КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По степени развернутости выделяют интуитивное (свернутое) и дискурсивное (развернутое) мышление
Индивидуальные особенности памяти в скорости запоминания и забывания, а также длительности сохранения информации.
Тема 2.3. Мышление и интеллект
По данной теме студент должен знать: понятие о мышлении; операции мышления; формы и виды мышления; решение мыслительных задач. Понятие «интеллект»; оценка интеллекта. Мышление и речь; виды речи. Уметь: определять индивидуальные особенности мышления Литература: Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. / В. Г. Крысько. – СПб.: Питер. - 2008. – 253 с. Материалы для подготовки к теме Мышление – это опосредованное и обобщенное познание (отражение) человеком окружающего мира в его существенных связях и отношениях. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания. К составляющим продуктивности ума относят быстроту и гибкость. Виды мышления 1. В зависимости от степени опоры мыслительного процесса на восприятие, представление или понятие (по форме мышления) - предметно-действенное (наглядно-действенное) – связано с практическими, непосредственными действиями с предметами; - наглядно-образное – опирается на восприятие или представление, появляется возможность мысленно осуществлять операции, например, отделить свойства предмета от самого предмета, что закрепляется в речи; - абстрактное мышление (словесно-логическое) – мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности) 2. По характеру протекания процесса мышления (по степени осознанности логического вывода) - аналитическое (путем логических умозаключений, постепенно приводящих к результату); - интуитивное. 3. По характеру результатов мышления (по степени новизны и оригинальности найденного способа решения задачи) - репродуктивное (когда мы четко прослеживаем ход мыслей другого человека, например, доказательство математической теоремы, ход и логику мыслей ученого, писателя и т.д.); - творческое (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства). 4. По действенности контроля (оценка результата мышления, проверка на соответствие реальности) - критическое; - некритическое 5. В зависимости от направленности на практику или теорию (по-разному связаны с практикой) - теоретическое (направлено в основном на нахождение общих закономерностей и принципов развития, организации явлений действительности); - практическое (направлено на разрешение частных, конкретных задач любого масштаба, отличается направленностью на преобразование реальной действительности в ходе практической деятельности, а не только на ее познание и объяснение.).
Основные формы мышления Понятие – форма мышления, отражающая общие существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или словосочетанием. Понятия могут быть общими и единичными. Понятия образуют более сложные формы мышления: суждения и умозаключения. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между предметами или явлениями, между теми или иными их признаками и свойствами. Суждения могут быть: · общими, частными и единичными · истинными, предположительными и ложными (по соответствию или нет действительности) Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Виды умозаключений: · Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему · Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному Мыслительные операции Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие части, выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Синтез - мыслительная операция, позволяющая переходить от части к целому. Сравнение – мыслительная операция, основанная на сопоставлении предметов и явления, их свойств и отношений друг с другом; установлении сходства и различия между объектами. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по общим и существенным признакам (понятие «фрукты» соединяет сходные признаки, имеющиеся в грушах, яблоках и т.д.). Абстракция – мыслительная операция, основанная на выделении существенных связей и свойств предмета и отвлечении от несущественных. Конкретизация – мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию. Это пример, иллюстрация общего (ответа на экзамене). Интеллект –это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения "внутри" индивидуума объективной картины происходящего. На развитие интеллекта оказывают влияние генетические факторы, психическая стимуляция, питание и т.д. Некоторые наследственные заболевания вызывают нарушения интеллекта. Психическая стимуляция играет очень большую роль в интеллектуальном развитии в детские годы. Взаимосвязь речи и мышления Речь – это использование средств языка индивидом в соответствии со стоящими перед ним задачами и условиями, в которых эти задачи возникают. Функции речи По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. 1. Сигнификативная функция (англ. significate – обозначаю) – функция обозначения словом предметов, действий, состояний и т.д. 2. Интеллектуальная (функция обобщения) - выражает тесную связь слова с мышлением. Речь является формой существования мысли, наиболее адекватной для абстрактно-логического мышления. 3. Коммуникативная – функция передачи знаний, отношений, чувств. Это интегральная функция, поскольку речь имеет смысл только в общении. В коммуникативной функции выделяют три стороны [Богосл, с. 261]: · Информационная – проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Предполагает умение найти слово, точно выражающее мысль, причем оно должно вызвать эту же самую мысль или представление у воспринимающего. · Выразительная (экспрессивная) – связана с передачей чувств и отношений говорящего к предмету сообщения. По голосу человека определяют, спокоен он или взволнован, сердится или благодушно настроен. · Волеизъявление – направление на прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего. Например, выражение «Иди сюда» можно произнести с двадцатью различными оттенками. Виды речи [Богосл, с. 263-268] В психологии различают две формы речи: 1. Внешняя речь Виды: 1) Устная речь · Диалогическая речь – непосредственное общение двух или нескольких человек (обмен репликами). Тематически направленный диалог – беседа. · Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом (доклад, рассказ, лекция, выступление). Устный рассказ – рассказчик в описательной форме передает виденное, слышанное или познанное им, неизвестное для слушателей (народные сказители былин, сказок). Лекция – не только дается описание, но и осуществляется поиск причинно-следственных связей, ведется доказательство тех или иных научных положений. Доклад – продуманное устное сообщение по определенному вопросу, основанное на сообщении фактического материала и его обобщения (доклад о результатах проведенного научного эксперимента). Выступление – непосредственное воздействие на поведение слушателей путем разъяснения чего-либо в связи с событием, торжеством (речь при открытии памятника). 2) Письменная речь появилась позже устной. Этапы развития письменной речи: · Идеографическая речь – попытка передать происшедшие события в рисунке. · Иероглифическое письмо – иероглифы – знаки предметов, обозначающие предметы или целые мысли, но сходство с предметами утрачено. · Альфабетическое письмо (современное) тесно связано с устной речью: каждый звук речи (фонема) обозначается буквой (графемой). 2. Внутренняя речь – разговор человека самим с собой, мысль про себя. Основной признак – непроизносимость, беззвучность. 1) Внутреннее проговаривание – совпадает по структуре с внешней речью. 2) Собственно внутренняя речь Тема 2.4. Воображение и творчество
По данной теме студент должен знать: понятие о воображении; виды воображения (активное, пассивное, преднамеренное, непреднамеренное, воссоздающее, творческое); способы создания образов воображения (агглютинация, акцентирование, схематизация, типизация). Уметь: определять способы создания воображаемых образов. Литература: Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. / В. Г. Крысько. – СПб.: Питер. - 2008. – 253 с. Материалы для подготовки к теме Воображение – это познавательный процесс создания новых образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Воображение тесно связано с восприятием и памятью. Основные функции воображения 1. Целеполагание – будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого. 2. Предвосхищение (антиципация) – моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, ходя взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей. 3. Комбинирование, планирование и прогнозирование деятельности человека – конкретизация желаемого образа будущего за счет аналитико-синтетической деятельности рассудка. 4. Замещение действительности – при невозможности реально действовать или находиться в какой-либо ситуации человек совершает действия в своем воображении. 5. Проникновение во внутренний мир другого человека – на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (или переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру. Эта функция – основа для понимания и межличностной коммуникации. 6. Приспособительная функция – воображение помогает ребенку преодолеть конфликт в психике между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего. Это осуществляется благодаря сказкам и мифам. 7. Психотерапевтическая (регулирование эмоциональных состояний) – воображение осуществляет своеобразную защиту, например, от страхов (почему дети рассказывают страшилки); воображение позволяет человеку влиять на органические процессы (изменять ритм дыхания, частоту пульса, температуру тела), что лежит в основе аутотренинга по саморегуляции; воображение помогает регулировать эмоциональные состояния (снимать напряженность, чем удовлетворять хотя бы отчасти многие потребности). Виды воображения 1. По степени активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов (непроизвольное и произвольное) Непроизвольное (пассивное или непреднамеренное) воображение - новые образы возникают под действием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений или установок. Такие образы возникают при снижении степени активности сознания или расстройстве его работы, возникает без определенного намерения. Это сновидения, галлюцинации, грезы. Грезы – мечты, призрачные видения [Ожегов, с. 124]. Грезит человек в расслабленном состоянии, в состоянии перехода от бодрости ко сну. Произвольное (активное или преднамеренное) воображение - процесс построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. 2. По степени уникальности (воссоздающее или репродуктивное и творческое воображение). Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. Мы воспроизводим то, что непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди. Воссоздающее воображение – это воображение на основе прочитанного, услышанного. С репродуктивным воображением соотносятся такие направления в искусстве как натурализм и реализм. Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи без опоры на готовое описание или условное изображение. Новый образ: - объективно новый – образ, идея, не существующая в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. - субъективно новый – новый для данного человека, он может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других. 3. Мечта – особый вид воображения, образ желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями: ярким, живым, конкретным характером; слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты; эмоциональной насыщенностью; стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости. Образы воображения отличаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. Психологические механизмы (приемы) воображения 1. Комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Но это не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Агглютинация – способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс – лев с головой человека, ковер-самолет (способность летать перенесли от птицы на другой предмет), минотавр – чудовище с туловищем человека и головой быка, русалка. Агглютинация встречается не только в искусстве, но и в технике (аэросани, троллейбус, танк-амфибия и т.д.) 2. Акцентирование – выделение, подчеркивание тех или иных черт, какой-то части предмета, образа, что делает его непропорциональным. Пример, карикатуры и шаржи (болтун – длинный язык, любитель покушать – большой живот, умный – очень высокий лоб). 3. Гиперболизация – акцентирование, перенесенное на весь предмет (преувеличение или преуменьшение предметов, явлений или образов; в изменении количества частей предмета (например, увеличение количества деталей). Пример, богатыри-великаны, мальчик-с-пальчик, одноглазый циклоп, дракон с тремя головами, многорукие богини и т.д. 4. Типизация – специфическое обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Это отбор наиболее характерных особенностей людей и их включение в одно лицо (обобщенный тип). 5. Аналогия – строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. Творчество Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых, оригинальных и общественно значимых ценностей. К факторам, препятствующим становлению творческой личности, относятся: склонность к конформизму; боязнь выглядеть «белой вороной»; боязнь показаться слишком экстравагантным; боязнь возмездия со стороны человека, чья позиция критикуется; завышенная оценка значимости своих идей; высокоразвитая тревожность. К этапам творческого воображения относятся возникновение творческой идеи, вынашивание замысла и реализация замысла.
Тема 2.5. Внимание
По данной теме студент должен знать: понятие о внимании; виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное); свойства внимания (объем, распределение, устойчивость, переключение, сосредоточенность). Уметь: выделять индивидуальные особенности внимания. Литература: Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. / В. Г. Крысько. – СПб.: Питер. - 2008. – 253 с. Маклаков, с. 363-366; Дубровина, с. 146-149; Макарова, с. 103-105 Материалы для подготовки к теме Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте, обеспечивающие его наиболее ясное отражение. По мнению П. Я. Гальперина, внимание является формой контроля и результатом формирования умственных действий. Является условием успешности и скорости решения любой задачи. Направленность – избирательный характер психической деятельности, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности, а также сохранение деятельности в течение определенного времени. Сосредоточенность – большая или меньшая углубленность в деятельность. Виды внимания по происхождению и способам осуществления. 1. Непроизвольное внимание – возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. Механизмами непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс и доминанта. К характеристикам непроизвольного внимания относятся наличие интереса и отсутствие волевых усилий. В качестве условий возникновения непроизвольного внимания упоминаются динамичность объекта, его новизна и необычность. 2. Произвольное внимание – имеет отчетливо выраженный волевой характер и управляется сознательной целью. К характеристикам произвольного внимания относят целенаправелнность и повышенную устойчивость. 3. Послепроизвольное внимание (постпроизвольное) – возникает после произвольного внимания. Связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но нет или почти нет волевых усилий. Так, чтобы решать математическую задачу, нужны волевые усилия, нужно самому удерживать на ней свое внимание. Но когда правильный ход решения становится более отчетливым, задача – более понятной, мы все более увлекаемся, задача становится интересным делом, и напряжение все более ослабевает, а порой и исчезает совсем. Внимание из произвольного становится послепроизвольным. В послепроизвольном внимании сохраняется целенаправленность и снимается напряжение. Свойства внимания 1. Устойчивость – способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. 2. Концентрация снимания – степень сосредоточенности и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Предполагает способность сосредоточится на главном и отвлечься от ненужного в данный момент. 3. Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности, не теряя из поля внимания ни одного из них. 4. Переключаемость внимания – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Легкость переключения зависит от особенностей предыдущей деятельности и личных качеств человека. 5. Объем внимания – количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Объем внимания обычно составляет у взрослых людей 5+2 элемента. 6. Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, которая возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью: · Внешняя отвлекаемость – возникает под влиянием внешних раздражителей, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. · Внутренняя отвлекаемость – возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в это время занят человек.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |