Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Поведение потребителя в рыночной экономике




После рассмотрения теории спроса и предложения, студент должен иметь представление о том, как формируется потребительский спрос.

Покупатель приобретает товар потому, что он обладает для него полезностью. Полезность – это способность товара удовлетворить человеческую потребность.

Сумма полезностей всех приобретённых единиц называется общей полезностью(TU). Полезность, равная приращению общей полезности при увеличении потребления товара на одну дополнительную единицу называется предельной полезностью (MU). Дальнейшее приобретение товара увеличивает общую полезность, но предельная полезность каждой последующей единицы начинает уменьшаться. Эта зависимость предельной полезности от объема потребления получила название закона убывающей предельной полезности.

Можно ли измерить величину полезности? На этот счёт существуют две точки зрения. Кардиналисты, вводят единицу измерения предельной полезности – ютиль, и с её помощью оценивают предельную полезность. Ординалисты – полагают, что поскольку предельная полезность носит субъективный характер, то её невозможно измерить. Они предлагают вести порядковую величину, с помощью которой выяснить уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребностей.

Следует обратить внимание на то, что потребитель приобретая товары, стремится максимизировать общую полезность. Условием максимизации общей полезности является:

Р1…Рn – цены товаров,

МU1, МUn – предельные полезности

1, 2, … n – количество товаров

Экономический смысл равенства состоит в том, что обладая ограниченным бюджетом, покупатель должен распределить свои средства таким образом, чтобы полезность, полученная от использования последней денежной единицы, была одинакова для всех приобретаемых товаров.

Спрос потребителя формируется под влиянием его желаний и возможностей. Если исходить только из приоритетов в потреблении, то оказывается, что существуют различные комбинации товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Такая совокупность всех комбинаций, построенная графически, называется кривой безразличия (рис.5).

    В каждой точке покупатель будет иметь одинаковое удовлетворение потребностей.
Рис. 5. Кривая безразличия.

 

Каждая кривая безразличия, проведённая выше и правее исходной кривой безразличия, соответствует комбинации товаров X и Y, дающей потребителю более высокую степень удовлетворения его желаний (более высокую общую полезность).

Любая кривая безразличия, лежащая ниже исходной кривой, соответствует меньшему удовлетворению (меньшей общей полезности), чем исходная. Совокупность всех кривых безразличия для одного потребителя называется картой безразличия.

Увеличивая потребление одного товара, покупатель отказывается от части другого товара. Степень замещения товара Y товаром X при переходе из одной точки в другую можно замерить с помощью предельной нормы замещения (MRS).

MRS показывает от скольких единиц одного товара готов отказаться потребитель, чтобы увеличить потребление товара.

Величина MRS всегда отрицательна, т. е. в пределах одной и той же полезности изменение в соотношении потребляемых товаров приведёт к уменьшению потребления одного из них, чтобы приобрести дополнительное количество другого. Следовательно, кривая безразличия всегда имеет «нисходящий» вид.

Кривые безразличия выявляют предпочтения потребителя, а реальность покупки зависит от бюджетного ограничения.

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег:

где J – доход потребителя

X, Y – количество товаров

Р1, Р2 – их цены

Изменение бюджета потребителя приводит к параллельному сдвигу бюджетной линии. Вверх и вправо при увеличении бюджета и вниз и влево при его снижении.

Наложив бюджетное ограничение на кривую безразличия, можно определить то соотношение товаров X и Y, которое даёт максимальное удовлетворение потребителя от покупки (рис.6.). Это произойдет в точке Е, т.е. в точке касания бюджетной линии с кривой безразличия.

Рис. 6. График потребительского выбора.

 

Необходимо учитывать два отдельных эффекта, влияющих на величину потребительского спроса. Эффект дохода состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительного количества этого товара или какого-либо другого. Эффект замещения – при снижении цен на товары покупатель будет приобретать больше этих товаров, заменяя ими другие, которые относительно подорожают.

Основные понятия темы: полезность, общая полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, кривая безразличия, карта кривых безразличия, предельная норма замещения, бюджетное ограничение, равновесие потребителя, эффект дохода, эффект замещения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.