Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По характеру целей деятельности. ¾ Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без специальной цели человека на запоминание

¾ Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без специальной цели человека на запоминание, без специальных приемов и контроля со стороны сознания.

¾ Произвольная память – запоминание и воспроизведение осуществляется в связи с заранее поставленной целью, с использованием специальных мнемотехничесикх приемов и требует волевого усилия.

3. По продолжительности закрепления и сохранения материала (по длительности сохранения информации)

¾ Сенсорная память – сохранение информации на уровне рецепторов на время от 0,3 до 1,0 с. Это иконическая (зрительная) и эхоническая (слуховая) сенсорная память.

¾ Кратковременная памятьзапоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Информация хранится не более 20 секунд и объемом одновременно удерживаемых элементов от 5 до 9.

¾ Оперативная память – рассчитана на сохранение материала в течение определенного срока. Например, в процессе решения арифметической задачи мы удерживаем «в уме» промежуточные операции и результаты вычислений до тех пор, пока не получим конечный результат.

¾ Долговременная память – ориентирована на длительное сохранение индивидуального опыта человека без ограничений по времени и объему удерживаемой информации.

4. По использованным для запоминания средствам

¾ Непосредственная натуральная память – прямое механическое запечатление событий и явлений. Характерна для ранних стадий развития человека как в филогенезе, так и в онтогенезе;

¾ Внешне опосредованная память – первый шаг к овладению и управлению своей натуральной памятью. Это попытка материального стимулирования своего воспоминания – при помощи записей в книжке, узелка на память, фотографии и сувенира;

¾ Внутренне опосредованная память – высшая форма памяти. Это логическая память, при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. Центральная роль принадлежит мышлению и речи.

Процессы памяти

1. Запоминание – процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала, обеспечивающий его последующее воспроизведение.

· Произвольное и непроизвольное (преднамеренное и непреднамеренное) – по степени активности процесса запоминания.

Одним из способов произвольного запоминания является заучивание. Заучивание – многократное повторение учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Заучивание может быть дословным и смысловым.

· Механическое и смысловое (логическое). Эти виды памяти разделяют в зависимости от используемых приемов заучивания. Первое основывается главным образом на закреплении отдельных связей и ассоциаций по смежности, когда одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней по времени. Логические запоминание связано с процессами мышления, когда человек для запоминания материала должен понять его, осмыслить, т.е. найти содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Запоминанию способствуют существующая установка и распределение запоминания во времени.

2. Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте.

· Динамическое – проявляется в оперативной памяти, при этом материал изменяется мало.

· Статическое – проявляется в долговременной памяти.

3. Воспроизведение - процесс воссоздания образа предмета, возникающего без опоры на вторичное восприятие.

Формы воспроизведения:

· Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.

· Собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное). Непроизвольное воспроизведение происходит неожиданно для нас самих. При произвольном воспроизведении мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель.

· Припоминание – наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий.

· Реминисценция – отсроченное непроизвольное воспроизведение того, что сразу после восприятия воспроизвести полностью не смогли.

4. Забывание – невозможность восстановить ранее воспринятую информацию. Формы забывания:

· Невозможность припомнить или узнать (полное забывание)

· Неверное припоминание или узнавание – существенное несоответствие припомненного действительно воспринятому.

К характеристикам продуктивности памяти относятся объем, быстрота, точность, длительность и готовность. Объем – это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации. Точность – характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Смешанный тип памяти предполагает одинаково успешное запоминание как наглядной, так и словесной информации | По степени развернутости выделяют интуитивное (свернутое) и дискурсивное (развернутое) мышление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.