КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное
Лекция 11. 9.1 Горизонт планирования. 9.2 Стратегическое планирование. 9.3 Тактическое (оперативное) планирование. 9.4 Процесс планирования в организации.
Тема 10. Факторы развития предприятия: экстенсивные и интенсивные 10.1 Основные факторы, влияющие на развитие предприятия. 10.2 Экстенсивные и интенсивные факторы развития предприятий туризма.
9.1. Горизонт планирования. В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают планы, составленные организацией, планирование разделяют на три типа: - долгосрочное планирование; - среднесрочное планирование; - краткосрочное планирование. Классификацию планирования по длительности горизонта планирования нельзя путать с классификацией по временной ориентации идей. Разделение типов по временной ориентации идей предполагает существование принципиально различных философией планирования в зависимости от отношения к прошлому, настоящему и будущему. Разделение планирования на долго-, средне- и краткосрочное означает различие отрезков времени, необходимых для выполнения плановых показателей, и имеет технический характер. Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени - от 10 до 25 лет. Одно время долгосрочное планирование отождествлялось со стратегическим, но теперь эти два понятия существуют отдельно. Стратегическое планирование по своему содержанию гораздо сложнее долгосрочного. Оно не является способом простого удлинения периода планирования, то есть стратегическое планирование - это не просто функция времени. Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом. Бывает рассчитано на более короткий период. До недавнего времени горизонт среднесрочного планирования равнялся пяти годам. Однако непредвиденный характер и скорость изменения внешней среды вынудили многие фирмы сократить протяженность своих планов с пяти до трех лет, соответственно пятилетние планы перешли в разряд долгосрочных. Краткосрочное планирование - это разработка планов на один-два года (обычно краткосрочные планы - это годичные планы). Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей, определенных в более длительных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам. Все три типа планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.
9.2. Стратегическое планирование. Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, или что то же самое, тактическое планирование). Понятие "стратегия" - греческого происхождения. Первоначально оно имело военное значение и означало "искусство генерала" находить правильные пути к достижению победы. Стратегия экономической организации - это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей. Другими словами, разрабатывать стратегию действия фирмы - значит определять общие направления ее деятельности. Стратегия не может быть простое определение желаемых целей и удобных способов их претворения. Стратегия должна исходить из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия - это прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности. Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании (второй способ более приемлем для российской организации, действующих в условиях предельно высоко) и непосредственности. Вместе с тем стратегическое и долгосрочное планирование, как уже отмечалось, процессы неоднозначные. Стратегия - это не функция времени, а в первую очередь функция направления. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы. Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего руководством экономической организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного охвата действия менеджером. Плановая команда обеспечивает стратегическое планирование аналитическим подходом к принятию решений о будущем фирмы.
9.3. Тактическое (оперативное)планирование. Термин "тактика" - также первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей. Тактическое планирование имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является предметом забот среднего и низшего управленческого звена. Каковы основные различия между стратегическим и тактическим планированием? Основной вопрос стратегического планирования - чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должны достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием - это разница между целями и средствами. Другие различия: - принятие решений на уровне тактического планирования, как правило, бывает менее субъективным, потому, что менеджерам, занимающимся тактическим планированием, больше доступна добротная, конкретная информация. При тактическом планировании применимы базирующиеся на компьютерных технологиях количественные методы анализа; - выполнение тактических решений лучше отслеживается менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем; - тактические решения легче оцениваются, так как могут быть выражены в более конкретных цифровых результатах; - для тактического планирования характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений - продуктовых, региональных, функциональных. Оперативное планирование означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Термин "оперативное" более ярко, чем термин "тактическое", подчеркивает, что это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджетов организации.
9.4. Процесс планирования в организации Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов (рис. 9.1.).
обратная связь (корректирующая информация) Рис.9.1. Деятельность по планированию в экономической организации 1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов (4). 2. Деятельность по осуществлению плановых решений, результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации (5). 3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку именно контроль устанавливает эффективность планового процесса в организации (3).
Тема 10. Факторы развития предприятия: экстенсивные и интенсивные 10.1 Основные факторы, влияющие на развитие предприятия. Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и динамичные. К статичным относится совокупность природ- но-географических факторов. Они имеют непреходящее, неизменное значение. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные воды, пещеры и т.д.). Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно отнести к статичным факторам. К динамичным относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценку, значение, меняющееся во времени и в пространстве. Кроме вышеуказанного деления, факторы, воздействующие на туризм, делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа факторов включает в себя: возраст населения, увеличение числа работающих женщин и изменение дохода на каждую семью, рост пропорции одиноких людей, тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи, рост числа бездетных пар в составе населения, уменьшение иммиграционных ограничений, увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени, более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей- Оплаченные командировки, гибкие графики рабочего времени ведут к расширению каникулярных периодов, изменяют облик делового туризма, границы сезонности. Отсюда большая продолжительность туров, частая периодичность. Практически все, перечисленные выше показатели, в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные социально-демографические условия развития туризма. К числу внешних факторов, воздействующих на туризм, относятся также экономические и финансовые факторы: улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации; увеличение (снижение) персонального дохода, более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов; возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия. К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма, относятся также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах. Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий. Внутренние (эндогенные) факторы - это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся прежде всего материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главные из них связаны с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д. К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка: 1) процессы спроса, предложения и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращения спроса на турпродукты в постоянный запрос, а такие рост индивидуального туризма); 2) возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутрирегиональных туристских сегментов, увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т.д.); 3) возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д.); 4) возрастание роли средств массовой информации и связей с общественностью (паблик рилейшнз) в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов; 5) возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-кфалификационной структуры, повышение значения профессиональной подготовки, улучшение организации труда и т.д.); 6) возрастание роли частного туристского бизнеса (создаются условия, при которых на рынке действуют ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество родственных малых предприятий - агентств, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что в свою очередь порождает потребность в повышении квалификации персонала).
10.2 Экстенсивные и интенсивные факторы развития предприятий туризма.
Перечисленные выше факторы, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные). К экстенсивным факторам относятся: рост численности работников, увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих. Интенсивные факторы: повышение квалификации персонала, развитие профессионально-квалификационной структуры; техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов научно-технического прогресса, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации туризма, рациональное использование имеющихся материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д. К сдерживающим факторам, влияющим на развитие туризма негативно, относятся: кризисы, милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации, банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, снижение квот обмена валют, невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д. Негативные факторы оказывают сильнейшее влияние на развитие туризма в России в настоящее время. Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристской деятельности может иметь очень серьезные колебания.
Лекция 12.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |