Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Общественное производство и его структура




 

Цель: Изучить материальную основу экономики: производство, факторы экономического развития, а также проблемы занятости и выбора ресурсов. Обратить внимание студентов на процесс создания материальных и духовных благ, на необходимость общественного производства и процесс кругооборота ресурсов, продуктов и дохода. Научить пользоваться экономическими вариантами использования ресурсов. Изучение основных форм общественного хозяйства.

 

План лекции: 1. Общественное производство и его структура.

2. Формы общественного производства.

Товарное производство.

 

Тезисы лекции:

Производство- это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития общества. Термин «производство» вообще -как уже отмечалось в теме 1, - это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно подчеркивает общее, фиксирует целую совокупность производств: промышленного, сельскохозяйственного, строительного.

В основе развития человеческого общества лежит материальное производство. Чтобы жить, учиться, работать, люди должны иметь продукты питания, одежду, жилище и т.д. Человеческое общество погибло бы, если бы оно остановило производство материальных благ.

Производство является одновременно и процессом потребления. Растение, потребляя химические элементы, - воспроизводит само себя. Промышленное производство, потребляя рабочую силу, сырье и материалы, воспроизводит материальные блага. Без потребления -нет производства. В основе развития человеческого общества лежит материальное производство. Чтобы жить, учиться, работать, люди должны иметь продукты питания, одежду, жилище и т.д. Человеческое общество погибло бы, если бы оно остановило производство материальных благ.

Процесс производства может осуществляться (по К.Марксу) только при взаимодействии трех факторов: рабочей силы человека, предметов труда и средств труда. Первый - выступает в качестве личного, второй и третий – в качестве вещественных факторов процесса производства.

Производство всегда носит общественный характер и имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения.

Люди – главная производительная сила общества, так как именно они приводят в действие средства производства) и производственные отношения.

В структуру общественного производства входят составные части: субъекты, социально-экономические отношения; объекты: средства производства- средства труда, предметы труда; производительные силы, совокупное предложение, совокупный спрос, материальное производство, нематериальное, духовное производство.

Субъекты – наемные работники, предприниматели, собственники, фирмы, корпорации, а так же подотрасли, отрасли, подразделения общественного производства, если они представляют относительно обособленную целостность в общественном воспроизводстве. Содержание субъектов выражает социально экономические отношения, т.к. индивид как личность представляет совокупность общественных отношений.

К объектам общественного производства относятся средства производства, которые состоят из средств труда и предметов труда. Объекты общественного производства не представляет особых ценностей без людей и экономических отношений.

Субъекты посредством социальных отношений взаимодействуют с объектами- средствами производства. Эти органически взаимосвязанные составные части общественного производства представляют уже интегрированные категории -«производственные силы» и «потребительские силы». Они диалектически взаимосвязаны и представляются противоположнястами единства общественного производства. Взаимодействие и производственных сил и потребительских сил проявляется в агрегированных формах и предопределяет их развитие, т.е. отношение совокупного предложения и совокупного спроса. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения выражает состояние общественного производства. Общественное производство заключает в себе обобщенное экономические категории более высокого порядка –«материальное производство» и «нематериальное, духовное производство».

Материальное производство включает отрасли по производству материальных благ.

Нематериальное производство связано с производством нематериальных услуг и созданием духовных ценностей.

Факторы производства – средства, воздействующие на производство. Классическими факторами производства являются труд, земля,капитал.

Приведенная классификация факторов производства не является застывшей, раз и навсегда данной.

Так, например, согласно теории маржинализма, существует четыре фактора производства: земля, труд, капитал и предпринимательская способность.

1.Земля рассматривается как природный фактор, сюда относится природные богатства, залежи полезных ископаемых, лес и пахотно-пригодные земли и т.д.

2.Труд представлен интеллектуальной и физической целесообразной деятельностью человека, направленная на производство экономических благ в целях удовлетворения его потребностей.

3.Капитал - машины, оборудования, склады, транспорт и средства связи.

4.Предпринимательская способность – специфический фактор производства – предполагает инициативу, смекалку, риск в организации производства.

В экономической литературе XX века появились теории, которые к указанным выше четырем видам факторов производства добавляют еще два фактора- менеджмент т.е. организацию производства, труда и управления и информацию, которая выступает как особый ресурс в форме идеи, модели, образца будущего изделия, технологии, организации

Современные экономические теории, кроме вышеназванных факторовпроизводства, выделяют и экологический фактор как шестой фактор производства. Причем, экологический фактор выступает в качестве импульса экономического роста, либо ограничения его возможностей в связи с вредностью, загазованностью и загрязнением окружающей среды.

И седьмой фактор – время.

В процессе производства люди вступают в отношение друг с другом. Но эти отношения бывают разные. Технико-производственные отношения, общественно- производственные, социально-экономические и т.д. Они определяются характером собственности, отношениями собственности.

Производительные силы и производственные отношения взаимно влияют друг на друга. Единство производительных сил и производственных отношении составляет способ производства.

Экономические ресурсы – это те же факторы производства, созданные природой и произведенные человеком, а именно: уголь, газ, нефть, бензин керосин, железная руда, железо, сталь, машины, станки, оборудование, здания, сооружения и т.д. Людские ресурсы их трудовой потенциал, предпринимательская способность. Все экономические ресурсы на планете имеются в ограниченном количестве.

И так ресурсы выступают факторами производства, факторами создания продукта.

Ресурсы – это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.

Различают 5 видов ресурсов:

1.природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства (земля, водные ресурсы, полезные ископаемые);

2.трудовые ресурсы – это население в трудоспособном возрасте, это люди обладающие рабочей силой;

3.капитал представлен а) средствами производства (машины, оборудования и т.д.)

б). денежными средствами, которые выделяет для процесса производства.

4.информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники;

5.предпринимательская способность – специфический фактор производства, особый вид человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех остальных ресурсов в целях создания благ и услуг. Предполагает инициативу, смекалку, риск в организации производства.

Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Если сузить круг потребностей, то в этом случае абсолютная ограниченность потребностей становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.

Сфера материального производства включает в себя следующие отрасли народного хозяйства по производству материальных благ: (промышленность, сельское хозяйство, строительство), а так же по оказанию материальных услуг: (транспорт и торговлю, обеспечивающих движение продуктов до потребителя, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание- ремонт и пошив одежды, стирку, химчистку и т.д.

В настоящее время перед современным общественным производством стоят следующие важнейшие проблемы:

1.Повышения его эффективности

2.Проблема гуманизации, т.е. проблема создания нормальных человеческих условий на производстве.

Существует две исторические формы общественного производства:

1.Натуральное хозяйство.

2.Товарное производство.

Натуральное хозяйство является самой древней формой его организации. Натуральное хозяйство преобладало при первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном способах производства. Натуральные формы организации производства имеют место и в современных условиях. Например, натуральное хозяйство садовода, который производит продукты только для себя, если часть продуктов направляется для продажи, то тогда оно превращается в мелкое товарное производство. Существует два вида товарного производства: простое (неразвитое) и капиталистическое. Они однотипны, так как в их основе лежит частная собственность на средства производства и оба они производят продукты для продажи. В то же время имеется принципиальная разница между ними.

В простом товарном производстве часть продукта потребляется, а другая часть идет на рынок, на продажу. В капиталистическом же рыночно товарном производстве весь продукт идет на продажу.

В повседневной жизни мы часто употребляем слово«товар»,не задумываясь над его значением, отожддествляя это понятие со словами вещь, продукт, предмет. В Казахстане понятие товар появилось в глубокой древности, оно было заимствовано у кочевников тюркских племен, что означало в буквальном смысле «имущество», «добро». Категории «товар» исторически предшествует понятие «благо», которое представляет собой способность предметов удовлетворять человеческую потребность.

Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую – либо потребность человека и созданный для обмена.

Товар обладает двумя свойствами:

-способностью удовлетворить какую –нибудь потребность людей (потребительной стоимостью);

-способностью обмениваться на другие товары (стоимостью)

Различные блага могут удовлетворять различные потребности человека:

-потребности в пище (хлеб, мясо, молоко и др. продовольственные продукты);

-потребности в одежде (костюмы, платья, пальто и т.п.);

-потребности в средствах производства (машины, сырье и т.д.).

Потребительная стоимость – это способность блага удовлетворять какую – либо человеческуюпотребность, независимо от того, пользу (хлеб, пальто, машины и т.д.) или вред (табак, наркотики) она приносит людям.

Многие потребительные стоимости могут удовлетворить не одну, а ряд общественных потребностей (зерно используется как корм животным, как химическое сырье).

Потребительные стоимости существуют в любую историческую эпоху, зависят от естественных свойств вещей и не зависят от количества труда, затраченного на изготовление данной вещи.

Товаром могут быть не только вещи, но и услуги, обладающие следующими основными особенностями:

-услуги как потребительные стоимости не выступают в вещественной форме;

-потребительная стоимость услуги принимают форму полезного эффекта живого труда.

Наличие у блага потребительной стоимости не делает его товаром. Чтобы стать товаром, благо должно обладать меновой стоимостью, т.е. способностью обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие товары. Приравнивание товаров друг к другу при обмене предполагает объективное равенство их до процесса обмена, т.е. равенство общественного (не индивидуального) труда, затраченного на их производство.

Что лежит в основе соизмеримости товаров? Может ли ею стать потребительная стоимость. Ответ отрицательный, поскольку товары как потребительные стоимости качественно разнообразны и количественно не равны (один товар имеет одну потребительную стоимость, другой – другую). Все товары обладают одним общим свойством – они продукты труда, т.е. на их производство расходуется общественный труд, который делает товары соизмеримыми. Таким образом, объективной основой соизмеримости товаров является меновая стоимость, являющаяся выражением общественного труда.

Общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся при их обмене, является стоимостьютоваров. Стоимость и меновая стоимость – разные экономические категории. Они соотносятся как внутреннее (стоимость) и внешнее (меновая стоимость) свойство товаров. Другими словами, меновая стоимость есть форма выражения стоимости.

Выше была дана характеристика трех свойств товара: потребительная стоимость, меновая стоимость и стоимость. Поскольку меновая стоимость есть форма выражения стоимости, то в товаре выделяют два свойства – потребительную стоимость и стоимость.

Эти свойства товара обусловлены двойственным характером воплощенного в нем труда. С одной стороны, это труд определенного качества и вида, характеризующийся конкретными целями, характером производственных операции, орудиями и предметами труда, результатами. Этот труд получил название конкретного труда,создающего потребительную стоимость. С другой стороны, в конкретных видах работы есть общее – затрата физической, нервной и умственной энергии человека, человеческой рабочей силы вообще, безотносительно к ее конкретной форме. В этом качестве он выступает абстрактным трудом и создает стоимость товара. Абстрактный труд содержится во всех товарах, делает их соизмеримыми.

Затраты труда определяют величину стоимости товара, между ними существует прямая связь: чем больше затрачено, тем больше и стоимость. Однако различные товаропроизводители на производство единицы одного и того же товара расходуют различное время. Рабочее время используемое на изготовление товара отдельным производителем, называется индивидуальным рабочим временем.Величина стоимости товара определяется не индивидуальным рабочим временем, а общественно необходимым рабочим временем (наличие общественно нормальных условий производства, средний уровень умелости и интенсивности труда). В этом заключается проявление закона стоимости.

Величина стоимости товара зависит от производительности труда.Стоимость единицы товара обратно пропорциональна изменению производительности общественного труда. При изменении интенсивности труда величина стоимости единицы товара остается без изменений, поскольку, например, увеличение затрат труда приводит к увеличению изготовленных товаров.

Под производительностью труда понимается количество продукции, произведенное в единицу времени. Под интенсивностью труда понимаются затраты рабочей силы в единицу времени.

Различают две технико – экономические формы труда, влияющие на величину стоимости, созданную за единицу времени, - простой труд – труд неквалифицированного работника, не обладающего специальной подготовкой (труд дровосека, труд землекопа и т.д.). Сложный труд– труд работника обладающего определенной квалификацией (труд токаря, слесаря и т.д.). Сложный труд – это помноженный или возведенный в степень простой труд, в единицы времени он создает большую стоимость в сравнении с простым трудом. Человеческий труд – источник, субстанция стоимости товара.

Предпочтения один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями. При выборе благ с целью их покупки потребитель исходит из достижения наибольшей выгодыпри имеющихся возможностях, которая представляет собой меру удовлетворения потребностей индивида, т.е. полезность.

Функция полезности это соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемом при этом потребителем. Полезность выражает меру удовлетворения, которую получает субъект от потребления блага или выполнения какого – либо действия. Полезность – понятие сугубо индивидуальное: полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого. Полезность меняется с увеличением или уменьшением конкретного блага. В первом случае она убывает, во втором - увеличивается. Полезность имеет свойство порядковой измеримости, когда альтернативы могут быть ранжированы, но не имеет свойства количественной измеримости.

Различают общую (совокупную) и предельную полезность.

Общая (совокупная) полезность – это удовлетворение, которое получают потребители от конкретного набора благ.

Предельная полезность– это приращение степени удовлетворения (полезности) или использование дополнительной единицы блага за определенный период.

Для теории предельной полезностихарактерна субъективная трактовка стоимости или «ценности».

Историческое прошлое свидетельствует о том, что возникновения шесть тысяч лет назад товарного – т.е. рыночного хозяйства (производства) произошло при наличии следующих экономических условий:

1.Первого крупного общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия);

2.Экономического обособления семьи от общины, (что явилось и началом обособления товаропроизводителей друг от друга);

3.Возникновение (на основе этого обособления) частной собственности.

Существует два вида товарного производства: простое (неразвитое) и капиталистическое. Они однотипны, так как в их основе лежит частная собственность на средства производства и оба они производят продукты для продажи. В то же время имеется принципиальная разница между ними. В простом товарном производстве часть продукта потребляется, а другая часть идет на рынок, на продажу. В капиталистическом же рыночно товарном производстве весь продукт идет на продажу.

Современное общественное производство- это развитое товарное производство при наличии глубокого разделения труда и его специализации. С прогрессом производства разделения труда становится все более многообразным и дробным.

Илюстративный материал:

Рис 3 Структура современного общественного производства.

Общественное производство  
материальное   нематериальное

 

производство материальных благ   производство материальных услуг   производство нематериальных услуг   производство нематериальных благ
    сфера услуг  
                 

 

Литература:

1.Программа стабилизации экономики Казахской ССР и перехода к рынку.

Алматы 1991.,

2.Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алматы 1992.,

3 Шеденов У.И. Байжомартов У.С. «Общая экономическая теория».

Учебник для вузов Алматы-Актобе 2004.,

4. Шеденов У.И. «Теоретическая экономика» Учебник для вузов Алматы-Актобе 1998.,

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория Москва Юристь 2001.,

6. Жунусов Б.А. Комягин Б.И. Байжомартов У.С. Мамбетов У.

Общая экономическая теория Алматы 1994.,

7. Осипова Г. Основы экономической теории. Алматы 2002.,

8. Симкина А. Общая экономическая теория Питер 2002.,

9. Под.ред. Булатова Экономика Учебник по курсу Москва 1997.1.

10.Мамедов О.Ю. Современная экономика. «Феникс» Ростов - на – Дону 2001

Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Что такое производство и каковы его факторы?

2.В чем видите взаимосвязь и взаимодействие факторов производства?

3.Что такое гуманизация производства?

4.Чем отличается современная структура общественного производства от традиционной?

5. Чем обусловлено наличие общих проблем экономического развития?

Ограниченность ресурсов и относительный характер ограниченности ресурсов общества.

Как понимать безграничность потребностей индивида и общества?

6. Основные экономические проблемы, стоящие перед любым обществом. Взаимосвязь основных экономических проблем.

 

Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.

Цели: Изучить сущность и социально – экономическое содержание собственности. Рассмотреть основные элементы прав собственности. Ознакомить студентов с разными формами собственности. Многообразие форм собственности и правовое равенство хозяйствующих субъектов. Экономическое содержание процесса разгосударствления и приватизации. Здесь же студентам предстоит узнать содержание предпринимательства, в каких формах оно выступает, в чем проблемы развития предпринимательства в нашей стране. Рассмотреть теории управления рыночной деятельностью предприятия. А также ознакомить студентов с основными инструментами маркетинга.

 

План лекции:

1.Собственность, экономическое и юридическое содержания собственности.

2. Предпринимательство, его виды и формы.

