Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиций

 

Изучив материалы данной темы, Вы сможете определить задачи экономической эффективности международных капитальных проектов и выявить инвестиционные критерии, используемые в мировой практике.

В данной теме мы рассмотрим последовательность проведения технико-экономического обоснования проекта прямых зарубежных инвестиций, оценку денежных потоков проекта и материнской компании. Выявим особенности налогообложения. Научимся определять результаты финансово-экономических расчетов и подготавливать учредительные документы.

Прямое зарубежное инвестирование — это один из нескольких методов, который используют коммерческие предприятия для получения прибыли на иностранных рынках. Для ТНК инвестиции, вложенные за границей, будут зарубежными инвестициями, а для страны, которая принимает, - это иностранные инвестиции. Прямые инвестиции предусматривают предпринимательскую инвестиционную деятельность.

Прямое зарубежное инвестирование — это комплексная деятельность, которая включает такие четыре направлений:

- пересказывание капитала в форме кредитов между прямым инвестором и его подразделами;

- контролирующее инвестирование;

- источник средств операций за границей;

- баланс движения платежей.

 

Прямые зарубежные инвестиции — категория международных инвестиций, с помощью которых резидент одной страны приобретет долгосрочные интересы в предприятии-резиденте другой страны.

Под долгосрочными интересами понимается существование долгосрочной связи между прямым инвестором и предприятием, а также значительное влияние, которое инвестором осуществляйте на управление его работой.

Установлен такой критерий прямых инвестиций: инвестиции классифицируются как прямые в том случае, когда резидент одной страны владеет десяти или больше процентами обычных акций или голосов инкорпорированного предприятия или имеет эквивалентное участие в неинкорпорированном предприятии.

Прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ) играют чрезвычайно важную роль в быстрорастущем международном бизнесе. Такого рода инвестиции могут помочь компании проникнуть на новые рынки, задействовать новые каналы сбыта, приобрести более дешёвое оборудование, дать возможность купить новую технологию, товар, рабочую силу и просто профинансировать компанию. Для той страны, куда придут инвестиции, или для компании этой страны это означает новые технологии, дополнительные капиталы, увеличение объёма производства, количества производимых товаров, приобретение новых организационных технологий или улучшение менеджмента, и в этом качестве инвестиции могут дать сильнейший толчок экономическим преобразованиям. Прямые зарубежные инвестиции, в своём классическом определении, звучат так: «вложение денег в зарубежную компанию с тем, чтобы последняя смогла построить новый завод в своей стране». Таким образом, прямые инвестиции, направленные на покупку зданий или оборудования, отличаются от непрямых, которые называются «портфельными». За последние годы, когда различного рода инвестиции по всему миру значительно увеличились и утратили свою былую чёткость, определение «прямых зарубежных инвестиций» было расширено до следующего толкования: ПЗИ стали называться любого рода приобретения контролирующего пакета в бизнесе зарубежной компании. Поэтому-то ПЗИ стали иметь множество форм, к примеру, прямые покупки зарубежной компании, приобретение завода или оборудования, инвестиции в совместное предприятие или в стратегический альянс компаний, при котором зарубежная компания получает от партнёра новые технологии, лицензии на интеллектуальную собственность. За последнее десятилетие ПЗИ стали играть главенствующую роль в интернационализации бизнеса. Как ответ на появление новых технологий, растущую либерализацию в законодательствах стран по поводу инвестиций, а также на изменение рынков капитала, ПЗИ также значительно изменились: изменились их величины, размеры, пропорции и методы работы с ними. Новые информационные технологии, удешевление международной связи сделали организацию ПЗИ несравнимо более лёгкой, нежели это было в прошлом. Громадные изменения в международной коммерции, инвестиционной политике, включая вопросы торговой политики и либерализации тарифов, смягчение ограничений на зарубежные инвестиции и приобретения собственности за рубежом, а также проведённая приватизация во многих сферах промышленности, придала за последнее десятилетие новый импульс и новую роль прямым зарубежным инвестициям по всему миру.

Самые глубокие изменения произошли в развивающихся странах: за последние тридцать лет вал инвестиций нарастал в геометрической прогрессии. В 1970-х гг. ПЗИ составляли в среднем менее 10 млрд в год, в 1980-х гг. — чуть менее 20 млрд, а в 1990-х гг. произошёл прямо-таки взрыв: от 26,7 млрд в 1990 до 179 млрд в 1998. И цифры эти растут. Слияния, поглощения, приобретения и интернационализация производства продукции в ряде индустрий — вот что обеспечивает рост ПЗИ. Рост прямых зарубежных инвестиций в развитые страны вырос до 636 млрд в 1999 году, а ещё год назад составлял 481 млрд (источник: UNCTAD — www.intracen.org).

