Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника составления бизнес-плана

Менеджеры компании постоянно работают в условиях динамично изменяющейся среды. Поэтому достоверное планирование, являясь важной частью деловой активности, обеспечивает надежность функционирования предприятия. Однако, в значительном числе компаний реальное планирование далеко не всегда является комплексным и завершенным, поскольку многие менеджеры порой стараются его избегать, считая эту работу скучной, рутинной и необходимой только для крупных компаний. В кругу этого персонала бытует мнение, что можно эффективно руководить компанией без формально составленного бизнес-плана, являющегося лишь атрибутом бюрократической системы управления. Лишь не многие менеджеры реально занимаются плановой работой, понимая свою недостаточную квалификацию. Отсутствие реального планирования обходится компаниям очень дорого. Так, работники, не понимая целей и зная планы компании, порой не воспринимают и ее требований к своей работе.

Процесс планирования бизнеса - это также самооценивающая деятельность, имеющая существенное значение для компании. Она должна осуществляться на регулярной основе, даже вне зависимости от воздействия, такого привлекательного фактора как возможное дополнительное финансирование. Самооценка компании, к примеру, может быть представлена в совокупности с финансовым бюджетом последующего года.

Цели компании могут уточняться в результате периодической ее оценки. Это позволяет лучше понять стратегию и тактику их достижения. Реалистичные и конкретные цели необходимо устанавливать по всем функциям управления бизнесом, основываясь на анализе отрасли, рынка и компании.

Перед составлением бизнес-плана для нового проекта рекомендуется, в первую очередь, обеспечить предварительную возможность его изучения. Необходим ли он? Если да, то должны быть сделаны определенные дополнительные исследования по изучению проекта. В последующем, после установления целей компании, составляется стратегический план, включающий постановку задач для всех функций управления бизнесом. Этот план координирует функции управления, связывая воедино плановые показатели и исходную информацию. Для определения стратегии достижения целей компании должны быть даны ответы на следующие вопросы:

  • будет ли эффект без изменения нынешней организации?
  • окажет ли поддержку миссии компании ее новый бизнес?
  • готова ли компания принять новый проект?
  • соответствует ли управление предъявленным компанией требованиям или необходима реорганизация этой системы?
  • какая финансовая отчетность предпочтительней - в сокращенном виде или развернутая, и способна ли компания ее составлять?
  • способна ли компания осуществлять необходимые инвестиции?
  • может ли компания увеличить необходимые фонды для внедрения проекта? Сколько необходимо средств и когда?
  • как намерена компания использовать свои сильные стороны и как минимизируются ее слабости?
  • как будут ознакомлены со стратегией компании ее работники и акционеры?
  • согласится ли Совет директоров с идеей проекта?
  • имеется ли согласие между Советом директоров и персоналом в отношении степени риска?
  • какова будет реакция банкиров, акционеров, покупателей компании и общественности на проект?
  • какова вероятность успеха и что должна сделать компания для повышения его шансов?
  • чем рискует компания, не предпринимая никаких действий?
  • какова продолжительность достижения стратегических целей?
  • каким образом будет минимизирован риск?
  • каковы последствия ошибок?
  • когда будет достигнута точка безубыточности продукции или услуг?
  • каково влияние внешних факторов, таких как изменение потребительского спроса, замедление темпов развития экономики, усиление государственного регулирования, конкуренции и т.п.?
  • когда возможна корректировка и переоценка плана?

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

• ОПРЕДЕЛИТЬ конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

• СФОРМУЛИРОВАТЬ долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактикиих достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;

• ВЫБРАТЬ состав и ОПРЕДЕЛИТЬ показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки поих созданию и реализации;

• ОЦЕНИТЬ соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

• ОПРЕДЕЛИТЬ состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п;

• ОЦЕНИТЬ материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;

• ПРЕДУСМОТРЕТЬ трудности и "подводные камни", которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит следующие выгоды:

 

1. ЗАСТАВЛЯЕТ руководителей заниматься перспективами фирмы.

2. ПОЗВОЛЯЕТ осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей.

3. УСТАНАВЛИВАЕТ показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля.

4. ЗАСТАВЛЯЕТ руководителей четче и конкретнее определить свои цели и пути их достижения.

5. ДЕЛАЕТ фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций (повышает скорость адаптации).

6. НАГЛЯДНО ДЕМОНСТРИРУЕТ обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.

Конечно главное достоинство бизнес - планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый нужный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких остроактуальных задач, как - то:

1. ПОДГОТОВКА заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов.

2. ОБОСНОВАНИЕ предложений по приватизации государственных предприятий.

3. ОТКРЫТИЕ нового дела и ОПРЕДЕЛЕНИЕ профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности.

4. ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЕ существующей фирмы и ВЫБОР новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций.

5. СОСТАВЛЕНИЕ проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигации) приватизируемых и частных фирм.

6. ВЫХОД на внешний рынок и ПРИВЛЕЧЕНИЕ иностранных инвестиций.

В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, то есть СТЕПЕНЬ ДЕТАЛИЗАЦИИ его может быть весьма различной. Так, например, одно дело - открыть видеотеку. другое - организовать производство какой-либо сложной продукции.

В первом случае бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать: в основном надо выяснить: где снять и как оборудовать помещение, как приобрести видеоаппаратуру, у кого и по какой цене приобретать видеозаписи, какую установить цену на входные билеты.

Во втором случае бизнес-план необходимо разработать в более полном объеме. проведя для этого достаточно трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

При составлении бизнес-плана важна СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ в этом процессе самого предпринимателя. ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ руководителя в составлении бизнес-плана настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантами со стороны, а руководителем лишь подписан.

 

Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов, совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идёт о другом - составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность своего замысла.

БИЗНЕС-ПЛАН - ДОКУМЕНТ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ и составлять его рекомендуется на 3 - 5 лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке (а при возможности даже в помесячном разрезе), и только, начиная с третьего года, можно ограничиться годовыми показателями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие положения. Составление бизнес плана | Структура бизнес-плана
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.