Тезисы лекции:

Собственность – система производственных отношений в процессе воспроизводства средств производства и предметов потребления. Она является фундаментом любой экономической системы. Она первоначально была связана с землей. Здесь человек выступает как производитель и как владелец средств производства. Собственность является фундаментом любой экономической системы. Она первоначально была связана с землей. Здесь человек выступает как производитель и как владелец средств производства.

Важнейший шаг в изучении сущности и содержания собственности сделала экономическая мысль прошлой эпохи. Весомую лепту в природу происхождения собственности внесли представители классической экономической науки Уильям Петти (1623-1687г.г.), Давид Рикардо (1772-1823г.г.), и Адам Смит (1723-1790г.г.)

Собственность как экономическая категория, по К. Марксу (1818-1883г.г.), существует независимо от воли и сознания людей.

 

Рис 4 Собственность- образование сложное и многомерное.

 

Необходимо различать два подхода к собственности:

1.Рассматривает собственность как конкретную экономическую категорию. Собственность есть отношение между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления.

2. Характеризует собственность через анализ всей экономической системы общества.

Собственность как отношение, пронизывающее все общественное устройство.

 

Рис 5 Система отношений собственности

 

Отношения собственности охватывают: владение (осуществлять обладание вещью), пользование (извлекать из вещи полезные для себя свойства), распределение (определять юридическую судьбу вещи - продавать, обменивать, дарить и т.п.) и экономическую реализацию объекта собственности - присвоение.

Собственность экономически реализуется, если она приносит ее владельцу доход, ренту, процент, дивиденд.

Истории развития человеческого общества известны племенная или общинная формы собственности -разложение первобытной общины, выделение семьи и появление на этой основе частной собственности.

В современном мировом сообществе изменилось содержание и самой частной собственности. В настоящее время частная собственность выступает не только в индивидуальной (трудовой и нетрудовой), но и в коллективной долевой: акционерной и кооперативной форме, государственной (муниципальная собственность -коммунальная собственность).

Частная: Трудовая (за счет трудовых доходов)

Нетрудовая (за счет доходов от имущества по наследству, от средств, вложенных в страховые, кредитные учреждения, доходов от акции, облигации и др. ценных бумаг).

Коллективная (частно- групповая, частно-долевая):

а) арендная

б) коллективное предприятие(выкупленное)

в) кооперативная (за счет взносов)

г) акционерная собственность

а) общественных организации

б) религиозных организации собственность

а) хозяйственного общества (товарищества)

б) объединений (ассоциаций) собственность

а) иностранных государств (концессия)

б)совместная собственность (предприятия и иностранного государства)

Государственная (общественно-совместная):

1). Собственность республики: республиканские недра, воды, растительность, животный мир, воздушное пространство и т.д.

2).Муниципальная собственность области, района, коммунальная (жилищно-коммунальное хозяйство, объекты культуры и здравоохранения, народного образования, средства местного бюджета)

 

Экономическое содержание собственности характеризуется через следующие моменты:

а).взаимосвязь двух парных категорий, присвоение – отчуждение;

б). обособление – обобществление;

в). способ соединения вещественного и личного факторов производства;

г). способ распределения доходов;

д). субъектно – объектный анализ.

Теория прав собственности. Юридическое содержание собственности характеризуется правомочиями. Права собственности – это совокупность властных прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ. Для реализации прав собственности очень важна спецификация прав собственности. Спецификация прав собственности – это определение субъекта, объекта собственности и способов наделения ею, определения правомочий собственника. Полный и «пучок» прав состоит из 11 элементов:

1.право владения;

2.право использования;

3.право управления;

4.право на доход;

5.право суверена;

6.право на безопасность;

7.право на передачу благ в наследство;

8.право на бессрочность обладания благом;

9.запрет на использование способом, наносящей вред внешней среде;

10.право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;

11.право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

В пределах любой экономической системы сохраняется личная собственность граждан, обусловленная наличием и присвоением предметов личного потребления. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на прогрессивное развитие экономики и всего общества.

Для эпохи свободной рыночной экономики (система домонополистического капитализма) существовавшей до второй половины XIX век, характерно преобладание мелкой частной собственности. Мелкие предприниматели свободно конкурировали между собой- это эпоха свободной конкуренции.

Со второй половины XIX века под влиянием НТР стала формироваться акционерная (корпоративная) форма собственности, а в начале XX века существенно стала расти доля государственной собственности.

Наибольшее свое развитие государственная собственность получила в (плановой) экономической системе в бывшем СССР, ее доля в общей структуре других форм собственности составляла 88,6%. В то время как в развитых рыночных странах доля государственной собственности колеблется от 5 до 30%

В условиях переходной экономики происходят существенные изменения в отношениях собственности. Эти изменения связаны с процессами разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике, т.е. разгосударствление означает перевод государственных предприятий на полный коммерческий расчет.

Приватизация – это одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Термин «приватизация» означает переход государственной собственности в частную собственность.

Международная практика приватизации государственной собственности показала, что могут быть 2 варианта приватизации: вариант «жесткой», форсированной приватизации и вариант «мягкой», постепенной приватизации.

Приватизация как метод превращения государственной собственности в частную широко применялся не только в переходной экономике стран СНГ и Восточной Европы, но и в странах с развитой рыночной экономикой: Великобритании, Франции, Германии и США. В странах с развитой рыночной экономикой приватизация проводилась с целью привлечения дополнительных средств в государственный бюджет, а в странах с переходной экономикой приватизация является средством создания частной собственности и на этой основе формирования конкурентной рыночной среды. В США продажа государственных предприятий происходила в рассрочку, поэтапно, в течение 5-и лет.

В странах СНГ и Восточной Европы применялись более сложные модели приватизации. В Венгрии предприятия выкупались работниками, в Чехословакии малые предприятия продавались через аукционы, крупные предприятия приватизировались с привлечением средств населения, банковских кредитов и иностранных капитала. Бесплатно выдавались чеки и купоны, для обмена на акции приватизируемых предприятий. В России главной целью приватизации было быстрое формирование собственников на основе выкупа государственного имущества. Выдали приватизационные чеки, ваучеры, чтобы купили акции.

Вариант «мягкой приватизации» применялся в Чили, Индонезии, Индии, Алжире, Марокко, Мексике, Турции, Южной Корее и на Тайване. Особенность «мягкой приватизации» заключается в том, что данный вариант не предусматривает быструю ломку государственного сектора, предпочитая длительное совершенствование и реорганизацию его деятельности, с сохранением, как правило, контрольного пакета акции за государством.

Переход Республики Казахстан к социально ориентированной смешанной рыночной экономике носит также как и в других странах СНГ эволюционно- реформатский характер.

Главными задачами перехода к рыночной экономике Республики Казахстан были:

1.Разгосударствление и приватизация государственной собственности. Разгосударствление означает снятие с государства функции прямого государственного управления экономикой. Приватизация собственности в частную.

2.Формирование социального слоя казахстанских предпринимателей (10-15% от общей численности трудоспособного населения).

3.Формирование рыночной инфраструктуры, включая создание товарных и фондовых бирж и других разновидности рынка.

4.Демонополизации экономики с целью развития конкуренции и предпринимательства.

5.Либерализация цен, переход к ценам рыночного характера на основе спроса и предложения.

6.Финансово-экономическая стабилизация экономики.

7.Обеспечение сильной системы социальной защиты населения в собственность означает преодоление абсолютной монополии государства на собственность. Доля государственной собственности уменьшится и примерно установится в пределах 30-40 процентов.

В процессе перехода к рынку и в том числе в Республике Казахстан, был направлен на сокращение доли государственной собственности, устранения ее монопольного положения и создания конкурентной среды для повышения эффективности общественного производства, направленного на удовлетворения потребностей населения.

В Казахстане процесс приватизации осуществлялся приближенно к модели, применявшейся в Чехословакии.

В соответствии с Национальной программой разгосударствление и приватизация собственности первоначально осуществлялся в два этапа:

1-й этап 1991-1992г.г.

2-й этап 1993-1995г.г.

3-й этап осуществлялся с 1996 по 1998 год.

Основной целью разгосударствления и приватизации собственности в Республике Казахстан были:

-формирование слоя частных собственников как эффективно хозяйствующих субъектов;

-создание конкурентной среды и обеспечение демонополизации производства;

-развитие мелкого и среднего бизнеса

-формирование организационно -хозяйствующих структур с преобладанием частного бизнеса и привлечением иностранных государств;

-развитие и укрепление системы инвестиционных структур как субъектов рынка ценных бумаг.

Не подлежали приватизации объекты исключительной собственности Республики Казахстан - земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, исторические и культурные ценности страны.

Применялись следующие методы приватизации:

1.аукционный, при котором приватизируемая собственность доставляется тому, кто предлагает наивысшую цену;

2.конкурсно-отборочный, сущность которого заключается в предоставлении преимущества покупателю, предложившему наилучшие с точки зрения продавца условия;

3.путем передачи (распределения) акции предприятий среди взрослого населения(акционирование)

4. купонный метод.

Особенности становления рыночных отношений в Республике Казахстан обусловлены целыми рядами факторов: национального, социально – демографического, научно – технического, организационно - структурного, природно-сырьевого, природно-климатического и географического характера.

Во - первых, особенность переходной экономики заключается в том, что Казахстан осуществлял переход в рамках целостности, суверенитета и своей государственности.

Во- вторых, Казахстан впервые в мировой практике осуществлял данный переход от административно плановой экономической системы с общественной собственностью к рыночной, основанной на частной и смешанных формах собственности.

В третьих, территориально-географическое положение Казахстана, являющимся своеобразным местом, соединяющим западную и восточную цивилизации, оказывает положительное воздействие на экономику переходного периода.

В четвертых, реформирование экономики Республики Казахстан происходило в условиях затяжного экономического кризиса, осложненного в связи с распадом СССР разрывом экономических связей с бывшим общесоюзным народнохозяйственным комплексом.

В пятых, государственный сектор в промышленности в основном был представлен крупными горнодобывающими, металлургическими, химическими и нефтехимическими предприятиями

Приватизация стала завершаться только на третьем ее этапе (1996-1998г.г.) причем и приватизация и подъем производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве происходили с участием иностранных инвестеров.

Экономика любой страны предстает перед нами как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги. Одни из них производят товары, нужные для жизни человека, - «предметы потребления» (пищу, одежду, обувь и т.д.). Другие создают инвестиционные товары (используемые в процессе производства: станки, машины, руду, металл и т.д.). Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырье или готовую продукцию до мест потребления, - транспортные предприятия. Есть целые группы разнообразных предприятий, которые оказывают производственные услуги – хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т.д. Наконец, в разнообразных услугах нуждается сам человек, услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной, освобождающих от бытовых и житейских повседневных забот, и за оказание которых он готов платить.

Если отвлечься от разнообразия продукции, производимой каждым конкретным предприятием, то можно выделить те общие признаки, которые свойственны всем им.

Прежде всего, можно увидеть, что каждое предприятие - это совокупность определенных средств производства (так, для того чтобы произвести чугун, необходимы доменные печи, руда, из которой он выплавляется, уголь, всевозможные добавки и т.д.).

Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции, имеет свои особенности, специфику и технологии, т.е. способы изготовления продукции.

Но сами по себе средства производства, не охваченные живым пламенем труда, как образно говорил К.Маркс, есть лишь мертвая груда вещей. Для того, чтобы их оживить, привести в действие, нужен труд, нужны работники, использующие средства производства для создания нового продукта. Поэтому непременным и существенным признаком предприятия является совокупность работников, объединенных общим процессом труда.

В процессе труда между работниками возникает целая гамма отношений, которые называются «производственные отношения». Они включают:

- организационные отношения, обусловленные особенностями технологии производства и разделения труда в рамках данного предприятия (последовательность проведения работ, их упорядочение, взаимодействие различных частей и звеньев предприятия);

- связи, которые обусловлены и вытекают из отношений собственности на средства производства (это отношения распределения, управления, а нередко и потребления);

- связи, в которые вступает каждое предприятие с другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности.

Названные признаки не существуют отдельно друг от друга. Именно их совокупность и единство придают определенность и целостность предприятию как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

Таким образом, предприятие – это обособленный технико – экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ.

Цель производственной деятельности предприятий носит двойственный характер. Получить от реализации произведенной продукции прибыль, сделать ее как можно большей – такова непосредственная цель и побудительный мотив деятельности предприятий. Но получить прибыль можно, лишь производя нужную для потребителей продукцию, т.е. товары, пользующиеся спросом. Поэтому предприятия вынуждены одновременно добиваться и другой цели – полнее и наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей.

Предприятия, основной целью которых является получение прибыли, называются «коммерческими». Конкретные цели и задачи, ради которых создаются и действуют коммерческие предприятия, фиксируются в правовых документах об их создании («Устав предприятия», «Учредительский договор» или в правовых документах общего характера, очерчивающих правоспособность хозяйствующих субъектов).

В настоящее время предприятия классифицируют по ряду признаков.

Прежде всего предприятия различаются по сферам деятельности. В этом аспекте выделяют предприятия, действующие в сфере материального производства и его крупных подразделениях (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство). Другую группу составляет нематериальное производство, отличительным признаком которого является создание особых продуктов – «услуг». Задачами деятельности предприятий, действующих в этой сфере, является создание разнообразных по характеру услуг (от ремонта бытовой техники до услуг большой социальной значимости – здравоохранения, просвещения, культуры).

Большая группа предприятий занимается посреднической деятельностью. Задача предприятий – посредников – установление взаимовыгодных контактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Профессиональное посредничество сокращает совокупные издержки, повышает прибыль предпринимателей, уменьшает затраты потребителей на поиск нужных им товаров, т.е. выгодно всем участникам хозяйственных отношений.

Важные функции выполняют предприятия сферы обслуживания. Состояние сферы обслуживания, объем потребляемых услуг является одной из важных характеристик уровня и качества жизни населения.

По количеству видов производимой продукции предприятия различаются как специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число товаров, и многопрофильные, производящие разные товары.

В зависимости от размеров предприятия подразделяются на крупные, средние и мелкие. Чаще всего размер предприятия определяется через численность занятых на нем работников.

Во взаимодействии факторов производства, составляющих содержание деятельности предприятия, особое место принадлежит предпринимательству. Еще недавно этот термин был едва ли не бранным словом. Предприниматели в условиях административно – командной системы вызывали резко негативную реакцию, преследовались, карались. Сегодня, когда общество движется к рынку, каждый должен без всякой предвзятости осмыслить что же такое предпринимательство.

Хотя предпринимательская деятельность близка такому фактору, как труд, в теории рынка ее выделяют в качестве особого фактора производства – в силу той особой роли и значимости, которую эта деятельность имеет для каждой отдельной фирмы и для рыночной экономики в целом. Не случайно рыночную экономику определяют кратко как «экономику свободного предпринимательства».

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции:

- предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;

- предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;

- предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

- предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.

Чтобы успешно выполнять названные функции, человек должен обладать определенными способностями, в числе которых обязательно должны присутствовать инициативность, способность к самостоятельному мышлению и принятию решений, упорство в достижений цели, умение организовать и повести за собой коллектив.

Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, т.е. обладать быстрой реакцией, обладать склонностью и умением принимать нестандартные решения, разбираться в людях, точно оценивать их достоинства и недостатки.

А какую роль играет образование в формировании предпринимательских способностей? Вопрос не имеющий однозначного ответа. Во всяком случае, профессиональные экономические знания помогают с большей степенью вероятности оценить необходимую для принятия решений информацию, просчитать большее число вариантов этих решении и их последствий, обеспечивают более широкий экономический кругозор, т.е. то, что представляет собой необходимое условие предпринимательской деятельности.

Но что особенно важно, тем более для современных предпринимателей, и что не дается ни природой, ни образованием, а есть не что иное, как продукт воспитания (и не только семейного, но и общественного) и самовоспитания, так это этика деловых отношений. Ее требования – обязательность, ответственность и честность. На них опираются все правила поведения подлинного предпринимателя в современном значении этого понятия. Как утверждают сами предприниматели, вбизнесе быть честным выгодно. Обмануть партнера дано только раз, так как за этим потянется уничтожающая предпринимателя «слава». И наоборот, честное, неукоснительное соблюдение своих обязательств рождает репутацию надежности, открывает «кредит» доверия.

И так, предпринимательство – это тоже экономическая деятельность людей, связанная с получением дохода, но направленная на поиски нового в этой деятельности, способная идти на риск для осуществления нового.

Настоящий предприниматель - это изобретатель. Поэтому люди, занимающиеся бизнесом, не все, с этой точки зрения, являются предпринимателями.

Бизнес и предпринимательствопонятия родственные, но не тождественные.

Бизнес – любой вид деятельности приносящий доход

Предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной в виде хозяйственных товариществ:

- простых, на основе договора о совместной деятельности;

- полных, несущих солидарную ответственность всем имуществом;

- с ограниченной ответственностью несущие ответственность в пределах стоимости, внесенных ими вкладов;

- коммандитных – со смешанной ответственностью (полным имуществом одних и внесенными вкладами других);

- с дополнительной ответственностью, несущих ответственность своими вкладами и дополнительно принадлежащим им имуществом;

- производственных и потребительских кооперативов;

- консорциумов;

- акционерных обществ.

Рыночная экономика открыла возможности для предпринимательской деятельности не только государству, но и каждому предприятию и каждому индивиду, что делает рыночную экономику более четкой, оперативно реагирующей на НТП и потребности потребителей.

В соответствии с существующим законодательством Республики Казахстан различают государственные и казенные предприятия. Государственные, основанные на праве хозяйственного владения, казенные – на праве, оперативного управления. Здесь применяются два вида хозрасчета: чисто государственные – полный хозрасчет, казенные - неполный хозрасчет.

Предприятие (фирма) является основным производственным звеном предпринимательской деятельности. Здесь и далее будем отождествлять понятия «предприятие» и «фирма», хотя между ними существуют различия: термин «фирма» используется как обобщающее понятие – фирма может включать одно или несколько предприятий и производств.

Под предприятием подразумевается однопрофильное, однопродуктовое производство.

Предпринимательская деятельность в условиях рынка имеет многообразные

формы, которые по масштабам можно разделить условно:

по масштабам – на малое, среднее и крупное предпринимательство, по субъектам предпринимательства. Организационные формы предприятий определяются прежде всего формами собственности.

В частности могут быть:

- предприятия частные, основанные на собственности граждан;

- предприятия, основанные на коллективной собственности.

Коллективные предприятия могут быть в кооперативной или акционерной форме.

- предприятия, основанные в форме акционерного общества, функционируют на основе собственности акционеров;

Кооперативные предприятия основываются на денежных, имущественных взносах физических лиц (на паевой основе) и функционирующее на основе их совместной трудовой деятельности:

- предприятия государственные и казенные создаются для решения общегосударственных задач;

- совместные предприятия создаются на основе объединении имущества его учредителей, в том числе иностранных юридических лиц и граждан.

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой действуют несколько миллионов самых разнообразных фирм. Все это многообразие принято классифицировать по ряду признаков.

По организационно – правовым формам: картели, синдикаты (консорциумы), тресты, концерны, концерны – конгломераты, холдинг – компании, акционерные общества (корпорации), консорциумы, кооперативы, товарищества.

По характеру хозяйственной деятельности: производственные, торговые, посреднические, банковские, страховые, инвестиционные, инновационные, инжиниринговые, венчурные (рисковые), консалтиноговые, аудиторские, трастовые.

По отраслевым сферам деятельности: промышленность, сельское хозяйство, торговля, связь, транспорт, финансово – кредитная, культура, искусство, просвещение, здравоохранение, жилищно – коммунальное хозяйство.

По формам собственности: государственные, казенные, коллективные, арендные, выкупленные, кооперативные, акционерные, частные, смешанные(совместные), государственные с кооперативной, коллективные с частной, межгосударственные (СП).

Для поддержки и развития зарождающего малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике необходимы:

-разработки комплексной государственной научно – обоснованной программы развития малого и среднего предпринимательства, как основы создания свободной конкуренции;

-формирование финансовой базы для его развития и финансовых льгот (льготные кредиты, льготные налоги, субсидии безвозмездного характера и т.п.)

- в программе должно особо определено место малого и среднего предпринимательства в приоритетных направлениях научно – технического прогресса;

- важная роль в образовании малого и среднего должны сыграть специальные центры малых предприятий в различных регионах (областных центрах) страны;

- привлечение ресурсов крупных предприятий в целях развития малого и среднего бизнеса на основе системы сотрудничества крупного и малого бизнеса, особенно в торговле и сфере услуг.

Эффективность государственного регулирования усиливается, если на пути к рыночной системе государство как юридическое лицо осваивает новую функцию- функцию предпринимательской деятельности. Экономической основой развития предпринимательской деятельности является государственная собственность.

Государственные предприятия по характеру их самостоятельности делятся на три группы:

1) бюджетные (ведомственные);

2) общественные (корпорации);

3) смешанные акционерные общества (холдинги).

В Республике Казахстан к государственным предприятиям относятся:

1). государственные, основанные на праве хозяйственного ведения, на полном хозяйственном расчете (оборонные заводы, фирмы, транспортные предприятия и предприятия, производящие медикаменты и др.).

2). казенные, основанные на праве оперативного управления, на неполном хозяйственном расчете (образование, здравоохранение, связь, телекоммуникации, производство геодезических работ и т.д.).

Однако, предпринимательская деятельность государства не ограничивается работой данных предприятий.

Предпринимательская деятельность государства распространяется на все сферы национальной экономики и внешнеэкономическую сферу деятельности, способствует развитию экономического потенциала государства, позволяет существенно пополнять государственный бюджет, регулировать устойчивость экономического развития регионов. (примеры 343).

Не зависимо от форм собственности все предприятия, большие и малые, вынуждены будут выполнять не только экономические, но и социальные функции. Рассмотрим структуру экономических функции:

-производственная функция, связанной с производством товаров и услуг, необходимых для удовлетворения общественных потребностей;

-функция распределения и целенаправленного использования полученного дохода от производственной деятельности в интересах дальнейшего развития производства и социального развития коллектива;

- функция реализации произведенного продукта, считаясь с рыночной конъюнктурой, состоянием конкурентной среды, платежеспособным спросом и др. факторами рыночной экономики;

-функция предпринимательства, отсутствовавшая у предприятия в государственной экономике. Данная функция традиционно связывалась раньше и связывается сейчас только с мелким бизнесом.

Предприятие как предприниматель должно:

- правильно оценивать структуру рыночных потребностей и выявлять те из них, удовлетворение которых может принести наибольшую эффективность;

- максимизировать как свои собственные доходы, так и выгоды покупателей;

- формулировать цели предприятия и организовывать людей на их достижение, создавая для этого необходимые стимулы и мотивации;

- функцию поддержания конкурентоспособности предприятия в рыночной среде.

Конкурентоспособность – это способностьпредприятия выживать в условиях жесткой рыночной конкуренции.

В условиях переходного периода поддержаниеконкурентоспособности предприятияво многом зависит от дальновидности и компетентности руководителей предприятий (фирм). В системе менеджмента западные экономисты различают 4 уровня конкурентоспособности.

Первый уровень конкурентоспособности (через призму действий руководителя). Руководители этих фирм действуют «спустя рукава», только производят продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов.

Второй уровень конкурентоспособности.Руководители предприятий этого уровня стремятся к тому, чтоб продукция их предприятий соответствовала стандартам, установленными основными конкурентами, действуя по принципу: «Все делать как у них!», поэтому подобные предприятия постоянно находятся в числе постоянно догоняющих своих конкурентов.

Третий уровень конкурентоспособности. Предприятия этого уровня стремятся к небольшому выходу за пределы общих стандартов производства в своей отрасли и стремятся приобрести, хотя бы на уровне своей отрасли, некоторые преимущества над отраслевыми конкурентами.

Четвертый уровень конкурентоспособности. Предприятия этого уровня стремятся иметь преимущества не только в сфере производства, но и в его управлении, организации, в эффективности, экономичности, оперативности в обновлении техники, технологии и продукции. Они не копируют опыт других фирм, а стараются превзойти самые жесткие стандарты.

Предприятия третьего и четвертого уровней конкурентоспособности относятся к предприятиям мирового класса и преобладают в развитых странах Запада. Они занимают ведущее положение в мировой экономике.

Илюстративный материал:

Рис 4 Собственность- образование сложное и многомерное.

 

Собственность
имеет 2 пути смены своих форм
является фундаментом системы общественных отношений

 

Определяет положение слоев населения.

 

является результатом исторического развития

 

имеет переплетение и взаимодействие всех форм собственности

Рис 5 Система отношений собственности

отношение присвоения    
отношение хозяйственного использования имущества    
  система отношений собственности  
отношение экономической реализации собственности    
   

Рис 6 Преимущества и недостатки основных организационных форм предпринимательской деятельности

Формы предпринимательства   Преимущества Недостатки
1.Единоличные индивидуальные хозяйства Простата в организации. Полная свобода деятельности. Гибкость поведения в рыночной сфере. Возможность сохранения секретов деятельности. Максимальный интерес в получении всего дохода.   Трудности привлечения больших капиталов. Неограниченная ответственность за убытки. Необходимость совмещения всех организационных и управленческих действий.
2. Товарищества. Распределение обязанностей по управлению Широкая возможность привлечения финансов. Свобода и оперативность действий, ограниченная только согласованностью партнеров.   Вероятность взаимного недоверия партнеров, социально- психологический дискомфорт из – за недоверия. Непостояноство этой формы из-за разногласия партнеров.
3.Акционерные общества. Возможность широкого и быстрого привлечения дополнительных капиталов. Свобода перемещения капитала в рамках различных сфер деятельности корпорации. Ограниченная ответственность акционеров.   Громоздкость управления и низкая его оперативность. Невысокий уровень контроля и участия в управлении акционеров. Возможность раскрытия профессиональных тайн.

 

Литература:

1.Закон Республики Казахстан «Об индивидуальном предпринимательстве»

Казахстанская правда, 08 июля, 1997г

2.Указ «О государственном предприятии» Казахстанская правда, 21 июня, 1995г

3.Коуз Р. Проблема социальных издержек. В сб. Фирма, рынок и право. М., Дело, 1993,

Стр. 87-169.

4.Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. - М., Просвещение, 1995.

5.Шеденов У.К. Общая экономическая теория. Актобе - 2004г.

6.Д.О.Ямольская, М. М. Зонис. Менеджмент Санкт – Петербург

7.Программа стабилизации экономики Казахской ССР и перехода к рынку.

Алматы 1991.,

8.Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы Онер 1993

9.Назарбаев Н.А. Казахстан 2030 Послание Президента страны народу Казахстана Алматы, Бiлiм, 1997

10. Жунусов Б.А. Комягин Б.И. Байжомартов У.С. Мамбетов У.

Общая экономическая теория Алматы 1994.,

11.Сабырбаев Б. Справочник экономических терминов. Алматы 1993.,

12 Жунусов Б.А. Комягин Б.И. Байжомартов У.С. Мамбетов У.

Общая экономическая теория Алматы 1994.,

 

Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Что такое собственность и какова ее роль в экономических отношениях?

2.Какие формы собственности Вам известны?

Многообразие форм собственности и их взаимодействие.

3.Какие основные виды предприятий Вы знаете?

4.Конкурентоспособность предприятия: как Вы это представляете?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 6538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.306 сек.