Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Турция в 80–90-е годы




 

 

Военный переворот 1980 г. положил начало новому этапу в развитии Турции.Как ни парадоксально, он создал политические условия для проведения важных преобразований.. Власть перешла в руки Совета национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генштаба генералом Эвреном. СНБ ввел военное положение по всей стране, распустил парламент, запретил все политические партии. Хунта заявила о намерении покончить с терроризмом, продолжить политику стабилизации экономики, подготовить проект новой конституции.

Армия жесткими мерами начала наводить порядок в стране. Были созданы чрезвычайные суды, которые приговорили сотни людей к длительным срокам заключения, а несколько десятков – к смертной казни. Особенно жестоко расправлялись с левыми радикалами. В тюрьмах практиковалось грубое обращение не только с заключенными, но и с подследственными, вплоть до пыток. Весной 1981 г. Европарламент осудил политическое насилие в Турции и потребовал восстановления демократических прав и свобод. Но турецкие власти отклонили все протесты, расценив их как вмешательство во внутренние дела.

В ноябре 1982 г. Учредительное собрание одобрило проект новой конституции, которая после одобрения на референдуме вступила в силу. Новая конституция была нацелена на предотвращение ситуаций, которые могли бы создать угрозу существованию режима. Она резко усилила исполнительную власть по сравнению с законодательной и судебной. Конституция расширила полномочия президента, который получил право назначать досрочные парламентские выборы для предотвращения тупиковых ситуаций в парламенте. Были зафиксированы положения, облегчающие прохождение в парламент представителей 2-3-х крупных партий и закрывающих путь для малых партий. Конституция 1982 г. во имя стабильности ограничила участие населения в политической жизни. Роль избирателей свелась к проявлению своей воли на выборах, после чего управление страной переходило к избранным политикам. Право заниматься политикой признавалось только за партиями, но не за профсоюзами и общественными организациями. Запрещались политические забастовки, забастовки солидарности и всеобщие забастовки.

В 1983 г. хунта разрешила создание политических партий, установив строжайший контроль за этим процессом. В ноябре 1983 г. военные провесли парламентские выборы, положив начало движения страны к демократии. При этом военные сохранили Совет национальной безопасности, который является и сегодня основным инструментом контроля армии за политической жизнью страны.

К 1986 г. в основном завершилось создание новой многопартийной системы. Она сохранила 4 политических полюса, сложившихся в 70-е годы. Социал-демократическое направление было представлено Социал-демократической народной партией (преемница НРП) и Демократический левой партией (ДЛП), созданной в 1985 г. Установки обеих партий очень схожи: демократизация политической жизни, ограничение деятельности мусульманских сект, улучшение социального обеспечения, повышение минимума зарплаты, освобождение политзаключенных, легализация компартии. Консервативное (правоцентристское) направление представляли Партия отечества (ПО), созданная в 1983 г. Т. Озалом и Партия верного пути (ПВП) во главе с С. Демирелем. Обе партии выступили сторонниками либеральной экономики. Националистический полюс представляла Партия националистического действия, происламский полюс был представлен Партией Благоденствия (наследница ПНС).

В 80-е годы новая политическая система действовала более стабильно по сравнению с 70-ми. После выборов 1983 г. ведущей партией стала ПО, ее лидер Т. Озал до 1989 г. неизменно возглавлял правительство, а в 1989 г. был избран президентом.

Политическая стабильность 80-х годов позволила провести неолиберальные реформы в экономике, которые стали крупным шагом по пути вестернизации турецкой экономической системы. Программа реформ была разработана в январе 1980 г. известным экономистом Т. Озалом. Она предусматривала переход к рыночной экономике, резкое сокращение госконтроля за ценами, строгий контроль за кредитами, ликвидацию ряда государственных монополий, постепенную приватизацию госсектора, привлечение иностранного капитала, переход от импортозамещения к экспортоориентированной экономике.

