Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение новых отраслей психологии на рубеже XIX – XX вв




Тема 7.

Тема 16.

Тема 15.

Тема 14.

Тема 13.

Тема 12.

Тема 11.

Тема 10.

Тема 9.

Методологический кризис психологии (рубеж XIX – XX вв.)……..……..71

Тема 8.

 

1. Общая характеристика состояния зарубежной психологии…………...71

2. Французская психологическая школа………………………….………..72

3. Описательная психология………………………….…………………….75

Становление и развитие гештальтпсихологии………………………...…..77

 

1. Общая характеристика развития гештальтпсихологии…………...……77

2. Исследование процесса познания………………………………...…….. 77

3. Динамическая теория личности и группы К.Левина…………...………79

 

Становление и развитие бихевиоризма……………………..………………82

 

1. Теория бихевиоризма…………………………………………………….82

2. Теория социального научения………………………...…………………85

3. Оперантный бихевиоризм……………………..…………………………86

4. Заслуги бихевиоризма…………………………..………………………..87

 

Глубинная психология. Психоанализ………………………………………89

 

Гуманистическая психология………………………………………………. 98

 

1. Общая характеристика………………….………………………………..98

2. Г.Олпорт…………………………….…………………………………….98

3. К.Роджерс…………………………………………………………………99

4. А.Маслоу………………………………..………………………………..100

5. Логотерапия Виктора Франкла………………………………...………..101

 

Генетическая психология……………………………………………………105

 

Когнитивная психология…………………………………………………….108

 

1. Становление и развитие когнитивной психологии во 2-ой половине ХХ века………………………………………...……………………………..108

2. Теория личности конструктов Дж.Келли…………………...…………109

 

Транперсональная психология…………………………………………….111

 

Теория развития высших психических функций Выготского Л.С.(1896-1934)……………………………………………………………………………114

 

 

1. Психология развития (возрастная).

2. Этнопсихология (психология народов).

3. Социальная психология.

4. Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий).

5. Психотехника (индустриальная психология).

6. Зоопсихология (сравнительная психология) и этология.

 

1. На возникновение психологии как самостоятельной области оказали влияние те идеи, которые были высказаны о возрастном развитии человека в античности, Средневековье, эпоху Просвещения, этнографические исследования детства, а также эволюционная теория Дарвина, в которой ярко прослеживалась идея развития психики, о том, что она в своем развитии проходит ряд закономерных этапов. Актуальной становится задача развития всеобщего обучения, которая в отличии от индивидуального домашнего обучения требовала изучение общих для всех детей механизмов и этапов психического (познавательного) развития.

 

Отцом детской возрастной психологии считают английского эмбриолога и психолога В.Прейер (1841-1879) (рис.39). В книге «Душа ребенка» он описал биологическое и психическое развитие ребенка с рождения до трех лет.

Рис. 39

Следующий шаг в развитии возрастной психологии был сделан на рубеже XIX – XX вв. в связи с развитием педологии, то есть науки о детях, создателем которой считается Г.С.Холл (1844-1924). Он первым стал разрабатывать опросники для родителей, детей, учителей с целью исследования детской психики.

 

На основе полученных материалов он написал ряд работ, самая известная из которых называется «Юность», которая рассматривается как первая в истории монография, посвященная психическому развитию в подростковом и юношеском возрасте.

 

С.Холл, исследуя психику развития ребенка, пришел к выводу, что в основе его развития лежит биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем. Согласно этому закону, эмбриональное развитие проходит те же стадии, что и весь род время своего существования. С.Холл распространял действие этого закона на психику человека и пришел к выводу, что последовательность и содержательность этапов психического развития ребенка заданы генетически и это онтогенетическое развитие повторяет кратко все стадии филогенетического развития психики человека – теория рекапитуляции. Механизмом перехода от одной стадии к другой Холл считал игру.

 

С.Холл считал, что педология – это комплексная наука, занимающаяся исследованием всех аспектов развития ребенка. Она должна объединять знания в области психологии, педагогики, антропологии, медицины, биологии, социологии. К 20 гг. XX в. наука стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. Среди трудов Холла в области психологии стоит выделить еще одну работу «Старость» (1922г.). На основе теории рекапитуляции Д.Гетчинсон (1828-1913) (рис. 40) создал периодизацию психического развития ребенка, критерием выделял стадии, в которых был «доминирующий способ добывания пищи в истории человечества», который в играх дети воспроизводили. Выделил три стадии:

1. от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания.

2. от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата (дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессия, желание сделать какие-либо вещи тайком).

3. от 8 до 12 лет – пастушечья стадия (дети стремятся иметь свой собственный уголок, в частности не дома, любят домашних животных, хотят о ком-то заботиться, над кем-то покровительствовать).

4. от 11 до 15 лет – земледельческая стадия (появляется интерес к явлениям природы, развивается наблюдение и осмотрительность).

5. от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли (дети начинают осознавать роль денег, стремятся к предпринимательской деятельности).

 

 

Развитие возрастной психологии в Англии связано с именем Д.Салли (1843-1923) и М.Монтессори (1870-1952) (рис.41). Салли исходил из того, что ребенок рождается только с предпосылками основных психических функций и процессов (ума, чувства, воли), которые формулируются уже при жизни. Механизм ассоциации – основной механизм развития процессов. Монтессори разработала на основе идей Салли систему упражнений развития интеллекта детей дошкольного возраста, основой которого является тренировка ощущений, то есть сенсорных способностей.

Рис.41

В Германии развивается возрастная психология благодаря Э.Мэйман (1862-1915), который пытался соединить ассоциативный подход Салли с теорией рекапитуляции Холла. Предожил периодизацию интеллектуального развития ребенка:

1. от рождения до 7 лет – дети воспринимают ощущения без всякой системы и логики – стадия фантастического синтеза.

2. от 7 до 12 лет – стадия анализа – дети готовы к началу интеллектуального обучения и основой анализа становится дифференциация или разложение знаний на отдельные элементы, части.

3. от 12 до 16 лет – стадия рассудочного синтеза – подростки пытаются интегрировать отдельные понятия в целостную систему знаний о мире.

Стал изучать проблему взаимодействия учителей и учеников, и реакция учеников на разные стили общения.

Значительную роль в развитии возрастной психологии сыграл швейцарский психолог Э.Клапаред (1873-1940) (рис42). Отождествлял психическое развитие с развитием мышление. Дал периодизацию интеллектуального развития ребенка:

1. от рождения до 2 лет – стадия преобладания интереса к общей стороне вещей (развитие ощущения и восприятия).

2. от 2 до 3 лет – стадия развития речи, овладение словами.

3. от 3 до 7 лет – начало собственно интеллектуального развития, общих интеллектуальных способностей.

4. от 7 до 12 лет – начинается проявление индивидуальных способностей детей, которые связаны с формированием специальных интересов ребенка.

Рис.42

В начале XX в. были разработаны специальные методики исследования интеллекта ребенка А.Бине (1857-1910).

 

Американский психолог и социолог Д.М.Болдуин (1861-1934) исследовал не только познавательное, но и эмоциональное и нравственное развитие детей, с учетом влияния социальных процессов. Особую роль отводил игре, рассматривал ее как инструмент социализации, подготавливающий к жизни в сложных социальных отношениях. Нужно не только создавать условия игры, но и обучаться игре.

 

Исследованием социального развития детей активно занималась американский социолог М.Мид (1901-1978). Исследовал проблему социализации детей в разных культурах. Для обозначения зависимости психического развития от культурных традиций, особенностей обучения и воспитания данного народа она ввела аспект социализации, характеризующий вхождение ребенка в культуру своего народа. Выделила три типа культур в истории человечества, в которых по разному организовано взаимодействие взрослых и детей.

1. постфигуративные культуры (в которых дети обучаются у взрослых, у предков)

2. конфигуративные культуры (в которых дети и взрослые учатся у своих сверстников)

3. префигуративные культуры (в которых взрослые могут учиться у своих детей)

Взгляды М.Мид оказали большое влияние на развитие этнопсихологии, психологии личности, возрастной психологии, продемонстрировали роль культуры и социального окружения в процессе формирования психики ребенка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.