Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К. Гиллиган




Л.Кольберг

Дж.Брунер

Генетическая психология.

Тема 13.

Представители:

Ж.Пиаже (1896 – 1980) (Рис.79)

 

Рис.79

 

С точки зрения этого направления развитие личности определяется развитием ее когнитивной или интеллектуальной структуры или способов обработки информации, как правило, генетически запрограммированных и зависящих от степени зрелости индивида.

 

Целью когнитивного развития, по мнению Пиаже, является адаптация к окружающей среде и развитие интеллекта Пиаже считал важнейшим примером биологической адаптации, которое позволяет выжить человечеству как виду. Это происходит за счет изменения ментальных структур, с помощью которого «переваривается» информация, поступающей из вне. Для обозначения этих ментальных структур, Пиаже использует термин «схема».

 

Пиаже отмечал 2 типа схем:

· сенсомоторные схемы или действия

· когнитивные схемы или логические мыслительные операции

По мере своего развития используют все более сложные схемы для организации информации и понимания как внешнего мира, так и самого себя. В этом развитии можно выделить 4 стадии:

1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 1-1,5 лет)

использование лишь моторного действия – хватание, кусание и т.д.; и сенсорные способности. То есть интеллектуальное развитие младенца происходит посредством органов чувств и движения. В отечественной психологии это уровень наглядно-действенного мышления.

2. Дооперационная стадия (2-7 лет)

Мышление ребенка отличается чрезмерной конкретностью; мышление необратимо; эгоцентризм; тенденция центироваться на одном каком-то физическом свойстве объекта; ребенок способен фокусировать внимание на текущих состояниях предмет, а не процесс измерения; артифекализм мышления (искусственность мира); анимизм (одушевление предметов); трансдукция (переход от частного к частному, неспособность к общению).

В отечественной психологии – наглядно-образное мышление.

Уже к 5-7 годам ребенок начинает использовать логику.

3. Стадия конкретных операций (7-11 лет)

Классификация предметов с учетом иерархии классов; способен апперировать математическими понятиями; осмысливать закон сохранения (например массы вещества); овладениями логическими операциями при условии применения всех смысловых операций к конкретным объектам и событиям.

В отечественной психологии – логическое мышление.

4. Стадия формальных операций (с 12 лет)

Способность мыслить абстрактно и логически (анализ, систематизация, рассуждение по аналогии и т.д.), и при этом не требуется связь с конкретными предметами или событиями.

 

Пиаже критиковали за недооценку влияния среды и взрослого для развития ребенка. Ребенок проходит все стадии умственного развития вне зависимости от того, обучался он или нет.

 

Пиаже считал, что развитие нравственности ребенка осуществляется в две стадии:

1. стадия нравственного развития (4-6 лет)

На этой стадии дети считают, что нравственность поступка определяется его последствиями; дети считают, что правила и нормы поведения, задаваемые взрослыми, это некие реалии, нерушимые условия существования, поэтому их нужно соблюдать.

2. стадия нравственного релятивизма (с 7 лет)

Правила создаются людьми на основе взаимной договоренности, и при необходимости люди их могут изменить. Нравственность поступка определяется прежде всего намерениями человека, а не последствиями, к которым он привел.

 

Исследование нравственного развития продолжил Л.Колберг, который подчитал, что ребенок в процессе нравственного развития проходит эволюцию от оценки поступков как хороших или плохих в соответствии с правилами, усвоенными от взрослых, до более гибкой позиции, когда в своих суждениях начинает ориентироваться на собственные нравственные критерии, учитывая при этом намерения людей, совершающих поступки.

 

Уровни нравственного развития (по Колбергу):

1. преднравственная (4-10 лет) – поступки определяются внешними обстоятельствами.

 

А) нравственные поступки оцениваются в зависимости от вознаграждения или наказания.

Б) поступки оцениваются в зависимости от пользы, которые можно из него извлечь, ориентированы на личный интерес.

 

2. конвенциональная (10-13 лет) – характеризуется тем, что человек в оценке поступков придерживается некой условной роли (послушный сын, хороший ученик и т.д.); ориентирваны при этом на принципе значимых людей, задающих правила.

 

В) оценка поступка дается в зависимости от того, получит ли он одобрение от других людей, устанавливающих правила.

Г) нравственные суждения выносятся в соответствии с установленным порядком, уважение к ее законам, в соответствии с ориентацией на авторитет.

 

3. постконвеционная (13 – 25-30 лет) – уровень истинной нравственности. Именно на этом уровне человек начинает судить о поведении других людей исходя не из внешних установок, а из собственных нравственных критериев.

 

Д) нравственность поступка основывается на основе демократического принятия решения и уважения прав человека.

Е) поступок квалифицируется в нравственный, если он продиктован совестью независимо от его законности и мнения других людей.

 

Многие люди не переходят даже на четвертую стадию развития (Г), останавливаются на третьей (В). А вот шестой стадии (Е) достигают только 10 % людей в возрасте старше 16 лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.