Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Операционная деятельность и принятие решений

Определение операционного менеджмента

Операционный менеджмент

Деятельность сотрудников любой организационной системы (предприятия, фирмы) связана с выполнением некоторой последовательности технологических операций, образующих тот или иной рабочий (бизнес-) процесс или его часть.Для повышения эффективности этой деятельности необходимо управление, которое в западной экономике получило название операционного менеджмента.

Операционный менеджмент (Operations Management) ‑ это деятельность, связанная с разработкой, использованием и усовершенствованием производственных систем, на основе которых производятся их основная продукция или услуги. Подобно маркетингу и финансам, операционный менеджмент представляет собой область бизнеса с явно выраженными управленческими функциями. Эту мысль следует понять особенно четко, поскольку операционный менеджмент (ОМ) нередко путают с такими дисциплинами, как исследование операций (Operations Research ‑ OR), научная организация управления (Management Science ‑ MS) и инженерные разработки (Industrial Engineering ‑ IE). Основное отличие в данном случае заключается в том, что ОМ является частью общего организационного менеджмента, в то время как OR/MS представляют сферу применения количественных методов, используемых в процессе принятия решений на производственных предприятиях любых отраслей экономики, a IE ‑ это чисто инженерная дисциплина.

Таким образом, хотя операционные менеджеры нередко пользуются в своей работе методами и инструментами OR/MS (например, при графическом определении критического пути) и занимаются вопросами, связанными с инженерными разработками (например, проблемами автоматизации производства), строго управленческая роль операционного менеджмента отличает эту область от остальных упомянутых здесь дисциплинах.

 

 

Операционная деятельность управленческого персонала связана с принятием определённых управленческих решений и выполнением соответствующих управленческих функций. Такая деятельность ведётся на всех уровнях управления предприятием – стратегическом, тактическом и операционном.

На уровне операционных функций все решения, связанные с управлением, можно подразделить на три большие группы, в соответствии с уровнями управления, на которых они принимаются:

· стратегические решения (долговременные).

· тактические решения (промежуточные).

· решения, связанные с планированием производственных операций и их управлением (кратковременные).

Операционная деятельность высшего руководства (тор-менеджеров) направлена на реализацию корпоративной стратегия (Corporate Strategy) предприятия, котороая определяется рынком сбыта (т.е. наличием на нем потребителей товаров и услуг, производимых компанией).

Корпоративная стратегия основывается на главной миссии организации и, по сути, отображает, как именно предприятие планирует использовать все свои ресурсы и функции (маркетинг, финансы и операции) с целью обеспечения конкурентного преимущества на рынке. Операционная стратегия (Operations Strategy) определяет способ и уровень использования производственной мощности предприятия, которые способствуют реализации корпоративной стратегии. (Точно так же маркетинговая стратегия определяет, какими конкретными методами будет осуществляться сбыт товаров и услуг, а финансовая стратегия намечает наиболее эффективные варианты использования финансовых ресурсов.)

Стратегические решения, как правило, носят наиболее широкий характер и дают ответы на самые общие вопросы. Например, каким образом будет производиться продукция? Где и как следует разместить производственные помещения? Какая производственная мощность потребуется для выпуска данной продукции? Операционная деятельность (функции) высшего руководства связана с поиском ответов на подобные вопросы, т.е. с принятием стратегических решений. Временные рамки, намечаемые в результате принятия стратегических решений, зачастую бывают очень широкими и, в зависимости от отрасли промышленности, в которой работает предприятие, могут охватывать несколько лет.

Решения относительно операций, принятые на стратегическом уровне, оказывают влияние на долговременные (ключевые) показатели эффективности работы предприятия (KPI – Key Performance Indicator), поскольку определяют, каким образом она может удовлетворять потребности своих клиентов. Следовательно, для того чтобы предприятие добилось успеха, эти решения должны максимально соответствовать избранной ею корпоративной стратегии. Таким образом, решения, принятые на стратегическом уровне, носят характер обязательных условий или производственных ограничений, с учетом которых предприятие должно функционировать как в долгосрочной перспективе, так и в краткосрочном плане.

Следующий (тактический) уровень процесса принятия решений определяет операционную деятельность руководителей среднего звена управления (руководителей функциональных подразделений). Он нацелен, в основном на тактическое планирование деятельности предприятия. На этом уровне, прежде всего, вырабатываются конкретные варианты наиболее эффективного распределения материальных ресурсов и рабочей силы с учетом ограничений, определенных на предыдущей стадии принятия стратегических решений. На данном уровне операционный менеджмент сосредоточивается также на решении других вопросов. Например, какое количество рабочих понадобится для производства продукции (или услуг)? В какой именно момент в них возникнет потребность? Придется ли работать сверхурочно или вводить вторую смену? Каков должен быть график поставок материалов? Следует ли создавать запасы готовой продукции? Ответы на них также принимают характер производственных ограничений, с учетом которых будут приниматься решения, связанные с планированием операций и управлением ими.

Решения относительно операций тактического уровня управления охватывают небольшой (среднесрочный) период времени. Они, как правило, содержат ответы на более конкретные вопросы. Например, какую работу нужно выполнить сегодня или в течение текущей недели? Кто именно будет отвечать за выполнение этой задачи? Какую работу следует выполнить в первую очередь?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Автоматизированные системы управления | Производственные системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.