Прямая иностранная инвестиция позволяет компании одним ударом «убить нескольких зайцев»:

Избежать давления иностранного государства — оно будет защищать своих товаропроизводителей. Обойти торговые барьеры: и явные, и неочевидные. Перейти от экспорта продукции, произведённой в родной стране, к организации иностранного офиса, который развёртывает продажи на другом рынке. Возможность резко увеличить производство и продажу товара. Возможность для сотрудничества в совместном производстве, совместном предприятии с местными партнёрами, в совместном маркетинге, лицензионном обеспечении, и т. д.

В зависимости от промышленности и типа бизнеса прямая зарубежная инвестиция может выглядеть как чрезвычайно привлекательная возможность. С быстрым развитием глобализации во многих индустриях и вертикальной интеграцией, которая тоже быстро распространяется по всему миру, малое или среднее предприятие по минимуму должно лишь идти «в ногу» с мировыми тенденциями в своей области. С точки зрения конкурентоспособности крайне важно знать, выходят ли конкуренты на мировой рынок и, если «да», то как именно. В то же время, важно отслеживать, как глобализация влияет на клиентов внутри собственной страны. Очень часто, насущнейшей необходимостью развития компании является простое следование за своим клиентом, который расширяет свой зарубежный бизнес.

Доступ к новому рынку — вот ещё одна главная причина для инвестиций за рубеж. На определённой стадии развития компании экспорт продукции или услуг достигает своей критической точки по объёму и по стоимости, в этот момент организация офиса и продаж или производства в другой стране становится просто дешевле, чем продолжение прямого экспорта. Тогда любое решение об инвестировании за рубеж является комбинацией из нескольких факторов. Они включают в себя следующие: оценка собственных ресурсов, конкурентоспособность продукции, анализ рынка, предположения по новому рынку; что рынок может дать.

При оценке собственных ресурсов надо задать себе вопросы: есть ли у компании чёткое намерение, исходящее от топ-менеджеров, на зарубежные инвестиции, согласен ли с этим средний менеджмент компании, позволят ли ресурсы компании оказать поддержку в течение длительного времени организации зарубежного филиала? Провела ли компания широкое исследование рынка, включающее в себя анализ промышленности, товаров и законов той страны, где будет филиал, в частности законодательства о прямых зарубежных инвестициях? Сделан ли трезвый обзор имеющихся ресурсов относительно не только самих инвестиций, а также всех остальных затрат, которые будут этой инвестицию сопутствовать? Хорошо ли проанализирована и проработана информация о ПЗИ в стране, куда будут они направлены, о местной промышленности, о законах той страны, об удержании налогов, о стимулах, способах финансирования, каналах распространения и других необходимых данных, выбран ли самый подходящий вариант вхождения на другой рынок (строительство нового предприятия, покупка, слияние, совместное предприятие, и т. д.)? Составлен ли план с разумной перспективой и реальным освоением рынка с помощью выбранной стратегии? Если зарубежная экономика, промышленность или инвестиционное законодательство сильно зарегулированы государством, налажены ли связи с соответствующими правительственными агентствами, выработаны ли общие планы действий? Учитывается ли в плане развития предприятия политические риски и риски резкой смены курсов валют?

Подготовка учредительных документов — важный этап на создании хозяйственного общества или некоммерческой организации, от которого зависит успех регистрации фирмы. На основании них определяется организационно-правовая форма, порядок решения вопросов организации, назначение, отставка и полномочия органов управления обществом. Учредительные документы подаются в регистрирующий орган – инспекцию федеральной налоговой службы.

В зависимости от организационно-правовой формы общества, учредительными документами могут быть:

— Устав;

— Учредительный договор;

— Или оба эти документы вместе.

Для различных типов юридических лиц используются разные учредительные документы. Например, для регистрации ООО в качестве учредительного документа необходимо представить в налоговую инспекцию устав. Устав является самым распространенным учредительным документом, который подается для регистрации юридического лица, потому как ООО предприниматели выбирают чаще всего. Однако частота выбора ООО для ведения деятельности не избавляет налоговиков от неграмотно составленных уставов: большинство из представленных учдоков возвращаются по совершенно примитивному мотиву несоответствия документа законным требованиям.

Законодательством о регистрации организаций к уставу предъявляются следующие требования:

— Наименование юридического лица. Имя у фирмы должно быть указано полное. В случае, если наименование является длинным и сложным, можно также указать и краткое наименование (если при ведении деятельности планируется в документах ставить аббревиатуру);

— Место, где регистрируется общество (юридический адрес, который подтверждается соответствующим гарантийным письмом, сведениями от риелторов или предварительным договором аренды);

— Условия об органах управления обществом;

— Условия о порядке созыва общего собрания участников и вопросах, разрешаемых на них;

— Сведения о порядке и сроках распределения прибыли предприятия;

— Данные об уставном капитале (ограниченные);

— Правовой статус участников;

— Условия о возможности и порядке выхода участника из состава общества

— Условия об обороте долей в обществе;

Ничто не запрещает включать устав ООО и иные условия. Это даже приветствуется, если у участников есть серьезный подход к учреждению фирмы или сомнения в отношении добросовестности партнеров. Например, в любом случае следует предусматривать условие о нотариальном порядке совершения сделки по уступке долей в обществе, а также обязательное согласие других собственников (с преимущественным правом покупки) на продажу доли. Это поможет обеспечить более-менее надежную защиту капитала фирмы от рейдерских захватов.

Учредительный договор – это документ, устанавливающий права и обязанности участников хозяйственного общества по отношению к их долям и другим участникам. Обычно учредительным договором предусматривают порядок и сроки оплаты долей, объемы и стоимость долей, а также иную информацию, которая имеет значение для отношений собственников предприятия. Важным является то, что учредительный договор во многих случаях не требуется для регистрации и предъявления третьим лицам, а это можно использовать для ограничения доступа таких лиц к информации имущественного характера для обеспечения безопасности уставного капитала и других активов.

Также при регистрации юридического лица составляются и утверждаются на общем собрании участников протоколы, закрепляющие решение тех или иных значимых для общества вопросов.

Протокол включает:

— перечень присутствующих участников;

— дату и номер протокола;

— повестку дня;

— вопросы для голосования;

— результаты голосования.

Подготовка учредительных документов также сопровождается составлением заявления о государственной регистрации юридического лица путем регистрации учредительных документов. Такое заявление должно быть подписано в присутствии нотариуса учредителями.

Налоги - это одно из наиболее эффективных средств государственного регулирования международных экономических отношений. Развитие международной специализации и международного разделения труда, увеличение объема международной торговли, усиление экономических связей между государствами и другие тенденции глобализации современного мирового хозяйства делают проблемы налогообложения иностранных юридических и физических лиц все более актуальными. Быстрое развитие международных форм экономической и производственной деятельности неизбежно выдвигает на первый план проблему распределения между странами прав на налогообложение доходов и капиталов от такой деятельности. Налоговые факторы в международных отношениях приобретают все большее значение с точки зрения повышения эффективности внешнеэкономических связей каждого государства.

Поскольку налоговая юрисдикция государства распространяется не только на лиц, признаваемых его налоговыми резидентами, но и на иностранных лиц (нерезидентов), которые ведут деятельность либо извлекают доход с его территории, налогообложение нерезидентов должно быть сбалансированным, бюджетные интересы государства должны учитывать необходимость создания благоприятных инвестиционных условий для иностранного капитала.

Современное налоговое законодательство России устанавливает для иностранных юридических и физических лиц порядок налогообложения, аналогичный действующему в отношении российских организаций и граждан. В то же время он имеет ряд отличий от режима, установленного для российских плательщиков. Иностранные юридические лица и граждане могут воспользоваться льготами, предусмотренными международными соглашениями Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, а также предоставляемыми в соответствии с общими принципами международного права. Внутренним российским законодательством предусмотрена упрощенная процедура исчисления и уплаты ряда налогов путем их удержания у источника выплаты.

В настоящее время Россия является участницей порядка 55 соглашений об избежании двойного налогообложения. В частности, соглашения заключены с такими основными торгово-экономическими партнерами России, как США, Ирландия, Швеция, Германия, Китай, Великобритания, Канада, Австрия, Испания, а также с другими странами и с большинством республик бывшего СССР.

Налог на добавленную стоимость

Порядок взимания НДС с иностранных юридических лиц, осуществляющих строительную деятельность на территории страны, определяется российским налоговым законодательством, нормами международных договоров Российской Федерации, предусматривающих налоговые льготы для отдельных категорий иностранных юридических лиц, а также общими принципами международного права. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения не распространяются на косвенные налоги, в частности, на НДС. Двойное обложение этим налогом устраняется путем обложения по принципу территориальности: внутренним законодательством ряда стран установлено, что налогом облагаются только обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории такой страны.

Например, объектом обложения НДС для иностранной строительной организации, в соответствии со ст. 146 НК, признаются операции по реализации строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации, а также выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Налоговым периодом по НДС является месяц. Однако для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., налоговый период устанавливается продолжительностью в квартал.

Например, Статьей 167 НК дата реализации (передачи) строительно-монтажных работ, в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики в целях налогообложения, определяется:

1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике с целью налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов - как наиболее ранняя из следующих дат

– день передачи строительно-монтажных работ;

– день оплаты строительно-монтажных работ;

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике с целью налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств - как день оплаты строительно-монтажных работ.

