Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правового отде­ла до заводской столовой




Как ни удивительно, литература по организационному структурированию уделяет вспомогательным единицам ог­раниченное внимание. Чаще всего их не отделяют от техноструктуры, именуя то и другое «аппаратом», выполняющим консультативную функцию при руководстве. Но вспомо­гательные подразделения разительно отличаются от техноструктуры — они не занимаются стандартизацией и не могут рассматриваться как консультативные органы (хотя иногда выполняют и эту роль). У них совершенно особые функции. Университетская типография печатает книги, в клубе преподаватели общаются между собой, универси­тетский фонд управляет деньгами.

Почему крупные организации предпочитают обеспечи­вать поддержку собственными силами, вместо того чтобы покупать услуги на стороне? По-видимому, все дело в конт­роле. Крупные организации стремятся держать эти службы под пристальным вниманием, чтобы снизить неопределен­ность, сопутствующую покупке аналогичных услуг на от­крытом рынке. Самостоятельно издавая книги, универси­тет избегает неопределенности, связанной с обращением в коммерческие издательские фирмы; полагаясь в судебных разбирательствах на собственных адвокатов, производ­ственная фирма осуществляет строгий контроль над лини­ей защиты; обеспечивая служащих питанием в собственной столовой, она регулирует отведенное на обед время и даже определяет питательную ценность пищи.

Многие вспомогательные единицы являются замкнуты­ми. Это мини-организации, часто со своим эквивалентом операционному ядру, как в случае с типографией универси­тета. Подразделения пользуются ресурсами «большой» организации и, в свою очередь, предоставляют ей специфи­ческие услуги. Но они работают независимо от главного операционного ядра. Сравним, например, ремонтно-технический отдел с фабричной столовой: первый — непосред­ственная служба и неотъемлемая часть операционного ядра, вторая — совершенно независимая от него часть.

Вспомогательные единицы существуют на разных уровнях иерархии, их местоположение зависит от полу­чателей услуги. В большинстве производственных фирм отдел по связям с общественностью и правовой отдел располагаются ближе к вершине, поскольку обычно они обслуживают непосредственно стратегический апекс. На среднем уровне находятся единицы, поддерживаю­щие принимаемые там решения, например о трудовых
отношениях, ценообразовании, исследованиях и разра­ботках. На нижнем уровне расположены единицы с бо­лее стандартизированными процессами, близкими к деятельности операционного ядра, — столовая, почта, ох­рана, отдел заработной платы. На рис..
отмечены не только все вспомогательные группы, но и типичные группы других четырех частей организации (вновь в качестве примера мы берем производственную
фирму).

Известно множество типов вспомогательных единиц, поэтому не имеем возможности сделать какой-либо определенный вывод о механизме координации их дея­тельности. Каждая единица использует удобный для нее механизм: правовой отдел — стандартизацию квалификации, исследовательская лаборатория — взаиморегулиро­вание, столовая — стандартизацию труда. Однако по­скольку для многих вспомогательных единиц характерна узкая специализация, они полагаются на профессиональ­ные кадры, и единственно важным механизмом коорди­нации их действий может считаться стандартизация ква­лификации.

В организации всегда есть операторы и высшие менеджеры. Первые выполняют основную деятельность, вто­рые — поддерживают целостность системы. В случае роста организации, для координации ее деятельности посред­ством прямого контроля в первую очередь проектируется компонент срединной линии. Но когда координационный механизм основан на стандартизации, ему необходима техноструктура. В 1920-е гг. работы Фредерика Тейлора дали толчок движению «научного менеджмента», сторон­ники которого полагали, что организации необходимо достаточно много специалистов по нормированию. Сра­зу после Второй мировой войны исследования рабочих процессов и появление компьютеров укрепили влияние техноструктуры как раз на срединном уровне многих организаций. Позднее, по мере роста популярности стра­тегического планирования и распространения финансо­вого контроля, техноструктура прочно закрепилась и на верхних уровнях организации. Еще стремительнее разви­вался в последние годы вспомогательный персонал. Дан­ный феномен обусловлен углублением всевозможных типов специализации — научных исследований, трудо­вых отношений, связей с общественностью и многих дру­гих. Организации все чаще стремятся самостоятельно выполнять эти и другие, более традиционные вспомога­тельные функции (например, техническое обслуживание и обеспечение работников питанием). Вот почему во мно­гих организациях эллипсы слева и справа от «ствола» на логотипе «прибавили в весе». Исследования по­казывают, что в фирмах перерабатывающих отраслей (например, в нефтехимии) в среднем на одного предста­вителя аппарата приходится менее трех операторов, а в отдельных случаях число сотрудников аппарата суще­ственно превосходит рабочих основного производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.