Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления в исламе: хариджиты, мурджииты, мутазилиты и суфии




 

1. Становление секты хариджитов

2. Мурджииты

3. Мутазилиты

4. Оформление суфийской традиции

 

1. Становление секты хариджитов

 

Хариджиты, т.е. «отколовшиеся» – третья крупнейшая секта в исламе, появившаяся в результате раскола лагеря Али. Когда четвертый праведный халиф согласился в битве при Сиффине (657 г.) на третейский суд с Муавийей, часть войска Али, в основном из племени Тамим, осудила действия своего начальника и удалилась в расположенный на Нарванском канале город Харура. Они стали агитировать против Али и нападать на его территории. Когда попытки переговоров с хариджитами ни к чему не привели, 7 июля 658 г. Али вынужден был с ними сразиться. В конце января 661 г. Али был убит хариджитом в мечети Куфы.

Первоначально хариджиты проповедовали равенство всех мусульман, независимо от племени и расы. Поэтому неудивительно, что они в дальнейшем пользовались поддержкой мавали – мусульман неарабского происхождения. Тем не менее, многие ранние хариджиты происходили из бедуинской среды, а также из южноаравийских племен, противостоящих гегемонии северных арабов и их запрету на ведение арабами сельского хозяйства.

Самые известные хариджитские секты – азракиты, суфриты и ибадиты. Азракиты исключили из ислама всех мусульман, которые не были с ними связаны. Они убивали своих врагов, включая женщин и детей. В 684 г. азракиты покинули остальных хариджитов и направились воевать в Южный Ирак и Иран, где нашли свою погибель.

Суфриты также считали остальных мусульман политеистами, но допускали возможность перемирия с ними. После того, как их попытки укрепиться на Востоке халифата в конце правления Омейядов провалились, суфриты перебрались в Северную Африку и основали в Северном Марокко имамат (династия Идрисидов). Как и остальные хариджиты, они занимались торговлей.

Ибадиты – самая мирная, дожившая до современности хариджитская секта. Они приняли положение о том, что остальные мусульмане являются неверующими, но многобожниками их не считали и допускали мирное сосуществование с остальными исламскими сектами.

Целью ибадитов было создание пан-исламского ибадитского государства. Обосновавшись изначально в Басре, они посылали оттуда с проповедями своего учения миссионеров, которые, если представлялся случай, назначали в провинциях своих имамов. Как и шииты-зайдиты, с которыми они контактировали, ибадиты допускали одновременное существование нескольких имамов. Под руководством имамов Рустами персидского происхождения, правивших в Центральном Алжире (Тахарте) с 760 по 909 гг., ибадиты обратили в свою веру много берберских племен от Триполитании до Морокко.

 

2. Мурджииты

 

Мурджиа – «откладывание». Это общее название последователей разных догматических школ, которые откладывали суждение о состоянии человека в этом мире. Они ставили деяние после веры. Ранние мусульманские доксографы выделяли несколько главных религиозно-политических группировок и среди первых непременно упоминаются мурджииты. Первые мурджииты представляли собой религиозно-политическую группировку, отличавшуюся в целом лояльным отношением к Омейядам.

Некоторые мусульманские доксографы называли мурджиитами многочисленную категорию людей (бывшие приверженцы Али б. Аби Талиба, Талхи, аз-Зубайра, Муавийи и др.), по разным соображениям признавших верховную власть Муавийи.

 

3. Мутазилиты

 

Мутазилиты – «обособившиеся», «отделившиеся», представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII — IX вв. По преданию, М. получили свое наименование в связи с «обособлением» от кружка ал-Хасана ял-Басри (ум. в 728 г.) в Басре его учеников Басила б. Ата (ум. в 748 г.) и Амра б. Убайда (ум. в 761 г.).

Мутазилиты выработали учение о пяти корнях, сердцевиной которого являлось «учение о срединном состоянии». В период правления Аббасидов были предприняты попытки сделать учение мутазилитов государственной идеологией.

 

4. Оформление суфийской традиции

 

Суфизмом принято называть мистическое направление в исламе, которое занимается поиском божественной любви и знания через индивидуальный опыт человека. Термин суфизм был введен в европейский обиход немецким протестантским пастором Ф.А. Деофидусом Толуком в 1821 г. Слово суфизм происходит от арабского термина «тасаввуф», означающего предположительно человека, «одетого в шерстяное одеяние». На формирование суфизма оказали влияние христианство, пантеизм и неоплатонизм, персидская, индуистская и буддийская философии.

Истоки мистического ислама прослеживаются в мусульманском аскетизме VII - VIII вв., направленном против роскоши омейядских правителей.

Уже на раннем этапе своего становления проявилась тяга суфиев к выходу за нормативные рамки ислама. Жизнь согласно шариату – мусульманскому закону, – рассматривалась ими лишь как начальная ступень движения человека к Богу. Следующим этапом суфии объявили следование тарикой, т.е. путем, который должен привести их к цели человеческого существования – познанию божественной истины (хакике) и жизни в ней. Основанное на интуиции внутреннее знание (марифа) противопоставлялось ими рациональным методам официальной теологии.

Апогеем противостояния суфиев мусульманским улемам явились жизнь и деятельность Абу Йазида ал-Бистами (Баязид) (ум. 848 или 875 г.) и Хусейна бин-Мансура, известного более как ал-Халладж (ум. 922 г.), для которых «опьянение» Богом, растворение в Боге (фана) было целью всей жизни. Экстатические восклицания Джунайда «Воистину я есть Бог!» и Халладжа «Я есть истина!» вызывали у мусульман-ортодоксов ярое неприятие. Более взвешенную позицию занимал глава багдадской общины суфиев Джунайд аль-Багдади (ум. 910 г.), утверждавший, что за стадией опьянения наступает трезвость. Но даже Джунайд не смог примирить мусульманских улем с подобными радикальными взглядами. После смерти Халладжа в 922 г. многие суфии бежали из Басры, Куфы и Багдада в Хорасан и другие отдаленные места арабского халифата, что содействовало распространению суфийских идей в Иране, Средней Азии, Индии, Африке.

Чтобы отвести от суфизма подозрения в ереси, в конце Х – XI вв. суфии приступили к написанию трактатов, раскрывающих основные принципы учения: Абу Талиб Макки (ум. 996 г.), Саррдж (988 г.), Калабани (ум. 990 г.) и Кушайри (ум. 1072 г.) – на арабском; Худжвири (ум. 1072 г.) – на персидском языках. Но окончательное признание в исламе суфизм получил благодаря творчеству и деятельности столпа ортодоксальной мусульманской теологии, имаму Абу Хамиду Мухаммеду ал-Газали из Хорасана (ум. 1111 г.).

Одной из форм индивидуального благочестия и социальной организации в исламском мире являются суфийские тарикаты, или ордены. Арабское слово «тарика» – путь, означает как внутренний мистический опыт совершенствования суфия, так и социальную организацию суфийских общин.

Первоначально странствующие суфии находили прибежище в больших суфийских «монастырях» – ханаках, либо ехали в приграничье, где, живя в укрепленных рибатах, они воевали с язычниками. Там суфии временно объединялись вокруг какого-либо духовного наставника (шайха, пира), который проповедовал свою тарику – особые методы духовной практики, включавшие, как правило, способы умерщвления плоти, правила духовного уединения, специальные молитвы и толкование мистическх тайн.

Формирование тарик шло по-разному. Одни ордены создавались учениками конкретного шайха на основе определенного корпуса литературы. К таким тарикам принадлежит орден Кадирийа, образованный вокруг учения Абд аль-Кадира Джилани (ум. 1166 г.). Это было одно из ранних братств, позже получившее распространение по всему миру. Подобным же образом были созданы ордены Сухравардийа, Рифаи, Шазилийа, Чиштийа.

Другие ордены связали себя с традициями раннего суфизма – школами опьянения и трезвости Абу Йазида ал-Бистами и Джунайда ал-Багдади. К традиции Джунайда принадлежат Кубравийа и Мевлевийа. С традицией Бистами связывают себя Йасавийа и Накшбандийая.

Третьи ордены создавались непосредственно шайхами, их учения отличались четкой индивидуальностью. Как правило, они ссылались на связь с ранними тариками, чтобы усилить свой авторитет. К подобного рода братствам относят Мухамадийу, Тиджанийу, Хатимийу и Сенусийу.

Помимо широко распространенных орденов возникали братства месного значения. Эти тарики создавались при храмах, вокруг могил «марабутов» (шайхи в Африке) Северной Африки, святых Центральной Азии.

В разные времена суфийские братства играли заметную политическую роль в мусульманских обществах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.