Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие финансов и финансовой системы. Государственные финансы




Тема 13. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика. Социальные аспекты рыночной экономики

Время: 2 учебных часа.

Вопросы лекции:

1. Понятие финансов и финансовой системы. Государственные финансы.

2. Налоги и налоговая система.

3. Бюджетно-налоговая политика государства.

4. Доходы населения: сущность, виды и принципы распределения. Дифференциация доходов.

5. Содержание и основные направления социальной политики государства.

 

Термин «финансы» происходит от латинского слова financia - денежный платеж. В широком смысле «финансы» - совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство.

Финансы — денежные средства, рассматриваемые в про­цессе создания и движения; формируются в ходе производства, распределения и перераспределения ВВП страны. Финансы страны — совокупность фи­нансов всех секторов экономики в их взаимодействии между собой и остальными странами мира.

Современная рыночная экономика не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы. В современных условиях понятием «финансы» определяют всю систему эконо­мических отношений, связанную с образованием, распределени­ем и перераспределением денежных ресурсов. Условно можно выделить государственные финансы, финансы предприятий, фирм, корпораций и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы — это часть финансовой систе­мы общества, охватывающая движение денежных средств, не­обходимых государству для осуществления его функций.

Финансы предприятий, фирм, корпораций — это денеж­ные активы, образующиеся, распределяющиеся и использующие­ся в процессе экономической деятельности этих хозяйствую­щих субъектов:

Финансы населения — это часть финансовой системы, ко­торая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Государственные финансы — сложная система, включаю­щая четыре основных звена:

1) государственный бюджет;

2) местные финансы;

3) финансы государственных предприятий;

4) финансы специальных общественных фондов.

Существующая в стране совокупность финансовых от­ношений называется финансовой системой (рисунок 13.1).

Рисунок 13.1 - Схема финансовой системы

 

Финансовая система России включает:

1) государственную бюджетную систему;

2) внебюджетные специальные фонды;

3) государственный кредит;

4) фонды имущественного и личного страхования;

5) финансы предприятий различных форм собственности.

Первые четыре блока этой системы — централизованные и используются для регулирования экономических процессов на макроуровне. Финансы предприятий — децентрализован­ные и используются для регулирования экономических про­цессов на микроуровне.

Государственные специальные внебюджетные фонды Рос­сии составляют Пенсионный фонд, Фонд обязательного ме­дицинского страхования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР и региональные внебюджетные экономические фонды (в частности, фонды развития жилищной сферы). Через государственные финансы перераспределяется зна­чительная часть НД нашей страны (примерно 1/3).

Главное звено финансов государства — государственный бюджет. Его главные задачи состоят в том, что:

1) деньги необходимо в определенном порядке и полностью собирать;

2) деньги надо рационально распределять по различным фон­дам;

3) деньги нужно эффективно и в полном объеме использовать по прямому назначению.

Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Государственный бюджет — это годовой финансовый план государственных расходов и источников их финансового покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, муниципальным законодательным со­бранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению рас­ходов в соответствии с принятым в предыдущем году зако­ном о бюджете.

В соответствии с российским законодательством бюджет­ная система страны - совокупность бюджетов трех уровней: федерального, субъектов Федерации и административно-тер­риториальных образований (местного).

В государственную бюджетную систему РФ (консолидиро­ванный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных вне­бюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда социального страхования, Фонд имущественного страхования);

2) бюджеты субъектов Федерации (краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петер­бурга; окружные бюджеты автономных округов и бюджет территориаль­ных государственных фондов);

3) местные бюджеты (городские, районные, сельские).

Все эти бюджеты функционируют автономно по принципу бюджетного федерализма, т.е. за каждым бюджетом закрепля­ются свои источники доходов и определяются расходы, финан­сируемые за счет соответствующих бюджетов.

В Бюджетном кодексе определены основные принципы бюджетной системы России:

- единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классифи­кации и единых форм бюджетной документации, согласован­ными принципами бюджетного процесса.

- принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюд­жетной системы имеется место отражения доходов в их пол­ном объеме.

- самостоятельность различных звеньев бюджетной систе­мы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и права самостоятельно опреде­лять напряжение и объемы производственных расходов в соот­ветствии с закрепленными полномочиями.

- гласность означает необходимость публикации утвержден­ных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой об­щественности.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура госу­дарственного бюджета России представлена в таблице 13.1.

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предпола­гает выравнивание доходов и расходов. Однако при принятии бюджета планируемое поступление и расходы не совпадают.

Таблица 13.1

Примерная структура государственного (консолидированного) бюджета России

 

Доходы Расходы
Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они со­ставляют от 80 до 90%. Самые крупные из них — НДФЛ, налог на прибыль и НДС Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели) — 40-50%
Государственные займы. Осу­ществляются выпуском и реали­зацией государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государ­ственном бюджете — от 10 до 20% Затраты народнохозяйственные нуж­ды (капиталовложения в инфра­структуру, дотации государствен­ным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ) —10-20%
Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому ис­точнику правительство прибега­ет, если располагаемыми дохода­ми нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превы­шения расходов над доходами Расходы на вооружение и мате­риальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам — 10-20%
Неналоговые доходы (доходы от продажи и использования госу­дарственного имущества, диви­денды по акциям, целевые пере­числения государству и т. п.) Административно-управленче­ские расходы (содержание прави­тельственных органов, органов юстиции и пр.) —5-10%
Платежи по государственному долгу до 7-8%

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.