Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет и методы экономической теории




 

Цель: Изучить историю развития науки «Экономическая теория». Вооружить студентов методологией изучения экономических процессов, для самостоятельного использования способов и методов анализа применительно к любым явлениям. Формировать у студентов экономическую культуру, экономическое мышление и экономические навыки поведения, необходимые в условиях рыночной экономики.

 

План лекции: 1. История развития науки «Экономическая теория».

2. Функции экономической теории.

3. Методология экономической науки.

 

Тезисы лекции:

Экономическая наука - одна из самых древних наук. Мировая экономическая мысль как предшественница экономических учений зародилась в глубокой древности. Среди древнейших мыслителей выделялись Конфуций (551-479 гг. до н.э.) и Сунь – Цзы (III в. до н.э.). Первый различал умственный и физический труд. При этом умственный труд объявлялся монополией «высших» слоев, а физический труд – уделом «простолюдинов», в основном рабов. Второй утверждал, что все люди равны от рождения, и простолюдины должны обладать правом частной собственности на землю. Древнеиндийские «ЗаконыМану» (IV - III вв. до н.э.) указывали на существование общественного разделения труда. В Древней Греции крупными представителями экономической мысли были Ксенофонт (430-354гг.до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э .), Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Например Аристотель защищал натуральное хозяйство, изучал вопрос о деньгах, говорил о необходимости правильного (эквивалентного) обмена благ, продукт оценивал не трудом, а полезностью.

Экономические взгляды мыслителей Древней Греции развивали в Древнем РимеКатон Старший (234-149 гг. до н. э.), Сенека (4-65 гг.н.э) Сенека осуждал рабство.

В средние века возникал вопрос о «справедливой цене», автором учения был философ, монах – доминиканец Фома Аквинский (1225-1274). Он критиковал спекуляцию и исходил из того, что единственным источником богатств и доходов является труд, выступал против процента с капитала.

Общая экономическая теория как наука зародилась на рубеже XVI-XVII веков когда товарно- денежные отношения получили широкое развитие, что послужило началу исследований, изучения закономерностей их развития.

Первым экономическим учением был «меркантилизм» (от итальянского слова «мерканте»-торговец, купец).Основное содержание данного учения: источником богатства и благосостояния общества, меркантилисты, считали не производство материальных благ, а сферу товарного и денежного обращения. Меркантилистская политика была направлена на привлечения в страну возможно большего количества золота и серебра. Представители школы меркантилизма -Вильям Стаффорд (1554-1612г.г), Томас Мен (1571-1641г.г.)

Идея о том, что богатство общества создается не в торговле, а в производстве, вначале появилась в трудах школы физиократов. Слово «физиократы» происходит от двух греческих слов: «физис» - природа, «кратос» - власть, власть природы и во главе с Ф.Кенэ(1694-1744г.г) утверждавших, что источником богатства нации является сельскохозяйственный труд, а затем в трудах А.Смита (1723-1790 г.г) и Д.Рикардо (1772-1823г.г.,) которые утверждали что источником богатства нации является не только сельскохозяйственный труд, а труд во всей сфере производства: сельхозпроизводстве, промышленном производстве, строительном производстве. Данные идеи получили название «классических (образцовых), поэтому представители этого учения были названы основоположниками классической экономической школы.

Развивая и углубляя теоретические концепции классической школы Адама Смита и Давида Рикардо, Карл Маркс (1818-1883г.г.) и Фридрих Энгельс (1820-1895г.г.) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название-«марксизм». Основной труд К.Маркса –«Капитал» (т.1-1867г.,т.2-1885г.,т.3-1894г.), сделавший его одним из величайших экономистов мира.

Во второй половине XIX века была сформулирована теория «маржинализма». Основоположниками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921г.г.), Фридрих фон Визер

(1851-1926г.г.), Эйген фон Бум –Баверк (1851-1914г.г.), а также английский экономист Уильям Стенли Джевонс (1835-1882г.г.)

Маржинализм (от англ. «marginal»- предельный). Главные категории маржинализма: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки.

Возникновение политической экономии. Общие правила по ведению государственного хозяйства получили название «политическая экономия». Экономическая наука в течение 4-ех столетий (XVII – ХХ в.в.) развивалась как политическая экономия. Термин «политический» был впервые применен Антуаном Монкретьеном, французским придворным, написавшим в 1615г. книгу «Трактат политической экономии», в которой он рассматривал хозяйство Франции как субъект государственного управления. Но это еще нельзя было назвать наукой.

Политическая экономия – наука, изучающая общественно производственные (экономические) законы отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ; экономические законы, регулирующие хозяйственную жизнь общества; процесс становления, развития, обогащения и отмирания определенных социально экономических систем.

Современная экономическая теория представлена в основном четырьмя крупными течениями:

1.Неоклассическое, оно включает современные теории «монетаризма» и «неолиберализма».

2.Теория «регулируемого капитализма» основоположником которого является английский экономист Дж.Кейнс.

3.Теория «институционализма» (от лат. – установление, учреждение) основоположником которого является американский ученый, экономист Торстейн Веблен

4.Теория социально ориентируемого рыночного хозяйства, основоположниками теории являются: немецкий ученый, государственный деятель Германии Людвиг Эрхард и ученый экономист Вальтер Ойкен.

Предмет и функции экономической науки. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальные потребности людей.

Предметом экономических наук являются изучение производственных отношений и закономерностей общественной организации труда, анализ функционирования экономических законов и проблем управления общественным производством.

Необходимо различать 3 подхода к понятию «экономика».

Первый подход рассматривает экономику как хозяйственную деятельность, особую сферу жизнедеятельности людей.

Второй рассматривает экономику как науку о хозяйствовании.

Третий рассматривает экономику как отношение между людьми возникающее в процессе хозяйствования.

Рассмотрим содержание этих подходов.

1.Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на определенном расчете и направленные на удовлетворения их разного рода потребностей. Исходный пункт и первый признак экономической деятельности людей –производство, т. е. процесс создания благ.

2.При изучении экономики как науки следует иметь в виду, что комплексной, общетеоретической наукой об экономике является экономическая теория. При ее изучении необходимо выделять:

а) сферу исследования -экономическую жизнь или среду, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;

б) объект исследования- экономические явления;

в) субъект исследования- человек, группа людей, государство;

г) предмет исследования -жизнедеятельность экономического человека, группы людей, государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой в которой они находятся. Экономические науки – составная часть и фундамент системы общественных наук, теоретическая форма выражения материальных интересов различных классов и социальных групп; совокупность наук.

В системе экономических наук с точки зрения практического значения выделяют:

-фундаментальные науки;

-прикладные науки.

Фундаментальные экономические науки (политическая экономия, экономикс, экономическая статистика, история экономической мысли и др.) изучают экономические законы и обосновывают пути их эффективного использования.

Прикладные экономические науки решают частные и локальные задачи и разрабатывают конкретные экономические программы, а также мероприятия по совершенствованию регулирования экономических явлений и процессов. Прикладные науки ограничиваются по функциональному, отраслевому, региональному (страноведческому) признакам.

Функциональный (межотраслевой) подход выделяет финансы и кредит, денежное обращение, ценообразование, экономику труда и др.

Отраслевые экономические науки включают в себя экономику промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи и др.

Региональные (страноведческие) экономические науки изучают экономику различных стран, регионов.

Исторические экономические науки обобщают опыт прошлого в целях познания настоящего и прогнозирования будущего.

Рис 1Предмет и методы экономической теории.

Впервые предмет общей экономической теории как науки был сформулирован А. Смитом – представителем классической школы экономической теории.

Автор широко распространенного в зарубежных странах в настоящее время учебника «Экономикс» Пол Самуэльсон, приводит несколько определений экономической теории.

1.Экономическая теория – это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2.Экономическая теория – это наука об использовании людьми редких ресурсов (земли, труда, товаров производственного назначения, например, машин и технических знаний) для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях их потребления.

3.Экономическая теория – это наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, об извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств.

4.Экономическая теория – это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5.Экономическая теория – это наука о богатстве.

Экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения безграничных потребностей при ограниченных ресурсах и в результате эффективных использования этих редких ресурсов, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая наука и экономическая политика. В современных условиях слово «экономика» наполнилось многозначным содержанием.

Во первых, под словом «экономика» понимается совокупность отраслейи видов производственной и непроизводственной сфер, где создаются блага и услуги, без которых человеческое общество не может существовать и развиваться.

Во вторых, под словом «экономика» понимается совокупность экономическихотношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения образуют экономический базис общества, над которым располагаются идеологическая и политическая надстройка. Во вторых, под словом «экономика» понимается отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

В-третьих, представители экономической теории имеют в виду экономику и тогда, когда выделяют микро- и макроэкономические уровни производства и интерэкономику.

Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие, макроэкономика предстает как национальная экономика. Интерэкономика характеризует закономерности возникновения и развития мирового хозяйства, а такжевыделяют различные формы экономики: классическую, рыночную, смешанную и т.д.

В четвертых, под словом «экономика» понимается экономическая наука, общая экономическая теория. И, наконец, под словом «экономика» понимается учебная дисциплина.

Экономическая наука – это особая наука. Она относится к разряду общественных (социальных) наук, поскольку экономические явления осуществляются посредством общественных отношений между людьми. Экономическая наука изучает взаимодействия людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Экономике придается ведущее место в системе общественных отношений, т.к. она определяет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общественной жизни.

Экономическая политика представляет собой концентрированное выражение экономики. Это означает, что с генетической точки зрения политика порождается экономикой. Политические же взгляды, учреждения и отношения являются вторичными, производными от экономических отношений, определяются ими и служат им. В свою очередь политика всегда играет исключительную роль в общественном развитии. Через политику осуществляется использование экономических законов, развитие человеческого общества.

Экономическая политика – это совокупность государственных мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей. Различают нормативную и позитивную теории экономической политики. Нормативная теория экономической политики исследует необходимость, возможность и границы государственного вмешательства в экономику. Позитивная теория экономической политики, изучает практику реализации экономической политики.

Как и всякая наука, общая экономическая теория выполняет ряд функий: познавательную, теоретико-методологическую, социальную, критическую и практическую, прикладную функцию.

Познавательная функция призвана глубоко и всесторонне изучать и познавать общественные экономические процессы и явления, а следоватеьно и объяснять их.

Теоретико-метоодолгическая является основой для всей системы экономических наук: - отраслевых экономик: экономики промышленности, экономики транспорта, экономики сферы и услуг, экономики образования; финансов и кредита, денежного обращения, бухгалтерского учета, экономики труда, статистики и т.д.

Общая экономическая теория является теоретико-методологической основой для всей системы экономических наук - отраслевых экономик, функциональных наук, стыковых и прикладных наук. Если общая экономическая теория изучает законы, управляющие общественным производством, распределением, обменом и потреблением, то все остальные экономические науки - изучают проявление этих законов в конкретных областях.

Социальная функция рассматривает социальную политику государста, проблемы социально-экономического развития Республики казахстан, проблемы социальной защиты населения и др. социальные вопросы.

Критическая функция критически рассматривает все явления, выявляет преимущества, достоинства, недостатки экономических процессов и явлений, целесообразность их использования.

Практическая, прикладная функция состоит в использовании полученных знаний конкретных принципов и способов рационального хозяйствования, в научном обосновании и осуществлении эффективной экономической и социальной политики государства

 

Рис 2

Общая экономическая теория изучает социально- экономические отношения между людьми через призму экономических категорий и экономических законов их развития. Применяет различные методы научного познания: диалектический, метод единства: исторического и логического, метод анализа и синтеза. (Методы - это то как, каким образом, с помощью каких инструментов изучаются экономические явления и процессы. Если предмет науки раскрывает «что» познается, то метод «как» познается.

Следует различать общие и локальные методы).

Методологической основой всякого научного исследования является диалектический метод познания. Научность этого метода заключается в том, что он позволяет рассматривать все экономические явления и процессы в их движении: в возникновении и развитии от простого к сложному, от низшей ступени к высшей применяя различные формы, методы и способы познания.

Диалектический метод познания является общим методом, применяющимся во всех науках. Применяя общие законы диалектики, общая экономическая теория использует свои специфические методы и приемы исследования, характерные для этой науки.

Другим важным методом научного познания экономических явлений является метод индукции и дедукции. Метод индукции предполагает вести исследование от конкретного к абстрактному, а метод дедукции означает исследование от общего к частному и от абстрактного к конкретному.

Экономические процессы не протекают в «чистом» виде, они вплетены в сложную ткань реальной общественной жизни, оказываясь «окрашенными» в цвета политических, социальных, психологических и многих других явлений. Поэтому в качестве основного средства их познания применяют метод научной абстракций.

Термин «абстракция» дословно означает мысленное отвлечение. В житейском обиходе под «абстрактным» нередко понимают нечто оторванное от реальной действительности и существующее только мысленно, в воображении, а под конкретным то, что существует в действительности. Научная абстракция есть мысленное отвлечение, абстрагирование от несущественных сторон конкретного явления. Например: есть такой термин «производство». Когда мы произносим это слово, то не подозреваем, что данное понятие абстрактное, отвлеченное.

«Производство вообще – это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно подчеркивает общее, фиксирует его и избавляет нас таким образом от повторении».

Например: промышленное производство, сельскохозяйственное производство и т.д.

(Если тенге,рубль, доллар и др. это конкретные денежные единицы, то понятие -деньги, понятие обобщенное, абстрактное)

В процессе абстрактного мышления формируется экономические категории (товар, рынок, стоимость, деньги, капитал, прибыль и др.) Следовательно, теоретическая экономика изучает социально – экономические отношения между людьми через призму экономических категории.

В общей экономической теории, в исследованиях любого процесса, применяется метод единства: исторического и логического. Поэтому важнейшими принципами метода общей экономической теории является органическое сочетание исторического подхода с логическим. Важное место в исследованиях экономических процессов занимает диалектика особенного и единичного. В экономических исследованиях применяется метод анализа и синтеза. Расчленение изучаемого явления на его составные части и детального изучение каждого из этих частей как необходимой части целого называется анализом. Затем, после того как проанализировали природу каждого из составных частей их нужно снова соединить в единое целое. Соединение частей изучаемого явления (предмета) и познание его как единого целого называется синтезом.

 

Иллюстративный материал:

Рис 1Предмет и методы экономической теории.

Экономическая теория

 

предмет функции инструментарий методы познания

 

познает

 

условия деятельности экономические явления и процессы закономерности и факторы экономического роста

 

хозяйственную деятельность

 

производство: -материальное -нематериальное   распределение: -ресурсов -товаров и услуг -рабочей силы   обмен: -деятельностью -продуктами труда -информацией   потребление -производственное -личное

 

формирует

 

экономические школы: меркантелисты, физиократы, классическая, политэкономия,марксизм, кейнсианство, неоклассическое направление, институционализм, неокейнсианское направление и др.   прикладные экономические науки: менеджмент, маркетинг, финансы, банковское дело, бухгалтерский учет, коммерческая логистика и др.
  экономическую политику
       

 

 

Рис2. Функции экономической теории

 

Функции экономической теории

 


Познавательная

Теоретико-методологическая

Критическая Практическая

Литература:

1.Сабырбаев Б. Справочник экономических терминов. Алматы 1993.,

2. Жунусов Б.А. Комягин Б.И. Байжомартов У.С. Мамбетов У.

Общая экономическая теория Алматы 1994.,

3. Осипова Г. Основы экономической теории. Алматы 2002.,

4. Симкина А. Общая экономическая теория Питер 2002.,

5. Под.ред. Булатова Экономика Учебник по курсу Москва 1997.

 

Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Что такое экономика и в чем ее разносторонность?

2.Какие школы общей экономической теории Вам известны?

3.Общая экономическая теория как наука зародилась в конце XVI-начале XVII века.

Чем объяснить, что данная наука зародилась именно в это время, а не раньше и не позже?

4.Что изучает общая экономическая теория?

5.Какие функции выполняет общая экономическая теория?

6. Методы экономической теории.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.