Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Всеобщая (общая) система преференций – начальная стадия гармонизации международно-правовых форм таможенных отношений государств мирового сообщества




 

Всеобщая (общая) система преференций - начальная стадия гармонизации международно-правовых форм таможенных отношений государств мирового сообщества.

Первоначально инициатива создания системы по представлению преференциального режима экспортным товарам развивающихся стран исходила от «Группы 77», которая нашла свое международно-правовое закрепление в Алжирской хартии, принятой Совещанием на уровне министров стран «Группы 77» 24 октября 1967г.

Вопрос о принятии проекта такой преференциальной системы был впервые рассмотрен в 1968 г. на второй сессии ЮНКТАД. Обсуждение вопроса происходило в обстановке острых дискуссий развивающихся и социалистических стран, с одной стороны, и промышленно развитых государств — с другой.

Расхождение позиций было вызвано различным подходом развивающихся и развитых стран к вопросу о тех принципах, на основе которых должна будет строиться сама эта общая система преференций.

Так, развивающиеся страны отстаивали точку зрения, согласно которой развитые страны должны принять на себя обязательства по предоставлению развивающимся странам таможенных преференций (в виде полной отмены таможенных пошлин) на все виды их экспортных торговых изделий, включая обработанное сельскохозяйственное и промышленное сырье. Эти преференции развивающиеся страны предлагали принять в виде единой системы, которая не предусматривала бы права развитых стран требовать от них каких бы то ни было ответных уступок или права ставить при этом какие-либо условия.

Промышленно развитые страны выступали с возражениями против предоставления развивающимся странам таких преференций в виде «единой» системы. Они требовали принятия такой схемы, при которой каждое промышленно развитое государство само определяло бы свою специфическую автономную систему предоставления таких преференций с каждой из развивающихся стран на двусторонней основе. Наряду с этим промышленно развитые государства требовали предоставления права на введение ими в такие схемы различных оговорок, ограничений и исключений в целях интересов той страны, которая предоставляет преференции, а также право страны, предоставляющей преференции, в каждом отдельном случае самой определять тот круг товаров, на которые она будет распространять таможенные преференции.

Эти полярные точки зрения и явились предметом острых дискуссий в ходе второй сессии ЮНКТАД при обсуждении редакции тех принципов, которые должны были лечь в основу будущей системы предоставления преференциального режима экспортным товарам из развивающихся стран.

По результатам этих дискуссий Специальный комитет ЮНКТАД по преференциям согласовал и принял следующие принципы для установления общей системы преференций:

а) соглашение о введении Общей системы преференций должно предусматривать неограниченный и беспошлинный доступ всех готовых изделий и полуфабрикатов из всех развивающихся стран на рынки всех развитых стран;

б) развитыми странами могут применяться «защитительные оговорки», что дает им право предоставлять специальный режим менее развитым из развивающихся стран;

в) готовые изделия и полуфабрикаты, на которые распространяется система преференций, должны включать все обработанные и полуобработанные сырьевые товары из всех развивающихся стран;

г) все развитые страны обязаны предоставить такие преференции всем развивающимся странам;

д) форма действия защитительных оговорок, объективные критерии, которыми должны руководствоваться развитые страны, применяя защитительные оговорки, и процедура, которой следует придерживаться в таких случаях, должны быть согласованы в международном плане. Однако такие меры должны быть временными по своему характеру и подлежать рассмотрению в ходе международных консультаций, утверждению и пересмотру;

е) система преференций должна обеспечить менее развитым из развивающихся стран получение от нее своей доли преимуществ. Защитительные оговорки, ограничивающие или исключающие экспорт отдельных товаров, не должны применяться к менее конкурентоспособным товарам из менее развитых стран;

ж) новая система общих преференций должна обеспечить, по крайней мере, равнозначные преимущества для развивающихся стран, пользующихся преференциями в некоторых развитых странах, с тем чтобы позволить им временно прекратить действие их преференций на готовые изделия и полуфабрикаты.

После принятия этих основных принципов преференциального режима той же второй сессией ЮНКТАД было принято и само решение о создании Общей системы преференций (ОСП), которая представляет собой особый вид таможенно-тарифного регулирования. Таким образом, согласно ОСП промышленно развитые страны должны были предоставлять недискриминационные и невзаимные тарифные льготы развивающимся странам.

По состоянию на 1989 г. бенефициарами (получателями) преференций в рамках ОСП являлись 128 независимых стран и территорий и 24 зависимые территории и колонии. Помимо развивающихся стран в число бенефициаров входили: Вьетнам, Куба, КНР, Румыния, Югославия (пользующаяся в ЮНКТАД статусом развивающейся страны). См.: БИКИ, 1989. Приложение 2. С. 12.

В том же 1968 г. к этой системе присоединились государства — члены ЕЭС, Австралия, Австрия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швейцария, Швеция и Япония.

Несмотря на то, что ОСП, как это уже отмечалось выше, закрепила обязанность развитых стран по предоставлению развивающимся странам невзаимных таможенных преференций, однако наряду с этим в общей системе нашли свое закрепление интересы развитых стран:

во-первых, в части того, что эта система не будет носить «единый характер», а будет представлять собой автономные преференциальные схемы на двусторонней основе, закрепившей избирательный подход каждой развитой страны к защите своего внутреннего рынка от импорта товаров, ввозимых из развивающихся стран;

во-вторых, список товаров, подпадающих под таможенные преференции, в каждом отдельном случае определяет в двусторонней схеме сама промышленно развитая страна;

в-третьих, развитым странам было предоставлено одностороннее право ограничивать преференциальный импорт тех товаров из развивающихся стран, которые могут составлять угрозу местному производству.

При этом развивающиеся страны лишены возможности вести переговоры о размере преференциальных тарифных ставок или по объему, или по перечню экспортируемых ими товаров, так же как и отстаивать свои интересы.

Вот почему, несмотря на то, что хотя система преференций и называется «общей», она отнюдь таковой не является, так как между преференциальными схемами отдельных стран имеются те или иные различия и по спискам товаров, на которые распространяется преференциальный режим, и по размерам преференциальных ставок.

Наряду с этим в тот же период промышленно развитые страны существенно снизили ставки таможенно-тарифного обложения в их взаимной торговле, а это повлекло за собой значительное уменьшения выигрыша развивающихся государств от полученных ими от Запада тарифных льгот (это явление получило название «эрозии» системы преференций).

Практическая реализация промышленно развитыми государствами проектов автономных преференциальных схем началась лишь в 70-е годы. Большинство стран Запада крайне медленно вводило эту систему и включало в свое законодательство множество оговорок.

Европейское экономическое сообщество начало применять Общую систему преференций с 1 июля 1971 г. Срок ее действия первоначально был ограничен десятилетним периодом, а затем был продлен еще на десять лет.

ОСП функционируют в Сообществе на основе ежегодно пересматриваемых схем, утверждаемых Советом ЕС (соответствующие регламенты публикуются в «Официальном вестнике ЕС»); при этом после консультаций со странами-членами в нее в автономном порядке вносятся отдельные изменения.

Отказавшись от «обратных преференций», страны — члены ЕЭС тем не менее добились для себя существенных выгод. К этому времени страны — участницы Первой Ломейской конвенции 1975 г. обязались гарантировать Сообществу режим наибольшего благоприятствования в таможенном обложении и не только на экспорт, но и на импорт. Таким образом, государства — члены Общего рынка получили право практически беспрепятственного доступа к африканскому сырью.

В сложившейся ситуации развивающиеся страны опираясь на взаимную поддержку, продолжали добиваться от развитых стран улучшения условий экспорта труда собственной промышленной продукции. Свои требования к правительствам этим держав они изложили на Конференции «Группы 77» в 1976 г. Разработанные на их основе предложения по реорганизации международной торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами были представлены ими на рассмотрение IV сессии ЮНКТАД. Сессия приняла четыре резолюции, содержащие своего рода интегрированную программу, рассчитанную на активизацию вывоза промышленных товаров из освободившихся стран на рынки промышленно развитых государств и озаглавленную «Система взаимозависимых и взаимодополняющих мер по расширению и диверсификации экспорта готовых изделий и полуфабрикатов развивающихся стран».

Программой была намечена разработка и проведение в жизнь через механизм ЮНКТАД конкретных мероприятий по ликвидации и предотвращению любых форм ограничений, налагаемых на вывоз из развивающихся стран промышленной продукции; не распространять на освободившиеся страны новых импортных ограничений на ввоз готовых изделий и полуфабрикатов; уменьшить конкуренцию промышленным товарам, выпускаемым в развивающихся странах, и таким образом стимулировать их производство и экспорт.

Решено было также продлить срок действия системы общих преференций еще на десять лет.

Несмотря на принятые резолюции, положение с предоставлением товарам развивающихся стран режима преференций носило малоэффективный характер. Это было связано с тем, что хотя системы охватывали большинство всех промышленных товаров действовавшей в то время Брюссельской таможенной номенклатуры, тем не менее они не охватывали текстильные изделия, нефтепродукты и изделия из кожи, а ведь на долю этих исключенных товаров приходилась основная часть облагаемого в то время таможенными пошлинами экспорта развивающихся стран. По данным ЮНКТАД, на долю исключенных товаров в то время приходилось свыше 60% облагаемого таможенными пошлинами импорта всеми предоставлявшими таможенные преференции странами. Следовательно, менее 40% текущего импорта товаров, облагавшегося таможенными пошлинами, имели право на общие преференции.

Для повышения эффективности действия ОСП необходимо было расширить номенклатуру товаров, с тем чтобы она включала если не весь, то, по крайней мере, основную часть текущего экспорта развивающихся стран; необходимо было добиться расширения преференциального беспошлинного ввоза и ослабить, а еще лучше — устранить ограничения на преференциальный импорт, с тем чтобы обеспечить дальнейшее постоянное и динамичное расширение преференциального импорта из развивающихся стран.

Вот почему развивающиеся страны не прекращали прилагать свои совместные усилия, добиваясь пересмотра Общей системы преференций в целях улучшения ее функционирования, отказа от политики количественных ограничений на товарный экспорт из их стран.

Наиболее существенный пересмотр основных положений ОСП был осуществлен в 1980 и 1985 гг. Эти изменения касались в основном механизма действия самой Общей системы и осуществлялись в двух направлениях. С одной стороны, они осуществлялись под влиянием давления развивающихся стран, требовавших увеличения льготного характера ОСП, с другой — в условиях усиления экономических трудностей стран — членов ЕЭС — структурной перестройки их хозяйства.

В результате пересмотра ОСП 1980 г. эта система была расширена, в частности, за счет предоставления специальных преференций для отдельных групп стран (для наиболее отсталых развивающихся стран). Однако вслед за этим в 80-х годах началась новая волна отхода развитых капиталистических государств от преференциальных схем ОСП, во-первых, за счет ликвидации преференциального режима для наиболее развитых из развивающихся стран путем отмены таможенных преференций по конкретным товарам для определенных государств; во-вторых, путем установления индивидуальных тарифных квот по так называемым «чувствительным» товарам для тех стран, экспорт которых наиболее конкурентоспособен. Этим была обусловлена необходимость пересмотра Общей системы преференций в 1985 г.

В настоящее время ОСП предоставляется дифференцированно различным группам стран-бенефициаров. Такой подход был введен после 1985 г. для якобы более равномерного распределения среди развивающихся стран таможенных льгот, вытекающих из применения общих таможенных преференций, а фактически — для ограничения доступа на рынки развитых стран товаров из тех государств, которые стали оказывать реальную конкуренцию товарам местных производителей. Среди бенефициаров имеются страны, которые уже пользуются специальными преференциями в рамках специальных соглашений или двусторонних соглашений с ЕЭС. Специальными соглашениями охватываются африканская, карибская и тихоокеанская группы государств (АКТ), торговля которых с ЕЭС регулируется Ломейскими конвенциями. Двусторонними соглашениями охватываются средиземноморские страны и Югославия. Все эти страны считаются конкретно поименованными бенефициарами, а в число фактических бенефициаров входят также все страны Латинской Америки, большинство стран Азии и Румыния. Облагаемый пошлинами импорт в ЕЭС в 1987 г. исчислялся 51 млрд дол, США. Основная часть состояла из промышленных товаров, включенных в главы 25—99 Номенклатуры Совета таможенного сотрудничества (НСТС).

Таким образом, с 1985 г. начал действовать порядок, согласно которому отдельные, наиболее конкурентоспособные государства могут быть исключены из числа получателей преференций (полностью или частично) под тем предлогом, что «они уже достигли целей общей системы преференций» и не нуждаются больше в преференциях для проникновения на рынок промышленно развитых государств.

Главными каждой из преференциальных схем являются правила определения происхождения товаров, основной целью которых является обеспечение ввоза товаров на льготных условиях только из тех стран, которым предоставляется преференциальный режим, и только для тех товаров, на которые этот режим распространяется национальным законодательством страны. При этом исключается возможность реэкспорта товаров третьих стран через развивающуюся страну.

В случае применения процесса обработки необходимо, чтобы завезенные из третьих стран материалы или полуфабрикаты, использованные при изготовлении товара, подвергались такой обработке, которая позволяет изменить характеристику изделия и допускает его переход в другую статью таможенной номенклатуры, которая представляется экспортером или производителем. На этот товар представляется сертификат при таможенном досмотре вместе с другими товаропроизводительными документами, но не позднее, чем через год после поставки товара. Его наличия не требуется только в случае удостоверения небольших партий товаров, фактурная стоимость которых эквивалентна 5000 дол. США. При возникновении обоснованных сомнений относительно безупречности самого сертификата или содержащихся в нем сведений любая из стран, принявшая эти Правила, правомочна обратиться с мотивированным запросом к компетентным национальным органам, заверившим такой сертификат. Правилами принят согласованный текст примечаний на бланке сертификата «А» (Примечание 1982 г.) и унифицированная форма критерия «происхождения товара» для различных групп стран. В странах, пользующихся этим примечанием, установлены списки исключений из этого правила, так называемые «список А» и «список В». «Список А» определяет рабочие операции, которые меняют статью импортируемого товара по тарифной номенклатуре, но товар признается как происходящий из страны, где он подвергся обработке или признается таковым только при условии, оговоренном в списке.

«Список В» включает перечень рабочих операций, которые не изменяют статью товарной номенклатуры импортируемого товара после обработки, но товар признается как происходящий из страны, где он подвергся обработке.

Для обеспечения наиболее благоприятных условий доступа к своим рынкам товаров, происходящих из развивающихся стран, Российская Федерация, Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия в целях унификации правил, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении им тарифных преференций, ввели в действие Правила, определяющие происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.

Эти правила распространяются на товары, происходящие из развивающихся стран, которым предоставляется тарифный преференциальный режим, и на все товары, происходящие из наименее развитых среди развивающихся стран (ст. 2). Договаривающиеся стороны автономно определяют перечень развивающихся стран, товары которых получают тарифный преференциальный режим, размер тарифных преференций, а также перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых предоставляется беспошлинный режим (ст. 3).

В соответствии с Правилами товар считается произведенным в стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если он полностью произведен в данной стране или он произведен с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны или неизвестного происхождения, при условии, что такие товары подвергались в стране экспорта достаточной обработке или переработке.

Тарифный преференциальный режим распространяется на товары, полностью считающиеся произведенными в стране, а именно: полезные ископаемые, добытые на территории или на континентальном шельфе данной страны; растительные продукты, выращенные в данной стране; живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране; продукты, полученные от живых животных в данной стране; продукты охотничьего и рыболовного хозяйства, произведенные в данной стране; продукты морского рыболовства и другие морские продукты, добытые судами данной страны, судами, зафрахтованными данной страной; продукты, изготовленные на плавучих рыбозаводах данной страны, а также на борту плавучих рыбозаводов, зафрахтованных данной страной; собранные внутри данной страны использованные продукты, пригодные для восстановления сырья; отходы и скрап, являющиеся результатом производственных операций, осуществляемых в данной стране; товары, произведенные в данной стране, исключенные из упомянутых в Правилах.

Для товаров, подвергающихся в стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, достаточной обработке или переработке, устанавливаются следующие условия: а) товар подвергся обработке или переработке в данной стране, и стоимость товаров, происходящих из другой страны или неизвестного происхождения, не превышает 50% от стоимости товара, экспортируемого данной страной; б) товар подвергся обработке или переработке в нескольких странах, на которые распространяются тарифный преференциальный режим и стоимость товара, экспортируемого одной из этих стран; в) товар произведен в одной из стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и подвергся обработке и переработке в других (одной или нескольких) таких странах. Стоимость товара (п. п. «а» и «б») определяется на основании таможенной стоимости этого товара, установленной в стране-производителе экспортируемого товара, на который предоставляется преференциальный режим. Стоимость же товара неизвестного происхождения принимается в размере цены, уплаченной за этот товар на территории страны-производителя экспортируемого товара, на который предоставляется преференция.

Товары, импортируемые одной из стран, предоставляющих преференции, в страну, пользующуюся преференциями, и использованные там для производства товаров, подлежащих экспорту в эту же страну, предоставляющую преференции, рассматриваются как товары, произведенные в стране-экспортере, пользующейся преференциями.

Стоимость экспортируемого товара определяется на базе цены ФОБ.

Тарифные преференции предоставляются на товары, происходящие из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим при непосредственной закупке в этих странах.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер закупил его у фирмы, зарегистрированной в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Эти товары подлежат прямой отгрузке в страну, предоставляющую таможенные преференции. Правилам прямой отгрузки отвечают также товары, транспортируемые через территорию нескольких стран, с условием, что товары все время находятся под таможенным контролем стран транзита.

При закупке выставочных товаров и товаров для ярмарочных целей тарифные преференции предоставляются при условии, что эти товары остаются под таможенным контролем в ходе выставки или ярмарки. Свидетельства о происхождении таких товаров составляются в том же порядке, что и для экспорта из развивающихся стран.

Основой, удостоверяющей происхождение товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, является Декларация-сертификат о происхождении товара (сертификат по форме «А», принятый в рамках Общей системы преференций).

Страны — члены Европейского экономического сообщества разрабатывают и утверждают схему ежегодных условий соответствия Общей системы преференций статьям Единого таможенного тарифа Сообщества. Особое значение в Общей системе преференций страны — члены ЕЭС уделяют Правилам происхождения товаров, являющихся основой Декларации (сертификата) происхождения (форма «А» и форма «АРР»).

Постановление ЕЭС о Правилах состоит из 30 статей, подробно регламентирующих товарные номенклатуры Единого таможенного тарифа применительно к некоторым товарам из развивающихся стран. В ст. 2 определяется степень обработки сырьевых материалов, а в ст. 3 — соответствие этих товаров спискам «А» и «В» Единого таможенного тарифа. Правила закрепляют стоимостные категории места обработки и места изготовления товара (ст. 4); пределы стоимости транспортировки товаров в страны ЕЭС, а также транзитных перевозок через территорию третьих стран (Австрии, Финляндии, Норвегии, Швеции и Швейцарии). При этом предусматривается таможенный контроль сертификата страной транзита (ст. 5).

Постановление регламентирует условия таможенного контроля в странах, которые экспортируют и импортируют товар, на основе международного договора; большое внимание уделено и критериям оценки товара в единицах Европейского платежного союза. В соответствии со ст. 3 Общих правил номенклатуры товаров ЕЭС предусматривается 15% скидка для отдельных товаров, изготовленных в развивающихся странах. Отдельные статьи касаются технологии определения страны происхождения, стоимостных коэффициентов, порядка заполнения Декларации происхождения (форма «А») и формы «АРР», определяющей порядок и пределы действия на этот товар Общей системы преференций, принятых странами — членами ЕЭС и другими европейскими государствами.

В целях применения тарифных преференций, предоставляемых ЕЭС в отношении некоторых товаров из развивающихся стран, было принято Постановление Комиссии ЕЭС № 3606/82 1982 г. об определении понятия «происходящие товары». Другим Постановлением Комиссии № 3607/82 в целях применения тарифных преференций, предоставляемых Европейским экономическим сообществом в отношении некоторых товаров из развивающихся стран, были частично отменены (в отношении стран — членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии) ст. ст. 1, б, 12 ранее принятого ею же Постановления № 3606/82 об определении понятия «происходящие товары».

С целью либерализации международных таможенных формальностей, установленных типовой проформой сертификата происхождения товара (форма «А»), эти же статьи были отменены в отношении стран Центральноамериканского общего рынка. Одновременно в отношении стран, подписавших Картахенское соглашение (Андская группа), Постановлением Комиссии № 3609/82 были также отменены те же статьи, касающиеся определения «понятия товаров».

Схема Европейского экономического сообщества на 1983 г. по применению Всеобщей системы преференций распространяется на:

1) сельскохозяйственные товары (главы 1—24 Единого таможенного тарифа). Распределение осуществлено на основе Постановления Совета ЕЭС № 3379/82 о применении всеобщих тарифных преференций в 1983 г. в отношении некоторых сельскохозяйственных товаров, происходящих из развивающихся стран;

2) промышленные товары (главы 25—99 Единого таможенного тарифа):

а) текстильные изделия: на основе Постановления Совета ЕЭС № 3378 от 8 декабря 1982 г. о применении всеобщих тарифных преференций в 1983 г. в отношении текстильных изделий, происходящих из развивающихся стран;

б) товары Европейского объединения угля и стали: регламентированы решением представителей правительств государств-членов, принятым в рамках Совета от 8 декабря 1982 г. в отношении применения Всеобщих тарифных преференций в 1983 г. к некоторым видам продукции черной металлургии, происходящей из развивающихся стран;

в) промышленные товары, кроме текстильных изделий и товаров ЕОУС. Их распределение осуществляется в соответствии с Постановлением Совета ЕЭС № 3377/82 о применении всеобщих тарифных преференций в 1983 г. в отношении некоторых промышленных товаров, происходящих из развивающихся стран.

Специальный режим для развивающихся стран, предусмотренный решениями ГАТТ, принятыми в Токио, — субсидии и права на компенсацию, антидемпинговые меры, импортные лицензии, установление справедливых цен, технические препятствия для торговли и закупки государственного сектора — по существу не изменяет систему международных товарных соглашений.

С 1971 г. в Японии действует система таможенных преференций на продукцию обрабатывающей промышленности развивающихся стран, в соответствии с которой облагаются пониженными пошлинами или совсем освобождаются от них различные обработанные и полуобработанные товары из большого круга развивающихся стран и несамоуправляемых территорий, а также ряда стран с плановой экономикой: КНР, Вьетнама и Кубы.

Первая схема Европейского сообщества в рамках всеобщей системы преференций охватывала сначала десятилетний период (1971—1981 гг.) и впоследствии была возобновлена на второе десятилетие (1981—1991 гг.). В течение этого периода схема ВСП ЕС пересматривалась каждый календарный год. Постановления, касающиеся схемы ВСП ЕС, принимались ежегодно, как правило, в декабре и действовали в течение следующего календарного года. В ходе ежегодного пересмотра схемы вносились изменения, затрагивавшие товарный охват, квоты, лимиты и их применение, круг бенефициаров и размеры снижения тарифов на сельскохозяйственную продукцию. В 1991 г. по окончании второго десятилетия применения схемы должен был быть проведен ее основательный пересмотр. Однако в ожидании завершения Уругвайского раунда и с учетом других соображений торговой политики схема 1991 г. была продлена с различными поправками до 1994 г. С 1 января 1995 г. новая схема ВСП ЕС для промышленной продукции вступила в силу на четырехлетний период, в отличие от годичного срока действия предыдущей схемы. В ходе пересмотра была полностью изменена ее структура. Новая схема включает три важных элемента: модуляцию тарифов, страновую/секторальную градацию и механизмы специальных стимулов.

Одним из кардинальных отличий новой схемы от предыдущей является отказ от количественного ограничения импорта в рамках ВСП. Вместо этого была принята «модуляция тарифов», в соответствии с которой индивидуальные «фиксированные объемы беспошлинного импорта» и лимиты (в отношении «чувствительных» промышленных товаров) и «фиксированные объемы импорта по сниженным пошлинам» (в отношении сельскохозяйственной продукции) были заменены различными сниженными ставками пошлины, установленными для четырех категорий «чувствительности» товаров. Второе основное отличие новой схемы заключается в принятии открытой политики градации, предусматривающей соответствующие критерии для страновой/секторальной градации. Новая схема содержит также механизм страновой градации, который согласно статье 6 Постановления по промышленной продукции должен начать действовать с 1 января 1998 г. Третье важное изменение касается механизмов специальных стимулов, которые также должны начать применяться с 1 января 1998 г. Эти специальные стимулы представляют собой дополнительные преференции, предоставляемые странам-бенефициарам, выполняющим некоторые требования, касающиеся трудовых стандартов и экологических норм. Кроме того, в июле 1996 г. было объявлено о принятии схемы ВСП для сельскохозяйственной продукции. Согласно статье 1 Постановления по сельскохозяйственной продукции новая схема принимается на период с 1 января 1997 г. по 30 июня 1999 г. Положения, содержащиеся в схеме ВСП для сельскохозяйственной продукции, практически полностью соответствуют положениям схемы для промышленных товаров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.