Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование экономики международных таможенных отношений




 

В процессе реализации перспективных направлений научно-технического прогресса государствами мирового сообщества в мирохозяйственных связях формируется система правового регулирования международных таможенных отношений, которая представляет совокупность таможенного экономического режима в сочетании с коммерческой, производственной и транспортной деятельностью таможенных учреждений.

Это, во-первых, таможенный экономический режим при осуществлении государствами экспортно-импортных операций в мировой торговле (коммерческой деятельности).

Под понятие режима коммерческой деятельности подпадает режим таможенных складов, хранения товаров импорта и экспорта, порядок реализации товаров и иных предметов, не востребованных владельцем, проведение таможенных аукционов и другие мероприятия коммерческой таможенной деятельности.

В странах—членах ЕЭС происходит эволюция международного таможенного экономического режима в части становления международного таможенного режима индустриальных складов, связанных с заводами-изготовителями и категориями товаров предварительного экспорта (образцов технологического процесса) на экспортных складах.

Регламентами ЕЭС определены правовой статус государственных таможенных складов, частных складов, обычных частных складов и особых частных складов.

В международных таможенных отношениях экономические режимы осуществляются в формах принципа «детализации» товаров в Декларации, вложения в дебет цены товара ввоза (квитанция вложения) и финансовой гарантии международных таможенных операций (принцип внесения залога, аннуляция добровольных письменных обязательств на залог) и др.

Выделяется особая категория режима склада хранения экспорта. В этой части в настоящее время используются следующие формы осуществления международного таможенного экономического режима: таможенный ввоз товаров на склад экспорта; режим экспортной маркировки и упаковки товара; порядок нахождения (хранения) товаров на складе экспорта; таможенные условия вывоза товаров со склада экспорта; таможенный режим учета потребления; таможенный режим импорта; таможенный режим временного импорта; таможенный режим временного ввоза; режим экспорта без таможенного обложения.

При этом используются таможенный режим «обмена стандартами» и режим регистрации товаров в таможенном учреждении, режим «открытого счета» и режим «свободы передвижения».

Во-вторых, таможенный экономический режим при организации и осуществлении промышленного сотрудничества и компенсационных операций. Он осуществляется на основе международных договоров, соглашений и долгосрочных программ. Как правило, в долгосрочных программах развития и углубления экономического, научно-технического и промышленного сотрудничества государств принимают формулу «возможно более благоприятных условий», которая, в частности, распространяется и на таможенный экономический режим. Этот режим содействует совершенствованию организации промышленного сотрудничества и компенсационных операций этого сотрудничества. При наличии заинтересованности всех участников такое сотрудничество может осуществляться также с участием третьих стран. Тот же международный таможенный экономический режим распространяется на программы международных организаций системы Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. При таможенном экономическом режиме производственной деятельности контролю подлежат товары, участвующие в промышленных операциях и реэкспорте, находящиеся под таможенным контролем.

В-третьих, таможенный экономический режим в международных транспортных операциях. Этот режим осуществляется в большинстве случаев при транзите товаров и грузов через таможенные территории. В этом случае международно-правовому регулированию подлежат режим транзита по праву ЕЭС и особые режимы транзита, к которым относится международный транзит по автодорогам TIR, режим «прирейнского манифеста», положения Скандинавского таможенного паспорта, правила таможенного надзора на Дунае и национальные транзиты по воздуху, воде, внутренним железнодорожным путям и автострадам.

Правовой режим транспортных средств международных автомобильных сообщений, его содержание и условия перевозки на них грузов определяются Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г.

В соответствии с Конвенцией МДП (TIR) международные автомобильные перевозки грузов выполняются с применением книжки МДП на автотранспортных средствах или в погруженных на них контейнерах от таможен места отправления в одной стране до таможен места назначения в другой стране без перегрузки в пути следования.

Таможенный экономический режим в международных транспортных операциях определяется местом и ролью транспортных средств, участвующих в международных перевозках. Он регламентируется в соответствии с условиями международных договоров и соглашений. Общие положения этого режима сформулированы международным соглашением и международными правилами о свободе движения и транзита 1925 г., международным соглашением о важнейших международных водных путях и правилах их использования, Конвенцией о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям 1976 г. а также соглашением о применении таможенных документов в прямом автомобильном сообщении при перевозке грузов 1983 г.

В восьмидесятые годы в международных сообщениях значительно возрос объем международных перевозок автомобильным транспортом. Оживлению этого вида перевозок способствовало принятие Конвенции о дорожном движении 1949 г., Конвенции о дорожном движении 1968 г.. Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г., а также Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 г. и, кроме того, расширяющееся строительство в отдельных странах и регионах шоссейных автомобильных дорог. Одновременно этому способствовало заключение государствами международных соглашений на двусторонней и многосторонней договорной основе об установлении международного автомобильного сообщения.

В соответствии с этими соглашениями перевозки осуществляются только перевозчиками договаривающихся сторон. Транспортные средства подлежат обязательному страхованию. Перевозки осуществляются по дорогам, которые открыты для международного сообщения и на основе специальных разрешений государств, выдаваемых на каждый отдельный рейс.

Страны Центральной и Восточной Европы заключили по вопросам таможенного режима автомобильного сообщения многостороннее соглашение (АГТ) в 1965 г., предусматривающее ряд мер по упрощению и ускорению таможенных процедур при международном автомобильном сообщении.

Вопросы отмены процедуры таможенного контроля над международными перевозками грузов в Европе средствами дорожного транспорта были определены Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция TIR) от 15 января 1959 г. и закреплены в Таможенной конвенции о международных перевозках с применением книжки МДП и Скандинавского таможенного паспорта 1975 г. Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП определен порядок перевозки грузов от таможенного места отправления до таможни места назначения (общее число таможенных пунктов не должно превышать четыре), без их промежуточной перегрузки в дорожных транспортных средствах и составах транспортных средств или в контейнерах. Контейнеры допущены к перевозке грузов за таможенными печатями и пломбами в соответствии с Таможенной конвенцией, касающейся контейнеров 1956 г., и с соблюдением таможенной процедуры Международных дорожных перевозок (МДП). Таможенное оформление грузов и средств транспорта производится на основании книжки МДП, выдаваемой гарантийными объединениями. Грузы, перевозимые с соблюдением процедур МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин, сборов и от таможенного досмотра в промежуточных таможнях.

Каждая договаривающаяся сторона имеет право временно или окончательно лишать права пользования постановлениями настоящей конвенции всякое лицо, виновное в серьезном нарушении таможенных законов или правил, применяемых при международной перевозке грузов.

При воздушных перевозках международного сообщения предусмотрена необходимость регистрации всех таможенных аэропортов и закреплена обязательность их таможенного досмотра (ст. 10), взаимное упрощение таможенных и прочих формальностей (ст. 23), освобождение от взимания таможенных пошлин с горючего, запасных частей и других предметов, необходимых для снабжения иностранных самолетов (ст. 24), необходимость предъявления соответствующей документации, следующей при иностранном самолете (ст. 29). Эти же положения распространяются и на рейсы, проводимые вне регулярного расписания. Одновременно таможенные службы осуществляют контроль за транзитным авиатранспортом.

Между странами Центральной и Восточной Европы в 1965 г. было заключено многостороннее соглашение по вопросам сотрудничества в области эксплуатационной, коммерческой и финансовой деятельности, которое затрагивает ряд вопросов облегчения таможенного надзора за воздушными судами, перевозкой грузов и пассажиров. Наряду с этим при организации таможенного контроля на воздушных международных линиях используются рекомендации условий Международной ассоциации авиационного транспорта (ИАТА). Эти же условия распространяются и на участников конвенции, принятой в дополнение к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся по смыслу Договора от 18 сентября 1961 г. перевозчиком.

При железнодорожных международных перевозках закрепляется обязанность сторон по соблюдению общих таможенных правил.

Международные железнодорожные сообщения осуществляются как в соответствии с Соглашением о прямом международном железнодорожном сообщении, когда грузы перевозятся по единому перевозочному документу и на единых условиях, так и при отсутствии таких соглашений, когда перевозка осуществляется по нескольким перевозочным документам.

Страны Центральной и Восточной Европы заключили Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС), в которых определяются согласованные правила грузовых и пассажирских перевозок.

Перевозки грузов с зарубежными странами — членами Бернской конвенции о перевозке грузов регулируются Международным железнодорожным тарифом. Правила тарифа закреплялись Бернскими конвенциями о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров (Международной конвенцией о перевозках грузов по железным дорогам и Международной конвенцией о перевозке пассажиров и багажа по железным дорогам), которые относятся к числу наиболее важных и сложных международных соглашений в области правового регулирования режима работы международного железнодорожного транспорта.

С 1980 г. эти Конвенции, поскольку они охватывали ряд приложений, касающихся правил перевозки огнеопасных грузов, были пересмотрены и заменены единым новым Соглашением о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Это Соглашение объединяет международно-правовые нормы, в том числе и международного таможенного права Бернских конвенций и Дополнительного протокола 1966 года. Основой его соглашения являются согласованные государствами-участниками Приложения «А» и «Б».

Единые правила Приложения «А» (Единые правила МПК) определяют условия перевозок пассажиров. Единые правила перевозок грузов (МГП) Приложения «Б» определяют условия перевозки грузов.

Кроме того, в Соглашении регламентируются нормы о создании новой международной организации — Организации международного железнодорожного транспорта (ОТИФ).

Единые правила перевозки грузов предусматривают обязанность железной дороги принимать к перевозке представленные грузы только в отношении повагонных отправок, тем самым повышена ответственность транспортно-экспедиционных организаций за осуществление укрупнения мелкотоварных грузовых партий в повагонных отправках.

Новые условия международного железнодорожного сообщения, получившие свое закрепление в КОТИФ, не меняют организацию перевозок российских внешнеторговых грузов в страны Западной Европы и из этих стран. Такие перевозки будут осуществляться с переоформлением международных железнодорожных накладных на пограничных станциях в порядке, предусмотренном п. 6 Международного железнодорожного транзитного тарифа.

Таможенный режим международных морских перевозок установлен как системой двусторонних договоров о торговле и мореплавании, так и системой специальных многосторонних конвенций и соглашений о торговом судоходстве.

Страны Центральной и Восточной Европы в 1971 г. заключили Соглашение о сотрудничестве в морском торговом судоходстве, в котором определены пути унификации правил таможенного контроля в морском торговом судоходстве. В 1974 г. принят Кодекс проведения линейных конференций, направленный на развитие регулярных и эффективных услуг линейных перевозчиков. Классификация тарифных ставок определяется Международной стандартной классификацией и Брюссельской тарифной номенклатурой. В основу тарифных ставок положена «разумная прибыль».

В 1982 г. на III Дипломатической конференции ООН по морскому праву была выработана и принята Конвенция по морскому праву, являющаяся результатом влияния на международное морское право социально-политических и технико-экономических факторов современного развития общества.

В связи с распространением в соответствии с Конвенцией 1982 г. отдельных прав государства в прилежащей таможенной зоне (ст. 33) расширяется понятие таможенных функций прибрежного государства, а его участие в работе предприятий Района морского дна и его недр (ст. 1, 133, 153 Приложение IV) со всей остротой ставит вопрос об унификации таможенных операций, связанных с имплементацией норм и принципов Конвенции ООН по морскому праву.

В последние годы в международных перевозках возросла роль трубопроводного транспорта (трубопроводной транспортировки грузов). В основном это касается организации доставки экспортных нефтегрузов и газа. Магистральный нефтепровод стран Центральной и Восточной Европы «Дружба» и газопровод «Братство» и «Союз» выполняют международные транспортировки грузов. При поставке газа в страны Западной Европы газ от границы Российской Федерации транспортируется по территории Украины, Чехии и Словакии. Транспортировщик обеспечивает подачу газа в Австрию, Италию, Германию и Францию.

Таможенные операции при трубопроводной транспортировке грузов охватывают контроль за основной документацией заказ-нарядов, приемо-сдаточных актов и сертификатов качества. Тарифные ставки за транспортировку газа по территории Чехии и Словакии устанавливаются этими странами ежегодно, исходя из цены, действующей в соответствующем году, на газ, им поставляемый.

В системе международных экономических отношений правовое регулирование охватило не только нефтепроводы и газ, но и линии электропередач. Создание объединенной системы электроснабжения стран Центральной и Восточной Европы «Мир», сооружение высоковольтной системы линии электропередач Винница—Альвертирша (Венгрия) напряжением 750 киловольт привело к увеличению экспорта электроэнергии не только в эти страны, но и в страны Западной Европы. Бывшее Центральное диспетчерское управление объединенных энергетических систем (ЦДУ), которое было создано в 1962 г. на основе многостороннего соглашения, координирует выполнение многостороннего торгового контракта о внеплановых поставках электроэнергии и аварийной взаимопомощи стран Центральной и Восточной Европы.

В целях активизации сотрудничества и партнерства российских операторских и промышленных компаний при реализации международных проектов, ориентированных на развитие нового вида услуг — глобальной подвижной персональной спутниковой связи, и обеспечения дальнейшего развития взаимоувязанной сети связи Российской Федерации на основе новых технологий Правительством Российской Федерации признано принципиальной возможностью использования на телекоммуникационном рынке России услуг связи, предоставляемых глобальными системами подвижной персональной спутниковой связи, в соответствии с законодательством России при условии организации российских операторских компаний с исключительным правом на предоставление услуг связи соответствующих систем на территории России, абонентские терминалы, разрешенные в установленном порядке для использования на территории России (в том числе мультисистемные), глобальных систем подвижной персональной спутниковой связи.

Ввоз указанных систем осуществляется под обязательство об обратном вывозе с указанием в декларации при прохождении таможенного контроля типа терминала и сведений о владельце по документу, удостоверяющему его личность в стране проживания.

Таким образом, международный таможенный экономический режим международных линий электропередач определяется сторонами на основе международных соглашений и договоров по эксплуатации таких линий.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.