Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежный опыт региональной политики

Целевое программирование как инструмент развития регионов

 

Программирование развития экономики региона означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития.

Программирование знаменует активное участие властных структур не только в опосредованном (косвенном) воздействии на экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства. Этот процесс имеет место во всех развитых странах мира.

В основу программно-целевого подхода как инструмента проведения региональной администрацией целенаправленной политики по решению проблем региона должна быть положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке.

Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

В качестве обязательных выдвигаются следующие структурные элементы региональной комплексной программы:

1. • промышленная политика (подпрограмма модернизации экономики и реструктуризации предприятий);

2. • строительная политика (подпрограмма развития региональной инфраструктуры, реконструкция коммуникаций);

3. • социальная политика (подпрограмма развития образования, здравоохранения, культуры).

Программа должна иметь четко фиксируемые начало и конец; при этом сроки программы позволяют осуществлять контроль за ее реализацией и оценить ее выполнение.

 

Антикризисное управление – это управление социально-экономической системой, при котором происходят контролируемые процессы предвидения кризисов, снижения их отрицательных последствий, а также ликвидация причин кризиса для снятия барьеров дальнейшего развития. Регион как социально-экономическая система является объектом антикризисного управления.

Антикризисное управление регионом– это построение системы управления отстающими регионами с целью максимизации благосостояния общества в целом (а не каждого конкретного региона), а также для сглаживания межтерриториальных пропорций экономики.

 

На рубеже столетий ЕС превратился в «Союз регионов», в котором разрабатывается и активно проводится конструктивная региональная политика. Она осуществляется по линии сокращения разрыва в уровнях развития между отдельными территориями, аграрной интеграции, регулирования предпринимательской деятельности и др.

ЕС является её строгая последовательность с учётом меняющихся условий.

Общей закономерностью региональной политики в высокоразвитых странах является зависимость антидепрессионной парадигмы от тонуса национальной экономической жизни, задающего определённое психологическое восприятие этой проблемы.

В Великобритании были разработаны мягкие, косвенные методы стимулирующего и сдерживающего контроля за размещением производства. Региональная политика опиралась на три группы мер:

1. финансовые меры, стимулирующие размещение и рост производства в депрессивных регионах (гарантии на капиталовложения, займы, налоговые льготы, региональные премии за занятость и др.).

2. непосредственная инвестиционная деятельность государства по развитию производственной и социальной инфраструктуры, в первую очередь – транспорта и жилья.

3. меры «негативного контроля» за промышленным строительством, предусматривающие разрешение на промышленное предпринимательство.

 

Для американской региональной политики характерно чёткое разведение функций рынка и государства. Основные задачи возрождения регионов были сформулированы следующим образом:

1. стимулирование законченных производственных циклов в экономике, доведение передельных производств и обработки сырья до максимально возможной степени готового изделия. Другими словами, была использована конструкция энергопроизводственных циклов, разработанная советскими учёными.

2. привлечение в регионы новых отраслей, могущих (способных) извлечь выгоды из местоположения и потенциального рынка региона.

3. развитие рекреационных ресурсов.

4. диверсификация сельского хозяйства, в том числе пригородного.

5. расширение занятости и уровня доходности.

Для активации частного бизнеса были использованы традиционные для США методы поддержки: долгосрочные кредиты по сниженному проценту, налоговые скидки с капитальных вложений, государственные заказы и контракты, льготные цены и др.

Особые (свободные) экономические зоны являются инструментом региональной политики.

(примеры)

Специальная (свободная) экономическая зона - это часть национального экономического пространства, где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный хозяйственный режим, не действующий в других его частях, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач.

Создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. Для СЭЗ характерно развитие международного экономического сотрудничества практически во всех возможных формах. Для государства, создающего СЭЗ на своей территории, сами зоны не являются самоцелью. В большинстве случаев они органически включаются в общую стратегию национального экономического развития.

Общая цель создания СЭЗ - способствовать решению наиболее важных макроэкономических задач:

1. ускорить темпы экономического роста;

2. модернизировать промышленность;

3. насытить внутренний рынок высококачественными товарами и услугами.

 


Раздел III.Социально-экономический потенциал. Отраслевая и территориальная структура российской экономики

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие региона как объекта региональной политики. Территориальное планирование и прогнозирование. Экономический механизм региональной политики | Тема 5. Ресурсы и факторы регионального развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.