Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Производственная структура предприятия, его инфраструктура




7.1 Понятие производства и производственная структура предприятия.

7.2 Общая и производственная структура предприятия.

 

Тема 8. Управление предприятием: организационная структура и механизм управления, управленческий персонал

8.1 Цели и задачи управлением развития производства.

8.2 Основные факторы, определяющие структуру управления производством.

8.3 Классификация организационных структур управления развитием производства.

7.1 Понятие производства и производственная структура предприятия.

Производство — это процесс создания материальных благ, не­обходимых для существования и развития общества. Содержание производства определяет трудовая деятельность, предполагающая следующие три момента:

1. • целесообразную работу, или сам труд;

2* предмет труда, т.е. все то, на что направлена рациональная деятельность человека;

3 • средства (орудия) труда (машины, оборудование, инструмен­ты, с помощью которых человек преобразует предметы труда, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей).

Продукт материального производства — материальное благо, которое представляет собой соединение вещества природы и труда.

Современное производство развивается в условиях научно-технической революции, главным содержанием которой является автоматизация производства.

 

7.2 Общая и производственная структура предприятия.

 

Каждое предприятие состоит из производ­ственных подразделений — цехов, участков, обслуживающих хо­зяйств, органов управления, организаций и учреждений, призван­ных удовлетворять нужды работников предприятия и членов их семей.

Комплекс производственных подразделений, организаций по управлению предприятием и обслуживанию работников, их коли­чество, величина взаимосвязи и соотношения между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропуск­ной способности представляют собой общую структуру предпри­ятия (объединения).

Производственные подразделения предприятия — цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвен­но участвующие в производственном процессе), связи между ними, взятые в совокупности, — составляют его производствен­ную структуру. Она предопределяет уровень производительности труда, издержек производства, эффективность эксплуатации при­родных богатств и техники при данных технико-экономических и экономико-географических условиях материального производства.

Построение рациональной производственной структуры предприятия осуществляется в следующем порядке:

устанавливаются состав цехов предприятия, их мощность в размерах, обеспечивающих заданный выпуск продукции;

рассчитываются площади для каждого цеха и склада, опреде­ляются пространственные расположения их в генеральном плане предприятия;

планируются все транспортные связи внутри предприятия, их взаимодействие с общегосударственными (внешними для пред­приятия) путями;

намечаются кратчайшие маршруты межцехового передвиже­ния предметов труда по ходу производственного процесса.

 

 

8.1 Цели и задачи управлением развития производства.

 

Управление предприятием — это всестороннее его упорядо­чение, определяющее четкость, последовательность и доступные границы осуществления его деятельности; целесообразное постро­ение системы управления предприятием во времени и простран­стве в соответствии с деятельностью в социально-экономической системе и задачами повышения эффективности работы предпри­ятия.

На управление предприятием возлагаются следующие задачи: образование системы управления, обеспечение функционирования предприятия в соответствии с поставленными целями, совершенствование организационной структуры, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с меняющи­мися внешней и внутренней средами предприятия. Раскрываются функции следующим образом. Объектом управления является социально-экономическая система. Она создается из совокупности функциональных элементов: людей, предметов и средств труда, финансовых и информационных ресурсов. До начала процесса управления отмеченные элементы существуют в качестве необхо­димых факторов управления, как начальные условия функциони­рования системы. Для того чтобы наладить процесс управления, необходимо выполнить комплекс взаимосвязанных работ: орга­низовать общность людей, наметить цели, сформировать органи­зационную структуру, обеспечить необходимыми условиями и предметами труда, финансовыми и информационными ресурсами. Перечисленные работы всегда выполняются при формировании процесса управления, что позволяет характеризовать организацию управления предприятием как действие, посредством которого создается социально-экономическая система (предприятие).

 

8.2 Основные факторы, определяющие структуру управления производством.

 

Социально-экономическая система динамична, обладает способностью к развитию, может переходить из одного качественного состояния в другое, оставаясь системой. В процессе развития эле­менты системы управления постепенно утрачивают первоначальную эффективность и способность выполнять заданные им функции, что приводит к нарушению структуры системы. В результате воз­никает задача сохранения структурной тождественности системы управления предприятием, т. с. поддержания соответствия между составом ее элементов и целями функционирования. Структурная тождественность системы управления не устанавливается автома­тически, а достигается с помощью организации.

При функционировании социально-экономической системы (предприятия) ее структура постоянно противостоит изменениям элементов системы. Поэтому-то возможно отставание развития социально-экономической системы от требований внешней среды. Чтобы система находилась на уровне предъявляемых требований, необходимо из ее состава выводить утратившие свое функциональ­ное назначение элементы и вводить другие, соответствующие новым экономическим условиям. Качественное совершенствова­ние осуществляется посредством реорганизации. Отсюда следует, что третьей функцией управления является совершенствование структуры, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с изменениями окружающей среды.

Организация управления предприятием проявляется в последовательности использования организационных воздействий на участников производства.

Каждое воздействие предполагает, что руководители всех уров­ней должны обозначить проблемы и четко сформулировать задания для их решения, временной интервал, пределы допустимых откло­нений, указать лиц, ответственных за исполнение решения.

В многоуровневой системе управления организация управления проявляется в порядке взаимодействия различных звеньев и уров­ней системы управления, который определяется стоящей целью, особенностями ситуации.

Аппарат управления на крупных предприятиях можно разбить на три основных уровня управления: высший — включающий совет директоров, комитеты, правление; средний — представленный центральными службами; низовой — оперативно-хозяйственные подразделения.

Существенной особенностью современной структуры управлен­ческого аппарата крупного предприятия является отделение стра­тегических и координационных задач управления от оперативной деятельности.

Произошло четкое разграничение функций между тремя уров­нями управления.

Высший уровень управления ориентирован на разработку целей и стратегий развития, координацию деятельности в масштабе пред­приятия, принятие важнейших производственно-хозяйственных и технических решений.

Средний уровень обеспечивает эффективность функциониро­вания и развития предприятия путем координации деятельности всех подразделений.

Низовой уровень сосредоточен на оперативном решении задач по организации хозяйственной деятельности в рамках отдельных структурных подразделений, главной задачей которых является выполнение установленных заданий по выпуску продукции и полу­чению прибыли.

Высшее руководство предприятия, представленное советом директоров и правлением, имеет следующее распределение функ­ций: совет директоров осуществляет выработку общей политики, правление — ее практическую реализацию. Совет директоров вы­ступает как организующее и направляющее звено, а принимаемые им решения служат основой для оперативной деятельности. Совет директоров играет роль координирующего органа. Он осуществляет согласование и увязку между собой деятельности различных служб управления на разных уровнях, обеспечивает проведение единой линии в руководстве предприятием.

В функции совета директоров входят:

• выработка генеральной стратегии и долгосрочных планов
развития предприятия;

• определение структуры капитала, распределение ресурсов,
диверсификация производственных программ;

• организация процессов слияния и поглощения;

• осуществление внутрифирменной координации деятельности
всех подразделений;

• контроль за выполнением решений.

 

Главные функции правления предприятия:

• руководство научно-исследовательскими работами, производством и сбытом;

• осуществление текущего планирования;

• разработка программ для реализации главных целей предприятия и руководство по их выполнению;

• принятие решений по организационным формам управления;

• делегирование полномочий должностным лицам на более низкие уровни управления;

• проведение кадровой политики;

• контроль за состоянием финансового положения предприятия.
Правление призвано разрабатывать текущую хозяйственную политику предприятия и следить за ее выполнением.

Основным в деятельности центральных служб предприятия является обеспечение координации работы соответствующих функ­циональных подразделений на производстве. Она осуществляется по трем направлениям: по линии организации и обслуживания производственного процесса в рамках предприятия в целом; между центральными службами и аналогичной функциональной службой в производственном подразделении; по линии учета и контроля.

К общим принципам организации управления предприятием относятся:

• обеспечение максимально возможной управляемости предприятия;

• ориентированность на потребности рынка, запросы конкретных потребителей, достижение целей предприятия;

• обеспечение оптимального соотношения централизации и
децентрализации управления;

• равномерность распределения объемов работ по уровням
управления и исполнителям;

• обеспечение системы управления предприятием своевременной, достоверной и в необходимом объеме информацией;

• обоснованная необходимость управленческих процедур:

• упрощение системы управления предприятием;

• максимальное исключение влияния субъективных факторов
на процесс управления;

• согласование процесса управления в пространстве и времени;

• использование современных технических средств в организационных формах управления;

• корректировка целей и программ в ответ на изменения рынка;

• постоянное стремление к повышению эффективности управления предприятием.

 

8.3 Классификация организационных структур управления развитием предприятия.

 

Организационной структурой системы управления предприятием называется состав подсистем или элементов системы, каждому из которых соответствует определенная функция, а также органи­зация связей и отношений между подсистемами или элементами системы.

Возможны и другие определения: «Организационная структура системы управления предприятием — это разделение предприятия на подразделения в целях упорядочения взаимодействия звеньев, установления подчиненности и полномочий». Организационная структура системы управления предприятием — это структура объекта управления, обеспечивающая взаимодействие между его элементами. «Организационная структура системы управления предприятием представляет собой упорядоченный набор образующих ее элементов, связанных различными способами друг с другом».

Выделение подразделений предприятия основано на различии видов деятельности.

Управление протекающими процессами в подразделениях вы­полняется самими подразделениями.

Чтобы предприятие успешно функционировало в целом, необ­ходимы специальные управленческие подразделения или должности.

Поэтому организационная структура системы управления пред­приятием состоит из органов управления протекающими процес­сами и органов управления предприятием в целом (органов общего управления).

Организационная структура системы управления предприятием может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, проектной, матричной.

Линейная структура имеет несколько уровней руководства. Подразделения подчиняются одному вышестоящему органу управ­ления. Данный орган самостоятельно выполняет управленческие функции. Структура характерна для производственных подразде­лений.

Разделение труда в системе управления обеспечивает функциональная организационная структура. Руководители имеют распорядительные права в рамках компетенции. Функциональные органы
в пределах фиксированных функций управления передают подразделениям обязательные для них решения. Подразделения действуют по командам непосредственных руководителей и указаниям
функциональных органов.

Линейно-функциональная структура управления объединяет в себе линейную и функциональную. Особенность такой структуры в том, что функциональные органы принимают участие в поста­новке задач, подготовке решений. Они помогают линейному руко­водителю в реализации функций управления.

Проектная структура системы управления на предприятии создается для решения конкретной задачи. Ее особенность в том, что исполнители по всем сферам деятельности предприятия непо­средственно подчинены руководителю проекта, и это временная структура. Когда проект завершен, команда исполнителей распа­дается.

Блок-схемы структур, напоминающие решетку, называются матричными организационными структурами. При матричной орга­низации члены проектной группы подчиняются руководителю проекта и руководителям функциональных отделов, в которых они работают. Руководитель проекта обладает проектными полномо­чиями и отвечает за интеграцию всех видов деятельности и ресур­сов, относящихся к проекту.

В современных условиях получили распространение дивизиональные организационные структуры управления предприятиями. В соответствии с дивизиональной организационной структурой деление предприятия на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим реги­онам. Соответственно выделяют: продуктовую, организационную, ориентированную на потребителя структуры, структуру предприятия по территориальному принципу.

Линейные, функциональные и линейно-функциональные ор­ганизационные структуры управления предприятием называют бюрократическими, или механическими. Характерной их чертой является высокая централизация в управлении.

Проектные, матричные, дивизиональные организационные структуры управления называются адаптивными, или органичес­кими. Их можно быстро модифицировать в соответствии с изме­нениями окружающей среды и потребностями самих предприятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.