КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3 Сущность и преимущества стратегического мышления
ЛЕКЦИЯ 3
Одно из определений стратегического мышления звучит так: Стратегическое мышление – это система или процесс моделирования многомерной пространственно-временной и комплексно-динамичной эффективности корпорации. Начиная от среднего бизнеса и выше, конкурентная среда начинает играть роль такой необходимости, которая уже не слышит аргументы сторон, а просто диктует свои предписания, законы, правила игры. В таких условиях свобода выбора будет стремиться к нулю. На помошь менеджеру в таких обстоятельствах приходит вера, которая становится главным источником питания воли, с одной стороны, и знания, опыт, и культура, которые отвечают за эффективность интуиции при принятии решений, с другой. Различают индивидуальное стратегическое мышление, которое выражается способностью в выработке, принятии и следовании личной жизненной стратегии, и корпоративная, главными целями последней обычно является то, в каком направлении двигаться, каким бизнесом заниматься, и как в этом бизнесе поддерживать достаточный уровень конкурентоспособности. В компаниях с высокой корпоративной культурой корпоративное и индивидуальное стратегическое мышление почти совпадают. Для полноты картины попытаюсь привести еще несколько определений стратегического мышления. Есть мнение о том, что стратегическое мышление это нечто иное, как здравый смысл, нацеленный на перспективу. По мнению других, это инструментарий для выработки миссии, видения, целей, планов, задач и выработка стратегии их достижения. Третьи, сходятся во мнении о том, что это определение стратегических альтернатив. Однозначно верного или истинного определения, по всей видимости, просто не существует. Аналитические возможности менеджера играют в стратегическом мышлении ключевую роль. Они позволяют точно оценивать данные свот-анализа в сопоставлении со своим знанием, умением, интуицией и если нужно корректировать стратегию. Некоторые корпорации пытаясь разрешить противоречие между порядком, дисциплиной, с одной стороны, и свободой творчества и поиском новых возможностей с другой, отказываются от стратегии, которая, по их мнению, является, как шорами для коня, помогающему держать направление, но не показывающего общую картину в процессе движения. Стратегическое мышление часто описывают как процесс размышления о будущем состоянии дел, о том, как избежать промахов и просчетов, а также как использовать возможности имеющегося преимущества. Это процесс, в ходе которого компания планирует, как превратить ее желания в реальность, путем использования способностей эффективно разрешать проблемы, умения работать с командой, а также используя критический взгляд при рассмотрении дел. Стратегическое мышление должно быть направлено на то, чтобы вообразить компанию в будущем, в более далекой перспективе такой, какой бы ее хотели видеть, и уже потом приступить к размышлению, как этого добиться. Стратегическое мышление – это способность думать системно, т.е. принимать во внимание все возможные перспективы и вероятности, которые довольно часто представляются на данный момент времени не достижимыми для компании. Если собственники и менеджеры деловой организации стремятся обеспечить ей долгую и успешную жизнь в условиях динамичной внешней среды и острой конкуренции, они должны концентрировать внимание не только и не столько на текущих проблемах, сколько на перспективе. Необходимость стратегического управления организациями обусловлена рядом внешних объективных причин, главные из которых следующие: · развитие с помощью Интернета глобальной сети коммуникаций, что ведет к глобализации мировой экономики и вовлечению национальных экономик во все более тесные двусторонние и многосторонние деловые контакты; · проникновение на национальные рынки ТНК (транснациональные корпорации), МНК (международные корпорации), ФПГ (финансово-промышленные группы), крупных концернов, что существенно влияет на деятельность субъектов хозяйствования; · формирование еврорегионов и свободных экономических зон, а также единого таможенного и экономического пространства на территории стран СНГ, что обусловливает ускорение процессов конкуренции, перемещения всех видов ресурсов, капитала и рабочей силы; · сокращение временных циклов развития научно-технической революции, что ведет к быстрой смене технологий, а значит, появлению угроз, связанных с исчезновением старых сфер бизнеса, товаров, услуг и быстрым ростом запросов и потребностей все большего количества различных социальных групп населения; · интеллектуализации большинства сфер человеческой деятельности, когда 60% всех товаров и услуг в мире являются информационными и становятся главным ресурсом организаций, что требует перспективного планирования их развития с учетом данных реалий; · перемещение конкуренции в сферу управления основными ресурсами организаций, главными из которых выступают время, люди, информация, финансы, а значит, необходимость закладывать в стратегических планах развития организации их оптимальное соотношение; · все большая открытость национальной экономики ее ориентация на активное участие в международном разделении труда, что обусловливает усиление конкуренции на внутреннем рынке; · ухудшение экологической обстановки и резкое сокращение значительного числа естественных природных ресурсов, что в условиях ужесточающегося национального и международного экологического законодательства требует экологизации производства в рамках перспективного планирования деятельности организаций; · нарастающая общемировая тенденция трансформации экономики, производящей товары, в экономику производящую услуги, что уже выражается в доминировании среди занятого населения экономически развитых стран доли тех, кто трудится в сфере услуг. Одно из классических образных представлений о стратегическом мышлении – в отличие от других видов мышления – сделано К. Охмае. Это представление
Рисунок 6 - Три вида процесса мышления Трансформация организации из нынешнего состояния в ее будущее состояние, которое соответствует стратегическому мышлению и стратегическому видению образа будущего бизнес-успеха, осуществляется посредством той или иной модели стратегического управления.Главная задача стратегического управления - формирование и развитие конкурентных преимуществ организации в условиях непрерывных изменений, позволяющих ей наиболее выгодным образом вписаться в эту среду. Цель стратегического мышления - сформировать образ мыслей направленный на повышение конкурентоспособности предприятия. Менеджер в соответствии с намеченной стратегией разрабатывает шкалу ценностей и приоритетов, продумывает их, и затем использует в достижении поставленных целей и задач развивая при этом и корпоративную культуру. Центральным элементом стратегического управления является стратегия, т.е., метод достижения поставленной цели. В центре внимания стратегического управления - процесс выработки и реализации стратегий формирования и развития конкурентных преимуществ организации в перспективе. Стратегическое мышление проявляется в умении менеджеров смотреть вперед, определять направление развития организации, предвидеть изменения во внешней среде и последствия своих решений. Стратегически мыслящие менеджеры ориентированы не только на достижение успеха в текущей деятельности, но и на его обеспечении в будущем им присуще широкое и долгосрочное видение перспектив организации. К ключевым концепциям стратегического менеджмента и мышления относятся: 1. Четкое представление о том, что является ключевой компетенцией организации, т.е. в чем эта организация сильнее своих конкурентов, в чем состоят ее конкурентные преимущества, в чем заключается ее уникальность. 2. Способность сосредоточить усилия управленцев на выявлении ключевых факторов развития организации; 3. Умение создать устойчивые конкурентные преимущества в трех основных сферах: управление качеством, инновациями и ценой. 4. Обеспечение синергизма, т.е., взаимодействия различных видов деятельности, дающего новое качество, несводимое к простой сумме качеств отдельных видов деятельности; 5. Осуществление анализа внешней среды, т.е., внешних факторов, с которыми сталкивается организация, с целью выявления возможностей и угроз существующих для этой организации; 6. Осуществление анализа внутренней среды организации с целью выявления ее сильных и слабых сторон; 7. Понимание стратегических потребностей в различных видах ресурсов и обеспечение их получения и эффективного использования. По мнению Генри Минтцберга формулирование стратегии не всегда представляет собой рациональный и непрерывный процесс. Значительная часть стратегических решений представляет собой реакцию на возникшую ситуацию, а не является результатом логических операций. Они проявляются в виде предпочтений, основу которых составляют ценностные ориентации руководства организации. Наиболее эффективные стратеги - это менеджеры, обладающие интуицией, гибкие, творческие люди. Тем не менее, в стратегическом управлении творческий интуитивный подход должен сочетаться с системным, аналитическим подходом и планированием. Стратегическое управление является системным процессом, который можно представить в виде динамической взаимосвязи пяти управленческих процессов, выступающих структурными элементами этой системы (рис. 7). Рисунок 7 – Схема стратегического управления Анализ среды является исходным моментом стратегического управления, обеспечивающим необходимую информационную базу для определения миссии и целей фирмы, а также для выработки стратегии действий на изученных рынках. Анализ макроокружения предполагает изучение нынешнего и будущего (построение прогнозной модели) состояния экономики страны либо региона, в котором работает организация, специфики правового регулирования, особенностей политических процессов, влияющих на бизнес, состояния окружающей природной среды и ресурсов, а также культурной среды – научно-технического, технологического развития, развитости инфраструктуры рынка и т.д. Анализ непосредственного окружения – это изучение особенностей поведения и покупательной способности различных социальных групп населения, наличия и возможностей деятельности на интересующих нас рынках поставщиков, партнеров, конкурентов, а также особенности рынков рабочей силы в интересующих сферах бизнеса. Анализ внутренней среды направлен на изучение внутренних возможностей, а также перспективного потенциала организации и ведется по следующим основным направлениям: · кадры фирмы – их интересы, потребности, квалификация, потенциал; · специфика организации управления и системы деловых коммуникаций; · наличие и потенциал системы маркетинга; · уровень развития корпоративной культуры; · основные компоненты технологии в рамках эргономических требований, предъявляемых к организации и оснащению рабочих мест; · потенциал НИОКР, необходимый для реализации будущей стратегии; · финансы организации (имеющиеся и те, которые можно привлечь), обеспечивающие реализацию будущих проектов. Обычно анализ возможных стратегических альтернатив начинается с определения набора ключевых факторов успеха (КФУ). Это могут быть КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве, это использование в бизнесе инновационной цепочки: наука – технология – производство -потребитель, что при прочих равных условиях, поможет компании сделать рывок в развитии, повышении доли рынка, либо захват новых рынков, обеспечив на долгий срок лидирующее положение в отрасли. А также КФУ, связанные с организацией производства, КФУ основанные на маркетинге. Если использовать КФУ, основанные на обладании знанием и опытом, то они легко реализуется при использовании концепции корпоративного развития: организация, которая обучается. Кроме того, важными являются КФУ связанные с организацией и управлением, потенциал которых, наиболее полно реализуется в реинжиниринге бизнес-процессов и внедрении передовых информационных технологий с использованием ИСУ, таких как ERP, CRM, позволяющих повысить качество, снизить затраты и получить долгосрочную конкурентоспособность за счет правильного выбора ИТ-аутсорсингового контрагента или партнера. И, конечно же, КФУ основанные на хорошей репутации у потребителей, признание фирмы, как безусловного лидера отрасли, доступ к финансовому капиталу, понимание парадигмы глобального менеджмента. В теории идеальное стратегическое мышление не зависит от внешних обстоятельств, личности харизматического лидера, его знаний, опыта и умений в конкретной сфере. Оно основывается на высоком духовном развитии, на ведическом знании законов природы и общества, и верой в оптимистичные перспективы. На практике, менеджеру приходится сталкиваться с рассмотрением перспективы предприятия через развернутые ответы на следующие вопросы: – является ли существующая стратегия удовлетворительной с точки зрения движущих сил отрасли?; – воспринимает ли сегодняшняя стратегия будущие КФУ?; – насколько хорошо сегодняшняя стратегия обеспечит защиту от жестокой конкуренции в будущем?; – насколько сегодняшняя стратегия защищает от потенциальных внешних угроз и элиминирует внутренние слабости?; – насколько уязвимо предприятие для атак конкурентов?; – какие дополнительные усилия нужны для повышения конкурентоспособности предприятия? И как следствие, менеджеру предстоит, затем определиться - можно ли предприятию использовать сегодняшнюю стратегию с небольшими изменениями или необходим концептуальный пересмотр стратегии. В современном стратегическом управлении организациями можно выделить следующие ключевые концепции, определяющие его основное содержание: · отчетливое представление о своей компетенции на основе выработки видения того, в чем данная организация сильнее своих конкурентов или же в чем ее уникальность, что также является фактором конкурентоспособности; · сосредоточение путем выявления ключевых моментов стратегического развития и концентрации на них организационно-технических усилий; · устойчивые преимущества в конкуренции, достигаемые за счет постоянных инноваций во всех компонентах деятельности, повышения качества, быстрого обновления продукции, снижения цены, а также умения предлагать клиентам имеющие для них значение товары и услуги на рынках, где организация может выгодно выделяться среди своих конкурентов; · синергизм – развитие продуктово-рыночного положения организации в сочетании с производительностью, что важнее простого суммирования двух данных факторов; · анализ окружающей среды для того, чтобы ознакомить высшее руководство с сильными и слабыми сторонами организации, с угрозами и благоприятными возможностями, которыми она располагает; · размещение ресурсов дает представление о потребностях организации в людских, информационных, финансовых и материальных ресурсах, а также об их получении и оптимальном исползовании. Таким образом, применяя в совокупности все шесть указанных концепций, руководство организации формирует план-прогноз своей стратегии деятельности. Преимущества первоклассного стратегического мышления и осознанного стратегического управления (в отличие от свободной импровизации, инстинктивных действий и «движения по воле волн») включают в себя: 1) лучшее руководство всей организацией с исходной точки: «что мы хотим сделать и чего достичь»; 2) повышение чувствительности руководителей к «ветрам перемен», новым возможностям и опасному развитию событий; 3) предоставление руководителям рациональной основы для оценки конкурирующих потребностей в инвестировании капитала и использования новых трудовых ресурсов (инвестирование должно осуществляться только в поддерживающие стратегию и дающие результаты области); 4) координация многочисленных стратегических решений различных руководителей по всей организации; 5) повышение активности управления и противодействие тенденциям к принятию оборонительных решений или к ответным действиям. В заключение, можно отметить, что взаимоотношения стратегического мышления и конкурентоспособности, через неопределенность в будущем и ненадежность человеческого фактора нуждаются в переосмыслении. Они сравнимы с управлением оркестром и также подчиняются необходимости тонкой, изящной настройке, но уже рыночных отношений для поддержания конкурентоспособности ведущей к спирали успеха, что в свою очередь невозможно без превращения грядущей необходимости перемен в организационное развитие. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение понятию «стратегическое мышление». 2. Какие ключевые концепции в современном стратегическом управлении организациями Вы знаете? 3. Из каких взаимосвязанных управленческих процессов состоит стратегическое управление? 4. В чем заключается главная задача стратегического управления? 5. Расскажите о стратегическом мышлении в представлении К. Охмае. 6. Какими внешними объективными причинами обусловлена необходимость стратегического управления организациями?
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |