Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературных произведений

Читайте также:
  1. L Провозглашалась правовая охрана произведений с момента их возникновения.
  2. L ТРИПС регулирует вопросы правовой охраны произведений, созданных с применением новых технологий, а также новейшие способы использования произведений.
  3. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений
  4. Виды произведений
  5. ВИДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
  6. Готовление и распространение копий экземпляров произведений и
  7. Лекция 1. Особенности перевода поэтических произведений.
  8. Метод произведений для вычисления выборочных средней и дисперсии
  9. Отдельных статей и малообъемных произведений библиотека-
  10. Свободное использование, воспроизведение и запись произведений
  11. Случаи свободного использования произведений, а также объектов смежных прав без выплаты вознаграждения

Методика обучения дошкольников пересказу

 

1. Литературное произведение как словесная основа для обучения детей рассказыванию.

2. Требования к подбору произведений для обучения пересказу.

3. Методы и приемы обучения дошкольников пересказу.

4. Структура и содержание занятий по обучению детей пересказу литературных произведений.

 

1. Обучение дошкольников рассказыванию на словесной основе опирается на готовый текст, который педагог излагает детям. В качестве словесной основы может использоваться дидактический рассказ воспитателя или чаще литературное произведение. Готовый текст является, по сути, образцом рассказа для детей и основным видом детского рассказа будет пересказ данного текста. В практике работы детского сада большое распространение получило именно обучение детей пересказу произведений художественной литературы.

Знакомясь с произведением художественной литературы, дети усваивают не только идею и содержание, но и структуру, форму текста. Выразительно рассказанное или прочитанное произведение оказывает на ребенка сильное эмоциональное впечатление, активизирует речевые высказывания. Дети хорошо запоминают небольшие по объему сказки с повторяющимися действиями «Колобок», «Теремок», «Репка» и уже в младшем дошкольном возрасте могут рассказывать их почти дословно. Так дошкольники учатся строить предложения и связывать их между собой, пользуясь разными видами межфразовой связи. Из сказок дети также заимствуют традиционные выражения для обозначения начала или концовки рассказа. Например, «жили-были», «в некотором царстве», «и стали они жить-поживать и добра наживать», «вот и сказке конец, а кто слушал – молодец». Таким образом, литературное произведение помогает ребенку овладеть монологической речью, способствует развитию таких качеств связной речи как содержательность, последовательность, грамматическая и лексическая правильность, выразительность.

Пересказ – это творческое воспроизведение литературного произведения близко к тексту. Психологической основой обучения детей пересказу является опора на сознательное запоминание дошкольниками текста. Особенности осознания детьми содержания и формы литературного произведения связаны с пониманием главной идей, художественных образов. Дошкольники очень эмоционально воспринимают рассказы и особенно сказки, они легко «входят» в сюжетную ситуацию, могут представить себя на месте героя. Это помогает детям пересказывать сюжетную цепочку, предавать диалог героев. Вместе с тем, при пересказе у дошкольников наблюдается ряд трудностей:

- дети хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст;



- дети подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку;

- если в тексте есть много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;

- дети не могут передать диалог героев с помощью косвенной речи.

Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. В зависимости от возрастной группы пред детьми ставятся разные задачи. Так в младшей группе необходимо первоначально научить детей целостному восприятию текста. Важно приучить детей слушать текст от начала до конца. В процессе рассказывания воспитатель не должен прерываться, останавливаться, рассматривать с детьми иллюстрации или комментировать текст. Малыши должны научиться следить за развитием сюжета, сочувствовать героям. В последующей после чтения беседе воспитатель подводит детей к воспроизведению текста. Дети овладевают совместным пересказом литературного произведения вместе с педагогом.

В среднем дошкольном возрасте ставиться задача – научить детей самостоятельно пересказывать сначала хорошо знакомые, а затем и новые произведения художественной литературы. При этом дети учатся передавать последовательно развитие сюжета, диалог героев. Приучают дошкольников ориентироваться на слушателей и слушать рассказы сверстников.

Детей старшего дошкольного возраста обучают связному, последовательному, выразительному пересказу литературного текста без помощи взрослого. Старшие дошкольники уже могут оценивать рассказы своих сверстников, отмечать их лучшие стороны и недостатки.

Обучение детей пересказу – это одна из важнейших задач развития связной монологической речи. Она решается на специальных речевых занятиях в комплексе с другими речевыми задачами (развитие словаря, формирование грамматического строя речи). Часто в конспектах занятий для детей обучение пересказу обозначено как тема занятия. Это методически неверно, так как тема занятия должна отражать содержание, а не дидактическую задачу или вид детского рассказа.

2. Для успешного проведения занятий по обучению детей пересказу текстов важно правильно подобрать литературное произведение. Текст для пересказа выбирается из программы рекомендованных для дошкольников произведений художественной литературы. Выбор текста обусловлен возрастными особенностями восприятия детьми произведений художественной литературы и монологической речи педагога, а так же уровнем речевых умений и навыков детей, целями и задачами развития связной речи.

Для первого этапа обучения в младшей группе рекомендуется брать хорошо знакомые детям сказки с несложным сюжетом. В основе сюжета как правило лежит повторение одного действия, которое совершают разные герои. Например, «Курочка Ряба», «Колобок». Диалоги в таких сказках простые, часто состоят из одной-двух реплик, которые повторяют герои. Воспроизведение повторяющихся действий способствует формированию у детей определенного типа предложения. Запоминание последовательности появления героев развивает логичность, последовательность изложения, вырабатывает у малышей умение следить за развитием сюжета.

Развитие навыков диалогической речи и элементов монолога в среднем дошкольном возрасте позволяет использовать для пересказа ранее незнакомые литературные произведения, которые впервые читают детям непосредственно на занятии по обучению пересказу. Это могут быть небольшие по объему сказки о животных. Например, «Три медведя», «Маша и медведь». А так же сюжетные рассказы, по содержанию близкие опыту ребенка. Рассказы К.Д. Ушинского «Умей обождать», Л.Н. Толстого «Пожар», «Косточка». В них должны хорошо определяться основные структурные компоненты текста: начало, середина, конец.

Старшим дошкольникам доступны для обучения пересказу не только сюжетные, но и описательные рассказы. Сказки, которые учатся пересказывать дети, включают разнообразные диалоги героев, волшебные превращения («Гуси-лебеди», «Заяц-хваста»). Рассказы могут быть на нравственно-этические темы. Например, Л.Н. Толстого «Два товарища», В.А. Осеевой «Волшебное слово». А также используются рассказы-описания о природе. Знакомые детям природные объекты и явления в них представлены ярко, образно, что вызывает у детей желание рассказать о них словами автора. Это, например, такие рассказы, как «Медвежата» Е.И. Чарушина, «Золотой луг» М.М. Пришвина. В старшем дошкольном возрасте для обучения пересказу применяют и тексты, составленные педагогом: сообщения бытового характера (Наши помощники), рассказы о природе и жизни детей в детском саду (Аквариумные рыбки).

Таким образом, дети обучаются пересказывать произведения разных жанров, различные по типу и содержанию, что способствует развитию навыков связной монологической речи.

3. Методика обучения детей пересказу художественных произведений основывается на анализе текста. Прежде всего, детей знакомят с литературным произведением. Педагог должен рассказывать сказки и рассказы, которые затем дети будут пересказывать, близко к тексту, пользуясь авторскими словами и выражениями. Поэтому таким к занятиям необходимо готовиться заранее. При этом важно обозначить речевую деятельность: «Сейчас я вам расскажу сказку», «Послушайте пересказ рассказа». Так дети с младшего дошкольного возраста приучаются к осознанному воспроизведению текста, ориентируясь на свободное владение им воспитателем. Немаловажное значение имеет выразительность речи и мимики педагога, которая тоже является предметом подражания для детей.

Основным методом анализа литературного произведения является беседапо содержанию. Очень важен момент перехода от рассказывания к беседе, здесь необходимо поддержать тот эмоциональный настрой, который вызван у детей содержанием прослушанного текста. Можно спросить: Понравилась вам эта сказка? Что вам было особенно интересно? Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ? Вопросы являются главным приемом беседы, но не следует забывать, что беседа – это на опрос, а доверительный разговор, обмен мнениями, чувствами. Воспитатель должен выражать свое отношение к содержанию, поступкам героев и стимулировать вопросы детей по тексту: Что вам было непонятно? Что бы вы хотели узнать? Почему вы смеялись?

Вопросы педагога по содержанию призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. Хорошо, если вопрос сформулирован таким образом, что отвечая, ребенок будет использовать слова и фразы из текста. Вопросы должны быть разнообразными по форме и содержанию. По форме выделяют следующие типы вопросов:

- подсказывающие вопросы, в которых уже содержится ответ, типа «Посадил дед репку?»;

- наводящие вопросы;

- прямые вопросы, ответ на которые дается близко к тексту (Что сказал волк козлятам?);

- косвенные вопросы, на которые можно дать насколько правильных вариантов ответа, например «Кого встретил Колобок?»;

- проблемно-поисковые вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей, мотивов поступков героев (Почему волк первый пришел к домику бабушки?);

- вопросы-указания (Скажи, каким голосом говорил медведь-папа Михаил Потапович?);

- цепочка вопросов (Сначала расскажи, как испекла баба Колобок, потом кого встретил Колобок в лесу, и затем, чем закончилась сказка?).

Для детей младшего возраста чаще используют подсказывающие и наводящие вопросы. В среднем и старшем дошкольном возрасте можно формулировать проблемно-поисковые вопросы, вопросы-указания, цепочку вопросов. Прямые и косвенные вопросы применяются во всех возрастных группах.

По содержанию различают вопросы, направленные на анализ сюжета (Кого первым встретил Колобок?), на характеристику героев (Какой Заяц в этой сказке?), на выявление жанровых особенностей произведения (Это сказка или рассказ?), на раскрытие образности языка произведения (Почему луг с одуванчиками называется «золотым»?).

Кроме вопросов в беседе используется ряд приемов, помогающих детям запомнить текст, подготовиться к пересказу. Элементы драматизации позволяют детям углубить отношение к героям, прочувствовать их настроение. Например, можно предложить детям представить, как волк стучал в домик с козлятами, часть детей изображают козлят, а один ребенок волка. Прием словесного рисунка способствует развитию воображения детей, формированию связной монологической речи. Это может быть портрет героя (описать, как выглядела Красная шапочка) или зарисовка места действия (в каком лесу заблудилась Машенька). Инсценировка диалога героев развивает выразительность речи детей, умение осознанно менять качества голоса в зависимости от характерных особенностей персонажей. Разновидностью этого приема является воображаемый диалог с героем. Обращение ребенка к литературному персонажу и предполагаемый ответ стимулирует словесное выражение ребенка к художественному образу, раскрепощает ребенка. Оценка поступков героев, адресованная непосредственно самому герою, более эмоциональна, осознанна и мотивированна.

Для углубления восприятия детьми литературного произведения используются наглядные средства (иллюстрации, игрушки, предметы, модели и схемы). Рассматривание иллюстрации после чтения или рассказывания литературного произведения помогает детям глубже пережить эмоции, связанные с содержанием. На основе иллюстрации можно предложить детям пересказать эпизод из текста, который изображен или описать героев. По иллюстрации так же задают вопросы, подготавливающие детей к пересказу литературного произведения.

В разных возрастных группах дети овладевают разными видами пересказа литературного произведения. В младшем дошкольном возрасте дети учатся составлять совместный пересказ сказки с воспитателем. В среднем дошкольном возрасте детей обучают самостоятельному пересказу текста от начала до конца. Для старших дошкольников доступны такие виды пересказа как по частям, по ролям, игры-инсценировки и игры-драматизации.

4. Занятия по обучению детей пересказу текстов начинают проводить со 2-ой младшей группы.

Структура занятия традиционно включает три части. В первой части необходимо заинтересовать детей темой литературного произведения, подготовить их к эмоциональному восприятию текста. Для этого используется вводная беседа. В такой беседе можно применять обращение к личному опыту детей, связь с литературными произведениями с такими же героями или аналогичным сюжетом, загадки о героях, пословицы или поговорки, отражающие основную идею. Далее следует изложение педагогом текста для пересказа.

Во второй (основной) части занятия проводится беседа по содержанию, направленная на подготовку детей к пересказу произведения. В младшей группе после беседы по содержанию можно приступить к совместному пересказу хорошо знакомой детям сказки. Воспитатель начинает рассказывать, а дети заканчивают. Используется прием незаконченного предложения с интонацией завершения. Например: «Посади дед…репку. Выросла репка… большая-пребольшая». После беседы по произведению в средней и старшей группе рекомендуется еще раз рассказать детям текст. Для усиления осознанного восприятия произведения дошкольниками следует перед повторением текста дать детям установку на запоминание: «Послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить». Затем детям предлагают пересказать текст, здесь важно мотивировать речевую деятельность детей, а так же уточнить вид пересказа. Если в старших группах используется пересказ по частям или по ролям необходимо договориться с детьми кто, какую часть текста пересказывает, или какую роль исполняет. Во время пересказа произведения детьми педагог должен по возможности не прерывать речь ребенка, подсказывать в случае необходимости. Следует формировать культуру слушанья у сверстников и ориентировку на слушателей у рассказчиков. Обычно во время занятия текст пересказывают 2-4 раза, с остальными детьми необходимо обязательно пересказать это произведение в свободное от занятий время в процессе индивидуальной работы в течение одного-двух дней.

В третьей части занятия воспитатель анализирует пересказы детей, при этом обращает внимание на содержание и речевую форму детских высказываний. В старшем дошкольном возрасте к анализу привлекают самих детей. В конце занятия можно провести игру или игровое упражнение на обобщение темы занятия или закрепление речевых умений.

Рекомендуется закреплять навыки пересказа у детей в играх-инсценировках и играх-драматизациях по содержанию литературных произведений.

 

Литература:

1. Дубініна, Дз. М. Масіацка-маўленчае развіццё дашкольнікаў / Дз.М. Дубініна. – Мінск. : «Адукация i выхаванне», 2007. – 220 с.

2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Мінск. : «Адукация i выхаванне», 2003. – 144 с.

3. Танникова, Е.Б. Выдумываем сказку / Е.Б. Танникова // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 6. – С. 69

4. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рассказов по картинам | Дошкольников творческому рассказыванию

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2222; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.