Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория развития высших психических функций Выготского Л.С.(1896-1934)




Тема 16.

Рис.81

Научное творчество Выготского (Рис.81) делится на два периода – гомельский и московский.

 

А) Гомельский период. Основные идеи:

· отрицал метод самонаблюдения как метод рефлексологии

· слияние рефлексологии и психологии на основании феномена речевого рефлекса

· опора на рефлекторный принцип объяснения поведения

 

Б) Московский период. Делится на этапы:

 

1. 1924-1927 гг.

· работа «Психология искусства» - концепция об особой форме реакции – эстетической

· введение двух факторов детерминации психических велений – социального и культурного; любое слово несет смысловую нагрузку.

2. 1924-1931 гг.

· разработал схему: S R

Х , где Х – стимул – знак (слово).

· Знак – это инструмент, превращающий психику из природной в культурную (интериоризация информации).

 

3. 1931-1934 гг.

· книга «Мышление и речь», в которой знаки рассматриваются с точки зрения их эволюционного значения.

· взаимосвязь мотивации и познавательных процессов

· соотношение обучения и воспитания, введение в эту сферу понятия – зона ближайшего развития - это только то обучения является действительным, которое «забегает вперед» развития.

 

Книга «История развития внешних психических функций» (1931), опубликована в 1960 г. В ней дано развернутое изложение культурно-исторической теории развития психики. Различает высшие и низшие психические функции, из которых следует два плана поведения:

1. натуральное (природное) – т.е. результат биологической эволюции животного мира.

2. культурное (общественно-историческое) – т.е. результат исторического развития общества.

 

Различает два уровня психического:

1. натуральные функции, которые даны человеку как природному существу (запоминание, внимание и т.д.)

2. высшие психические функции (целенаправленное мышление, творческое мышление и т.д.)

 

Характерной особенностью высших психических функций является опосредованность (наличие средства, при помощи которого они организованы). Основной путь возникновения высших психических функций – интериоризация (перенос во внутренний план). Высшие психические функции развиваются на основе низших в процессе сотрудничества и социального общения.

 

· Основные свойства высших психических функций:

1. социальны по существу

2. опосредованы по характеру

3. произвольны по процессу формирования

4. системны по своему строению

 

Высшие психические функции существуют благодаря взаимодействию высоко дифференцированных мозговых структур.

Законы развития высших психических функций:

1. Общегенетический закон культурного развития

2. «Закон опосредования»

3. Закон социогенеза

4. Интериоризация

5. Интеллектуализация

 

Вопросы к экзамену по дисциплине «История психологии»

1. Предмет и задачи истории психологии. Методы историко-психологического познания.

2. Принципы развития и структурирования психологического знания.

3. Основные факторы, определяющие развитие психологии.

4. Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока.

5. Первые психологические теории античности.

6. Ведущие психологические теории античности классического периода.

7. Психологические концепции эллинизма.

 

8. Александрийская наука.

9. Проблемы развития психологии в Средние века. Развитие европейской психологии в 1У-Х1 веках.

10. Арабская наука и психология (VIII-II вв.),

11. Развитие психологии в позднем Средневековье (ХН-Х1У века)

12. Развитие психологии в эпоху Возрождения.

13. Первые психологические теории Нового времени. Психология Ф. Бэкона.

14. Рационализм в психологии. Рене Декарт: рефлексы и «страсти души». Бенедикт Спиноза: Бог - Природа. Готфрид-Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного.

15. Сенсуализм в психологии. Томас Гоббс: ассоциация идей. Джон Локк: два вида опыта.

16. Психологические идеи эпохи Просвещения.

17. Становление ассоциативной психологии в ХУШ-Х1Х вв.

18. Развитие естествознания и формирование естественно-научных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку.

19. Первые программы психологии как самостоятельной науки. Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии. Вклад Г. Эббингауза в развитие психологии как самостоятельной науки.

20. Развитие отраслей психологии.

21. Становление психологии развития.

22. Структурализм и функционализм в психологии.

23. Методологический кризис в психологии (10-е гг. - середина 30-х гг. XX в.).

24. Французская психологическая школа.

25. Описательная психология.

26. Бихевиоризм: становление и развитие в XX веке. Теория Э. Торндайка. Теория Дж. Уотсона.

27. Возникновение и развитие необихевиоризма. Теория оперантного бихевиоризма.

28. Теории социального научения.

29. Общая характеристика гештальтпсихологии.

30. Теория «поля» К. Левина.

31. Психоанализ (глубинная психология) и ее развитие в XX веке. Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа.

32. Карл Густав Юнг: аналитическая психология.

33. Неофрейдизм.

34. Первые теории гуманистической психологии.

35. В. Франкл о смысле жизни и ценностях жизни.

36. Генетическая психология. Ж. Пиаже, Л. Колберг

37. Когнитивная психология. Теория личностных конструктов Дж. Келли.

38. Трансперсональная психология.

39. Русская психология на рубеже Х1Х-ХХ веков,

40. Пути развития отечественной психологии в 20-50-е годы XX столетия.

41. Российская психология во второй половине XX века.

42. Основные тенденции развития русской психологии на рубеже нового века (конец XX - начало XXI столетия).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.