Программа получила одобрение МВФ, но предоставлять кредиты фонд не спешил. И тут в пользу Турции сыграла международная обстановка. Иранская революция, советская интервенция в Афганистан, резкое обострение советско-американских отношений – все это повышало внимание Запада к Турции. В марте 1980 г. было подписано соглашение о военном и экономическом сотрудничестве между Турцией и США. В июне 1980 г. совет министров иностранных дел НАТО высказался за представление эффективной и продолжительной финансовой помощи более слабым в экономическом плане членам альянса, в т.ч. и Турции. Под влиянием военно-политических факторов МВФ, МБРР, Саудовская Аравия приняли решение о выделении Турции кредитов.

Первый этап реформ был проведен в 1980-1983 гг. и характеризовался преобразованиями в финансовой сфере. Это был наиболее болезненный в социальном отношении шаг, который удалось сделать благодаря существованию военного режима. В это время правительство девальвировало лиру, ослабило госконтроль за ценами, прекратило поставку госсектору нефтепродуктов по льготным ценам, сняло госконтроль за уровнем кредитных процентов банков. Эти чисто монетаристские действия не дали ожидаемого результата в виде подъема частного предпринимательства. Произошел отток капиталов в банки, кроме того из-за отсутствия прибыльных сфер инвестирования начался отток капитала за границу. Эта нехватка капитала тормозила производства. Плюсом реформ стало снижение инфляции со 107 % (1980 г.) до 30 % (1983 г.), прекратилось падение реальной зарплаты. Под давлением правительства турецкие компании отошли от традиционной ориентации на европейский рынок и начали освоение рынков стран Востока. Финансовые реформы повысили доверие к Турции со стороны внешних кредитов, что позволило решить проблему нехватки внутренних капиталов.За 1980-1985 гг. Турция получила кредитов на 5 млрд. долл.

С переходом к гражданскому правлению начался второй, более глубокий этап реформ. Показательно, что Т. Озал нарушил старую традицию формировать правительство из юристов и ввел в состав своего кабинета 6 инженеров и 5 экономистов. Второй этап реформ был нацелен на проведение структурных преобразований в экономике. Реформы пошли в следующих направлениях:

1) реорганизация госсектора. Государство стало свертывать систему дотаций и льгот для государственных компаний и поставило их перед дилеммой: либо они повышают эффективность и выходят со своей продукцией на внешний рынок, либо будут переданы в частные руки. В 1986 г. был принят закон о приватизации, разрешивший государству продавать предприятия госсектора.

2) Изменение системы стандартов с целью расширения экспорта. В 80-е годы мировые стандарты качества и оформления продукции стали обязательными для большинства крупных и средних предприятий.

3) Смещение акцентов в инвестированной политике государства. Основные средства от займов пошли на развитие металлургии, химической, фармацевтической, электротехнической промышленности. В 80-е годы проявились новые отрасли – электронная промышленность и нефтехимия.

4) Привлечение иностранного капитала в производство. С этой целью правительство предоставило ряд льгот смешанным предприятиям, в 1985 г. начало создавать свободные экономические зоны, разрешило иностранным компаниям вывозить прибыль за границу, дало иностранцам право приобретать недвижимость в Турции. Иностранный капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность (приносил технологии, повышение формы менеджмента и маркетинга), в нефтяные изыскания и энергетическую промышленность (важно в плане обеспечения энергетической безопасности).

5) Разрешение экспорта капитала и рабочей силы. Решало несколько задач: смягчение безработицы, приток иностранной валюты, закрепление на новых рынках. В 80-е годы за границей работало около 1 миллионов турецких рабочих, более 220 фирм вели строительство в странах ЕС и Средиземноморья.

Вопреки опасениям, что иностранные кредиты и рыночная открытая экономика сделают Турцию американо-израильской колонией, Турция в 80-е годы укрепила экономическую независимость и сделала шаг вперед в своем развитии.

В это время экономика развивалась динамично (в 1981-1989 гг. среднегодовой прирост сельскохозяйственного производства составил 3 %, промышленного 9 %). В 1987 г. доля промышленности в ВВП превысила долю сельского хозяйства (соответственно 26 % и 20,9 %), т.е. Турция стала индустриально-аграрной страной. Объем внешней торговли вырос с 7,3 миллиарда долл. в 1979 до 24,4 миллиарда в 1987 г., при этом доля промышленных товаров в экспорте выросла с 35 % (1979 г.) до 82 % (1989 г.). Постройка в 80-е годы более 20 плотин позволило Турции, ранее закупавшей электроэнергию, начать продажу ее в Болгарию и Румынию. В сельском хозяйстве за 80-е годы произошла “зеленая революция”,что позволило Турции полностью удовлетворить свои потребности в продовольствии.В 80-е годы Турция начала вывоз капиталов в Болгарию, Румынию, страны СНГ.

В социальной сфере правительство по мере улучшения финансового положения страны усиливало внимание к социальным проблемам. Было увеличено число учебных заведений, создавалась сеть детских садов и школ, прежде всего в районах проживания бедноты. Бюджетные ассигнования на эти цели выросли с 3-х до 12 %. С целью решения жилищной проблемы кабинет Т. Озала стал создавать жилищные кооперативы и выдавать льготные кредиты под индивидуальное строительство. За 1980–1986 гг. было построено около 900 тыс. квартир. Оживление экономики позволило стабилизировать безработицу на уровне 12,9 % активного населения.

На рубеже 80-90-х годов проведение реформ застопорилось. Главная причина – обострение политической борьбы. Первоначально она развернулась между ПО и ПВП по вопросу о темпах и масштабах преобразований. Затем к ней подключились левые партии, играя на социальных издержках реформ (медленное повышение уровня жизни, высокая безработица, вытеснение сельских жителей в города и др.). После выборов 1991 г. в парламенте оказались представленными сразу 5 партий, причем ни одна из них не имела явного большинства. В этих условиях был сформирован коалиционный кабинет из членов главных оппозиционных партий: ПВП и СДНП — во главе с лидером ПВП С. Демирелем, которого в связи с избранием на пост президента в мае 1993 г. сменила Т. Чиллер.

Очень скоро внутри этой коалиции появились противоречия. Острые споры вызвал вопрос об экономической политике. С. Димерель неоднократно заявлял о намерении своего кабинета продолжать политику Озала, но реально в этом направлении сделал мало. Т. Чиллер попыталась активизировать приватизацию, но сразу столкнулась с сопротивлением СДНП, которая требовала исключить всякую спешку и тщательно изучить социальные последствия приватизации.

Вторым объектом споров стал вопрос о демократизации страны. СДНП пошла на коалицию ПВП при условии дальнейшей демократизации с соответствующими изменениями в законодательстве. Совместная комиссия по демократизации подготовила пакет конкретных положений. Но ПВП всячески тормозила реализацию этих предложений, которые в своем большинстве остались на бумаге.

К спорам между участниками правящей коалиции добавились противоречия внутри СДНП, где часть политиков выступила против коалиции с правыми. В 1991 г. партия распалась на две группировки, которые в феврале 1995г. объединились в Народно-респуб-ликанскую партию (НРП). Ее лидер Д. Байкал выдвинул требования, с которыми Чиллер не могла согласиться. В сентябре 1995 г. коалиция ПВП-НРП распалась.

Этот правительственный кризис совпал с резким обострением социальных противоречий, порожденных экономическими затруднениями. В 1990-1993 гг. Турцию поразил общемировой экономический спад. В стране стала стремительно расти инфляция, которая в 1994 г. достигла 149, 6 %. При этом зарплата бюджетников увеличилась только на 30 %. Безработица держалась на уровне 14-16 % активного населения. Внешний долг вырос с 21,3 миллиарда (1984 г.) до 73,8 миллиарда долл.(1995 г.). Турецкое правительство аккуратно рассчитывалось за долги, тогда как зарплата рабочих и служащих не росла. В этих условиях резко упал авторитет Т.Чиллер, которая выступала за продолжение либеральных экономических реформ.

В октябре 1995 г., когда Чиллер после распада коалиции с НРП попыталась сформировать однопартийный кабинет ПВП, началась всеобщая забастовка рабочих госсектора. При голосовании в парламенте вопроса о доверии новому правительству рабочие вплотную подошли к зданию парламента и потребовали отставки кабинета. Одновременно массовые демонстрации с аналогичными лозунгами прошли в ряде городов. Парламент не рискнул проголосовать за вотум доверия. Возникла угроза нового военного переворота.

