Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольные тесты. 1. К основным свойствам потребностей человека относятся:

Вариант 1.

1. К основным свойствам потребностей человека относятся:

а) индивидуальный характер, независимость от ситуации;

б) циклический характер, невозможность их удовлетворения раз и навсегда;

в) стабильность, однозначность.

 

2.О мотивах, как источниках активности личности, можно утверждать следующее:

а) это внутренние причины действий людей, которые совсем не осознаются ими;

б) это внешние раздражители, которые побуждают человека к действиям;

в) они не до конца осознаются человеком;

г) это ощущение недостатка чего-либо у человека.

 

 

3. К основным мотивационным характеристикам личности относятся:

а) заработная плата, премии, вознаграждение, материальная помощь;

б) направленность, интересы, убеждения, идеалы личности;

в) причастность, безопасность, уважение, самоутверждение;

г) моральные, материальные, социально-психологические.

 

4. О стимулах можно утверждать следующее:

а) они относятся к внутренним причинам действий людей;

б) это ощущение нехватки чего-либо у человека;

в) к стимулам относятся материальное и моральное поощрение, наказание;

г) это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека.

 

5. О мотивах можно утверждать следующее:

а)их иерархию разработал в 1943 году А. Маслоу;

б) их интенсивность не зависит от влияния стимулов;

в) на поведение человека влияют одновременно несколько мотивов;

г) мотивы являются внешними факторами мотивации.

 

Вариант 2.

1.Укажите на правильные утверждения относительно стимулов:

а) они относятся к внешним раздражителям, которые приводят к росту мотивов человека;

б) человек выполняет все действия только после применения к нему стимулов;

в) они принадлежат к внешним причинам мотивации;

г) это эмоциональное проявления познавательных потребностей человека.

2. Процесс мотивации – это:

а) определение целей и задач организации;

б) сравнение запланированного с реально достигнутым;

в) побуждение себя и других к более продуктивной деятельности;

г) соединение мотивов с нормами поведения в организации.

3. К основным мотивационным характеристикам личности относятся:

а) уважение, безопасность, принадлежность, самоутверждение;

б) заработная плата, премии, вознаграждение, материальная помощь;

в) потребности, мотивы, интересы, направленность;

г) возраст, пол, опыт работы, образование.

4. Основные характеристики потребностей человека следующие:

а) циклический характер, невозможность удовлетворения раз и на всегда;

б) независимость от стимулов, интересов;

в) все потребности одинаковые по уровню интенсивности;

г) наличие у всех людей потребности от физиологических до высших.

5. Про интересы, как мотивационную характеристику личности, можно утверждать следующие:

а) это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека;

б) опытные работники имеют нестабильные интересы;

в) из важными показателями являются высота и глубина;

г) они не влияют на силу и устойчивость мотивации.

 

 

Тема 3.Виды мотивации

3.1.Классификация видов мотивации

Мотивацию классифицируют по нескольким признакам (табл. 3.1.)

 

Таблица 3.1.

Виды мотивации

Признак классификации Виды мотивации
По группам основных потребностей Материальная Трудовая Статусная
По способам мотивации Нормативная Принудительная Стимулирование
По источникам возникновения мотивов Внутренняя Внешняя
По направленности на достижение целей Позитивная Негативная
По уровню интенсивности Недостаточная (недомотивация) Оптимальная Чрезмерная (перемотивация)
По формам социального поведения персонала Мотивация саморазвития Мотивация достижения Мотивация самоствердження Мотивация идентификации с другими людьми Мотивация агрессивного и эгрессивного поведения Мотивация симпатии Мотивация помощи Мотивация власти Мотивация страха  

 

 

В зависимости от основных групп потребностей различают мотивацию материальную, трудовую и статусную [27].

Материальная мотивация — стремление к достатку, более высокому уровню жизни — зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации.

Трудовая мотивация порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Безусловно, каждый работник испытывает потребность в содержательной, интересной, полезной работе, заинтересован в определенности перспектив должностного роста, чувствует самоуважение, если результаты его труда оцениваются высоко. В целом трудовая мотивация связана, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой — с самовыражением, самореализацией работника.

 

Статусная мотивация – внутренняя движущая причина стремления человека занять более значительную должность, выполнять более сложную и более ответственную работу, работать в престижных, социально важных сферах организации. Кроме того, человеку свойственно также и стремление к лидерству в коллективе, к высшему неофициальному статусу. Подтекстом статусной мотивации может быть желание стать признанным специалистом своего дела, неформальным лидером, пользоваться авторитетом. Статус – это положение, которое занимает рабочий в системе социальных отношений группы. Он определяется опытом, образованием, осведомленностью, возрастом, должностью, свойствами характера, расположением рабочего места. В зависимости от морали и норм группы эти факторы способствуют повышению или снижению статуса человека. Получение значительного статуса в организации сильным мотивирует для честолюбивых сотрудников, так именно как и снижение статуса где мотивирует людей. В большинстве случаев рабочие оказывают сопротивление изменениям в организации, которые угрожают снижением или потерей заслуженного статуса. Для поддержки мотивации менеджеру необходимо квалифицированно всплывать на статусное положение участников группы: не допускать значительных отличий между формальным и неформальным статусами подчиненных; придерживать избыток активных и пытаться повысить статус скромных, но ценных рабочих; учитывать что на поведение людей влияет их статус в прежних группах и ожидание вероятного статуса в будущих коллективах; знать, что избыточное внимание к статусному положению сотрудников может негативно повлиять на их общение и сотрудничество.

 

По используемым способам различают мотивацию нормативную, принудительную и стимулирование.

Нормативная мотивация — это побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения; побуждение человека к выполнению социальных норм (стандартов, правил), которых должны придерживаться члены группы или общества.

Общество требует от личности конформности, согласия с данными нормами. При соблюдении этих норм человек становится похожим на других членов группы, становится „як все”. Внешние по отношению к человеку нормы руководят ее поведением, заставляют действовать так, а не иначе.

Одинаковые внешние нормы поведения для разных людей имеют разный внутренний смысл. Есть три вида нормативной мотивации, которые отображают уровень социальной зрелости личности: утилитарно практическое обоснование необходимости определенного типа поведения (потому, что в другом случае не будет возможности находиться в данном коллективе, не будут признавать, уважать); самопожертвование; определения норм и правил как самостоятельной ценности, осознания их личного и общественного значения.

Нормы социального поведения не выполняются сами по себе, они должны стать „личными нормами”. Существуют факторы, которые уменьшают важность и действие социальных норм (феномен социального торможения): 1) в присутствии посторонних людей человек стремится избежать действий, которые могут смутить ее, потому сдерживается и ничего не делает; 2) социальное влияние: наблюдая за поведением других, которые спокойно реагируют на определенные события, человек может решить, что вмешательство нежелательно, ничего особенного не происходит; 3) диффузия ответственности, ее деление среди всех членов группы.

Следствием нормативной мотивации может быть развитие „групового мышления”: конформизма, тенденциозного подбора информации, убеждения во всесильности группы, безгрешности ее взглядов – что увеличивает достоверность принятия излишне рискованных и неверных решений.

Нормативная мотивация может приводить к перенапряжению, когда для выполнения желаемой социальной роли человеку не достає ни способности, ни образования. Она прикладывает все усилия, перенапрягается, в результате истощает себя непосильным трудом.

Негативным последствием нормативной мотивации является избыточный формализм при выполнении установленных норм, правил, инструкций, служебных обязанностей, что может приводить к неадекватному поведению.

Принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.

Стимулирование — воздействие не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ — стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первые два вида мотивации прямые, так как предполагают непосредственное воздействие на подчиненных, третий — косвенный, так как в его основе лежит воздействие внешних факторов — стимулов.

По направленности на достижение целей фирмы различают мотивацию положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую этому.

К основным видам положительной мотивации относятся материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий, повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе, поручение особо важной работы и т. п.

Отрицательная мо­тивация — это прежде всего материальные взыскания (штрафные санк­ции), снижение социального статуса в коллективе, психологическая изоляция работника, создание атмосферы нетерпимости, понижение в должности. Система штрафных санкций должна быть непрерывной, не иметь “запретных зон”, последствия санкций должны доводиться до всех работников и быть понятны.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчеты | Специфика и взаимосвязь внутренней и внешней мотивации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.