Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовое регулирование таможенных отношений государств мирового сообщества

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

 

(МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО)

 

Специальность: 036401 Таможенное дело

 

Квалификация (степень) выпускника: специалист

 

Форма обучения: (очная, заочная)

 

 

Тула 2011 г.


 

 

Рассмотрено на заседании кафедры УППК

протокол № 1 от "31" августа 2011 г.

 

Зав. кафедрой ________________Т.В. Толстухина


Содержание дисциплины модуля «Международное таможенное право»:

Лекция 1. Понятие, определение и юридическое содержание международного таможенного права. 4

Лекция 2. Субъект и объект международного таможенного права. 22

Лекция 3. Основные институты международного таможенного права. 28

Лекция 4. Международный таможенный процесс мирового сообщества. 51

Лекция 5. Согласование позиций и гармонизация международно-правовых форм таможенных отношений государств мирового сообщества. 74

Лекция 6. Гармонизация нормативного регулирования в области международных таможенных отношений с соответствующими правовыми формами универсального характера. 139

 


Лекция 1. Понятие, определение и юридическое содержание международного таможенного права.

План:

1.1. Международно-правовое регулирование таможенных отношений государств мирового сообщества.

1.2. Понятие, содержание и система международного таможенного права.

1.3. Понятие экономического суверенитета и основные функции государства по его охране в современной таможенной системе межгосударственных отношений.

1.4. Тенденции осуществления таможенной политики в современной всеобщей системе государств.

1.5. Источники международного таможенного права.

 

 

Научно-технический прогресс в современном мире привел к глобализации деятельности государств, международных организаций, международных интеграционных процессов мировой экономики, все дальше выходящих за рамки национальной юрисдикции и значительно опережающих процесс выработки институциональных правовых основ межгосударственного регулирования транснационализации мировой экономики, настоятельно ставит перед мировым сообществом выработку устойчивого согласования свода норм, стандартов и правил, регламентирующих международные экономические отношения.

Национальные границы отдельных стран становятся узкими для развития современного производства, научно-технического прогресса и его достижений. Процесс интернационализации выражается в двух формах: международном экономическом сотрудничестве и международной экономической интеграции.

В международном сообществе укрепляются экономические и политические позиции государств и их интеграционных объединений в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными политическими, экономическими, информационными, финансовыми, научно-техническими и технологическими процессами. Отсюда возникает проблема экономической безопасности государств Мирового Сообщества, которая базируется на обязательствах, сформулированных в Уставе ООН и нормах, принципах международного права.

Реализация экономической безопасности в международной сфере во многом определяется характером отношений государств с интеграционными объединениями Мирового Сообщества. Развитие равноправных партнерских отношений призвано укрепить глобальную и региональную экономическую безопасность, создать благоприятные условия для участия государств в мировой торговле, таможенном, научно-техническом и кредитно-финансовом сотрудничестве.

Таким образом, интеграция представляет собой общую тенденцию мирового развития. Она порождена закономерностями развития производительных сил и поэтому носит объективный характер. А это значит, что интеграция присуща и государствам с плановой, и государствам с рыночной экономикой в системе мирохозяйственных связей.

Под влиянием процесса интернационализации мировых и хозяйственных связей государств и формирования механизма интернациональных форм международных отношений таможенное право, регулирующее формы экономического суверенитета государства, стало выступать в системе государств, обусловленной действием закономерностей общественного развития, в качестве регулятора международных экономических отношений и форм охраны экономической безопасности государств в мирохозяйственных связях. Отсюда следует, что международное таможенное право представляет собой обобщенные правила и обязательства государств мирового сообщества, координирующие и регулирующие отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений. Соблюдение норм и принципов международного таможенного права обеспечивается самими государствами на основах баланса интересов и полного единообразия в понимании и применении всеми государствами норм международного права.

При рассмотрении социальной сущности международного таможенного права необходимо различать общее международное таможенное право и локальные нормы международного таможенного права, сущность которых в некоторых случаях различна.

Принимая во внимание, что международные таможенные отношения регулируются международным публичным правом, его общепризнанными принципами, являющимися нормами «jus cogens», а также, учитывая обусловленный научно-техническим прогрессом все возрастающий объем этих отношений, их значение в деле укрепления экономических основ государств, специфику и особое организационно-правовое регулирование этих отношений, можно сделать вывод о становлении международного таможенного права как самостоятельной отрасли международного публичного права. Вместе с тем в процессе реализации таможенных отношений наряду с нормами международного публичного права применяются нормы как международного частного, так и национального права.

В мировом сообществе под воздействием общих экономических всемирных отношений происходит интеграция права как путем разработки его общих норм и принципов, так и на основе региональных или двусторонних соглашений, выработки норм и принципов, действующих в государствах различных социально-экономических систем. Именно интернационализация различных аспектов жизни общества, возникновение глобальных проблем человечества и обусловливают направления интеграционных связей в международной системе в целом. Процессы интеграции и дифференциации не обошли и современное международное право. Влияние научно-технического прогресса сделало возможным отпочкование от него других отраслей права.

В системе международного права возникли новые отрасли международного права и области правового регулирования международно-правовых отношений, таких как: космическое право, атомное право, медицинское право, природоохранительное право, гуманитарное право, речное право, железнодорожное право, экономическое право, право туризма и путешествий, право научно-технического сотрудничества, экологическое право, таможенное право, банковское право и др.

Международное право — это система правовых норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их сотрудничества. Если международное право в целом регулирует все сферы международных отношений, то международное таможенное право — межгосударственные связи лишь в специальной области их отношений, возникающих в процессе перемещения через таможенную границу товаров, физических лиц, предметов, услуг и капиталов.

Что же характеризует общность современного международного публичного права и международного таможенного права?

Это прежде всего цели. Цель международного права — системой своих принципов и норм регулировать все отношения государств между собой и с международными организациями в процессе их сотрудничества, партнерства и соперничества, защищать их независимость, охранять их индивидуальные и коллективные интересы и, в первую очередь, обеспечивать мир, мирное сосуществование, международную безопасность, а также международное сотрудничество и международное партнерство. Цели и задачи современного общего публичного международного права целиком воспринимаются и международным таможенным правом.

Эта общность характерна и для принципов международного права. Основные принципы общего международного публичного права и Устава Организации Объединенных Наций (ООН) служат одновременно и основой международного таможенного права. По своей сути принципы общего международного права, такие как принцип суверенитета государственной территории, невмешательство во внутренние дела, равноправия и другие, лежат в основе всех его отраслей. Два кардинальных начала, вокруг которых, по справедливому замечанию русских ученых-юристов Ф. Мартенса и Н. Захарова, строятся все принципы общего международного права, а именно охрана суверенитета государства и поддержание их мирного сотрудничества во всем объеме, распространяются и на международные таможенные отношения. Как в общем международном праве, так и международном таможенном праве основным субъектом права является государство.

Общими для обеих систем права являются источники — международный договор и международно-правовой обычай.

В отличие от общего международного права, международное таможенное право имеет свои специфические принципы, свои специальные правовые инструментарии, такие как принцип таможенного разоружения, принцип таможенного содействия становлению нового международного экономического порядка: принцип запрещения прямых или косвенных действий, имеющих целью препятствовать таможенному суверенитету стран; принцип независимости таможенного обложения и другие принципы, а также основанные на этих принципах специфические нормы и институты (торгово-политических условий экспорта и импорта товаров, услуг и капиталов в пределах таможенной территории договаривающихся государств, конвенционных тарифов, режима таможенных границ, институт таможенного присоединения, институт единой таможенной территории и др.).

Все государства независимо от различия их социально-экономических и политических систем, будучи юридически суверенны и равны между собой, имеют право в сфере международных таможенных отношений осуществлять все виды таможенного контроля и тарифных операций в пределах их государственных таможенных территорий. Ни одно государство не имеет права вмешиваться в таможенные отношения и таможенную политику другого государства, если эти таможенные отношения, таможенная политика и практика не нарушают принципов и норм международного таможенного права.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Минобрнауки России. Понятие о профессии, специальности, квалификации, разряде | Понятие экономического суверенитета и основные функции государства по его охране в современной таможенной системе межгосударственных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.