Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дошкольников. Особенности развития речетворческой системы

Особенности развития речетворческой системы

 

1. Строение и функции периферического речетворческого аппарата.

2. Речевые отделы коры головного мозга.

3. Характеристика 1 и 2 сигнальных систем (по И.П. Павлову).

 

1. Развитие речи является результатом психической деятельности человека и сложного взаимодействия периферического речетворческого аппарата и центральной нервной системы.

Периферический речетворческий аппарат включает дыхательный, фонаторный и артикуляционный отделы.

Дыхательный отдел представляет энергетическую основу речи, обеспечивая речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы. Легкие обеспечивают определенное давление воздуха, необходимое для работы голосовых связок, изменения модуляции голоса.

Анатомические и функциональные особенности периферического речевого аппарата не являются зрелыми с рождения ребенка и достигают зрелого уровня в процессе общесоматического, полового и нервно-психического развития. Устная речь начинает формироваться с появления голоса. Крик ребенка в первые дни жизни характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. Постепенно у ребенка развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает формирование речевого дыхания. В возрасте трех лет эти механизмы находятся в стадии начального становления. Ребенок может произносить отдельные слова или фразы в любую фазу дыхания (на вдохе, на выдохе, в паузу между ними). Это выражается внешне в «захлебывании» речью, прерывании фразы посередине, ослаблении силы и выразительности голоса. К 5-6 годам «сбои» речевого дыхания наблюдаются при произнесении детьми сложных фраз, при этом увеличивается количество и длительность пауз, связанных с лексико-грамматическим оформлением высказывания. Взаимодействие дыхания и артикуляции легко нарушается при усложнении речевой задачи, т.е. речедвигательный акт в целом недостаточно автоматизирован. Становление речевого дыхания завершается у детей лишь к десяти годам.

Фонаторный отдел представлен гортанью и голосовыми складками. При фонации голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные движения, которые порождают звуковые волны. Тон голоса модулируется системой резонаторов, к которым относятся глотка, полости рта и носа с придаточными пазухами и лобная полость.

Вскоре после рождения крик ребенка приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. В крике ребенка формируются первые интонации, которые, впоследствии, закрепляются как сигнал недовольства. Интонационное разнообразие крика ребенка свидетельствует о том, что у него начинает формироваться функция общения. К 2-3 месяцам появляются голосовые реакции – гуление. С помощью гуления ребенок выражает не только отрицательные эмоции, но и радость, эмоциональное благополучие. Постепенно голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги и постепенно формируется механизм слогообразования - лепет. В первом полугодии жизни идет отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов. На позднем этапе лепета в 10-12 месяцев дети воспроизводят наиболее типичные характеристики ритма родного языка. Первые слова ребенок произносит воспроизводя их общий звуковой облик. Фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а скачками. Развитие фонетической системы языка идет вслед за появлением слов и требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики. Для фразовой речи второго года жизни характерно произношение в утвердительной форме. Ребенок еще плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Только к 5-и годам появляется шепотная речь.

В артикуляционный отдел входят полость рта, нижняя челюсть, язык, губы, глотка и мягкое небо. Основную роль в произнесении речевых звуков играют мышцы языка. Кроме него, в артикуляторном акте принимают участие мышцы губ и щек, мышцы шеи, поднимающие нижнюю челюсть. Артикуляцией называется работа периферических органов речи по воспроизведению звуков.

Первые звуки, которые напоминают речевые можно различить у ребенка в период гуления в 2-3 месяца. Обычно это наиболее легкие для артикулирования гласные (а, о, у, э), губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания. После 8-и месяцев постепенно звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, начинают угасать. Благодаря развитию у ребенка собственной речевой памяти и слуховым обратным связям формируется фонетическая система родного языка. Звуки появляются в речи детей последовательно: взрывные, щелевые, африкативные. Формирующиеся речевые звуки очень неустойчивы, легко искажаются при возбуждении или переутомлении. Длительность произнесения безударных гласных значительно редуцируется. Интенсивно развивается звукопроизношение на основе фонематического восприятия после трех лет. К пяти годам звуковая сторона речи формируется полностью.

2. Нервная система, обеспечивающая работу речевого аппарата, состоит из центральной (кора головного мозга) и периферической частей. Периферические нервы отвечают за движения мышц речевого аппарата.

Центральная часть нервной системы состоит из нескольких отделов, тесно взаимодействующих между собой. В процессе онтогенеза у человека формируются особые структуры коры больших полушарий, функция которых обеспечивает речевой акт.

Основные зоны коры головного мозга, обеспечивающие речевые функции, названы по фамилии открывших и исследовавших их ученых. В левом полушарии (в основном у правшей), в височной области расположена зона П. Брока, функцией которой является реализация двигательной стороны речи. На заднем участке височной извилины расположена зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. Составляя карту речевых зон, канадский нейрохирург У. Пенфилд описал дополнительную речевую зону в левом полушарии, являющуюся «картотекой» звуковых образов.

Многочисленные современные исследования свидетельствуют о том, что организация речи осуществляется при взаимодействии двух полушарий. У человека имеются биологические отличия в организации и функционировании полушарий мозга, которые явно выражаются у левшей и правшей и создают предпосылки к детерминации когнитивных процессов.

С деятельностью правого полушария связывают регулирование активности речевых центров левого полушария, обеспечение речевого слуха, интонационные характеристики речи, конкретность и предметность высказываний.

Речевые центры левого полушария контролируют языковые уровни овладения речью: правильность звукопроизношения, морфологический механизм словообразования, синтаксическое структурирование высказывания, кратковременную и долговременную словесную память.

Речевые центры коры головного мозга ребенка отличаются незрелостью. Разделение коры головного мозга на слои, и созревание нервных клеток завершается к двум годам и совершенствуется в течение 10-15 лет.

3. Основа вопроса о материальных средствах преобразования мысли в речь – учение И.П. Павлова о процессах анализа и синтеза в анализаторах, в число которых входит внутренний (речедвигательный) анализатор. И.П. Павлов выделил две системы сигналов, поступающих в кору головного мозга: 1-я сигнальная система – система первичных сигналов, идущих непосредственно от рецепторов, 2-я сигнальная система – система вторичных сигналов (речевых), проходящих в определенный отдел коры головного мозга через промежуточные отделы нервной системы. Речевые системы ученый называл системой «сигналов сигналов».

Наиболее важной чертой 2-ой системы является способность к высокой степени обобщения и абстрагирования от конкретных образов. Для взрослых людей характерно функциональное преобладание 2-ой сигнальной системы, характер ее взаимодействия с 1-ой может варьироваться. Тип людей со сравнительной слабостью 1 сигнальной системы характеризуется слабостью непосредственного восприятия, бедностью и скудостью ощущений. Это тип мыслительный. Другой тип – художественный, отличает живое, яркое восприятие. Дети дошкольного возраста относятся именно к художественному типу восприятия. Это проявляется в речи – она очень эмоциональна, экспрессивна, часто сопровождается интенсивно выраженной мимикой, жестами.

У детей 3-4-х лет отрицательно индукционное (тормозящее) влияние с 1-ой сигнальной системы на 2-ю в 3 раза сильнее, чем со 2-ой на 1-ю. В этом возрасте выработка устойчивого словесного сигнала требует около 50% условных классических связей, то есть словесные сигналы очень тесно связаны с конкретными образами. Критическим периодом для развития 1-ой сигнальной системы является возраст до 3-х лет, для 2-ой – с 2,5 до 5 лет. Основа речи (вторая сигнальная система) базируется на системе импульсов, поступающих в корковую часть речедвигательного аппарата от речевых эффекторов. Основываясь на рефлекторной теории И.П. Павлова, Н.И. Жинкин выделяет 2 звена механизма речи. Первое звено включает отбор по нормам языка элементов для составления слова (при воспроизводстве это отбор речедвижений, при приеме речи – различение элементов воспринимаемого слова и узнавание его). Второе звено – отбор слов для сообщения. Возраст детей от 2-х до 4-х лет характеризуется становлением и взаимодействием этих двух звеньев, их взаимозависимостью. Речедвижения являются начальным этапом всего механизма речи (И.П. Павлов), следовательно, местом накопления и образования слов является речедвигательный анализатор (Н.И. Жинкин). Слуховой анализатор лишь контролирует способ образования слов.

Знание педагогом строения и функций периферического речетворческого аппарата, особенностей речевых отделов коры головного мозга и механизмов воспроизводства и восприятия речи позволяет грамотно, с учетом развития физиологических особенностей, спланировать работу по развитию речи детей.

 

Литература:

1. Белякова, Л.И. Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – стр. 7-19

2. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин // Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия / авт. сост. В.К. Радзиховская, А.П. Кирьянов, Т.А. Пекешева и др.; Под общ. ред. В.К. Радзиховской. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психолого-педагогических наук | Формирование речевой деятельности в онтогенезе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.