КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Защита дорог от снежных заносов
ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ ДОРОГИ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДОРОГУ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН Гусеничные машины передают давление на покрытие через гусеницу -металлическую ленту, состоящую из ряда шарнирно соединенных звеньев с ребордами для лучшего зацепления с грунтом. Гусеницы имеют большую площадь и поэтому обычно считают, что среднее давление гусеничных машин на грунт равномерной составляет 0,03 - 0,05 МПа. Однако гибкая гусеница не оказывает достаточного распределяющего действия на грунт и под звеньями, на которых находятся катки, фактические напряжения в грунте значительно превышают средние давления, приводимые в каталогах и справочниках (рис. 13.7). Распределение давлений в грунте под трактором тем равномернее, чем мельче звенья гусениц и чем большее число опорных катков имеет трактор. При движении по дорогам с твердыми покрытиями вес трактора передается через малую площадь грунтозацепов или выступов на гусеницах. Контактные напряжения могут достигать значительной величины и вызывать разрушение каменных материалов. Чем более неровна поверхность покрытия, тем больше местные напряжения под ребордами гусениц. Попадая в трещину или в щели покрытия, выступы гусениц выворачивают камни мостовой или материал щебеночных и гравийных одежд. Особенно значительные повреждения возникают при разворотах. Гусеничные машины поворачиваются, замедляя или останавливая полностью движениеодной из гусениц. Участки дороги на кривых малых радиусов I усеничные машины обычно преодолевают, срезая их по хорде, делая два поворота. При этом реборды траков скребут покрытия, выворачивая камни из мостовых и срезая поверхностный слой щебеночных или гравийных покрытий. Для движения гусеничных машин и конных повозок ранее рекомендовалось устраивать параллельно основной дороге тракторные пути, представляющие собой специально оборудованную грунтовую дорогу. Пересмотр отношения к выделению земель под дорожное строительство в связи с их агротехнической ценностью выдвигает на первое место использование для проезда тракторов существующих параллельных грунтовых дорог, если они отделены от дороги не более чем на 1,5 - 2 км. Пересечение водотоков тракторными путями осуществляют по низководным деревянным балочным мостам, а в отдельных случаях и вброд. На больших мостах и железнодорожных переездах тракторный путь совмещают с основной дорогой.
Глава 15. ПОДДЕРЖАНИЕ ТРАНСПОРТНО- Обеспечение бесперебойной работы автомобильных дорог, своевременный их ремонт и обслуживание автомобильных перевозок осуществляют органы службы ремонта и содержания дорог (дорожно-эксплуатационная служба). В ее задачу входит своевременное устранение деформаций дорог, которые резко снижают эффективность использования автомобильного транспорта и могут привести к полному разрушению дороги. Одна из важнейших задач службы эксплуатации - борьба с слиянием на проезжаемость дороги климатических факторов. Некоторые из них, например снегопады и метели, могут полностью прорывать движение по дорогам. Служба ремонта и содержания ведет борьбу с гололедицей, контролирует грузоподъемность ледяных переправ и ограничивает движение тяжелых автомобилей во время весеннего переувлажнения верхних слоев земляного полотна на дорогах с недостаточно прочной дорожной одеждой, весной обеспечивает беспрепятственный пропуск талых вод по системе водоотвода. В последние годы в деятельности службы ремонта и содержания дорог заметное место занимают работы, связанные с обеспечением безопасности движения – установка ограждений на опасных участках, устройство шероховатых поверхностных обработок на скользких участках. По согласованию с ГАИ устанавливают знаки ограничения скорости на опасных участках. В штатах дорожно-эксплуатационных подразделений предусмотрены инженеры, ведущие учет работы дороги в разные периоды года, анализирующие причины ДТП и разрабатывающие проекты мероприятий по повышению безопасности движения. В условиях опережающего развития автомобильного транспорт по сравнению с приростом дорожной сети роль дорожных организаций в обеспечении безопасности и организации дорожного движения