КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрольные тесты. 1. К основным свойствам потребностей человека относятся:
Вариант 1. 1. К основным свойствам потребностей человека относятся: а) индивидуальный характер, независимость от ситуации; б) циклический характер, невозможность их удовлетворения раз и навсегда; в) стабильность, однозначность.
2.О мотивах, как источниках активности личности, можно утверждать следующее: а) это внутренние причины действий людей, которые совсем не осознаются ими; б) это внешние раздражители, которые побуждают человека к действиям; в) они не до конца осознаются человеком; г) это ощущение недостатка чего-либо у человека.
3. К основным мотивационным характеристикам личности относятся: а) заработная плата, премии, вознаграждение, материальная помощь; б) направленность, интересы, убеждения, идеалы личности; в) причастность, безопасность, уважение, самоутверждение; г) моральные, материальные, социально-психологические.
4. О стимулах можно утверждать следующее: а) они относятся к внутренним причинам действий людей; б) это ощущение нехватки чего-либо у человека; в) к стимулам относятся материальное и моральное поощрение, наказание; г) это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека.
5. О мотивах можно утверждать следующее: а)их иерархию разработал в 1943 году А. Маслоу; б) их интенсивность не зависит от влияния стимулов; в) на поведение человека влияют одновременно несколько мотивов; г) мотивы являются внешними факторами мотивации.
Вариант 2. 1.Укажите на правильные утверждения относительно стимулов: а) они относятся к внешним раздражителям, которые приводят к росту мотивов человека; б) человек выполняет все действия только после применения к нему стимулов; в) они принадлежат к внешним причинам мотивации; г) это эмоциональное проявления познавательных потребностей человека. 2. Процесс мотивации – это: а) определение целей и задач организации; б) сравнение запланированного с реально достигнутым; в) побуждение себя и других к более продуктивной деятельности; г) соединение мотивов с нормами поведения в организации. 3. К основным мотивационным характеристикам личности относятся: а) уважение, безопасность, принадлежность, самоутверждение; б) заработная плата, премии, вознаграждение, материальная помощь; в) потребности, мотивы, интересы, направленность; г) возраст, пол, опыт работы, образование. 4. Основные характеристики потребностей человека следующие: а) циклический характер, невозможность удовлетворения раз и на всегда; б) независимость от стимулов, интересов; в) все потребности одинаковые по уровню интенсивности; г) наличие у всех людей потребности от физиологических до высших. 5. Про интересы, как мотивационную характеристику личности, можно утверждать следующие: а) это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека; б) опытные работники имеют нестабильные интересы; в) из важными показателями являются высота и глубина; г) они не влияют на силу и устойчивость мотивации.
Тема 3.Виды мотивации 3.1.Классификация видов мотивации Мотивацию классифицируют по нескольким признакам (табл. 3.1.)
Таблица 3.1. Виды мотивации
В зависимости от основных групп потребностей различают мотивацию материальную, трудовую и статусную [27]. Материальная мотивация — стремление к достатку, более высокому уровню жизни — зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации. Трудовая мотивация порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Безусловно, каждый работник испытывает потребность в содержательной, интересной, полезной работе, заинтересован в определенности перспектив должностного роста, чувствует самоуважение, если результаты его труда оцениваются высоко. В целом трудовая мотивация связана, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой — с самовыражением, самореализацией работника.
Статусная мотивация – внутренняя движущая причина стремления человека занять более значительную должность, выполнять более сложную и более ответственную работу, работать в престижных, социально важных сферах организации. Кроме того, человеку свойственно также и стремление к лидерству в коллективе, к высшему неофициальному статусу. Подтекстом статусной мотивации может быть желание стать признанным специалистом своего дела, неформальным лидером, пользоваться авторитетом. Статус – это положение, которое занимает рабочий в системе социальных отношений группы. Он определяется опытом, образованием, осведомленностью, возрастом, должностью, свойствами характера, расположением рабочего места. В зависимости от морали и норм группы эти факторы способствуют повышению или снижению статуса человека. Получение значительного статуса в организации сильным мотивирует для честолюбивых сотрудников, так именно как и снижение статуса где мотивирует людей. В большинстве случаев рабочие оказывают сопротивление изменениям в организации, которые угрожают снижением или потерей заслуженного статуса. Для поддержки мотивации менеджеру необходимо квалифицированно всплывать на статусное положение участников группы: не допускать значительных отличий между формальным и неформальным статусами подчиненных; придерживать избыток активных и пытаться повысить статус скромных, но ценных рабочих; учитывать что на поведение людей влияет их статус в прежних группах и ожидание вероятного статуса в будущих коллективах; знать, что избыточное внимание к статусному положению сотрудников может негативно повлиять на их общение и сотрудничество.
По используемым способам различают мотивацию нормативную, принудительную и стимулирование. Нормативная мотивация — это побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения; побуждение человека к выполнению социальных норм (стандартов, правил), которых должны придерживаться члены группы или общества. Общество требует от личности конформности, согласия с данными нормами. При соблюдении этих норм человек становится похожим на других членов группы, становится „як все”. Внешние по отношению к человеку нормы руководят ее поведением, заставляют действовать так, а не иначе. Одинаковые внешние нормы поведения для разных людей имеют разный внутренний смысл. Есть три вида нормативной мотивации, которые отображают уровень социальной зрелости личности: утилитарно практическое обоснование необходимости определенного типа поведения (потому, что в другом случае не будет возможности находиться в данном коллективе, не будут признавать, уважать); самопожертвование; определения норм и правил как самостоятельной ценности, осознания их личного и общественного значения. Нормы социального поведения не выполняются сами по себе, они должны стать „личными нормами”. Существуют факторы, которые уменьшают важность и действие социальных норм (феномен социального торможения): 1) в присутствии посторонних людей человек стремится избежать действий, которые могут смутить ее, потому сдерживается и ничего не делает; 2) социальное влияние: наблюдая за поведением других, которые спокойно реагируют на определенные события, человек может решить, что вмешательство нежелательно, ничего особенного не происходит; 3) диффузия ответственности, ее деление среди всех членов группы. Следствием нормативной мотивации может быть развитие „групового мышления”: конформизма, тенденциозного подбора информации, убеждения во всесильности группы, безгрешности ее взглядов – что увеличивает достоверность принятия излишне рискованных и неверных решений. Нормативная мотивация может приводить к перенапряжению, когда для выполнения желаемой социальной роли человеку не достає ни способности, ни образования. Она прикладывает все усилия, перенапрягается, в результате истощает себя непосильным трудом. Негативным последствием нормативной мотивации является избыточный формализм при выполнении установленных норм, правил, инструкций, служебных обязанностей, что может приводить к неадекватному поведению. Принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований. Стимулирование — воздействие не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ — стимулов, побуждающих работника к определенному поведению. Первые два вида мотивации прямые, так как предполагают непосредственное воздействие на подчиненных, третий — косвенный, так как в его основе лежит воздействие внешних факторов — стимулов. По направленности на достижение целей фирмы различают мотивацию положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую этому. К основным видам положительной мотивации относятся материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий, повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе, поручение особо важной работы и т. п. Отрицательная мотивация — это прежде всего материальные взыскания (штрафные санкции), снижение социального статуса в коллективе, психологическая изоляция работника, создание атмосферы нетерпимости, понижение в должности. Система штрафных санкций должна быть непрерывной, не иметь “запретных зон”, последствия санкций должны доводиться до всех работников и быть понятны.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |