Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Uпросмотреть программу с помощью команды D и ввести изменения по команде E

Можно обратить внимание на некоторые типичные характеристики циркадианной системы здорового человека. Масса тела достигает максимальных значений в 18-19 часов, температура тела – в 16-18 часов, частота сердечных сокращений – в 15-16 часов, частота дыхания – в 13-16 часов, систолическое артериальное давление – в 15-18 часов. Уровень эритроцитов в крови – в 11-12 часов, лейкоцитов – в 21-23 часа, гормонов в плазме крови – в 10-12 часов, инсулина – в 18 часов, общего белка крови – в 17-19 часов. Чувствительность тканей зубов к болевым раздражителям максимальна в 18 ч, уменьшается к 15 ч, минимальна – вскоре после полуночи. Органы чувств: с 3 до 8 утра максимальная чувствительность ко всем видам боли. С 17 до 19 часов начинается повышение обонятельных вкусовых и слуховых ощущений, максимума они достигают в 3 часа ночи, а минимум их чувствительности отмечен в 6 часов утра.

M4_n.m

M3_n.m

M2.m

M1.m

48.9639

M2.m

M1.m

3. АПАРАТНІ ЗАСОБИ.

2. КЛАСИФІКАЦІЯ КОМПЮТЕРНИХ МЕРЕЖ.

1. ВИЗНАЧЕННЯ І ПРИЗНАЧЕННЯ КОМП’ЮТЕРНИХ МЕРЕЖ.

Информационно-поисковые системы в среде WWW

Информационные технологии WWW

WWW, W3 - система для доступа к гипертекстовой и гипермедиа-информации (как, впрочем, и к любой другой, но соль именно в «ги-пер»). Изначально проект WWW зародился в CERN, европейском цент­ре физики высоких энергий в 1990 г., но со временем перерос рамки сообщества ученых-физиков. Первые программы, демонстрирующие работу системы, были закончены в 1992 г. для компьютера NeXT. За несколько лет, прошедших с тех пор, система WWW совершила побе­доносное шествие практически по всем операционным платформам, включая самые примитивные (MS-DOS). «Отец» WWW, Тим Бернерс-Ли, сейчас является руководителем консорциума W30, W3 Organization, основанного CERN и MIT (Масачусетский технологический институт) в 1994 г. для развития и стандартизации WWW. В феврале 1995 г. CERN вышел из консорциума, мотивируя это необходимостью сосредоточить все усилия на чисто физических проектах. Преемником CERN стал фран­цузский национальный компьютерный центр INRIA.

«Рабочее пространство» WWW - Internet. Это не означает, что WWW и Internet не могут обойтись друг без друга. Нет, вполне возможно ис­пользовать WWW в качестве локальной информационной системы. Бо­лее того, форматы данных и протоколы не имеют никакой привязки к технологической основе сети (IP). Однако всякая информационная си­стема, помимо технических характеристик, сильна (или слаба) своим содержанием и пользовательским интерфейсом. Так уж получилось, что именно сеть Internet, являясь транспортом, в силу своего размера, от­крытости и структуры, сделала WWW глобальной реальностью, а милли­оны пользователей совместно наполнили Web мириадами документов.

Причины успеха просты - дружественный интерфейс, легкость на-


вигации в Internet, способность легко интегрировать мультимедиа-объек­ты и решение типа «все в одном» - типичный навигатор (browser) явля­ется клиентом для почти всех популярных информационных служб в Internet. Web фантастически популярен и растет даже быстрее Internet.

WWW работает по принципу клиент-сервер, точнее, клиент-серве­ры: существует множество серверов, которые по запросу клиента воз­вращают ему гипермедийный документ - документ, состоящий из час­тей с разнообразным представлением информации (текст, звук, гра­фика, трехмерные объекты и т.д.), в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть. Ссылки эти в доку­ментах WWW организованы таким образом, что каждый информацион­ный ресурс в глобальной сети Интернет однозначно адресуется, и до­кумент, который Вы читаете в данный момент, способен ссылаться как на другие документы на этом же сервере, так и на документы (и вооб­ще на ресурсы Интернет) на других компьютерах Интернет. Причем пользователь не замечает этого, и работает со всем информационным пространством Интернет как с единым целым. Ссылки WWW указыва­ют не только на документы, специфичные для самой WWW, но и на прочие сервисы и информационные ресурсы Интернет. Более того, большинство программ-клиентов WWW (browsers, навигаторы) не про­сто понимают такие ссылки, но и являются программами-клиентами соответствующих сервисов: ftp, gopher, сетевых новостей Usenet, элек­тронной почты и т.д. Таким образом, программные средства WWW яв­ляются универсальными для различных сервисов Интернет, а сама ин­формационная система WWW играет интегрирующую роль.

Надо отметить, что идея распределенного гипертекста зародилась довольно давно. Например, можно отметить проект одного из австрий­ских университетов Hyper-G. С точки зрения автора своим успехом WWW в очень большой степени обязана NCSA, разработавшему популярней­ший в прошлом WWW-навигатор с графическими способностями. В начале 1993 г. NCSA, National Center for Supercomputing Applications, На­циональный центр суперкомпьютерных приложений при университете штата Иллинойс в Урбана-Шампань выпустил в свет первую версию Mosaic - WWW-навигатора, которому было суждено завоевать мир. В свое время Mosaic прозвали «Internet killer application» (т.е. хит, бестсел­лер Интернет), и она была доступна практически для всех клонов Unix и для MS-Windows. Мозаика была основным инструментом для пользова­телей WWW. С тех пор многое изменилось.

Следующий этап - образование компании Netscape Communications Corp. (NS) и выпуск этой компанией нового навигатора. Между бесплат­ным навигатором Mosaic и Netscape Navigator (далее просто Netscape) существует некая генеалогическая связь. Дело в том, что их написали одни и те же люди, в большинстве своем ныне работающие в Netscape Communications Corporation. Сейчас такое высказывание, может быть, не совсем точно, так как в команду Mosaic влились новые программис-


ты вместо ушедших. С начала 1996 года и Relcom и Demos начали рас­пространение Netscape в России. Первые версии Netscape распрост­ранялись бесплатно и ими до сих пор многие пользуются.

Система WWW в целом состоит из следующих компонент:

HTML (HyperText Markup Language) - язык гипертекстовой разметки;

HTTP (HyperText Transfer Protocol) - прикладной протокол, разработанный для обмена гипертекстовой информацией в Internet;

• Спецификаций на типы данных в Internet (Internet Media Types);

• Система WWW-адресации (URL).

Язык HTML очень прост. Разработчики WWW и позже консорциум W30 стремятся оформить HTML как DTD (Document Type Definition) в терминах SGML (Standard Generalized Markup Language), ISO-стандарта (ISO - International Standards Organization - международная организация стандартов) для обработки документов. С практической точки зрения HTML представляет собой разметку, сделанную обычными английски­ми словами внутри документа. HTML был разработан для того, чтобы выделить в документах логическую структуру.

Протокол HTTP (HyperText Transfer Protocol) также в высшей степе­ни прост, что иногда вредит организации информационного сервиса. Это правила общения между навигатором и WWW-сервером. Одна сес­сия легко укладывается в схему запрос-ответ. В простейшем случае навигатор требует некий документ, и сервер его выдает. С одной сто­роны, такая простота - вещь хорошая, с другой - это влечет за собой дополнительные накладные расходы и, следовательно, временные за­держки и неэффективность.

Схема HTTP содержит идентификатор, адрес машины, ТСР-порт, путь в директории сервера, поисковый критерий и метку: http:// polyn.net.kiae.su/polyn/manifest.html.

Согласование типов документов, передаваемых в рамках WWW, производится с помощью заголовков, которыми обмениваются навига­тор и WWW-сервер. Весь комплекс заголовков известен как MIME, Multipurpose Internet Mail Extensions. Это означает «многоцелевые рас­ширения почты в Интернет», и следы MIME можно видеть во многих электронных письмах.

Заголовки:

Content-Transfer-Encoding: iso8859-5 Content-Length: 8674

и,уж безусловно, MIME-Version: 1.0

- есть несомненный признак MIME.

Сами типы документов специфицированы в RFC (Request For Comment - запрос для комментария. Портфель документов, в которых опубликованы стандарты Internet, предлагаемые ей ^андарты, а также


общепринятые идеи, негласные стандарты и т.п. Эти документы факти­чески определяют Internet), описывающем так называемые «типы дан­ных в Internet» (Internet Media Types).

Навигатор должен знать, какого типа документ он получает, ведь он должен его интерпретировать, показывать и вообще что-то с ним делать.

Навигаторы предоставляют пользователю возможность указывать внешние программы-интерпретаторы для разных типов документов.

Для внесения в WWW возможности интерактивного диалога с пользователем и создания динамических документов имеется ряд спо­собов, частично стандартизованных, частично нет. Это такие средства, как:

CGI (CommonGatewaylnterface) - часть HTML, создание интерактив­ных форм, создание документов, как вывод программ. Интерфейс CGI был специально разработан для расширения возможностей WWW за счет подключения всевозможного внешнего программного обеспече­ния. Такой подход логично продолжал принцип публичности и просто­ты разработки и наращивания возможностей WWW. По настоящему по­лезные формы профессионального уровня все же создавать в рамках CGI невозможно. Этому мешают бедность средств CGI и свойства (statelessness) протокола HTTP.

SSI, SSI+ - нестандартизованные расширения серверов, например, доступ к БД через ODBC без программирования.

Страница базы данных WWW - законченный информационный объект, который отображается пользователю при обращении к инфор­мационному ресурсу WWW по универсальному идентификатору этого ресурса (URL).

Таким образом, мы видим, что WWW представляет собой систе­му:

• открытую (все спецификации, протоколы и т.д. опубликованы и доступны бесплатно);

• масштабируемую (система адресации);

• легко интегрируемую и расширяемую (MIME, внешние интерпре­таторы).

К информационным технологиям WWW относятся: HTML, URL, HTTP, CGI, Java, JavaScript.

Java - это современный язык для разработки приложений, создан­ный специально для распределенных сред. Java является простым объектно-ориентированным языком, не требующим длительного обуче­ния программистов. Для работы в сетецентрической среде возрастаю­щей сложности система программирования должна соответствовать объектно-ориентированной концепции.

Java является знакомым языком программирования, так как син­таксис Java во многом напоминает C++. Исключение адресной ариф­метики по мнению создателей должно обеспечить более надежный код


по сравнению с C++. Надежность программ обеспечивается проверка­ми на этапе компиляции и последующей проверкой во время выполне­ния.

Язык JavaScript разрабатывался компанией Netscape как язык сце­нариев просмотра HTML-страниц. JavaScript является объектно-ориен­тированным языком. В целом язык ориентирован на встроенные объекты Netscape Navigator: окна, формы, поля форм, элементы рабочих облас­тей Navigator. Это сильно облегчает обучение языку и позволяет сразу писать интересные и полезные программы.

Используя JavaScript, можно организовать многооконный интер­фейс с локальной справочной системой и встроенной графикой, воз­ложив при этом многие вопросы проверки вводимых пользователем данных на JavaScript. По своим функциональным возможностям JavaScript довольно сильно уступает Java: можно организовать прокрут­ку текста, организовать открытие нового окна, запрограммировать каль­кулятор, но не более того.

Таким образом, нами были рассмотрены два класса доступа к ин­формационным ресурсам Internet: распределенные файловые систе­мы (Usenet, FTP, Gopher, NFS), распределенные информационные сис­темы (WWW, WAIS).

Основные протоколы, используемые в Интернет, не обеспечены достаточными встроенными функциями поиска, не говоря уже о мил­лионах серверах, находящихся в ней. Протокол HTTP, используемый в Интернет, хорош лишь в отношении навигации, которая рассматривает­ся только как средство просмотра страниц, но не их поиска. То же са­мое относится и к протоколу FTP, который даже более примитивен, чем HTTP. Из-за быстрого роста информации, доступной в Сети, навигаци­онные методы просмотра быстро достигают предела их функциональ­ных возможностей, не говоря уже о пределе их эффективности. Не ука­зывая конкретных цифр, можно сказать, что нужную информацию уже не представляется возможным получить сразу, так как в Сети сейчас находятся миллиарды документов и все они в распоряжении пользова­телей Интернет, к тому же сегодня их количество возрастает согласно экспоненциальной зависимости. Количество изменений, которым эта информация подвергнута, огромно и, самое главное, они произошли за очень короткий период времени. Основная проблема заключается в том, что единой полной функциональной системы обновления и зане­сения подобного объема информации, одновременно доступного всем пользователям Интернет во всем мире, никогда не было. Для того что­бы структурировать информацию, накопленную в сети Интернет, и обес­печить ее пользователей удобными средствами поиска необходимых им данных, были созданы поисковые системы.


Информационно-поисковая система - система, предназначен­ная для поиска информации в базе данных.

Поисковые системы обычно состоят из трех компонент:

• агент (паук или кроулер), который перемещается по Сети и со­бирает информацию;

• база данных, которая содержит всю информацию, собираемую пауками;

• поисковый механизм, который люди используют как интерфейс для взаимодействия с базой данных.

Средства поиска и структурирования, иногда называемые поиско­выми механизмами, используются для того, чтобы помочь людям найти информацию, в которой они нуждаются. Средства поиска типа агентов, пауков, кроулеров и роботов используются для сбора информации о документах, находящихся в Сети Интернет. Это специальные програм­мы, которые занимаются поиском страниц в Сети, извлекают гипертек­стовые ссылки на этих страницах и автоматически индексируют инфор­мацию, которую они находят для построения базы данных. Каждый по­исковый механизм имеет собственный набор правил, определяющих, как собирать документы. Некоторые следуют за каждой ссылкой на каж­дой найденной странице и затем, в свою очередь, исследуют каждую ссылку на каждой из новых страниц, и так далее. Некоторые игнориру­ют ссылки, которые вед^т к графическим и звуковым файлам, файлам мультипликации; другие игнорируют ссылки к ресурсам типа баз дан­ных WAIS; другие проинструктированы, что нужно просматривать преж­де всего наиболее популярные страницы.

Агенты - самые «интеллектуальные» из поисковых средств. Они могут делать больше, чем просто искать: они могут выполнять даже тран­закции от имени пользователя. Уже сейчас они могут искать сайты спе­цифической тематики и возвращать списки сайтов, отсортированных по их посещаемости. Агенты могут обрабатывать содержание докумен­тов, находить и индексировать другие виды ресурсов, не только стра­ницы. Они могут также быть запрограммированы для извлечения ин­формации из уже существующих баз данных. Независимо от информа­ции, которую агенты индексируют, они передают ее обратно базе дан­ных поискового механизма.

Общий поиск информации в Сети осуществляют программы, изве­стные как пауки. Пауки сообщают о содержании найденного документа, индексируют его и извлекают итоговую информацию. Они просматри­вают заголовки, некоторые ссылки и посылают проиндексированную информацию базе данных поискового механизма.

Кроулеры просматривают заголовки и возращают только первую ссылку.

Роботы могут быть запрограммированы так, чтобы переходить по различным ссылкам различной глубины вложенности, выполнять индек­сацию и даже проверять ссылки в документе. Из-за их природы они


могут застревать в циклах, поэтому, проходя по ссылкам, им нужны значительные ресурсы Сети. Однако, имеются методы, предназначен­ные для того, чтобы запретить роботам поиск по сайтам, владельцы которых не желают, чтобы они были проиндексированы.

Агенты извлекают и индексируют различные виды информации. Некоторые, например, индексируют каждое отдельное слово во встре­чающемся документе, в то время как другие индексируют только наи­более важных 100 слов в каждом, индексируют размер документа и число слов в нем, название, заголовки и подзаголовки и т.д. Вид постро­енного индекса определяет, какой поиск может быть сделан поисковым механизмом и как полученная информация будет интерпретирована.

Агенты могут также перемещаться по Интернет и находить инфор­мацию, после чего помещать ее в базу данных поискового механизма. Администраторы поисковых систем могут определить, какие сайты или типы сайтов агенты должны посетить и проиндексировать. Проиндек­сированная информация отсылается базе данных поискового механиз­ма так же, как было описано выше.

Когда кто-либо хочет найти информацию, доступную в Интернет, он посещает страницу поисковой системы и заполняет форму, детали­зирующую информацию, которая ему необходима. Здесь могут исполь­зоваться ключевые слова, даты и другие критерии. Критерии в форме поиска должны соответствовать критериям, используемым агентами при индексации информации, которую они нашли при перемещении по Сети.

База данных отыскивает предмет запроса, основанный на инфор­мации, указанной в заполненной форме, и выводит соответствующие документы, подготовленные базой данных. Чтобы определить порядок, в котором список документов будет показан, база данных применяет алгоритм ранжирования. В идеальном случае, документы, наиболее релевантные пользовательскому запросу будут помещены первыми в списке. Различные поисковые системы используют различные алгорит­мы ранжирования, однако основные принципы определения релевант­ности следующие:

1. Количество слов запроса в текстовом содержимом документа (т.е. в html-коде).

2. Тэги, в которых эти слова располагаются.

3. Местоположение искомых слов в документе.

4. Удельный вес слов, относительно которых определяется реле­вантность, в общем количестве слов документа.

Эти принципы применяются всеми поисковыми системами. А пред­ставленные ниже используются некоторыми, но достаточно известны­ми (например, AltaVista, HotBot).

5. Время - как долго страница находится в базе поискового сер­
вера. Поначалу кажется, что это довольно бессмысленный прин­
цип. Но, если задуматься, как много существует в Интернете сай­
тов, которые живут максимум месяц! Если же сайт существует


довольно долго, это означает, что владелец весьма опытен в данной теме и пользователю больше подойдет сайт, который пару лет вещает миру о правилах поведения за столом, чем тот, кото­рый появился неделю назад с этой же темой. 6. Индекс цитируемости - как много ссылок на данную страницу ведет с других страниц, зарегистрированных в базе поисковой системы. База данных выводит ранжированный подобным образом список документов с HTML и возвращает его человеку, сделавшему запрос. Различные поисковые механизмы также выбирают различные способы показа полученного списка - некоторые показывают только ссылки; другие выводят ссылки с первыми несколькими предложениями, со­держащимися в документе или заголовок документа вместе с ссылкой. Основные информационно-поисковые системы WWW: Lycos, AltaVista, Yahoo, OpenText, Infoseek. Рассмотрим вкратце характеристи­ки этих систем.

Lycos (www.lycos.com). В Lycos используется следующий механизм индексации:

• слова в <title> заголовке имеют высший приоритет;

• слова в начале страницы;

• слова в ссылках;

• если в его базе индекса есть сайты, ссылка с которых указывает на индексируемый документ - релевантность этого документа возрастает.

Как и большинство систем, Lycos дает возможность применять про­стой запрос и более детальный метод поиска. В простом запросе в качестве поискового критерия вводится предложение на естественном языке, после чего Lycos производит нормализацию запроса, удаляя из него так называемые stop-слова, и только после этого приступает к его выполнению. Почти сразу выдается информация о количестве докумен­тов на каждое слово, а позже и список ссылок на формально релевант­ные документы. В списке против каждого документа указывается его мера близости запросу, количество слов из запроса, попавших в доку­мент, и оценочная мера близости, которая может быть больше или мень­ше формально вычисленной. Пока нельзя вводить логические операто­ры в строке вместе с терминами, но использовать логику через систе­му меню Lycos позволяет. Такая возможность применяется для постро­ения расширенной формы запроса, предназначенной для искушенных пользователей, уже научившихся работать с этим механизмом. Таким образом, видно, что Lycos относится к системе с языком запросов типа «Like this», но намечается его расширение и на другие способы организации поисковых предписаний.

AltaVista (www.altavista.com). Индексирование в этой системе осу­ществляется при помощи робота. При этом робот имеет следующие приоритеты:


 

• слова содержащиеся в теге <title> имеют высший приоритет; клю­чевые фразы в <Meta> тэгах;

• ключевые фразы, находящиеся в начале странички;

• ключевые фразы в ссылках;

• ключевые фразы по количеству вхождений, присутствия слов, фраз.

Если тэгов на странице нет, использует первые 30 слов, которые индексирует и показывает вместо описания (tag description)

Наиболее интересная возможность AltaVista - это расширенный поиск. Здесь стоит сразу оговориться, что, в отличие от многих других систем AltaVista поддерживает одноместный оператор NOT Кроме это­го, имеется еще и оператор NEAR, который реализует возможность кон­текстного поиска, когда термины должны располагаться рядом в тек­сте документа. AltaVista разрешает поиск по ключевым фразам, при этом она имеет довольно большой фразеологический словарь. Кроме всего прочего, при поиске в AltaVista можно задать имя поля, где должно встре­титься слово: гипертекстовая ссылка, applet, название образа, заголо­вок и ряд других полей. К сожалению, подробно процедура ранжирова­ния в документации по системе не описана, но видно, что ранжирова­ние применяется как при простом поиске, так и при расширенном зап­росе. Реально эту систему можно отнести к системе с расширенным логическим поиском.

Yahoo (www.yahoo.com). Данная система появилась в Сети одной из первых, и сегодня Yahoo сотрудничает со многими производителя­ми средств информационного поиска, а на различных ее серверах ис­пользуется различное программное обеспечение. Язык Yahoo доста­точно прост: все слова следует вводить через пробел, они соединяют­ся связкой AND либо OR. При выдаче не указывается степень соответ­ствия документа запросу, а только подчеркиваются слова из запроса, которые встретились в документе. При этом не производится нормали­зация лексики и не проводится анализ на «общие» слова. Хорошие ре­зультаты поиска получаются только тогда, когда пользователь знает, что в базе данных Yahoo информация есть наверняка. Ранжирование про­изводится по числу терминов запроса в документе. Yahoo относится к классу простых традиционных систем с ограниченными возможностя­ми поиска.

OpenText (www.opentext.com). Информационная система OpenText представляет собой самый коммерциализированный информационный продукт в Сети. Все описания больше похожи на рекламу, чем на ин­формативное руководство по работе. Система позволяет провести по­иск с использованием логических коннекторов, однако размер запро­са ограничен тремя терминами или фразами. В данном случае речь идет о расширенном поиске. При выдаче результатов сообщается сте­пень соответствия документа запросу и размер документа. Система позволяет также улучшить результаты поиска в стиле традиционного


булевого поиска, OpenText можно было бы отнести к разряду традици­онных информационно-поисковых систем, если бы не механизм ран­жирования.

Infoseek (www.infoseek.com). В этой системе индекс создает ро­бот, но он индексирует не весь сайт, а только указанную страницу. При этом робот имеет такие приоритеты:

• слова в заголовке <title> имеют наивысший приоритет;

• слова в теге keywords, description и частота вхождений\повторе-ний в самом тексте;

• при повторении одинаковых слов рядом выбрасывает из индек­са;

• допускает до 1024 символов для тега keywords, 200 символов для тэга description;

• если тэги не использовались, индексирует первые 200 слов на странице и использует как описание.

Система Infoseek обладает довольно развитым информационно-поисковым языком, позволяющим не просто указывать, какие термины должны встречаться в документах, но и своеобразно взвешивать их. Достигается это при помощи специальных знаков «+» - термин обязан быть в документе, и «-» - термин должен отсутствовать в документе. Кроме этого, Infoseek позволяет проводить то, что называется контекст­ным поиском. Это значит, что используя специальную форму запроса, можно потребовать последовательной совместной встречаемости слов. Также можно указать, что некоторые слова должны совместно встре­чаться не только в одном документе, а даже в отдельном параграфе или заголовке. Имеется возможность указания ключевых фраз, пред­ставляющих собой единое целое, вплоть до порядка слов. Ранжирова­ние при выдаче осуществляется по числу терминов запроса в доку­менте, по числу фраз запроса за вычетом общих слов. Все эти факторы используются как вложенные процедуры. Подводя краткое резюме, можно сказать, что Infoseek относится к традиционным системам с эле­ментом взвешивания терминов при поиске.

Информационное агентство - организация, собирающая, обра­батывающая и распространяющая информацию. Известна поисковая система Magellan (www.magellan.com) одноименного информацион­ного агентства, примечательная тем, что она не использует робота-ин-дексировщика. Все вопросы о включении того или иного информаци­онного ресурса в базу данных поисковой системы решаются специаль­ной редакционной коллегией, что, с одной стороны, гарантирует «чис­тоту» предоставляемой информации, но, с другой стороны, сильно ог­раничивает широту охвата поисковой системой представленной в Сети информации.

Среди наиболее известных отечественных поисковых систем стоит отметить Яндекс (www.yandex.ru), Апорт (www.aport.ru) и Рамблер (www.rambler.ru).

У наш час найважливішим застосуванням комп’ютерів стає створення мереж, що забезпечують єдиний інформаційний простір для багатьох користувачів. Особливо наочно цей процес простежується на прикладі всесвітньої комп’ютерної мережі Internet.

Комп’ютерна мережа – сукупність взаємозв’язаних(через канали передачі даних)комп’ютерів, які забезпечують користувачів засобами обміну інформацією і колективного використання ресурсів мережі: апаратних, програмних та інформаційних.

Абонентні мережі – об’єкти, що генерують або споживають інформацію в мережі. Абонентами мережі можуть бути окремі комп’ютери, комп’ютерні комплекси, термінали та ін. Будь-який абонент підключається до станції.

Станція – це апаратура, яка виконує функції, пов’язані з передаванням і прийманням інформації.

Сукупність абонента та станції називають абонентською системою. Враховуючи особливості реалізації абонентських систем на основі ПК, останні також часто називають станціями.

Якщо подати мережу у вигляді графа, то станції будуть знаходитися у вузлах мережі.

Для організації взаємодії абонентів потрібне фізичне передавальне середовище – лінії зв’язку або простір, в якому поширюються електричні сигнали, й апаратура передачі даних. На основі фізичного передавального середовища будується комунікаційна мережа, що забезпечує передачу інформації між абонентськими системами.

Такий підхід дає можливість розглядати будь-яку комп’ютерну мережу як сукупність абонентських систем і комунікаційної мережі.

Об’єднання комп’ютерів у мережу дає змогу спільно використати диски великої ємності, принтери, основну пам’ять, мати спільні програмні засоби і дані. Глобальні мережі надають можливість використати апаратні ресурси віддалених комп’ютерів. Ці мережі, охоплюючи мільйони людей, повністю змінили процес поширення і сприйняття інформації, зробили обмін нею через електронну пошту найпоширенішою послугою мережі, а основним ресурсом – інформацію.

Основним призначенням комп’ютерної мережі є забезпечення простого, зручного і надійного доступу користувача до спільних розподілених ресурсів мережі та організація їх колективного використання з надійним захистом від несанкціонованого доступу, а також забезпечення зручними і надійними засобами передачі даних між користувачами мережі. За допомогою комп’ютерних мереж ці проблеми вирішуються незалежно від територіального розташування користувачів. У епоху загальної інформатизації великі обсяги інформації зберігаються, обробляються і передаються в локальних та глобальних комп’ютерних мережах. У локальних мережах створюються спільні бази даних для роботи користувачів. У глобальних мережах здійснюється формування єдиного наукового, економічного, соціального і культурного інформаційного простору.

Існує безліч проблем, для вирішення яких потрібні централізовані дані, доступ до баз даних, передача даних на відстань та їх централізоване оброблення. З цим стикаються банківські та інші фінансові структури, системи соціального забезпечення, податкові служби, дистанційне комп’ютерне навчання, системи резервування авіаквитків, дистанційна медична діагностика, виборчі системи та ін. У всіх цих випадках необхідно, щоб у комп’ютерній мережі здійснювалися збирання, збереження і доступ до даних, гарантувався захист від спотворення та несанкціонованого доступу.

 

Комп’ютерні мережі можна класифікувати за рядом ознак, у тому числі за територіальним розподілом. При цьому розрізняють глобальні, регіональні та локальні мережі.

Глобальні мережі об’єднують користувачів, розташованих по всьому світу. В них часто використовуються супутникові канали зв’язку, що дають змогу сполучати вузли мережі зв’язку та ЕОМ, які знаходяться на відстані 10-15 тис.км один від одного.

Регіональні мережі об’єднують користувачів міста, області, невеликих країн. Як канали зв’язку в них найчастіше застосовуються телефонні лінії. Відстані між вузлами мережі становлять 10-1000 км.

Локальні мережі сполучають абонентів однієї або кількох сусідніх будівель одного підприємства, установи. Локальні мережі набули дуже великого поширення, оскільки 80-90% інформації циркулює поблизу місць її появи і тільки 20-10% пов’язано із зовнішніми взаємодіями. Локальні мережі можуть мати будь-яку структуру, але найчастіше комп’ютери в локальній мережі сполучаються єдиним високошвидкісним каналом передачі даних, що є головною відмітною особливістю локальних мереж. Як канал передачі даних при цьому використовуються: вита пара; коаксіальний кабель; оптичний кабель та ін. В оптичному каналі світловод зроблено із кварцового скла завтовшки з людську волосину. Це найбільш швидкісний, надійний, але і дорогий кабель. Відстані між ЕОМ в локальній мережі невеликі – до 10 км, а при використанні радіоканалів зв’язку – до 20 км. Канали в локальних мережах є власністю організацій і це спрощує їх експлуатацію.

 

Щоб забезпечити передачу інформації від комп’ютера в комунікаційне середовище, необхідно узгодити сигнали внутрішнього інтерфейсу комп’ютера з параметрами сигналів, що передаються по каналах зв’язку. При цьому має бути виконано як фізичне узгодження (форма, амплітуда і тривалість сигналу), так і кодове.

Технічні пристрої, які виконують функції сполучення комп’ютера з каналами зв’язку, називаються адаптерами, або мережними адаптерами. На практиці цей термін застосовується для спеціальних електронних плат – мережних. Крім них, функцію мережного адаптера часто виконують модеми.

Серед характеристик комунікаційної мережі найважливішими є:

· швидкість передачі даних по каналах зв’язку;

· пропускна здатність каналу зв’язку;

· вірогідність передачі інформації;

· надійність каналу зв’язку і передавальної апаратури.

Швидкість передачі даних по каналу зв’язку залежить від його типу та якості, типу апаратури передачі даних, способу синхронізації та ін. Швидкість передачі виражається в бітах за секунду. В техніці використовують іншу одиницю – бод (кількість змін стану середовища передачі за секунду). Взагалі швидкість у бітах за секунду та бодах не збігається. В сучасних широкосмугових мережах швидкість пере

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Profesor universitar D.Nedeoglo | Znalosti a dovednosti
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.