в дальнейшем должна будет возрасти еще более. На автомобильных магистралях с интенсивным движением устраивают сеть бензозаправочных пунктов, станций технического обслуживания и ремонта автомобилей, гостиниц и столовых. В пунктах массового поступления грузов и притока пассажиром строят автомобильные станции, обслуживающие пассажирские и грузовые операции. Для организации дальних перевозок большое значение имеет знание автотранспортными предприятиями дорожных условий маршрута. Для этой цели издаются специальные дорожные атласы и маршрутные карты, на которых указаны населенные пункты, расстояния между ними, места поворотов и примыканий. Иногда на картах указывают типы дорожных покрытий и дают общую характеристику дорожных условий по перегонам. Для получения более всесторонних сведений о дорогах могут быть использованы имеющиеся во всех дорожно-эксплуатационных организациях линейные графики, на которых приведены данные о типах дорожных покрытий, их состоянии, крутых подъемах, грузоподъемности мостов и т. д. (рис. 15.1). В процессе ремонта дорог постепенно выполняют отдельные работы строительного характера, преследующие цель последовательной перестройки мест, стесняющих движение, например кривых малого радиуса, замены деревянных мостов, имеющих недостаточную грузоподъемность, железобетонными и т. д. Путем последовательных поверхностных обработок гравийные и щебеночные покрытия могут быть в течение нескольких лет существенно улучшены и переведены в категорию усовершенствованных облегченных покрытий. Служба ремонта и содержания дорог ведет также посадку защитных и декоративных лесонасаждений вдоль существующих автомобильных дорог. В северных и северо-восточных районах СССР автомобильные дороги покрыты снегом в течение 5 - 6 мес в году, в средней части - от 3 до 5 мес, а в южной - от 20 до 100 дней. На большей части территории европейской части Советского Союза снеговой покров сохраняется свыше 4 мес. Уплотненный снеговой покров образует поверхность, вполне пригодную для движения автомобилей, хотя и несколько ухудшает ровность усовершенствованных покрытий. При толщине снегового покрова 10 - 20 см и уплотнении снега до плотности 0,08 - 0,5 г/см3 по нему свободно проходят полуторатонные автомобили, при плотности 0,4 - 0,65 г/см3 - трехтонные, а при плотности, пре-пытающей 0,65 г/см3, - пятитонные автомобили. Однако толстый слой снега на дороге интенсивно истирается и уплотняется в пределах полосы наката, что приводит к образованию на покрытии колей и ухабов. Особенно интенсивно колеи и ухабы образуются впериод оттепелей. Быстрое разрушение уплотненного снегового слоя на дорогах происходит при движении тракторных поездов. Под действием гусениц уплотненный снег превращается в порошкообразную сыпучую массу, затрудняющую движение. Правила зимнего содержания дорог предусматривают полное удаление снега с асфальтобетонных, цементобетонных и усовершенствованных покрытий. На грунтовых и гравийно-грунтовых улучшенных дорогах со смешанным движением автомобилей и конных повозокобычно оставляют слой снега толщиной 8 - 10 см, чтобы можно было пользоваться санями. Сопротивление снегового покрова качению колеса зависит от степени его уплотнения и может меняться в широких пределах. Для льда и плотных обледеневших поверхностей сопротивление качению составляет f = 0,06 - 0,08; при плотном снеге = 0,45- 0,6 г/см3 снежная поверхность имеет сопротивление f = 0,08 - 0,1; при = 0,25-0,35 г/см3 f = 0,15- 0,2. Для рыхлой снежной целины плотностью = 0,15 - 0,25 г/см3 f = 0,2 и более. Рыхлый слой свежевыпавшего снега на поверхности дороги существенно изменяет условия движения автомобилей. При толщине слоя рыхлого снега менее 5 см автомобили свободно преодолевают его сопротивление, движение происходит без снижения скорости, при толщине снега от 5 до 10 см проезд возможен со снижением скорости до 15 - 20 км/ч, при слое снега 20 см движение возможно лишь с использованием цепей со скоростью 5 - 15 км/ч, л при толщине более 25 см по дороге могут проехать лишь трехосные автомобили повышенной проходимости. Наибольшие затруднения для движения вызывают не снегопады, а низовые метели, при которых происходит сметание снега па дорогу с окружающих полей. Перенос снега начинается при скоростях ветра 4 - 5 м/с и более. Основная масса снега (до 90 % от всего количества) переносится в нижних воздушных слоях, н пределах 20 - 30 см от поверхности ззмли. В течение зимы к дорогам приносится метелями значительное количество снега, достигающее в особенно подверженных заносам районах 500 м3 на 1 м длины дороги. При средней интенсивности заносов к дорогам приносится 150 - 250 м3 снега на 1 м длины дороги. Встречая препятствие, например, в виде дорожной насыпи (рис. 15.2, а),воздушный поток, несущий в себе взвешенные снежинки (снеговетровой поток), начинает обтекать ее сверху. Скорость движения воздушных струй над препятствием возрастает по сравнению со скоростью в поле, так как они должны пройти через меньшее сечение. Плавно обтекающий препятствие снеговетровой поток создает перед ним зону несколько повышенногодавления, в которой откладываются переносимые у самой поверхности земли крупные частицы снега. За препятствием воздушный поток расширяется. Срыв струй у граней препятствия вызывает образование за ним вихрей и зоны с пониженным атмосферным давлением, в которой откладываются наиболее мелкие снежинки, перенесенные через насыпь. С течением времени около препятствия образуется снеговой вал с заложением откосов 1: 7 - 1: 10, через который снег переносится беспрепятственно. При обтекании углубления с пологими откосами воздушный поток расширяется и скорость его уменьшается. Часть снега при этом выпадает (рис. 15.2, б).При сильном ветре в глубоких выемках с крутыми откосами могут возникать воздушные вихри, выносящие из них снег (рис. 15.2, в).Однако при более слабых ветрах снег отлагается в выемке. Опыт эксплуатации дорог показывает, что наиболее подвержены заносам выемки с глубиной менее 2 м, насыпи с отметкой бровки земляного полотна меньшей, чем средняя глубина снегового покрова в районе проложения дороги, а также пониженные участки дороги на пересечениях оврагов и котловин. Сильно заносятся участки дороги в пределах малых населенных пунктов, состоящих из одного ряда домов, вытянувшихся вдоль дороги. Ветер, врываясь в промежутки между строениями, откладывает через 20 - 30 м снеговые наметы - косы, высота которых может превышать 1 м. Отложения снега у плетней и заборов также часто распространяются на дорогу. Слабо заносятся участки дороги, проходящие по просекам в густых и средних лесах, насыпи выше 1,5 м, выемки глубже 8 м. В последнем случае незаносимость связана как с упомянутыми выше вихревыми перемещенияхми воздуха, возникающими в глубоких выемках при сильном ветре, так и преимущественно с постепенным отложением приносимого снега на длинных откосах выемок, на которых может разместиться большой объем снега. Для борьбы с образованием снежных заносов на дорогах используют два способа: - снегозащиту - установку перед дорогой ограждений, вызывающих искусственное отложнение снега перед дорогой; - снегоочистку - удаление с дороги принесенного метелями или выпавшего снега. Для уменьшения количества снега, приносимого к дороге во время метели, ее ограждают снегосборными щитами или окаймляют рядами деревьев и кустарников. Эти препятствия на пути снега, переносимого ветром, создают зону затишья и вызывают образование около них валов снеговых отложений. Наибольшее распространение имеют переносные деревянные решетчатые щиты, имеющие от 40 до 70 % просветов. Их устанавливают параллельно дороге на расстоянии не менее 15 высот щита, привязывая к забитым в землю кольям. Линия щитовых ограждений может задержать до 100 м3 приносимого снега на 1 м длины дороги. В местностях с сильными метелями щиты зимой переставляют па вершины образующихся снеговых валов или поднимают на опорах. Снегозащитные ограждения задерживают сравнительно небольшое количество снега и требуют для их установки и перестановок больших затрат труда. Стоимость щитов высока, а срок службы не превышает нескольких лет. Более совершенны и экономичны придорожные насаждения из деревьев и кустарников. Применяют два вида насаждений — живые изгороди и снегосборные полосы. Живыми изгородями называют (рис. 15.3, а)двухрядные или однорядные густые насаждения, которые, пропуская через себя I неговетровой поток, вызывают гашение скорости ветра и образование снеговых отложений аналогично действию снегозащитных ограждений. В