Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Губернская реформа 1775 года

После 1727 года местные государственные учреждения менялись незначительно. Вместе с тем, число губерний росло, что свидетельствовало о невозможности сделать провинцию основной территориально-административной единицей.

Еще при вступлении на престол, Екатерина II получила уже готовый проект реформ местного управления. Однако, лишив себя средств, позволявших определить степень общественной поддержки (хотя бы в дворянских кругах), императрица отложила его рассмотрения. К тому же было хорошо известно, что императрица ничего к этому проекту не имела.

Поначалу была проведена серия разрозненных частичных изменений, затронувших местные учреждения. Среди них наиболее важными стали:

1) введение единых штатов местных учреждений (унификация);

2) увеличение числа губерний;

3) возвышение роли губернаторов.

В совокупности эти меры получали название «малой административной реформы». На каждой привезенной депутатами, прежде всего дворянскими, в Уложенную комиссию и прошедшие на ее заседании в дискуссии обнаружили широкое недовольство помещиков состоянием местной власти.

1. Поместное дворянство, возвращаясь в свои имения, столкнулось с бюрократическим произволом, угрожавшим его имущественным интересам. Исходя из этого дворяне требовали предоставить им участие в местном управлении.

2. Все слои общества тяготились централизацией власти, постоянно сталкиваясь с необходимостью оканчивать дела в столице.

3. Есть основания предполагать, что Екатерина II, склонная болезненно относиться к неограниченности своей власти, видела угрозу для себя в лице каждого из немногих губернаторов, получавших в свое ведение огромные территории и значительное население.

4. Принято считать, что в верхах объясняли широкое разрастание социального движения 1770-х именно слабостью местных властей.

Все эти обстоятельства рассматриваются как предпосылки губернской реформы 1775 года

На 1 месте в екатерининской реформе оказалась реорганизация административно-территориального деления. Сохранялся статистико-демографический принцип, который со времен Петра имел почти исключительно налоговое значение.

Подобно Петру, Екатерина стремилась выровнять размеры налоговых поступлений от каждой губернии. Статья 1 и 17 косвенно подтверждают строительство местной власти по направлению сверху-вниз. Предпочтение, которое екатерининское Учреждение отдавало двухуровневому местному самоуправлению, и которое закрепилось на практике, очень скоро с начала 19 века стала дополняться. На протяжении 19 столетия неоднократно губернии объединялись в генерал-губернаторства и тем самым превращались в среднее звено управления.

Административная власть в губернии строилась следующими образом: высшим должностным лицом закон провозглашал губернатора, назначавшегося монархом и ответственного только перед ним. Губернатору предоставлялись широчайшие полномочия, что закреплялось подчинением ему всех полицейских властей. Именно на этом основании и с этого времени формировалось устойчивое представление о губернаторе как о «хозяине губернии».

Если Екатерина еще допускала различие между губернаторами, то в последующем они исчезли. В следствие этого монархи и губернаторы имели одинаковые отношения.

Вместе с тем, учреждение 1765 года снова повторяет законы Петра I? содержало в себе стремление соединить единоначалие губернатора с коллегиальностью. Об этом свидетельствует учреждения в губернии губернского правления, совместно с которым губернатору предписывалось готовить свои управленческие решения.

Законодатель пытался обеспечить независимость коллегиального начала, определяя в формальном отношении независимое от губернатора назначении членов губернского правления. Сходным образом финансовое управление принадлежало ведению вице-губернатора как заместителя главы губернии. Но даже закон ставил губернатора на высшую ступень местной власти. В результате на практике и коллегиальное управление, и отделение финансового управления от административного, достигались в ограниченной степени.

В уезде административная власть была сделана выборной там, где имелось представительное число дворян-землевладельцев – дворян-помещиков. И только финансовая власть формировалась по назначению.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие законодательства и права в России в середине 18 века | Предмет и метод статистики. Структура курса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.