Гражданские политики решили самостоятельно спасать положение. Чиллер и Байкал быстро договорились о создании на короткий срок коалиционного правительства ПВП—НРП, которое было утверждено парламентом в ноябре 1995 г. В декабре 1995 г. прошли досрочные парламентские выборы, которые дали неожиданный для турецкой политической элиты результат. На них 158 мест завоевала происламская Партия Благоденствия, 138 – ПО, 132 – ПВП, 75 – ДЛП, 50 – НРП.

Успех исламистов стал реакцией на ускорившуюся ломку привычного образа жизни. Либеральные реформы 80-х годов ухудшили положение традиционных секторов. Мелким производителям пришлось либо становиться агентами крупных фирм, либо разоряться. В ходе реформ наибольшие выгоды извлекли предприниматели западной и центральной части, а предприниматели Восточной Турции особых результатов не увидели. Резко усилилась имущественная и социальная дифференциация населения. Главную ответственность за эти явления жители страны возлагали на правоцентристов и социал-демократов, которые при всех расхождениях были едины в стремлении к вестернизации страны. В этих условиях Партия Благоденствия с ее идеями возврата к традиционным ценностям и нормам стала восприниматься как реальная альтернатива светским партиям. Успеху исламистов содействовало и то, что в 80-е годы турецкие власти, в отличие от кемалистов в 20-30-е годы, не вели тотальной борьбы с исламистами.

Усиление происламских сил, казалось, должно было вызвать сплочение прозападных партий. В марте 1996 г. Т.Чиллер и лидер Партии Отечества М.Йылмаз договорились о создании коалиционного кабинета. Однако правительство оказалось непрочным, поскольку между лидерами партии продолжалось соперничество. В июне Йылмаз подал в отставку, и после трех недель переговоров было достигнуто соглашение между Чиллер и лидером Партии Благоденствия Н. Эрбаканом о создании коалиционного правительства. По его условиям на первые два года премьером становился Эрбакан, Чиллер занимала посты вице-премьера и министра иностранных дел. В правительственной декларации говорилось о признании либеральной экономики, приватизации, поощрении иностранных инвестиций. Кроме того, Эрбакан прекратил обычные для него выпады в адрес США и Израиля, неоднократно заявлял о готовности Турции уважать свои международные обязательства.

Тем не менее, сам факт пребывания исламистов в правительстве беспокоил прозападные круги, которые устроили Эрбакану через СМИ постоянную обструкцию. К этому процессу подключилась армия. 28 февраля 1997 г. прошло заседание Совета национальной, где было принято коммюнике, в котором содержался перечень 20 мер по борьбе с исламистами, в том числе, контроль за религиозной прессой и медресе, а также внесение поправок в законодательство, нацеленное на то, чтобы помешать проникновению исламистов в госаппарат.

Эрбакан оказался зажатым между армией и светскими партиями, с одной стороны, и радикальной частью своей партии, с другой. Он сначала заявил о поддержке коммюнике, но затем отказался осуществлять предусмотренные в нем антиисламистские мероприятия. Этот шаг подвел черту под правлением Эрбакана. В обстановке непрекращающегося давления Эрбакан 18 июня 1997 г. заявил о сложении полномочий премьера и о передачи их Чиллер. [После ухода Эрбакана с поста премьер-министра турецкие власти, стремясь еще более ослабить исламистов, начали судебный процесс над Партией Благоденствия, обвинив ее в нарушении принципа лаицизма, закрепленного в конституции. В январе 1998 г. партия была распущена. Однако вместо нее вскоре образовалась Партия Добродетели. ].

Президент поручил формирование правительства не Чиллер, а Йылмазу. Новый кабинет продержался до 25 ноября 1998 г. и ушел в отставку в связи с финансовым кризисом в России, который вызвал резкое ухудшение положения многих турецких фирм, работавших на российском рынке. После отставки правительства Йылмаза из-за разногласий между лидерами партий турецким политикам более месяца не удавалось сформировать новый кабинет. Тогда армейские круги потребовали в кратчайшие сроки создать правительство, и эта недвусмысленная угроза заставила гражданских политиков искать компромисс. 7 января 1999 г. было сформировано правительство меньшинства во главе с лидером Демократической левой партии Б. Эджевитом. В апреле 1999 г. состоялись парламентские выборы, которые не дали преимущества ни одной партии. ДЛП получила 135 мест из 550, хотя Эджевит рассчитывал на то, что арест лидера курдских боевиков А. Оджалана в феврале 1999 г. обеспечит ДЛП уверенную победу. На втором месте совершенно неожиданно оказалась Партия националистического действия, получившая 130 мест в парламенте. На третьей позиции оказалась исламистская Партия Добродетели (110 мест). Либеральные партии потерпели поражение: ПО получила 83 мандата, ПВП — 89. Народно-республиканская партия оказалась без мест, не сумев преодолеть 10-процентный барьер.

В мае 1999 г. Эджевит сформировал коалиционное правительство из представителей ДЛП (посты министров иностранных дел, юстиции, образования, окружающей среды), ПНД (посты министров обороны, сельского хозяйства, транспорта здравоохранения и пост вице-премьера для лидера партии Д. Бахчели) и ПО (посты министров внутренних дел, финансов, труда, энергетики).

У наблюдателей возникали серьезные опасения, что это правительство долго не продержится, поскольку цели участников серьезно расходились. Однако оно действует и по настоящее время. Одним из цементирующих факторов стали экономические проблемы. Землетрясения в августе— сентябре 1999 г., потребовали сплочения всех политических сил для восстановления экономики страны. К этому прибавилась острая нехватка валюты, поставившая под вопрос способность Турции обслуживать свой внешний долг. В декабре 1999г. МВФ принял решение о выделении Турции крупной финансовой помощи, потребовав взамен возобновления политики либеральных экономических реформ. Турецкое правительство дало согласие на приватизацию ряда крупных государственных компаний, на расширение иностранного присутствия в экономике страны.

Вторым скрепляющим правительство фактором стал антиисламизм. С начала 2000 г. турецкие власти повели наступление на движение Хезболлах (20 тыс. человек), которое с начала 90-х годов они использовали для борьбы с курдскими повстанцами.. Власти также провели судебный процесс над Эрбаканом, обвинив его в разжигании расовой и религиозной ненависти. Эрбакан был осужден на 1 год заключения.В июле 2000 г. прокурор Турции обратился в Конституционный суд с требованием распустить Партию Добродетели, как наследницу Партии Благоденствия и удалить из парламента депутатов-исламистов. Решение по этому поводу до сих пор не принято, но такая ситуация позволяет властям держать исламистов в подвешенном состоянии.

С 1999г.на первый план во внутренней жизни страны выдвинулась проблема демократизации. Это объясняется стремлением Турции вступить в ЕС. Еще в 1964г. Турция стала ассоциированным членом ЕЭС, но из-за своей экономической слабости занимала третьеразрядные позиции в этой организации. В 1987г. под влиянием достигнутых экономических успехов Турция подала заявку на вступление в ЕС.Но в 1996 г. Турция была исключена из числа кандидатов в ЕС в связи с тем, что в стране существует смертная казнь, нарушаются права человека и права национальных меньшинств. Турецкие власти сначала отрицательно отреагировали на это решение, но затем были вынуждены пойти на уступки.

В июне 1999 г. парламент Турции одобрил конституционную реформу, по которой Суд государственной безопасности, ранее наполовину составленный из военных, теперь становится гражданским органов. Турецкие власти приостановили исполнение смертного приговора в отношении Ождолана. В августе 1999 г. парламент принял закон, предусматривающий амнистию для курдских повстанцев, которые сложат оружие. Эти действия были позитивно оценены руководством ЕС, и в декабре 1999 г. Турцию опять включили в число кандидатов, но при условии продолжения внутренней демократизации и решения курдского вопроса.

В 2000 г. появились условия для решения этих задач. Во-первых, изменились позиции курдских националистов. В феврале 2000 г. Рабочая партия Курдистана — главная курдская организация — на своем 7 съезде объявила о решении прекратить вооруженную борьбу и трансформироваться в партию, которая будет бороться за права курдов мирными демократическими средствами. РПК явно рассчитывает, что такое решение позволит облегчить участь Оджалана и решить курдский вопрос с помощью ЕС. Для властей этот маневр РПК стал полной неожиданностью. Официальной реакции до сих пор не последовало. Более того, в феврале 2000 г. была запрещена реформистская курдская Демократическая массовая партия под предлогом того, что она является сепаратистской организацией. В пяти восточных округах сохраняется чрезвычайное положение. Но военные признают, что столкновений стало гораздо меньше, и вооруженную борьбу продолжает лишь радикальная часть боевиков, не признавших решения руководства РПК.

Во-вторых, 5 мая 2000 г. после упорной борьбы десятым президентом Турции был избран судья А.Сезер. Он не был депутатом парламента и не имел прочных связей с партиями. Его избрали потому, что политической элите не удалось найти кандидата в своей среде. Новый президент сразу же заявил, что является сторонником создания правового демократического государства и видит в этом свою главную роль.

Первые шаги нового президента показывают серьезность его намерений, причем Сезер рискует идти на столкновение с правительством и армейскими кругами в вопросах демократизации страны. Он поддержал начало политических дебатов по вопросу о внесении изменений в конституцию, что является условием приема страны в ЕС. Поправки предусматривают отмену смертной казни, предоставление курдам культурно-национальной автономии, урегулирование кипрской проблемы, ограничение власти Совета национального безопасности, в котором доминируют военные. В августе 2000 г. Турция подписала две конвенции ООН по правам человека, которые провозглашают свободу мысли, совести и религии, осуждают пытки и гарантируют национальным меньшинствам культурно-национальную автономию. Правда, эти документы пока не вынесены на рассмотрение парламента. Сезер предпринял атаку на созданный военными после переворота орган, контролирующий университеты. Этот орган для проведения выборов ректора представлял президенту на выбор три кандидатуры, причем не всегда из тех, кто получил большинство голосов. После того, как в Измире был назначен человек, получивший лишь 1 голос, Сезер заставил провести повторные выборы, включив в список наиболее популярных кандидатов, один из которых в итоге победил.

В августе возник острый конфликт между президентом и правительством, который касался выполнения 20 мероприятий по борьбе с политическим исламом, принятых в феврале 1997 г., но так и не получивших одобрения парламента. Эджевит решил провести некоторые из этих мер в виде правительственного декрета, используя парламентские каникулы. Декрет предусматривал упрощение увольнения госслужащих, заподозренных в симпатиях к исламистам и сепаратистам. Президент дважды отклонил этот декрет, потребовав от правительства, чтобы декрет имел вид закона и был принят парламентом. Разозленный Эджевит заявлял, что президент мешает государству исполнять свой долг.

В декабре 2000 г. возник конфликт между Сезером и парламентом. Причина — принятие парламентом противоречивого закона об амнистии. Закон касался 72 тыс. заключенных, но не распространялся на курдских и исламских боевиков, наркоторговцев, убийц, чиновников-коррупционеров и банкиров, допустивших банкротство. Сезер наложил вето на закон под предлогом того, что он может подорвать социальный мир.

В целом процесс демократизации далек от завершения. Правозащитники страны продолжают фиксировать нарушение прав человека и применение пыток.

Оценивая в целом путь, пройденный Турцией за последние 20 лет, следует отметить, что страна сделала значительный шаг вперед по пути модернизации и вплотную подошла к одной из главных целей основателя Турецкой республики К.Ататюрка — превращению из типичной восточной страны в вестернизированное государство. Однако наблюдатели отмечают, что дальнейшее движение по этому пути приходит в растущее противоречие с фундаментальными принципами кемализма. Так, интеграция в ЕС требует признания прав национальных меньшинств, что противоречит кемалистскому принципу национализма и может привести к расчленению турецкого государства. Кроме того, интеграция в европейское пространство предполагает отказ от ряда прерогатив суверенного государства. Либеральные экономические реформы 80-х годов стали серьезным отступлением от кемалистского принципа этатизма, и уже сейчас противники рыночной экономики объявляют себя подлинными продолжателями идей Ататюрка.

По мнению многих экспертов, все эти изменения могут привести к обострению борьбы между главными политическими партиями и стать причиной острого политического кризиса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 9139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.