северных и центральных районах европейской части СССР для живых изгородей применяют ель, южнее - акацию и другие густые лиственные густарнпки. Живые изгородицелесообразны при малых количествах приносимого снега, не превышающих 25 м3/м. Их обычно располагают в 20 - 25 м от бровки дороги. Снегосборные полосы (рис. 15.3, б)представляют собой насаждения из чередующихся рядов высоких и средних деревьев и кустарников, не подверженных заболеваниям и распространению насекомых, вредных для сельскохозяйственных культур. Их устраивают такой ширины, чтобы весь приносимый снег полностью откладывался в пределах полосы. Для надежной защиты от снега снегозащитные полосы должны быть многорядными. Они занимают широкую полосу земли, значительно превышающую отводимую под дорогу. Поэтому их устройство возможно только по согласованию с землепользователями. Закладку снегосборных полос стараются сочетать с системой полезащитных лесных насаждений, устраиваемых в сельском хозяйстве. Ограждение дороги линией снегозащиты не может полностью защитить ее от заносов. Поэтому обязательный элемент зимнего содержания дороги - очистка дороги от снега, для которой используются автомобильные и тракторные плужные и роторные снегоочистители,автогрейдеры и прицепные тракторные угольники. Основным методом очистки от снега дорог с интенсивным движением является патрульная снегоочистка. С началом снегопада и переноса снега, как только толщина его слоя достигает 5 см, на дорогу выезжают автомобильные снегоочистители, которые объезжают постоянно закрепленные за ними участки и, сгребая с дороги выпавший снег, обеспечивают проезжаемосто дороги в течение всей метели. В связи с вогнутым профилем ножей снегоочистители отбрасывают снег в сторону: при скорости движения 30 - 35 км/ч - за пределы проезжей части, а при 60 - 80 км/ч - с дороги (рис. 15.4). В пределах населенных пунктов очистку ведут при меньшей скорости движения снегоочистителей. При интенсивных снегопадах или запоздании с началом патрульной снегоочистки, когда толщина снеговых отложений достигает 30 см и более, работу выполняют отряды снегоочистителей. Два - три снегоочистителя движутся уступами с перекрытием полос на 20 см на расстоянии 20 м, обеспечивая очистку половины проезжей части и обочины за один проход. Для увеличения сцепного веса автомобили, оборудованные снегоочистителями, загружают на 50 - 60 % их грузоподъемности. Большие глубокие заносы расчищают плужными тракторными снегоочистителями или роторными снегоочистителями, отбрасывающими снег далеко в сторону. Работающие на дороге снегоочистители всех типов пользуются преимуществом перед всеми видами транспорта. При очистке дороги снегоочистители производят обгон с правой стороны по ходу движения, а обгоняемые транспортные средства обязаны, уступая им дорогу, принимать влево. Снегоочистители с раздвижными крыльями, занимающие при работе широкую полосу проезжей части, обязаны при встрече с автомобилями и обгоне их убирать крылья с левой стороны. Для предупреждения столкновений габарит снегоочистителей обозначается флажками, а ночью фонарями ярко-желтого цвета. Дорогу следует очищать от снега на полную ширину земляного полотна. Валы, образующиеся по краям очищенной полосы, по окончании очистки немедленно разбрасывают, причем им придают уклон не круче 1: 3. Если этого не сделать, то при следующей метели снеговые валы, оставшиеся на обочине, вызовут большие отложения снега на дороге, чем первоначальные. Удаление валов снега с краев дороги иногда вызывает необходимость использования более мощных снегоочистителей (например, тракторных), чем применяемые для основной очистки. Хорошие результаты дают роторные снегоочистители, отбрасывающие снег из вала на расстояние до 20 м на обрезы дороги. В пределах населенных пунктов городского типа снег, сдвинутый снегоочистителем с дороги, вывозят в специально выделенные для этого места. Для погрузки снега на автомобили применяют автопогрузчики. Удаление с дороги слежавшегося, уплотненного движением слоя снега и выравнивание неровной снеговой поверхности требует применения тяжелых тракторных снегоочистителей, а в некоторых случаях предварительного рыхления снежной и ледяной корки кирковщнками.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |