Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие экономического суверенитета и основные функции государства по его охране в современной таможенной системе межгосударственных отношений

Понятие, содержание и система международного таможенного права.

 

Развитие и становление в мировом сообществе все новых и новых сфер межгосударственного сотрудничества привело к расширению функций таможенных органов, созданию и диверсификации норм и принципов международного права, а это, в свою очередь, вызвало необходимость выработки четкого определения самого понятия международного таможенного права. Однако до сих пор государствами на договорной основе не выработано и не закреплено такое определение. Отсутствует оно и в специальной юридической литературе. В то же время мы видим, что нормы и принципы этого права получили в наше время широкое международно-правовое закрепление.

Международное таможенное право можно определить как обобщенные правила и обязательства государств мирового сообщества, нормы и принципы по регулированию отношений в организации таможенного контроля за перемещением через их таможенные границы предметов, товаров, физических лиц, услуг и капиталов; по установлению и унификации таможенных тарифов, действующих на созданных государствами единых таможенных территориях в рамках таможенных союзов и таможенных зон; по условиям взимания таможенных пошлин и таможенных сборов и установления уровня таможенных ставок; по проведению совместных мероприятий по борьбе с контрабандой, укреплению экономической безопасности государств, претворению в жизнь принципа таможенного разоружения. Иными словами, это — обобщенные правила и обязательства, установленные государствами на договорной основе, нормы и принципы, регулирующие их отношения в сфере межгосударственного таможенного сотрудничества.

Система международного таможенного права рассматривается в работе в качестве отрасли (подсистемы) общего международного публичного права. В свою очередь, эта отрасль может иметь свои подотрасли (свои подсистемы). Поскольку международное таможенное право находится в стадии становления, то вопрос о выделении этой системы представляет большую сложность и может быть рассмотрен чисто эмпирически, с учетом действующей практики установления межгосударственных и международных таможенных связей в мировом сообществе.

В зависимости от предмета регулирования можно пойти по пути выделения таких подотраслей, как право таможенного транзита, право таможенных льгот, процессуальное таможенное право и др., а также отдельных комплексов международно-правовых норм по регулированию таможенного режима промышленного сотрудничества, таможенного режима международных научно-технических связей государств, таможенного режима при передаче технологии и др. Выделение группы (комплекса) норм по праву международных таможенных организаций и норм, регулирующих вопросы мирного разрешения международных таможенных споров и международно-таможенного запрета таможенных войн, блокад и всякого рода неправомерных «санкций» и иных средств таможенного принуждения, составит особую подотрасль таможенного права как отрасли общего международного публичного права.

От системы международного таможенного права как отрасли общего международного публичного права следует отличать систему международного таможенного права как науки и как учебной дисциплины. Общая часть должна быть посвящена выявлению предмета международного таможенного права как отрасли международного публичного права, выявлению различных взаимосвязей международного публичного права, выявлению различных взаимосвязей международного таможенного права с другими отраслями общего международного публичного права, анализу целей и принципов международного таможенного права, истории становления международно-правового регулирования таможенных отношений, источникам таможенного права и его субъекта. К особенной части можно отнести анализ правовых основ регулирования таможенных режимов в сфере международной торговли, международного промышленного сотрудничества, реализации программ экономической и технической помощи международных организаций, осуществления международных научных и технических связей, международного туризма, межгосударственных транспортных перевозок и т.д. К этой части должны быть отнесены и вопросы мирного разрешения международных таможенных споров, международной ответственности в системе правового регулирования, международных таможенных отношений, недопущения мер таможенного принуждения в межгосударственных хозяйственных связях, вопросы сотрудничества государств в борьбе с международными преступлениями по перемещению через таможенные границы предметов контрабанды, наркотических и психотропных средств и т.д. Важное место в научном исследовании проблем особенной части должны занять вопросы, связанные с перестройкой международных таможенных отношений в процессе таможенного разоружения и регламентации в этом свете деятельности транснациональных корпораций.

 

 

 

Важной вехой на пути прогрессивного развития международного права как инструмента мира и основы международного сотрудничества явился Устав Организации Объединенных Наций. В нем нашли свое закрепление такие общедемократические принципы международного права, как принцип суверенного равенства государств, права наций на самоопределение, невмешательство во внутренние дела, добросовестное соблюдение международных обязательств и др.

Международное таможенное право является частью международного публичного права, в силу чего в основе его правового регулирования лежат вышеуказанные общедемократические принципы современного международного права.

Понятие суверенитета государства охватывает полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающую всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения.

Суверенитет государства рассматривается в двух аспектах: во-первых, как государственный и, во-вторых, как экономический суверенитет государства. Отсюда под экономическим суверенитетом понимается свобода государства в выборе форм и путей сохранения и защиты своей национальной экономики от какого-либо вмешательства со стороны иностранных государств и их экономической деятельности, в том числе и в сфере международного разделения труда.

Таким образом, международное таможенное право выполняет функции по охране экономического суверенитета государств в процессе их взаимного общения.

В соответствии с конституционными основами каждое государство суверенно в осуществлении им своих функций по защите экономического суверенитета в различных сферах, в том числе таких, как:

— защита национальной экономики государства от влияния иностранного капитала и товаров;

— организация экономической охраны государственной границы в целях претворения в жизнь внешнеэкономической политики государства;

— контроль за экспортными и импортными операциями торговых предприятий своей страны и иностранного государства;

— контроль за грузами, транспортными средствами внешнеторговых объединений, пассажирскими и грузовыми средствами международного сообщения и частных лиц;

— контроль за международными почтовыми отправлениями в свете международных конвенций Всемирного почтового союза;

— организация контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу;

— организация контроля за валютой, валютными ценностями, платежными документами, денежными знаками, следующими через государственную границу;

— определение размеров взимания таможенных пошлин и сборов, определение структуры таможенного тарифа и принятие таможенных правил;

— определение пределов ответственности за нарушения национального законодательства в области таможенных операций и таможенных правил;

— организация санитарного контроля в соответствии с положениями международных санитарных правил Всемирной организации здравоохранения;

— организация фитосельскохозяйственного контроля согласно рекомендациям международной Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций;

— организация финансового и налогового режима, включая цены, тарифы и таксы;

— организация системы таможенной информации и обмен данными национального таможенного законодательства;

— организация контроля над лицензионным ввозом и вывозом товарных и материальных ценностей;

— осуществление таможенного контроля за ввозом и вывозом через государственную границу культурных ценностей;

— таможенный статистический учет экспортно-импортных операций.

Для выполнения этих функций государством учреждается таможня, являющаяся государственным органом, который несет ответственность за обеспечение охраны экономического суверенитета государства и соблюдение норм как национального, так и международного права, взимание импортных и экспортных пошлин, налогов и различного рода сборов, а также осуществление контроля за применением иных законов и правил, регулирующих, среди прочего, вопросы ввоза, транзита и вывоза грузов.

Таможенные учреждения осуществляют таможенный контроль, под которым понимаются меры, применяемые ими в целях обеспечения выполнения законов и правил, за соблюдение которых несут ответственность таможни.

Служба контроля таможенных учреждений — это любая служба, на которую возложена обязанность осуществлять виды контроля, которым регулярно подвергаются импортные, экспортные и транзитные грузы или пассажиры, их багаж, ручная кладь, валюта и валютные ценности, почтовые отправления при международных перевозках.

Виды контроля могут быть различны.

Медико-санитарный контроль осуществляется в целях охраны жизни и здоровья людей.

Ветеринарный контроль представляет собой санитарный контроль, осуществляемый в отношениях животных и продуктов животного происхождения с целью защиты жизни и здоровья людей и животных, а также контроль за предметами или грузами, которые могут являться переносчиками болезней животных.

Фитосанитарный контроль направлен на предупреждение распространения и переноса через государственную границу вредителей и продуктов растительного происхождения.

Контроль за соответствием техническим стандартам направлен на обеспечение соответствия грузов элементарным требованиям международных или национальных стандартов, установленных соответствующими законами и правилами.

Контроль за качеством груза осуществляется с целью обеспечения их соответствия минимальным международным или национальным показателям качества, установленным соответствующими законами и правилами.

Эти основные функции государства по охране его экономического суверенитета составляют объем полномочий субъектов международного таможенного права.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международно-правовое регулирование таможенных отношений государств мирового сообщества | Тенденции осуществления таможенной политики в современной всеобщей системе государств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.