КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дошкольников творческому рассказыванию
Психолого-педагогические основы обучения
1. Особенности развития детского словесного творчества. 2. Виды и варианты творческих рассказов детей.
1. Сочинение рассказов и сказок требует от детей осмысления содержания и формы текста, установления связей между элементами сюжета и частями повествования. Речевое творчество опирается на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления. Творческое рассказывание – процесс самостоятельного придумывания детьми рассказа или сказки с самостоятельно созданными образами и ситуациями, с логически построенным, естественно развивающимся сюжетом, облеченным в словесную форму, соответствующую содержанию. В теории и методике развития речи творческое рассказывание рассматривается как средство умственного развития, формирования способности логично и последовательно излагать мысли (Е.И. Тихеева), основная форма работы по развитию выразительности речи (Е.А. Флерина), наивысшая точка развития связной речи (Э.П. Короткова). Характерными признаками творческого рассказывания дошкольников являются: - увлеченность самой деятельностью, умение видоизменять, комбинировать имеющиеся представления, создавать на их основе новые образы и ситуации; - умение представлять последовательность развития событий, устанавливать связь между отдельными событиями; - умение использовать для создания образов соответствующие языковые средства; - самостоятельность, вариативность, то есть умение придумывать несколько вариантов на одну и ту же тему. В качестве критериев оценки сочинений детей определяют: - использование собственного опыта при создании новых образов; - умение рассказать о событии последовательно, показать взаимоотношения героев, мотивировать их поступки; - композиционную завершенность сочинения (логичность, последовательность, связность); - художественную выразительность (образность, яркость, живописность, оригинальность). Для организации эффективного обучения детей творческому сочинению необходим ряд педагогических условий: - осознание педагогами философских, педагогических и психологических аспектов речевого творчества, понимание развития речевого творчества как цели; - опора на мотивы и потребности детей; - обмен результатами творчества на основе диалога между взрослым и ребенком; - систематическое педагогическое руководство детским речевым творчеством (обогащение опыта ребенка, в том числе литературного, знакомство детей с композиционными особенностями литературных произведений разных жанров, учет этапов развития детского творчества; разнообразие содержания, форм, методов и приемов развития речевого творчества, развитие творческой активности и самостоятельности детей). Развитие детского речевого творчества проходит ряд этапов. А.Е. Шибицкая выделяет три основных этапа: 1) воспитание интереса к литературе (создание запаса известных произведений, тем, идей, содержания, образов); 2) усвоение способов художественного изображения, творческих речевых действий; 3) самостоятельное сочинение. В основу выделения данных этапов развития детского речевого творчества положено содержание организации образовательной работы с детьми по развитию речевого творчества. Кроме того, трехэтапное развитие детского речевого творчества согласуется с современными подходами к определению этапов развития детского творчества в целом. 2. В теории и методике развития речи выделяют разнообразные виды и варианты детских творческих сочинений, что свидетельствует о широких возможностях взаимодействия педагога и ребенка в процессе речевого творчества. Основные виды творческих сочинений предлагает Л.А. Фомичева: 1) Творческое сочинение по картине. Картина является отправной точкой для сочинений детей. Ребенку предлагают составить рассказ о том, что произошло до момента, изображенного на картине или после него. Интересный прием рекомендовала Е.И. Тихеева – прием «вхождения в картину». Дети представляют себя на месте изображения в картине или одним из персонажей картины. При помощи приема олицетворения можно предложить детям «оживить» любой предмет на картине и рассказать о том, как он попал на это место, где был раньше, кто его сделал и т.д. 2) Контаминация на темы литературных произведений. В основе данного типа сочинения лежит склонность детей представлять себя на месте любимых героев. Дети усовершенствуют черты характера героев, исправляют их ошибки, изменяют сюжет в пользу героев. 3) Свободное сочинение сказок и рассказов без опоры на наглядные или словесные средства предлагают детям тогда, когда они уже освоили основные приемы сочинения. Подчеркивает единство интеллектуального и мотивационного компонентов в творческой речевой деятельности Л.М. Ворошнина. Она выделяет следующие варианты сочинений детей: - Творческое сочинение по теме. Тему может назвать сам педагог или придумать дети. Тема должна быть интересной, вызывать эмоциональный отклик у дошкольников, побуждать их к речевым высказываниям. - Сочинение с опорой на литературные произведения. Детям предлагают либо поменять в произведении героев и оставить знакомый сюжет, либо наоборот – придумать новый сюжет с уже известными героями. - Сочинение сюжетной сказки по пейзажной картине. Этот оригинальный вариант сочинения дает детям опору на наглядность, вместе с тем, детям сложно соединить художественный образ природы и словесное творчество. Используя прием олицетворения, дошкольники сочиняют сказки о деревьях, о животных, изображенных на картине. На основе текста знакомой детям сказки можно предложить творческие задания на основе экспериментирования с художественным образом: - рассказывание сказки от имени героя с учетом особенностей его характера, взаимоотношений с другими персонажами; - «герои среди нас», рассказать о том, как персонажи будут вести себя и действовать в современной обстановке и реагировать на все происходящее в соответствии со своим характером (это задание носит юмористический, даже пародийный характер); - продолжение истории, рассказ о том, как сложится дальнейшая судьба героя, домысливание его последующей деятельности в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке (задание рассчитано на способность ребенка вживаться в образ). В теории и методике дошкольного образования изучался и такой вид речевого творчества, как сочинение детьми малых жанров – загадок, небылиц, пословиц, поговорок и пр. (А.П. Илькова, М.В. Фадеева и др.). Исследователями доказано влияние небыличных форм фольклора на развитие речи, творческих речевых способностей, креативности детей 7-го года жизни, определены этапы ознакомления детей с жанровыми особенностями небыличных текстов и обучения сочинению малых жанров. А.П. Илькова предложила этапы включения пословиц и поговорок в систему речевой работы с детьми старшего дошкольного возраста: расширение представлений о фольклорных жанрах; формирование понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками; использование пословиц в разных видах деятельности; определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи. М.В. Фадеева на примере небыличных текстов выявила особенности детских сочинений: близость их тематики фольклорным текстам; творческая вариативность сюжетов; заданность комизма (нарушение причинно-следственных, временных и других связей); создание комических ситуаций за счет использования межстилевой лексики и образных средств языка (эпитеты, сравнения); заимствование персонажей из знакомых текстов; использование традиционных зачинов и финалов, несущих основную семантическую нагрузку; четкая ритмическая организация сочинений. На возможности использования для развития речевого творчества дошкольников сказок указывали многие педагоги (Л.А. Колунова, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, Л.Я. Панкратова, Л.В. Танина и др.). В частности, было доказано, что значительное влияние на развитие мышления, воображения, творческих, сценических способностей в разных видах художественной деятельности, повышение уровня речевого творчества оказывает использование при сочинении сказок приема контаминации знакомых литературных сюжетов, ориентация детей на употребление смысловых оттенков слова.
Литература: 1. Любина, Г.А. Развитие речи дошкольников в общении: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Минск.: Нар. асвета, 1999. – 223 с. 2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Мінск.: “Адукация i выхаванне», 2003. – 144 с. 3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |