↔ языковой строй языка, единицы и ср-ва речи учение об означаемом (понятия, суждения, умозакл)
     

 

А высшее начало бытия – божественный Логос. Человеч разум к нему причастен. Логос – закон, правящий миром и предписывает каждому существу должный образ действия.

Внутренний Логос чел-ка – его разум; он находит вполне адекватное выражение в речи. Изучение речи à постижение человеч разума (т.к. речь в наибольшей степени доступна для наблюдения). Человеч разум причастен к божественному, так что изучение речи à постижение законов бытия. Возмоно потому, что мир – единое органическое целое, устроен разумно: все части хорошо согласованы м. собой. В мире нет ничего случайного (все совершается по закону необходимости), из всего можно извлечь определенный смысл.

Связь между вещью и ее названием тоже не случайна (ревностно защищают теорию). Первые звуки подражали вещам à этимология (Хрисип писал целые книги). Физикалисты, антиподы Аристотеля.

Различие между первыми (подражают вещам) и позднейшими словами (1 à 2 в рез-те изм-я значения, формы и словосложения). Первые слова воздействуют на наше восприятие, как и обозначаемые этими словами вещи.

Связь между словом и значением может быть диектичкским?? («вы» - вытягиваем губы, «мы» - улыбаемся).

Интересно учение стоиков об единицах языка, их отношениях между собой и с объектами внешнего мира. Это ~учение о разных ур-нях языка.

Озн-е (членораздельные звуки. Лексис – звуковая сторона выск-я)+оз-мое (Лектор – содержательная сторона), (т.е. добавляют означаемое к Аристотелевскому «звучание слова + представление в душе, которое им вызывается + предмет, которому соответствует представление в душе»).

 

А.Ф. Лосев «История 2 3???»,(Античная история языка и стиля???) Ч 2 раздел 5, пар. 4, стр 106: смысловая сущность исторического Лектор: это смысл обозначаемой предметности в слове. Смысловая сторона речи – не просто представление в душе (невербализуемые психические предст-я могут быть и у животных и младенцев). Лектор – особым образом организованная мысль. Т.е. занимаются смысловым аспектом языковых высказываний. Предстасление о душе одинаково для всех людей.

Стоики создали теоретические предпосылки для выделения науки о языке в отдельную науку. Сами это не сознавали: для них это инструмент дл постижения законов бытия. Центр интересов – в области общих вопросов теории языка. Но кое-чего добились и в исследовании конкретных явлений. Это не относится к фонетике: взяли позиции Аристотеля. А в грамматике существенно продвинулись. Разработали учение о частях речи. Терминология есть уже о Аристотеля (рема-глагол, акра-артикль), но он не говорил об этом специально, а стоики выделили их в отдельный раздел. Диоген: 5 ч.р. (глагол, имя, союз, артикль, наречие). 1) Отличают ЧР от языковых единиц другого порядка: для них ЧР – особая обрасть языковых изысканий. 2) Распределение слов по ЧР – куда более рационально, чем у Аристотеля. 3) Служебные ЧР – тоже имеют значение (приближаются к осознанию грамматического значения). 4) добавили к 4 Аристотелевским ЧР наречие.

Учение о падеже. У Аристотеля падеж (кросис) – любые косвенные формы слова, отклоняющиеся от исходной. Могут быть у любой ЧР.

У стоиков кстосис свойственен только склоняемым частям речи. В падежи включается и исходная форма: И.п. – тоже падеж (выпал из представления). Названия падежей взяли римляне, длее европейцы. Но падеж для них – категория семантическая.

 

Учение о временах глагола. В греческом – сложная система: през, имп, аорест, перф, пл-кв-п. Мысль © Аристотель, но не развил ее. Стоики: 4 времени.

Определенные:

  наст прош
законч perf pl-q-p
продолж pres +буд imp

vs неопр аорист (прош. и буд.)

 

Синтаксис

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция Виноградова о языке и стиле | IV группа - задачи на деление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.