При этом дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством, а дата передачи строительно-монтажных работ для собственных нужд - как день совершения указанной передачи работ.

Поскольку перевод в Россию и из нее иностранной валюты для осуществления расчетов с предоставлением или получением отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту работ, услуг относится к капитальным операциям, требующим получения специального разрешения Банка России, при заключении контрактов на строительные работы, как правило, стороны договариваются о предоставлении (получении) отсрочки платежа на срок не более 90 дней. Главный вопрос, возникающий в данной ситуации у сторон при реализации строительных контрактов, - это “закрытие” авансов, облагаемых НДС, в указанный срок или уход от авансов в чистом виде.

Налог на имущество. Порядок налогообложения имущества, например, иностранных строительных компаний регулируется международными соглашениями Российской Федерации об избежании двойного налогообложения имущества и - в части, им не противоречащей, - российским налоговым законодательством. “Налогообложение имущества иностранных юридических лиц в Российской Федерации основано на принципе территориальности: характер деятельности иностранного юридического лица в России (образуется или нет постоянное представительство в целях налогообложения доходов) не влияет на величину налоговых обязательств, во внимание принимается только нахождение имущества на российской территории”.

В соответствии с п. 1.1 инструкции Госналогслужбы РФ № 38 “О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации”, иностранное юридическое лицо, осуществляющее строительную деятельность в России, является плательщиком налога на имущество. Объектом налогообложения для него являются основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, запасы, включая находящиеся в Российской Федерации на условиях временного ввоза, а также затраты на выполнение строительно-монтажных работ в России и расходы будущих периодов. Затраты, подлежащие налогообложению, рассчитываются как разница между суммой затрат отчетного периода, относимых на издержки производства и обращения в соответствии с законодательством Российской Федерации, и суммой затрат, фактически отнесенных в этом же отчетном периоде к завершенным строительно-монтажным работам. Если не представляется возможным определить затраты, отнесенные к завершенным строительно-монтажным работам, затраты, учитываемые для налогообложения, рассчитываются исходя из общей суммы затрат в каждом отчетном периоде.

К облагаемому налогом относится имущество, находящееся в собственности иностранного юридического лица, а также переданное иностранному юридическому лицу российским или иностранным лицом по договору аренды с последующим переходом права собственности к арендатору.

Налог на пользователей автодорог. В настоящее время иностранные юридические лица, осуществляющие строительную деятельность на территории России, являются плательщиками только одного федерального налога с оборота - налога на пользователей автодорог. В соответствии со ст. 5 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации” от 18 октября 1991 г. в последней редакции от 27 декабря 2000 г., иностранные юридические лица уплачивают данный налог в размере одного процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).

Следует отметить, что Законом “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” предусмотрено, что с 1 января 2003 г. действие Закона “О дорожных фондах” прекращается, что подразумевает автоматически отмену налога на пользователей автодорог.

Местные налоги. Интересно, что в ряде областей действуют местные оборотные налоги или сборы, сопоставимые по размеру с федеральным оборотным налогом, причем максимальный размер таких налогов или сборов практически не ограничен. Так, например, в г. Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа действует сбор за уборку территории населенных пунктов в размере 0,8% от оборота.

Единый социальный налог был введен второй частью Налогового кодекса РФ. Объектом обложения для исчисления налога признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями, в том числе иностранными строительными организациями, в пользу работников по всем основаниям, за некоторыми изъятиями.

Иностранные юридические лица, ведущие строительно-монтажную деятельность на территории России, как налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При этом не учитываются доходы, полученные работником от других работодателей. В случае если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает. Таким образом, “единый социальный налог предполагает унификацию налоговой базы (ст. 237) для уплаты налога во все государственные внебюджетные социальные фонды, что значительно облегчает положение налогоплательщика. Налоговая база определяется иностранной организацией отдельно по каждому работнику нарастающим итогом с 1 января соответствующего года, а при необходимости - с момента принятия на работу в таком году. При этом счет ведется у конкретного нанимателя. Выплаты, полученные работником от разных нанимателей, не суммируются и никак не влияют на выбор ставки налога. Это обусловлено тем, что плательщиком единого социального налога является не сам работник, а работодатель”.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Задачи определения экономической эффективности международных капитальных проектов.

2. Инвестиционные критерии, используемые в мировой практике.

3. Субъекты оценки и противоречивость их интересов.

4. Оценка денежных потоков проекта в материнской компании.

5. Особенности налогообложения.

6. Учет альтернатив.

7. Подготовка учредительных документов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 7. Оценка эффективности прямых зарубежных | Рынок автомобильных перевозок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.