КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Спрос, предложение и цена. Эластичность
Раскрытие основных характеристик рыночной экономики невозможно без рассмотрения двух фундаментальных понятий: спроса и предложения. Категории спроса и предложения имеют важное значение, как на микро- так и на макроуровне. Их понимание способствует уяснению механизма образования цен и функционирования рыночного механизма в целом. Рассмотрим сначала спрос. Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определённой цене за определённый период времени. Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует связь: чем ниже цена товара, тем большее его количество готовы купить покупатели, тем выше спрос на товар. Обратную зависимость между ценой и спросом экономисты называют законом спроса. Графическое отображение спроса носит название кривой спроса. Обратная зависимость спроса и цены приводит к отрицательному наклону кривой (рис.1).
На спрос помимо цены данного товара влияют следующие факторы: 1. Цены на товары субституты (заменители). Например, бензин и газ. 2. Наличие товаров комплиментов (взаимодополняемых товаров).. Например, фотоаппарат и фотоплёнка, автомобиль и бензин и т. д. 3. Вкусы потребителей. 4. Ожидания потребителей. 5. Изменение денежных доходов населения. 6. Количество покупателей. Необходимо уяснить разницу между изменением величины спроса и изменением спроса. Изменение величины спроса происходит только под влиянием цены на данный товар, остальные же неценовые факторы не меняются. В этом случае происходит перемещение вдоль кривой спроса. При изменении неценовых факторов спроса (см. выше) меняется сам спрос; кривая спроса сдвигается вправо, если спрос увеличивается, и влево, если он уменьшается (рис.2А,Б).
Вторая характеристика рынка – предложение. Предложение – количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определённой цене за определённое время. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения: чем выше цена, тем больше производители предлагают к продаже товара (при прочих равных условиях). Графическим отображением функции предложения является кривая предложения (рис.3а)
На предложение, кроме цены производимого товара, влияют и другие факторы: 1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. 2. Уровень и характер технологии. 3. Величина налогов и субсидий. 4. Цены на другие товары. Изменение цен в других отраслях может привести к переливу ресурсов и уходу фирм, что уменьшит предложение товаров. 5. Количество производителей товара Изменение всех этих факторов ведёт к сдвигу кривой предложения вправо (ели предложение растёт) и влево, если предложение сужается. Величина же предложения зависит от цены данного товара, изменение которой означает изменение величины предложения и движение по кривой предложения (рис.3б).
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы (рис.4).
Равновесие достигается в точке Е при пересечении кривых S и Д (S=Д). В условиях свободной конкуренции цены на рынке выравниваются автоматически. Однако,2 деятельность монополий или вмешательство государства может нарушить рыночное равновесие. Государство, например, устанавливает верхний и нижний предел цен. Причём нижний предел цены – это искусственно завышенная цена, а верхний – это искусственно заниженная. Когда рыночная цена устанавливается выше равновесной, то образуются излишки и возникает и возникает неудовлетворённость продавцов. Установление цены ниже равновесной ведёт к образованию дефицита и неудовлетворённости покупателей. Пределом установления верхнего предела цены являются устанавливаемые государством ограничения на ж./д. тариф, электроэнергию и т. д. Разницу между ценой равновесия и установленной ценой государство оплачивает посредством субсидий производителям. Для фирмы важно знать не толь направление изменения равновесных величин, но и степень этого изменения. Такой анализ возможен с помощью понятия эластичности. Эластичность – в общем, виде – это процентное изменение функции к процентному изменению аргумента. Понятие эластичности применимо как к спросу, так и к предложению. Рассмотрим эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по цене – показывает относительное изменение объёма спроса под влиянием изменения цены на 1%. ЕРД – эластичность спроса по цене DQ/Q – процентное изменение объёма DР/Р – процентное изменение цены Берётся абсолютная величина коэффициента эластичности В зависимости от величины данного коэффициента различают спрос неэластичный (ЕРД <1), единичной эластичности (Е=1) и эластичный (ЕРД >1). Различают точечную, дуговую эластичность и перекрёстную эластичность. Точечная эластичность При расчёте показателя эластичности в различных ценовых интервалах пользуются формулой дуговой эластичности. Следует обратить внимание на взаимосвязь эластичности и общей выручки. На участке эластичного спроса рост объёма ведёт к росту общей выручки, а на участке неэластичного спроса к уменьшению выручки.
Эластичность спроса на один товар относительно цены другого называется перекрестной эластичностью. где а и в – товары Если ЕавД>0, то эти товары взаимозаменяемые. Если ЕавД<0, то эти товары взаимодополняемые. Для оценки эластичности спроса используется также коэффициент эластичности спроса по доходам: где Q – объём J – доход По величине этого показателя можно судить о том к какой категории относится данный товар. Если спрос растёт вместе с ростом доходов, то данный товар нормальный, если наоборот, то низший. Понятие эластичности применяется и для предложения. Эластичность предложения показывает связь между изменениями в ценах на товар и объемах его предложения. Для большинства товаров кривая предложения имеет положительный наклон, это значит, что ЕSP всегда положителен. Решающее значение для оценки эластичности предложения будет иметь временной интервал. В самый первый момент производители не смогут изменить предложение товара, поэтому предложение будет совершенно неэластичным. В следующий период (краткосрочный) за счёт изменения организации труда и количества нанимаемых рабочих фирмы смогут изменить объём предложения. В течение долгосрочного периода, когда вводятся дополнительные мощности, эластичность возрастает довольно значительно. Основные понятия: спрос, закон спроса, кривая спроса, эффект дохода, эффект замещения, взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, величина спроса, предложение, закон предложения кривая предложения, выручка, величина предложения, равновесная цена, нижний и верхний предел цены, эластичность, эластичность спроса по цене, эластичность предложения, точечная эластичность, дуговая эластичность, эластичность спроса по доходам, нормальный товар, низший товар.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |