Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и принципы построения организационных структур




Тема 6. Организационные структуры

1. Понятие и принципы построения организационных структур

2. Типы организационных структур

3. Виды бюрократических структур

4. Виды органических структур

«Структура управления организацией» или «организационная структура управления» - одно из ключевых понятий управления, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс - движение потоков информации и принятие управленческих решений. Структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов.

Общие характеристики структуры управления могут быть сформулированы следующим образом:

1. Структура организации обеспечивает координацию всех функций менеджмента при осуществлении любой хозяйственной деятельности предприятия, связанной с достижением его целей.

2. Структура организации определяет права и обязанности на всех управленческих уровнях посредством определения (делегирования) полномочий и установления ответственности руководителей всех рангов.

3. Структура, принятая в конкретной организации, определяет поведение ее сотрудников (стиль менеджмента, организационная культура и эффективность труда сотрудников).

4. Организационная структура определяет эффективность деятельности предприятия, его выживание и процветание, определяемые как его успех.

Следует четко различать понятия: организационная структура предприятия и структура управления предприятия.

Организационная структура предприятия представляет собой состав, совокупность внутрихозяйственных подразделений производственного, вспомогательного, обслуживающего и культурно-бытового назначения, определенным образом расположенных на его территории и связанных между собой отношениями общественного разделения труда, производственной кооперации и интеграции.

Организационная структура предприятия по вертикали расчленяется на ступени, а по горизонтали - на звенья. Звено - это организационно и технологически относительно обособленное подразделение предприятия. Ступень - это совокупность звеньев (подразделений), находящихся на одном определенном уровне иерархии управления.

По количеству ступеней, выделяют двух-, трех-, четырехступенчатые и комбинированные оргструктуры.

По способу образования промежуточных подразделений выделяют:

- территориальную (отделенческую);

- отраслевую (цеховую);

- территориально-отраслевую (комбинированную) оргструктуры.

Структура управления предприятия - представляет собой совокупность работников и органов управления, находящихся между собой во взаимосвязи, соподчиненности, обеспечивающих выполнение необходимых функций. управления для достижения целей предприятия.

Звено (отдел) управления - это организационно обособленный, самостоятельный элемент, (работник, орган управления), выполняющий определенную функцию управления.

Под ступенью управления понимается совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления, отражающей последовательности их подчинения снизу доверху.

Число ступеней в структуре управления соответствует числу ступеней в оргструктуре предприятия.

На сельскохозяйственном предприятии низшей ступенью является управление производственной бригадой (фермой), выполняемое бригадиром, второй ступенью - персонал управления отделением или производственным участком, которым руководит управляющий (заведующий участком). Высшая ступень - общехозяйственный аппарат управление во главе с руководителем предприятия.

Различают формальные и неформальные структуры управления. Формальная структура - это структура, выбранная и установлению путем соответствующих организационных мероприятий, распределения полномочий и прав. Неформальная структура неподвластна приказам и распоряжениям. Она является отражением личностных отношений в рамках формальной структурам

Структура управления определяется как сочетание трех компонентов: С ложность - означает степень дифференциации различных видов управленческой деятельности. Чем выше степень дифференциации, тем более сложной является структура управления. Формализация - определяется степенью управленческих правил и процедур. Централизация - определяется степенью централизации управления в ней.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято делить на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с тем или иными функциями управлений. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации. Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Увеличение количества элементов и уровней в структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложностей связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования управления организацией.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое значение для управления. Они учитываются в принципах формирования структур управления, главные из которых могут быть сформулированы следующим образом.

1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установления системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью, с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.