Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Энергопотенциал — величина нашей способности к действию (познавательному, чувственному, мысленному, нравственному, эстетическому, то есть творческому)




Порождает наше воображение, чувства и мышление,

Служит механизмом генерации энергии,

Энергопотенциал. Это самая мощная составляющая механизма творчества.

Продукты творчества.

Продуктами творчества бывают: открытия, изобретения, новые художественные образы небывалой силы, художествен­ные произведения. Суть в них одна - творческий процесс приводит в результате к продукту оригинальному, объективно ценному и самодостаточному. Различаются они только способами проникновения в природу.

Открытие —процесс и результат выявления того, что сущест­вует в природе, обществе или человеке. Открытия бывают: для себя; для близких; для человечества. Последнее — редкостная удача, о которой сразу узнает весь мир. Но можно его сделать и не заметить. Приведем несколько примеров:

а) в известном веществе, предмете, процессе, явлении и т.п. открываются неизвестные свойства;

б) по известным свойствам открываются неизвестные пред­меты;

в) открывается новое вещество с неизвестными свойствами и т.п.

Изобретение — создание новых предметов, техники и техно­логии (для себя, окружающих и для человечества) из природных веществ.

Если открытие является продуктом реализации творческого начала в человеке, прорывом природной необходимости и вы­ходом за пределы известного, то изобретение — результат его прагматических действий. Цель прагматических действий — ре­шить задачу, которая поставлена жизненной ситуацией или в процессе деятельности.

Художественное произведение — создание образов, которые помогают познать душу другого человека и тем самым усовер­шенствовать свою; пережить множество чужих жизней, чтобы определить свой жизненный путь; а этот путь можно пройти только посредством ноосферы.

 

5. Рассмотрим подробнее элементы механизма творчества:

Именно живое человеческое движение — главный регулятор нашей энергетики. Лишить человека движений — значит, про­воцировать возникновение в нем феномена хаотической энер­гии. Проще говоря — обречь его на гибель.

Жизнь чело­века невозможна без:

а) потребления,

б) обмена энергии и ин­формации,

в) живого движения, которое:

3) является мерой наших возможностей действовать в про­странстве и времени - способности к открытиям и изобрете­ниям.

Без энергии нам не обойтись, и чтобы думать, и чтобы дей­ствовать, нужная энергия. Ее больше — мы чувствуем и мыслим увереннее: совсем мало — мысль срывается, и действуем мы не точно, поскольку воображение заводит нас не туда, куда нам нужно.

Но понятия "энергия" и "энергопотенциал" пока еще оста­ются за пределами психологии и тем более практики. Хотя еще Аристотель в тракте "О душе" привлек его в научный обиход. Его точка зрения не утратила значение и сегодня.

Энергия человека представляется исходным материалом для выполнения работы. В таком понимании энергия — необходимое условие разви­тия, перехода от возможности действия, его воображения, к действительности, материализации образов, чувств и мыслей.

Поэтому нужно различать в человеке наличие: базового или основного, и оперативного энергопотенциала и энергии в мире и ноосфере.

1.Базовый энергопотенциалзадаток для действий, которым человека одарила природа.

Мы можем принять энергопотенциал новорожденного ма­лыша за максимум. Этот максимум можно или удерживать до глубокой ста­рости, или растранжирить. Для этого не нужно большого ума: за считанные годы его можно истощить, если как говорят мудрецы, "жечь свечу с двух сторон". Основной энергопотенциал — заряд тела, который мы получаем от природы, в генотипе.

3. Оперативный энергопотенциал — приобретенная энергия, ко­торую мы можем тратить, действуя мысленно или практически.

Он отсутствует при рождении. Ребёнок должен научиться его самостоятельно приобретать. Как? Движениями ручек, ножек, туловища — и при помощи взрослых, которые сразу же начинают делать ребенку массаж и заниматься с ним физкультурой.

Движения малыша, сначала импульсивные, а впоследствии и произвольные, включают природные механизмы обеспечения энергией, которые работают по формуле: "расходование — вос­становление — накопление" энергии.

Процесс накопления энергии благодаря благоприятным условиям жизни и целесо­образного воспитания — теоретически бесконечен: мы живем в энергетическом поле, неотделимые от мировой энергии — и поэтому можем ее заработать в неограниченных количествах (ноосфера, природа, пространство человеческой культуры).

В каждом человеке существуют три механизма обмена энергии:

1) механизм расходования энергии подлежит нашему произ­вольному регулированию: мы принуждаем ребенка работать, подгоняем его, или он сам себя истощает, борясь, например, за высокую оценку и т.п.;

2) механизм восстановления энергии работает вне контроля нашей воли — самопроизвольно — и его продуктивность работы зависит от:

а) количества и скорости расходования энергии;

б) наличного оперативного энергопотенциала;

в) психического состояния: скорости возврата человека в состояние "свежести";

3) механизм накопления энергии, как и предыдущий, может регулироваться только косвенно через влияние на другие меха­низмы человека.

Главным фактором здесь является время отдыха и исходное количество энергопотенциала: чем он больше, тем быстрее вос­станавливается и накапливается сверх потраченной энергии. Но накопление энергии начинается только после полного восста­новления использованной.

Следовательно, тратя энергию, мы способны этой же рабо­той ее приобрести и накопить в себе в больших количествах. Н ужно точно выпол­нять закон природы: чем человек больше тратит энергии на со­зидание, тем большее ее количество приобретает, и оно дольше удерживается.

Виды энергии:

Энергия внешняяисточники, с которых мы можем черпать ее в неограниченных количествах. Мы черпаем энергию (хотя не всегда этот процесс осознаем) в природе, произведениях ис­кусства, в общении с людьми.

Энергия внутренняя – это наши желания, потребности, интересы, устремления, убеждения и установки.

Энергия, как и информация, воспринимается нами не всегда осознанно. Умелое использование внеш­ней энергии означает, что человек получает прирост энергии, превышающий ее затраты.

Поэтому человек — аккумулятор энергии; чем энергии боль­ше, тем продуктивнее, дольше он трудится без признаков уста­лости, утомления и переутомления.

Рассмотрим на примере эту таинственную силу энергопотенциала.

«Два спортсмена: Они отличаются психомоторными данны­ми, но имеют одинаковый уровень результатов в спорте: тесты подтверждают — силы их несравнимы. В чем секрет "слабого", который стал победителем?

Энергопотенциал (сила, которую так любят "накачивать" спор­тсмены) — это далеко не главное. Куда важнее — способность гар­монично организовать свою энергию. Но еще важнее — способ­ность экономично, надежно, выгодно использовать ее.

Одинаковый результат на тренировке двух наших спортсме­нов и победа слабейшего на соревнованиях показывает, что он:

· овладел собой,

· его энергия работала точно в соответствии с за­конами гармонии психомоторного действия, и идёт в согла­сии с намерением, целью.

Еще пример: притча о Давиде (царе израилевском, пастушке – музыканте, успокоившем игрою на гуслях царя Саула и победившем воина Голиафа).

Для овладения энергией мы имеем прекрасный механизм и преобразователь — чувство гармонии. Чувство — своеобразный фильтр, который отбирает ту информацию, которая организо­вывает действия в гармоничную целостность и питает необхо­димой для достижения цели энергией.

 

Количество энергии связано с психическим состоянием че­ловека. Различают: 1 ) перманентные и 2) оперативные состоя­ния.

Перманентные состояния и уровни здоровья человека.

Эти со­стояния связаны с состоянием здоровья души и тела. Представляет ценность классификация со­стояний здоровья по Авиценне, которая доказала свою жизнен­ность в течение почти тысячелетия.

В основу распределения состояний положен принцип дихо­томии — разделения на две части, определяемые противополож­ными свойствами:

1. Тело здоровое до предела.

2. Тело здоровое, но не до предела.

3. Тело и не здоровое, и не больное.

4. Тело больное, но быстро набирает силы.

5. Тело больное, но не до предела.

6. Тело больное до предела.

Последние два состояния здоровья находятся в компетенции учреждений охраны здоровья. А первые четыре состояния ни­какую науку и практику не интересуют: они оставлены на про­извол судьбы, следовательно, они должны стать предметом психогигиенического исследования и практики развития здорового человека.

Следует понять, что у человека, с предельно возможным со­стоянием здоровья существует особенное состояние человечес­кой души и духа. Здоровый дух — непременное условие благо­получия тела. Болезнь для человека — зло, ограничение его воз­можностей, вызванное заболеванием, что усиливает первичный недуг с соответствующим расстройством психического оптиму­ма. Эти истины были понятны очень давно.

Например, голландский философ XVII столетия Бенедикт Спиноза, касаясь проблемы душевного здоровья, утверждал: те, кто руководствуется умом, всегда пребывают под влиянием только хорошего настроения. С этим можно и соглашаться и нет, поскольку речь в данном случае идет, скорее всего, о позитивном мышлении и совершенно не касается негативного.

Учитывая это, внимательно вдумаемся в классификацию со­стояний здоровья по Авиценне, и попытаемся его метафоричес­кие определения перевести на язык современной психологичес­кой науки.

Что же мы получим?

Исследования Клименко В.В. дают основания рассматривать в качес­тве критерия здоровья человека уровень энергии.

Различают пять состояний энергопотенциала — и соответственно уровней здоровья:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.