Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семінар 2 А. Історія розвитку наукових етнопсихологічних ідей (2Г. ) – 10б




План.

План.

Железы внутренней секреции (4часа).

Физиология вегетативной нервной системе (2часа).

Структурно-функциональная организация больших полушарий (4 часа).

Структурно-функциональная организация мозжечка и промежуточного мозга (2часа).

Структурно-функциональная организация спинного мозга (2часа).

Рефлекторный характер деятельности нервной системы (2часа).

Основные законы раздражения (2часа).

Физиология мышечного сокращения (2часа).

Изучение механизмов передачи нервного импульса (2часа).

Изучение механизма возникновения потенциала покоя и потенциала действия (4 часа).

Изучение биоэлектрических явлений. Действие электрического тока на возбудимые образования (2 часа).

Лабораторные занятия 1 семестр 3 курса (18 ч)

Обзорные лекции для 4 курса

Расписание звонков

Г.

4- пара 13:10- 14:40

5- пара 15:00- 16:30

6- пара 16:40- 18:10

7- пара 18:20- 19:50

 

Специальность 010501 010503 080801 и 080116

Понедельник 04.03.2013   5 пара Костенко К.И. ауд. А305 Лапина О.Н. ауд. 219 Шаповаленко В.В. ауд. 129
6 пара Лапина О.Н. ауд. 219 Шаповаленко В.В. ауд. 129 Сеидова Н.М. ауд. А305
7 пара      
       
Вторник 05.03.2013   5 пара Павлова А.В./ Рубцов С.Е. ауд. 219    
6 пара Гаркуша О.В. ауд. 219   Лапина О.Н. ауд. А305
7 пара     Синица С.Г. ауд. А305
       
Среда 06.03.2013   5 пара Данилов Е.А. ауд. 129    
6 пара Бессарабов Н.В. ауд. 219 Бессарабов Н.В. ауд. 219 Капустин М.С. ауд. 129
7 пара   Гаркуша О.В. ауд. 131 Бессарабов Н.В. ауд. 219
       
Четверг 07.03.2013   5 пара      
6 пара      
7 пара      
       

 

 

Зам. декана факультета

компьютерных технологий и

прикладной математики А.Д. Колотий

Дата Время Преподаватель Ауд.
9 января 9.00 - 10.35    
10.50 - 12.25 Петровская Ю.А.  
12.50 - 14.25 Петровская Ю.А.  
14.35 - 16.10 Михельсон Р.Ф.  
16.30 - 18.05 Михельсон Р.Ф.  
10 января 9.00 - 10.35    
10.50 - 12.25    
12.50 - 14.25    
14.35 - 16.10    
11 января 9.00 - 10.35    
10.50 - 12.25 Пашенцева А.О.  
12.50 - 14.25 Анищенко В.С.  
14.35 - 16.10    
12 января 9.00 - 10.35    
10.50 - 12.25    
12.50 - 14.25    
14.35 - 16.10 Нилов В.М.  
16.30 - 18.05 Нилов В.М.  

 

1. Эмбриогенез нервной системы (2часа).

Цель: изучить особенности эмбриогенеза нервной системы человека.

Вопросы:

1. Общий эмбриогенез нервной системы.

2. Развитие спинного мозга.

3. Развитие головного мозга: стадия 3-х пузырей; стадия 5-ти пузырей; образование коры больших полушарий и дифференцировка структур мозга.

 

Лабораторный практикум: работа со слепыми рисунками в рабочей тетради.

2. Основные структуры нервной ткани. Нейроны, нейроглия, нервные волокна (2 часа).

Цель: изучить микроскопическое строение нейронов, глиальных клеток, нервных волокон. Формирование представлений о структурно-функциональной организации ЦНС

Вопросы:

1. Методы исследования нервной системы.

2. Классификация нервной системы.

3. Современные представления о структурно-функциональной организации

ЦНС.

4. Физиологические свойства и функции нейронов и клеток глии.

5. Классификация нейронов.

6. Особенности строения нервного волокна.

 

Лабораторный практикум: 1. изучение микроскопического строения нейронов, глиальных клеток, нервных волокон. «Физиология возбудимых образований». – Владимир: ВГПУ, 2002. – С.16-17.

2. работа со слепыми рисунками в рабочей тетради.

 

Цель: ознакомиться с опытами, на основании которых впервые было доказано существование «животного» электричества.

Вопросы:

1. Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки.

2. Действие раздражителей на нервно-мышечный препарат.

3. Первый опыт Гальвани (сокращение с металлом, 1786 г).

4. Второй опыт Гальвани (сокращение без металла, 1794 г).

5. Опыт Маттеуччи (третий опыт Гальвани).

 

Лабораторный практикум: физиология возбуждения.

«Физиология возбудимых образований». – Владимир: ВГПУ, 2002. – С.6-16.

 

Цель: Изучить механизм возникновения потенциала покоя и потенциала действия.

Вопросы:

1. Основные свойства нервной ткани.

2. Морфофункциональная организация мембраны нейрона.

3. Строение ионного канала.

4. Потенциал покоя. Особенности проницаемости мембраны, определяющие

существование мембранного потенциала покоя.

5. Биоэнергетика активного транспорта ионов через мембрану клетки.

6. Потенциал действия. Его фазы.

7. Изменение проницаемости мембраны нейрона при развитии возбуждения.

Ионные сдвиги, лежащие в основе генерации потенциала действия.

8. Изменение возбудимости при развитии возбуждения.

 

Лабораторный практикум: работа со слепыми рисунками в рабочей тетради.

 

Цель: изучить механизм передачи нервного импульса в разных типах синапсов.

Вопросы:

1. 1. Структура и классификация нервных волокон. Типы волокон.

2. Особенности проведения возбуждения в немиелинизированном и миелинизированом нервном волокне.

3. Виды синапсов в ц.н.с. Классификация синапсов.

4. Физиология электрического и химического синапсов.

5. Медиаторы нервной системы (нейромедиаторы). Свойства и классификация.

6. Биологически активные вещества, выполняющие медиаторную функцию.

 

Лабораторный практикум: работа со слепыми рисунками в рабочей тетради.

 

Цель: изучить особенности нервно-мышечного синапса, рассмотреть механизм мышечного сокращения.

Вопросы:

  1. Классификация скелетных мышечных волокон.
  2. Функции и свойства скелетных мышц.
  3. Структурно-функциональная организация мышечного волокна.
  4. Механизм мышечного сокращения.
  5. Режимы мышечного сокращения.
  6. Тетанус: гладкий и зубчатый.
  7. Работа и мощность мышцы.
  8. Энергетика мышечного сокращения.
  9. Теплообразование при мышечном сокращении.
  10. Оценка функционального состояния мышечной системы.
  11. Классификация гладких мышц.
  12. Иннервация гладких мышц.
  13. Электрическая активность гладких мышц.
  14. Автоматия гладких мышц.
  15. Реакция на растяжение гладких мышц.
  16. Пластичность гладких мышц.
  17. Связь возбуждения с сокращением гладких мышц.
  18. Химическая чувствительность гладких мышц.

Лабораторный практикум: Динамометрия. Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц кисти.

 

Цель: изучить основные законы раздражения возбудимых тканей.

Вопросы:

1. Основные законы раздражения возбудимых тканей.

1.1. Закон силы раздражения. Порог раздражения как мера возбудимости.

1.2. Закон «всё или ничего», его относительный характер.

1.3. Закон силы-времени. Относительность закона. Понятие о полезном времени, реобазе, хронаксии. Хронаксия как мера возбудимости. Хронаксиметрия.

1.4. Закон крутизны нарастания раздражителя (градиента). Аккомодация, современные представления о механизмах её развития. Скорость аккомодации, критический наклон.

1.5. Полярный закон раздражения.

2. Законы проведения возбуждения по нерву.

2.1. Закон изолированного проведения возбуждения.

2.2. Закон анатомической и физиологической непрерывности нерва.

2.3. Закон двустороннего проведения возбуждения.

 

Лабораторный практикум: работа со слепыми рисунками в рабочей тетради.

 

Цель: формирование представлений о рефлекторном принципе деятельности нервной системы.

Вопросы:

1. Особенности распространения возбуждения в ЦНС.

2. Современные представления о формах и механизмах торможения в ЦНС.

Функциональное значение процесса торможения.

3. Основные принципы координационной деятельности ЦНС. Принцип доминанты.

4. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров.

5. Рефлекторный принцип регуляции. Виды рефлексов. Рефлекс, рефлекторная дуга, кольцо.

 

Лабораторный практикум: 1. Анализ рефлекторной дуги.

2. Исследование рефлексов у человека.

3. Изучение статических и статокинетических рефлексов человека.

«Физиология возбудимых образований». – Владимир: ВГПУ, 2002. – С.25-33.

Цель: изучить морфологические и функциональные особенности спинного мозга.

Вопросы:

1. Морфофункциональная организация спинного мозга. Особенности его

нейронного состава.

2. Распределение функций в сером веществе спинного мозга (пластины по Рекседу).

3. Рефлекторные функции спинного мозга.

4. Проводниковые функции спинного мозга.

 

Лабораторный практикум: работа со слепыми рисунками в рабочей тетради.

 

11. Структурно-функциональная организация стволовой части головного мозга (2 часа).

Цель: изучить морфологические и функциональные особенности продолговатого мозга, моста и среднего мозга.

Вопросы:

1. Морфофункциональная организация продолговатого мозга.

2. Морфо-функциональная организация моста.

3. Морфо-функциональная организация среднего мозга.

4. Черепно- мозговые нервы.

2. Сложные (цепные) рефлексы ствола мозга.

3. Стволовые рефлексы, регулирующие тонус мышц, позу, равновесие.

4. Морфофункциональная организация ретикулярной формации стволовой

части мозга. Соматические и вегетативные функции ретикулярной формации.

 

Лабораторный практикум: работа со слепыми рисунками в рабочей тетради.

 

Цель: изучить морфологические и функциональные особенности мозжечка и промежуточного мозга.

Вопросы:

1. Морфофункциональная организация мозжечка.

2. Функции мозжечка. Возможные нарушения мозжечковых функций.

3. Морфофункциональная организация таламусов.

4. Морфофункциональная организация гипоталамуса.

 

Лабораторный практикум: работа со слепыми рисунками в рабочей тетради.

 

13. Структурно-функциональная организация промежуточного мозга (2часа).

Цель: изучить морфологические и функциональные особенности промежуточного мозга.

Вопросы:

1. Морфофункциональная организация таламусов.

2. Морфофункциональная организация гипоталамуса.

3. Морфофункциональная организация эпиталамуса.

4. Морфофункциональная организация метаталамуса.

 

Лабораторный практикум: работа со слепыми рисунками в рабочей тетради.

 

Цель: изучить морфологические и функциональные особенности больших полушарий.

Вопросы:

1.Морфофункциональная организация базальных ганглиев.

2. Морфофункциональная организация и цитоархитектоника коры больших полушарий.

3. Сенсорные, моторные и ассоциативные области коры.

4. Белое вещество больших полушарий.

Лабораторный практикум: 1. цитоархитектоника коры больших полушарий. «Физиология возбудимых образований». – Владимир: ВГПУ, 2002. – С.33-34.

 

Цель: формирование представлений об организации и функциях вегетативной нервной системы.

Вопросы:

1.Основные физиологические свойства вегетативной нервной системы.

2. Периферическая часть автономной нервной системы. Симпатические и

парасимпатические отделы.

3. Центральная часть автономной нервной системы. Значение отделов мозга в регуляции

вегетативных функций.

4. Вегетативные рефлексы. Дуга вегетативного рефлекса.

5. Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы

на функции организма, их относительный антагонизм.

 

Лабораторный практикум:

1. холодовая проба.

2. Оценка вегетативного статуса методом самооценки.

Фильм: вегетативная нервная система.

Цель: изучить физиологические механизмы гуморальной регуляции функций в организме.

Вопросы:

1. Понятие эндокринологии.

2. Понятие железы внутренней секреции (эндокринной железы), эндокринной и нейроэндокринной систем.

3. Представление об основных компонентах эндокринной системы (локальной и эндокринной системах, APUD-системе), а также о гипоталамо-гипофизарной, симпатоадреналовой системах.

4. Функциональные признаки гормонов, отличающие их от других биологически активных веществ.

5. Понятие о химической природе гормонов (аминокислотной, белковой, пептидной, стероидной).

6. Гипоталамо-гипофизарная система, ее функции.

7. Гипофиз и его гормоны. Гипер- и гипофункция.

8. Паращитовидная железа и ее гормоны, гипер- и гипофункция.

9. Щитовидная железа и ее гормоны, гипер- и гипофункция.

10. Эндокринные функции поджелудочной железы.

11. Функции мозгового вещества надпочечников. Роль адреналина в организме.

12. Гормоны коры надпочечников. Их роль в регуляции обмена веществ и функций организма.

13. Половые гормоны.

Фильм: ЖВС.

 

1. Дослідження первісних культур.

2. Мовознавчі дослідження етнічної самобутності.

3. Становлення етнопсихологічних знань в Україні.

4. Сучасний стан розвитку етнопсихології.

 

I.Питання для конспектування та дискусії: (1-5 б.)

1. Охарактеризуйте дослідження первісних культур Р. Бенедикт.

2. Розкрийте поняття базової та модальної особистості за A. Kapдинером.

3. Сформулюйте основні положення концепції Л. Леві-Брюля про колективні уявлення.

4. Охарактеризуйте положення К. Леві-Строса про загальнолюд­ські риси та їх представленість в окремих народів.

5. У чому полягає вчення про мову В. Гумбольдта?

6. Розкрийте сутність мовознавчого дослідження етнічної само­бутності Г. Штейнталя.

7. У чому полягає вивчення психологічної природи мови О. Потеб­нею?

8. Розкрийте основні етапи становлення етнопсихологічних знань в Україні.

9. Які основні напрямки розвитку сучасної етнопсихології?

10. Охарактеризуйте культурологічний підхід до вивчення проблеми етнонаціональної свідомості.

11. Визначте когнітивний підхід до вивчення проблеми етнонаціональної свідомості.

II. Анотування:(у зошиті для першоджерел чи в модульну папку тезисна законспектувати на 4-5 сторінок рукописного тексту) (1-5б.)

а) Робота Д.М. Овсяннико-Куликовського “Психологія на­ціональності”// Овсяннико-Куликовський Д.М. Психология национальности. – Спб., 1922. – 188с.

III. Реферати: (на аркушах формату А 4 7-10 сторінок реферативного тексту з планом, вступом та 2-3 пунктами тексту і висновками та списком використаної літератури не менш 5-6 джерел). (10 б)

1. Концепція “Культура і особис­тість” А.Кардинера.

2. Теорія модальної особистості

3. Порівняльна - культурні дослідження Л. Леві-Брюля та К. Леві-Строса.

4. Теоретичне мовознавство за В. Гумбольдтом

5. Концепція мо­ви О. Потебні.

 

IV. Індивідуальне творче завдання. (100б).

Підготувати статтю у збірник наукових праць молодих науковців і студентів обсягом 4-5 сторінок друкованого тексту з теми:

 

1. Сучасний стан розвитку етнопсихології в Україні

2. Становлення етнопсихологічних знань в Україні

 

Стаття повинна містити наступні елементи – вступ (актуальність теми), мета статті, короткий аналіз робот сучасних вчених з даної теми (проблематики), основний текст, висновки і список використаної літератури (не менш 5-6 джерел).

 

 

Література:

1. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – СПб, 1994.

2. Гнатенко П.И., Павленко В.Н. Этнические установки и этнические стереотипы. – Днепропетровск, 1995.

3. Льовочкина А.М. Етнопсихология: Навч. Пос. – К.: МАУП, 2002.

4. Крысько В. Г., Деркач А. А. Этнопсихология. Теория и методология: Учебное пособие. – Ч. 1. – М., 1992.

5. Павленко В.Н., Таглин С.А. Введение в этническую психологію: Учебное пособие. – Харьков, 1992.

6. Савицька О.В., Співак Л.М. Етнопсихологія: Навч. иосібн. - K.: Каравела, 2011. - 264 с.

7. Етнопсихологія: навчально-методичний посібник. / За ред. Л. Е. Орбан та ін. – Івано-Франківськ, 1994.

 

 

1. Психічний склад етносу. Архетипи.

2. Ментальність як інтегральна етнопсихологічна ознака нації.

3. Поняття національного характеру.

 

 

I.Питання для конспектування та дискусії: (1-5 б.)

 

1. Що таке психічний склад етносу?

2. Розкрийте поняття “архетипи колективного несвідомого”.

3. Визначте поняття “ментальність”.

4. Дайте визначення поняття “менталітет”.

5. Розкрийте структуру менталітету.

6. Назвіть внутрішні чинники і умови формування менталітету.

7. Вкажіть відмінності між ментальністю та архетипністю.

8. Назвіть ознаки менталітету українського народу.

9. Вкажіть складові менталітету сучасної української молоді

за М. Пірен).

10. Визначте поняття “національний характер”.

11. Вкажіть основні риси національного характеру за Д. Чижевським.


II. Анотування:(у зошиті для першоджерел чи в модульну папку тезисна законспектувати на 4-5 сторінок рукописного тексту) (1-5б.)

а) Юнг К. Архетипи колективного несвідомого. Психічні типи // Читанка з історії філософії: У 6 кн. / Під ред. Г.І. Волинки. - K.: До­віра, 1993. - Кн. 6.: Зарубіжна філософія XX ст. / Під ред. Г.І. Во­линки. - С. 167-179.

III. Реферати: (на аркушах формату А 4 7-10 сторінок реферативного тексту з планом, вступом та 2-3 пунктами тексту і висновками та списком використаної літератури не менш 5-6 джерел). (10 б)

 

1. Охарактеризуйте зовнішні чинники та умови формування мен­талітету.

2. Дайте характеристику сучасним теоріям успадкування рис національного характеру.

3. Анотація на роботу Д. Чижевського “Нариси з істо­рії філософії на Україні”

Література:

1. Гнатенко П.И., Павленко В.Н. Этнические установки и этнические стереотипы. – Днепропетровск, 1995.

2. Льовочкина А.М. Етнопсихология: Навч. Пос. – К.: МАУП, 2002.

3. Крысько В. Г., Деркач А. А. Этнопсихология. Теория и методология: Учебное пособие. – Ч. 1. – М., 1992.

4. Савицька О.В., Співак Л.М. Етнопсихологія: Навч. иосібн. - K.: Каравела, 2011. - 264 с.

5. Чижевський Д. Нариси з істо­рії філософії на Україні/ Д. Чижевський. – К.: Орій, 1992. – 230с.

6. Юнг К. Архетипи колективного несвідомого. Психічні типи. // Читанка з історії філософії: У 6 кн. / Під ред. Г.І. Волинки. - K., Довіра, 1993. - Kн. 6.: Зарубіжна філософія XX ст. / Під ред. Г.І. Волинки.-С. 167-179.

 

 

 

Мета: поглибити та узагальнити знання студентів про специфі­ку етнічної психології, її основні концепції та теорії, етапи станов­лення і розвитку; формувати навички ведення дискусії.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.