![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Приемы активизации учебной деятельностиПриемы стимуляции и поддержания мотивации учения относятся к той части метода обучения, которая призвана обеспечить эффективное усвоение социального опыта, определенного образовательным стандартом. Необходимость введения такой группы приемов обусловлена тем, что в отсутствие устойчивой мотивации регулярная продуктивная учебная деятельность невозможна. Описываемые далее приемы приводятся нами по материалам работы К.Н. Антоновой и Н.И. Башмаковой[54], с той только разницей, что в первоисточнике эта группа названа «методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности». • Приемы эмоционального стимулирования: – создание ситуации успеха в обучении (например, подбор заданий нарастающей сложности, последовательное выполнение которых способно поддерживать у ученика уверенность в собственных силах); – поощрение и порицание; – игровые приемы (дидактические игры, игровые ситуации, имитационный тренинг и т.п.); – постановка перспектив трех уровней: ближней (одно задание, урок, день), средней (неделя, четверть, год) и дальней (несколько лет, вся жизнь). • Приемы развития познавательного интереса: – создание проблемных ситуаций; – стимулирование занимательным содержанием; – создание ситуации творческого поиска. • Приемы формирования ответственности и обязательности: – формирование понимания личностной значимости учения (включает коррекцию цели в случаях, когда цели, выдвигаемые учеником, не способствуют эффективному учению); – предъявление учебных требований (правила поведения, критерии оценки, правила внутреннего распорядка и т.п.); – контроль исполнения предъявленных требований. • Приемы, направленные на обучение целеполаганию (по А.В. Хуторскому[55]) – организация выбора целей из предложенного набора; – классификация учениками самостоятельно сформулированных целей с последующей их детализацией; – обсуждение ученических целей на реалистичность их достижимости; – конструирование целей с помощью заданных алгоритмов; – формулирование целей на основе результатов рефлексии; – сравнение индивидуальных и коллективных целей. относятся к той части метода обучения, которая отвечает за эффективное усвоение социального опыта, определенного образовательным стандартом. Описание данных приемов следует искать, главным образом, в работах по проблемному обучению. Далее приводим перечень приемов, «заимствованных» у двух авторов, причем опять с понижением ранга – не проблемные или поисковые методы, а приемы активизации учебной деятельности. В работе В.А. Ситарова[56] в качестве «методов создания проблемной ситуации» фактически описываются следующие приемы: – стимуляция познавательных вопросов учащихся (предложение решений, противоречащих жизненному опыту учеников; предъявление заданий с неопределенным окончанием и т.п.); – стимуляция самостоятельного проявления инициативы (организация выполнения самостоятельных заданий по уже известному образцу типа «составь задачу», «составь аналогичное задание на новом содержании» и т.п.); – стимуляция инициатив, выдвигаемых в ходе осуществления деятельности (использование намеренных ошибок; совместный поиск решения, притом, что учитель исходно выбрал неверный путь; поиск оптимального решения из 5–6 готовых вариантов и т.п.); – стимуляция коллективных инициатив и инициатив по организации совместной деятельности (создание соревновательной ситуации, создание ситуаций для проявления инициативы-критики – намеренно не замечать промахов учеников и т.п.). В книге П. Юцявичене[57] среди «поисковых методов модульного обучения» обнаруживаются следующие приемы: – обсуждение вполголоса (фактически – организация на уроке групповой работы над одной для всех или над разными темами); – breinstorming (мозговой штурм) (этапы: высказывание идей, развитие идей, критика идей);
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |