Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Спрос, предложение и цена. Эластичность




Раскрытие основных характеристик рыночной экономики невозможно без рассмотрения двух фундаментальных понятий: спроса и предложения. Категории спроса и предложения имеют важное значение, как на микро- так и на макроуровне. Их понимание способствует уяснению механизма образования цен и функционирования рыночного механизма в целом.

Рассмотрим сначала спрос. Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определённой цене за определённый период времени. Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует связь: чем ниже цена товара, тем большее его количество готовы купить покупатели, тем выше спрос на товар. Обратную зависимость между ценой и спросом экономисты называют законом спроса. Графическое отображение спроса носит название кривой спроса. Обратная зависимость спроса и цены приводит к отрицательному наклону кривой (рис.1).

Рис. 1. График спроса. Р – цена; Q – величина спроса.

На спрос помимо цены данного товара влияют следующие факторы:

1. Цены на товары субституты (заменители). Например, бензин и газ.

2. Наличие товаров комплиментов (взаимодополняемых товаров).. Например, фотоаппарат и фотоплёнка, автомобиль и бензин и т. д.

3. Вкусы потребителей.

4. Ожидания потребителей.

5. Изменение денежных доходов населения.

6. Количество покупателей.

Необходимо уяснить разницу между изменением величины спроса и изменением спроса. Изменение величины спроса происходит только под влиянием цены на данный товар, остальные же неценовые факторы не меняются. В этом случае происходит перемещение вдоль кривой спроса.

При изменении неценовых факторов спроса (см. выше) меняется сам спрос; кривая спроса сдвигается вправо, если спрос увеличивается, и влево, если он уменьшается (рис.2А,Б).

Вторая характеристика рынка – предложение. Предложение – количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определённой цене за определённое время. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения: чем выше цена, тем больше производители предлагают к продаже товара (при прочих равных условиях). Графическим отображением функции предложения является кривая предложения (рис.3а)

 
  Рис.2а. Кривая спроса (изменение цены на товар приводит к перемещению по кривой). Рис.2б. Сдвиг кривой спроса при изменении неценовых факторов
 
Рис. 3а. График предложения, Р – цена; Q – величина предложения.  
       

 

На предложение, кроме цены производимого товара, влияют и другие факторы:

1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара.

2. Уровень и характер технологии.

3. Величина налогов и субсидий.

4. Цены на другие товары. Изменение цен в других отраслях может привести к переливу ресурсов и уходу фирм, что уменьшит предложение товаров.

5. Количество производителей товара

Изменение всех этих факторов ведёт к сдвигу кривой предложения вправо (ели предложение растёт) и влево, если предложение сужается. Величина же предложения зависит от цены данного товара, изменение которой означает изменение величины предложения и движение по кривой предложения (рис.3б).

 
  Рис. 3б Движение по кривой. Сдвиг кривой предложения при изменении неценовых факторов.
     

 

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы (рис.4).

 
Рис. 4. Равновесие на конкурентном рынке. Равновесие достигается в точке Е при пересечении кривых S и Д (S=Д). QE– равновесный объём; РЕ – равновесная цена.

 

Равновесие достигается в точке Е при пересечении кривых S и Д (S=Д).

В условиях свободной конкуренции цены на рынке выравниваются автоматически. Однако,2 деятельность монополий или вмешательство государства может нарушить рыночное равновесие. Государство, например, устанавливает верхний и нижний предел цен. Причём нижний предел цены – это искусственно завышенная цена, а верхний – это искусственно заниженная.

Когда рыночная цена устанавливается выше равновесной, то образуются излишки и возникает и возникает неудовлетворённость продавцов. Установление цены ниже равновесной ведёт к образованию дефицита и неудовлетворённости покупателей.

Пределом установления верхнего предела цены являются устанавливаемые государством ограничения на ж./д. тариф, электроэнергию и т. д. Разницу между ценой равновесия и установленной ценой государство оплачивает посредством субсидий производителям.

Для фирмы важно знать не толь направление изменения равновесных величин, но и степень этого изменения. Такой анализ возможен с помощью понятия эластичности.

Эластичность – в общем, виде – это процентное изменение функции к процентному изменению аргумента.

Понятие эластичности применимо как к спросу, так и к предложению.

Рассмотрим эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по цене – показывает относительное изменение объёма спроса под влиянием изменения цены на 1%.

ЕРД – эластичность спроса по цене

DQ/Q – процентное изменение объёма

DР/Р – процентное изменение цены

Берётся абсолютная величина коэффициента эластичности

В зависимости от величины данного коэффициента различают спрос неэластичный (ЕРД <1), единичной эластичности (Е=1) и эластичный (ЕРД >1).

Различают точечную, дуговую эластичность и перекрёстную эластичность.

Точечная эластичность

При расчёте показателя эластичности в различных ценовых интервалах пользуются формулой дуговой эластичности.

Следует обратить внимание на взаимосвязь эластичности и общей выручки. На участке эластичного спроса рост объёма ведёт к росту общей выручки, а на участке неэластичного спроса к уменьшению выручки.

Эластичность спроса на один товар относительно цены другого называется перекрестной эластичностью.

где а и в – товары

Если ЕавД>0, то эти товары взаимозаменяемые.

Если ЕавД<0, то эти товары взаимодополняемые.

Для оценки эластичности спроса используется также коэффициент эластичности спроса по доходам:

где Q – объём

J – доход

По величине этого показателя можно судить о том к какой категории относится данный товар. Если спрос растёт вместе с ростом доходов, то данный товар нормальный, если наоборот, то низший.

Понятие эластичности применяется и для предложения. Эластичность предложения показывает связь между изменениями в ценах на товар и объемах его предложения.

Для большинства товаров кривая предложения имеет положительный наклон, это значит, что ЕSP всегда положителен.

Решающее значение для оценки эластичности предложения будет иметь временной интервал. В самый первый момент производители не смогут изменить предложение товара, поэтому предложение будет совершенно неэластичным. В следующий период (краткосрочный) за счёт изменения организации труда и количества нанимаемых рабочих фирмы смогут изменить объём предложения. В течение долгосрочного периода, когда вводятся дополнительные мощности, эластичность возрастает довольно значительно.

Основные понятия: спрос, закон спроса, кривая спроса, эффект дохода, эффект замещения, взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, величина спроса, предложение, закон предложения кривая предложения, выручка, величина предложения, равновесная цена, нижний и верхний предел цены, эластичность, эластичность спроса по цене, эластичность предложения, точечная эластичность, дуговая эластичность, эластичность спроса по доходам, нормальный товар, низший товар.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.